Четверг, 25.04.2024
Журнал Клаузура

БАРДОВСКИЙ СЧЁТ ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО

Серия «Качество аутентичной песенности бардов». Статья № 7

Культурное наследие В. Высоцкого содержит песни, которые можно и нужно рекомендовать культурным исполнителям песен. Однако, каждый соискатель на исполнение должен быть готовым к так называемой культурной самоидентификации – поиску возможностей соединения своего внутреннего мира и исполнительских способностей с миром культуры песен В. Высоцкого. Наша информация будет полезна и для: организаторов песенных концертов и вечеров песен, высоцковедов, любителей «авторской культуры песен бардов» и «авторской песни».

Владимир Семёнович Высоцкий родился в 1938 году, а ушел от нас в историю, в возрасте 42 лет, в 1980 году, оставив значительное культурное наследие. Секторная структура такого наследия не мала. Здесь и театр, и кино, и стихи, и песни, и художественная проза. Появилось специальное культурно-исследова-тельское направление «высоцковедение» [1], написаны и пишутся книги вос-поминаний, ведутся научные изыскания [2], организуются фан-клубы и памятные музеи [3], проводятся фестивали [4] песенной памяти. В процесс вовлечены любители [5] творчества В. Высоцкого и профессиональные исследователи [6] из разных стран мира. Заявлено открытие «миров Высоцкого» [7].

Критическим толчком к написанию нашей статьи послужила российская телепередача «Достояние Республики» (2011 г.), посвященная В. Высоцкому, как автору любимых народом России песен. Поражает достаточно высокий произвол мнений участников передачи, упрощенность подхода организаторов передачи при выборе песен и их исполнителей, сам способ подачи культурного наследия. Явно виден разрыв теории и практики культуры. Если для теоретического рассмотрения важную роль играет обоснованное культурное самоопределение, то практика живёт другими правилами, нередко привлекая форму «представительный балаган» [8]. Попадание в регламент и формат перехлестывает здесь истинность поднимаемой темы и культурную ответственность за такое действие. А хотелось бы побороться за истинность и подлинность, особенно когда дело касается таких фигур, как В. Высоцкий.

Проведенные нами исследования [9] позволили сформулировать модель «бар-довский счёт», на основе которой можно вполне успешно соединять теорию и практику исполнения песен, когда речь идёт о песенном наследии бардов. Такая модель соединяет в одно целое ряд элементов, например [10]: 1) информационная карта барда; 2) список песен для культурного исполнителя, слуховой образ песен, историческая похожесть; 3) направленность авторской программы песенного творчества; 4) ассоциированные продолжатели авторского следа; 5) легенда «дар и сила»; 6) не законченное, позиция в круге бардов или отношение к «табелю о рангах» у бардов. При этом, модель ориентирована на современных исполнителей песен бардов, иллюстрируя движение к уровню качества «аутентичное исполнение песен бардов» и вводя в тематический дискурс новый уровень качества «песенность» [11]. То, что сегодня называют «авторская песня» правильнее называть «авторская культура песен бардов» [12]. Это не просто песенный жанр, а манифестация нового слоя культуры «авторская культура песен». Каждый культурный исполнитель песен бардов здесь есть исполнителем такой культуры в каждой исполняемой песне.

1. Информационная карта барда

Информационная карта В. Высоцкого, как и любого другого барда,  состоит из двух частей: 1) базовая часть (см. ниже «картотечная карта № 1). Содержит каркасно-сигнальную информацию. Она получена на основе детального изучения песенности В. Высоцкого, по всему объему его песенного наследия, известному со стороны признанных собирателей (архивистов) песен бардов от КСП [13]. Согласована в отношение «часть-Целое»; 2) справочная часть. Эта часть представлена таблицами 1 и 2. Ее содержание получено на основе данных РИМП [14], соответствующих барду В. Высоцкому.

Владимир Высоцкий стал писать песни с 1960 года, но первую свою широко известную песню «Татуировка» он написал в 1961 г. (в возрасте 23 года). Всего же им создано 647 песен, 101 песня из которых – раритет [15]. Тем самым, можно считать, что на магнитофоны широкой аудитории граждан записано приблизительно 546 песен. Примерно 190 песен звучат через средства массовой информации чаще других. Среди них примерно 30 песен, записанных в сопровождении инструментального ансамбля. Большинство песен записано В. Высоцким самостоятельно и в его живой акустике – только акустическая семиструнная гитара и человеческий голос.

Хронологию песенно-творческой активности В. Высоцкого можно представить графически (см. информационную карту ниже). Это и будет тем, что мы называем «авторской росписью барда».

Обратите внимание на две «странные» даты (1969 г. и 1974 г.), где: 1) 1969 г. – ход песенно-творческой активности и активности публичных выступлений противоположны; 2) 1974 г. – это год, с которого ход песенно-творческой активности и ход активности публичных выступлений разошлись навсегда. Начался глубокий творческий кризис.

Необходимо также обратить внимание на 1966 год (возраст 28 лет). С этого года В. Высоцкий вышел на высокий уровень песенно-творческой активности «выше своего среднего уровня» (27 песен в год). Такой уровень держался примерно 8 лет, до 1974 года включительно. Это значит, что показатель «песенная опора барда», для В. Высоцкого, равен 216 песен (27 песен х 8 лет).

В 1973 году В. Высоцкий написал 44 песни (максимум, возраст 35 лет). Следовательно «показатель ПИК» равен 0,8 (35:44=0,8).

Картотечная карта № 1. Информационная карта барда В. С. Высоцкого. В графической части: а) песни – сплошная линия, соединяющая точки «количество написанных песен в год»; б) творческие вечера – пунктирная линия, соединяющая точки «количество песенных публичных выступлений в год».

В 1974 году обозначилась тенденция снижения творческой активности ниже средней отметки.

Из графика песенно-творческой активности В. Высоцкого также видно, что такая активность носит характер резкого выхода на уровень выше среднего и резкого падения после прохождения своего максимума.

Широкую известность В. Высоцкий получил в 1966 г., как автор и исполнитель своих песен в кинофильме «Вертикаль».

С марта же 1968 г. началась травля В. Высоцкого в печати. Вплоть до 1971 года ему были запрещены публичные выступления со своими песнями.

Проблемы со здоровьем начались примерно с 1969 года. За 10 последних лет своей жизни он был дважды в состоянии «клиническая смерть». Лечился от алкоголизма и наркотической зависимости, травм, полученных в автомобильных авариях.

В жизни В. Высоцкого были неразрывно соединены три линии: театр, поэзия и песня. Он посмертно получил государственную премию за свою театральную деятельность. Официальными высоцковедами была проведена активная работа по выведению В. Высоцкого в культурно-историческую позицию «классик русской поэзии ХХ века».

Популярность Высоцкого была огромна. Он был как оголенный нерв всего народа, выступил в одиночку против казенного уклада и фальши советской действительности. Он открыто говорил то, что многие чувствовали, но боялись сказать. Героями его песен были простые люди, напряженно живущие и способные на подвиг. Пронзительная правдивость и сила его песен достигала самых затаенных уголков души многих советских людей, в том числе и представителей интеллигенции и высших слоев советского государства.

О Высоцком написано много книг, статей, воспоминаний, диссертаций, рецензий. Уже издан восьмитомник [16] о жизни Высоцкого и его творческом наследии (стихи, песни, проза, драматургия).

1. 1. Положение в «круге бардов»

Говоря о В. Высоцком, часто делают ошибку, вырывая его под разными предлогами из «круга бардов». Мол, он настолько уникален, что все остальное значительно ниже по культурному результату, по требованиям профессиональной культуры. При этом, часто, в официальной печати, соединяются только несколько фамилий, а именно ОВГ: Окуджава Булат Шалвович, Высоцкий Владимир Семенович, Галич Александр Аркадиевич. Мол, они известны не только в бывшем СССР, но и во всем мире, а другие – нет.

Официальная наука, в научных диссертациях, приводит чуть расширенный список, добавляя к только что названным фамилиям бардов еще несколько фамилий, например: Городницкий Александр Моисеевич, Дольский Александр Александрович, Ким Юлий Черсанович, Кукин Юрий Алексеевич, Дулов Александр Андреевич.

Конечно, В. Высоцкий был уникальным бардом, но не единственным в истории мировой культуры и даже в русской культуре ХХ века. По сути, надо говорить о введении Владимира Высоцкого в два круга бардов: широкий («исторический круг бардов») и малый («круг бардов русской культуры 20 века»).

В широком кругу нам удалось восстановить 189 имён «бардов», принадлежащих 27 разным народам мира, в интервале исторического времени примерно в 29 веков, от конца 20 века. Однако, эта работа не завершена.

Малый круг известен значительно лучше. Его определение для периода времени «вторая половина ХХ века» имеет полноценно выраженный результат (см. табл. 1). В соответствии такой историей бардовской песни, Высоцкий занимает позицию с номером 19. Он входит в группу «корни» и является одним из 30 ярких представителей этой группы.

Таблица 1. «Круг бардов» [17], часть. Основатели круга выделены жирным шрифтом. Фамилии упорядочены по колонке «Год написания первой песни».

Как это ни странно, но на главном сайте современной русской авторской песни www.bards.ru, долгое время можно было прочитать, что песни В. Высоцкого принадлежать к сектору «артистическая песня»? Видно, враждебное отношение к «кругу бардов», со стороны самого В. Высоцкого и хранителей его наследия, вызывало ответное отношение с другой стороны.

Исследователи явления «авторская песня» должны ясно представлять историческую хронологию такого явления, его содержательную структуру и масштабы. Исторический водоворот только «круга бардов» русской культуры второй половины ХХ века имеет масштабы, охватывающие примерно 20 000 песен (представительское множество песен) от 300 авторов (представительское множество авторов песен). Это была «триединая песня» – песня, как триединство трех песенных направлений: «самодеятельная песня», «бардовская песня», «авторская песня-1». То есть, есть «авторская песня» из «круга бардов», а есть «авторская песня» не из этого круга. Авторская песня В. Высоцкого [18] – авторская песня из «круга бардов».

Песня бардов – это результат деятельности по саморазвитию человека. Песенная форма достигается, как приложение к изменению человека в процессе саморазвития, а не как самоцель. Песня, как бы, идет вслед за саморазвитием, записывая и удерживая его следы. Как документальный конспект ярких моментов такого саморазвития. Как дневник личного саморазвития автора или исполнителя песен.

Внутренний компас барда ищет направление на Красоту Пронзительную, преодолевая притяжение Красоты Завораживающей, Красоты натуральной Природы и Красоты Магической. Именно при акцентированной ориентации на Красоту Пронзительную и получается то, что называется «пронзительный зов барда к жизни» или «бардовский маршрут».

1. 2. Особенности песенности барда

Высоцкий виден из «круга бардов», как исполнитель создатель и множества песен, имеющих уникальные особенности, прежде всего качество «уникальная песенность».

Наши исследования материи «песня» показывают, что песенность – это способность человека превращать «письменный текст» в «певческую речь». Потенциально, песенность присуща слуху человека от природы, но развита у разных людей по-разному.

Песенность является особенным свойством, не тождественным ни «поэтическому», ни «музыкальному» слухам человека.  Она выступает, как бы, соединителем таких слухов, обеспечивая «песню бардов» качеством «синкретическое единство песенных элементов».

Мы собираем песенность каждого барда, как множество его уникальных песен – множество песен барда в РИМП [19] (см. табл. 2). Каждая песня здесь отмечена своим акцентным признаком – «акцентное гнездо». Такое «гнездо» и есть прямым носителем качества «песенность».

Из таблицы 2 видно, собранные здесь 12 песен содержат 7 особенных акцентных гнезд – не повторяющихся по своему виду записи. Таким образом, песенное наследие В. Высоцкого характеризуется нами, как «собственная песенность» [20] из 7 акцентных признаков – песенность из 7 разных значений по шкале качества «песенность».

 

Таблица 2. Песни В. Высоцкого, включенные в РИМП. Затемнением выделены: а) собственные уникальные значения акцентного гнезда; б) равноакцентная песня; в) песни из бардовской гимники. Использованы обозначения: Агн – акцентное гнездо, Дбл – частота дублирования значения Агн, Рва – признак использования «равноакцентной песни» (равноакцентного Агн), Скв – сквозное Агн, Вол — волновое Агн.

То есть, В. Высоцкий использовал в своем песенном творчестве 7 уровней  «собственной песенности»: 1) три – из «авторской песни-1»; 2) один – из «равноацентная песня»; 3) четыре – из «бардовской песни»; 4) ноль – из «самодеятельной песни».

Так как В. Высоцкий исторически не первый в «круге бардов», то надо задаться вопросом: «Какие уровни «собственной песенности» обладают свойством «сквозной уникальности» – были впервые внесены в круг песен бардов В. Высоцким?».

2. Список песен для культурного исполнителя

Официальное[21] высоцковедение сообщает нам две важные цифры размеров песенного наследия В. Высоцкого: 647 песен – наследие в целом; 375 песен – 11 тематически сгруппированных песен (см. табл. 3).

Таблица 3. Тематическое группирование песен В. Высоцкого.

Наш анализ песенного наследия В. Высоцкого указывает на другие, значимые для исполнителя цифры: 409 песен – наследие в целом; около 100 песен — для исполнителей бардовского круга песен; 74 песни – песни лидирующего выбора (см. Приложение, табл. 1); 118 песен – песни расширенного лидирующего выбора (см. Приложение, табл. 2).

Аудиоиздат выпустил аудио-альбом «100 лучших песен В. Высоцкого», где использована тематическая классификация песен: трагически-исповедальные, романтико-лирические, комические и сатирические, баллады.

Главное для исполнителя песен Высоцкого сохранить аутентику его песен. Здесь есть немало тонкостей. Поэтому лишь очень немногие артисты эстрады решаются на публичную пробу.

Тексты большинства песен В. Высоцкого превышают формат обычных эстрадных песен. В них существенно больше текста и время их звучания также существенно больше. Среди песен максимальной длины выделяются баллады, их было написано 17.

После смерти барда, в бывшем СССР, вышло более двадцати пластинок-гигантов, более двадцати лазерных дисков и множество сборников стихов и песен в нашей стране и за рубежом. По рукам ходит компьютерный диск, на котором записано 32 официально изданных диска песен Высоцкого. Трудностей с аудиозаписью исполнители песен В. Высоцкого вряд ли испытывают.

Образ Высоцкого многими авторам и любителями песен трактуется как образ «настоящего барда», относится к ряду: «бард-классик» и «классик бардовской песни».

3. Слуховой образ песен

Здесь отмечаются яркие образы реакции слушателей на восприятие песен. В качестве важных признаков такого восприятия можно указать, например, такие как: 1) Эмоциональное воздействие от выступления Владимира Высоцкого было невероятно сильным. Вас охватывало даже какое-то энергетическое оцепенение. Формула проведения концерта была изматывающей и напоминала рваный бег скакуна. Высоцкий чередовал серьезные песни с шуточными. При исполнении первых он настолько входил в образ и выкладывался так, что за него становилось страшно. Думалось, что в таком гневе или отчаянье можно исполнить только одну песню. Однако, он тут же перевоплощался в какого-нибудь «спортсмена бегуна» или «козла отпущения», и аудитория расслаблялась. Однако, не оставляла мысль, что такой отдачи человеку долго выдержать невозможно; 2) Длинный концерт, у Высоцкого коротких не было, промелькнул в одно мгновение. Но, увы, «на бис» Высоцкий не пел. Это было одно из его правил; 3) Можно было написать выступающему записку и получить на неё короткий ответ; 4) После концерта барда к нему подошла пара и, благодаря за концерт, сказала: «Спасибо за то, что мы себя чувствовали настоящими людьми! Людьми, живущими полноценной человеческой жизнью»; 5) На бардах лежит тень от восприятия русской литературы – каждый русский писатель не только сочинитель, но также и учитель. Этой тенью охвачены и песни Высоцкого; 6) Большую роль играет структура словарных ударений, акцентирующих выпуклость содержательного смысла песенного текста. У Высоцкого здесь как бы два типа напева: мелодический и ударно-высвечивающий; 7) Речь идет не просто о песенном авторстве, а об особенном авторстве, где присутствие авторского духа неотделимо от песни. Такое постоянное, зримое или незримое присутствие авторского духа Высоцкого получило у учёных высоцковедов название «феномен закулисы авторского духа»; 8) «.. я стараюсь для своих песен выбирать персонажей, которые рискуют, у которых что-то произошло, которые в каждую следующую секунду могут взглянуть в лицо смерти, — т.е. таких, которые нервничают, беспокоятся, а не тех, которые жуют или отдыхают в данный момент. О таких писать менее интересно. Даже для шуточных своих песен я выбираю персонажей, у которых что-то вот-вот случится.»[22]; 9) В каждой своей песне бард исполняет не просто конкретную единичную песню, звучит феномен песенного искусства бардов – феномен конкретной песни, погруженной в «авторскую культуру песни». Вскрывается канал «от обеспокоенного – к подобным»; 10) Исполнение песен В. Высоцкого не просто артистическая концентрация человеческого в человеке, некая техника актерской изобразительности  по Станиславскому, а – деятельность в своём натурально-чувственном образе. Правдивая натуральность, выпуклость которой проведена до уровня «надрыв». Песня как «пульс исторической ситуации», сконцентрированной в одном человеке; 11) В отличие от школы профессионального пения, В. Высоцкий делал ударение не на гласные звуки, а – на согласные; 12) Владимир Высоцкий не был непосредственным участником многих событий, о которых он пел в своих песнях. Но, он знал эти состояния, как поэтизацию (художественное предвосхищение) предельного напряжения в борьбе. Фронтовики, слушавшие песни Высоцкого о войне, были уверены, что он лично пережил все то, о чем писал в песнях. Люди, слушавшие его песни «с криминальным уклоном», были уверены, что он сидел. Моряки, альпинисты, шоферы дальних рейсов – все считали его своим. В каждой песне была правда жизни – правда о напряжении жизни в борьбе за ее полноценность. Они звучали как эхо, отраженное душами слушателей песