Понедельник, 07.10.2024
Журнал Клаузура

МИР ВАМ, РОЩИ ДА ИЗЛУКИ. Роль пейзажа в лирике Михаила Анищенко

Наша жизнь проходит на фоне каких-то бытовых картинок, политических событий, радости и горя, встреч и разлук, восхищений и разочарований, собственных ошибок и прозрений.… Но одним из самых важных «фонов» является, конечно же, природа.  И особенно природа близка человеку, проживающему в сельской местности.

Выдающийся русский поэт Михаил Анищенко немало лет прожил в селе Шелехметь Самарской области. И, видимо, поэтому во многих его лирических стихотворениях события разворачиваются на фоне природы. И  душевные переживания лирического героя тоже часто «соседствуют» с природой. Пейзаж у поэта усиливает эмоциональное звучание произведений, углубляет их идейное содержание, способствует раскрытию основной мысли. Рассмотрим это на нескольких примерах:

В гостях

Плёс и лес.

И плеск листвы лесной.

На зарю распахнутые ставни

И дымок над старенькой избой,

Где гостюю я у дяди Вани.

Мы живём меж двух российских рек,

За окном берёза зеленеет.

Дядя Ваня, русский человек,

Ни души,

Ни хлеба не жалеет.

Мы к плетню выходим покурить.

Лес шумит.

Колышется осока.

Дядя Ваня тихо говорит:

— Хорошо, когда не одиноко…

Казалось бы, простенькое стихотворение, и весь диалог состоит из одной фразы, а сколько в ней мудрости и тепла. Из пятнадцати строк стихотворения в шести строках рисуется разными красками природа. И это не случайно. Именно на фоне природного пейзажа лучше показать широту души простого русского человека, его хлебосольство и чувство коллективизма. Автор создаёт и эмоциональный фон, на котором развёртывается действие: «на зарю распахнутые ставни и дымок над старенькой избой», «мы к плетню выходим покурить». Великолепно! И, кроме того, пейзаж в этом стихотворении выступает как часть национальной действительности.

Журавль

Припомню вновь

Тот день перед зимою,

Остывшие в два счёта берега

И журавлей

Над северной рекою,

Что уходила в глубь материка.

Теряла листья

Рощица сырая,

Закисшем чаем

Пахли озерца…

 Я слушал,

Непогоду проклиная,

Как бьются журавлиные сердца.

Уже в первой строфе, изображая картины природы, поэт настраивает читателя на то, что рассказ о журавле будет грустным. Метафоры «остывшие в два счёта берега», «теряла листья рощица сырая» сразу в нашем воображении рисуют унылый пейзаж поздней осени.

Неслось навстречу

Снега мельтешенье.

Один журавль

Вдруг съёжился и сник,

Казалось,

Что земное притяженье

Лишь на него влияет в этот миг.

Кто или что поможет журавлю, когда «неслось навстречу снега мельтешенье»? Пейзаж здесь очень удачно выступает как средство развития сюжета.

Он опускался

Медленно и тихо,

Охваченный бессильем,

Как огнём.

Но верил я:

Вернётся журавлиха

Чтоб разделить

Несчастье с журавлём.

Но шаг зимы

Всё так же был размерен,

И ширь реки

Не делалась теплей…

Он был один.

А я-то был уверен,

Что так бывает только у людей.

Заключительную часть стихотворения и комментировать не надо: эти строки не просто волнуют, а обжигают душу.

Пускай!

Забудь слова, приметы, лица,

И, счёты с миром не сводя,

Попробуй взять и раствориться

В холодных капельках дождя.

Попробуй тихо, неумело

Войти в деревья и ветра.

Пусть без тебя побудет тело

На мокрой лавке до утра.

Пускай тебе легко летится

Над беспризорною судьбой,

Пускай сверчки, цветы и птицы

Легко становятся тобой.

Лети божественным созданьем,

Позёмкой лунною пыля,

Когда одним твоим дыханьем

Согреты небо и земля.

И пусть, как ниточка, порвётся

Нездешней жизни волшебство…

Но в тело грешное вернётся

Не то, что вышло из него.

Отныне в нём легко и строго

Огонь божественный горит.

Плывёт туман. Пылит дорога.

Звезда с звездою говорит.

Поэт с помощью художественно-изобразительных средств объяснил нам, почему для полноценного отдыха мы отправляемся именно на природу. В лесу, у озера, на берегу реки, под восходы и закаты солнца, под пенье птиц, вечером у костра – в такие минуты мы по-настоящему чувствуем  душевный комфорт. И  не противопоставляем себя природе, а ощущаем, что мы – всего лишь её малая толика. А то ведь получается, что человек выделил себя из природы и объявил её окружающей средой. Но всё равно в глубине души зреет понимание того, что без  природы человеку трудно оставаться самим собой. И, возвращаясь домой, мы «привозим» с собой уже несколько другое тело, потому что «отныне в нём легко и строго огонь божественный горит».

Хорошо

Снегири мои, зяблики, вороны,

Туготравье и батюшка-лес,

Хорошо, когда каждому поровну

Достаётся земли и небес!

Хорошо мне от тихого дождика,

Хорошо, что у храмов и слег

Для святого отца и безбожника

Одинаковый сыплется снег.

Хорошо, что берёзы не бедствуют,

Не злословит речная вода,

Что душа моя с небом соседствует

И сливается с ним навсегда.

Хорошо, что с холодного пёнышка

Можно с неба смотреть без помех,

Где моё заповедное солнышко

Поднимается сразу для всех.

Очень удачно поэт раскрывает характер лирического героя, показывая его отношение к природе. А фразой «не злословит речная вода» поэт как бы бросает упрёк людям: а вы злословите, ненавидите, злитесь, ревнуете…

Нередко у Михаила Анищенко тема природы «вплетается» в тему Родины. И это не удивительно, потому что «широка страна моя родная, много в ней лесов, полей и рек…»

Теперь все песни о любви!

И все слова без капли желчи!

Пускай ночные соловьи

Переворачивают ночи!

В моей душе одна любовь,

Одна, но вечная зарница!

Мне отдают сегодня кровь

Ромашки, бабочки и птицы.

Лягушки квакают в пруду,

У них сегодня мусикия.

Скажи, какую же беду

Не расхлебаешь ты, Россия?

Что люди? Господи, прости!

Они немного заплутали…

И им бы просто дорасти

До золотой душевной тали.

А им бы выйти из домов

И сосен шум услышать снова,

И колокольчики коров,

Где даль до неба василькова!

Вот то-то станет любота

Среди людей родных, как травы!

И светозарные уста

Припомнят дни российской славы.

В этом стихотворении природная гармония контрастирует с противоречиями социальной жизни, общественных отношений. Поэт не случайно использует  устаревшие слова «таль» (оттепель), любота  (то, что нравится), уста (рот, губы).  Говоря о сегодняшней России, он как бы оборачивается назад, — потому что без прошлого нет и настоящего. И напоминает нам, что в истории нашей страны было немало славных побед, которыми мы вправе гордиться.

У поэта много стихотворений о Родине. Но писать так о России, как говорит и разговаривает с ней он, может только Михаил Анищенко. Из стихотворения «Корешок»:

Разгребёт он землю, растревожит

И простой какой-то лопушок

Тянет, тянет – вытянуть не может

И порвать не может корешок.

Упадёт он в травы. Как мессия –

Разведёт руками облака

И прошепчет: «Матушка Россия!

Как же ты, родная, глубока!»

А вот какой пейзаж рисует поэт в начале стихотворения «Озеро»:

Лодку направлю по курсу зари,

Выну восторг из-под спуда.

Белое озеро с небом внутри,

Здравствуй, забытое чудо!

Вот и закончилось время беды,

Снова сквозь ивы и клёны

Гладит измявшийся ситец воды

Солнца утюг раскалённый.

И мы видим уже композиционную, обрамляющую роль пейзажа.

Поэтическую, эстетическую роль пейзажа мы наблюдаем в стихотворении «Осень»:

А рядом туманится Волга,

Печальна она и пуста…

И длится, но длится недолго

Паденье сухого листа.

Пройдут годы, — и эти строки будут наизусть учить школьники при подготовке к уроку.

В стихотворении «Дорога» раскрытие внутреннего мира лирического героя происходит путём реакции его на внешний мир в определённом состоянии. Здесь просматривается пейзаж, контрастный настроению героя. Пейзаж служит для анализа психологического состояния лирического героя, подчёркивает и проявляет  душевные переживания:

И я пошёл.

И путь мой долгий

Завлёк,

Околдовал меня

Простором нив,

Величьем Волги,

Хоть всё трудней день ото дня. 

В стихотворении «Приговор», которое было написано незадолго до смерти, Михаил Анищенко оставил свои восторженные пожелания родной природе:

Мир вам, рощи да излуки,

Шелест, шёпот… Камыши…

Навсегда. До смертной муки.

До бессмертия души!

Как хорошо, что жил на этой земле поэт Михаил Всеволодович Анищенко и писал такие проникновенные, а порой и по-есенински пронзительные стихи!

Валерий Румянцев

литературный журнал, литературный журнал, литературный журнал, литературный журнал


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика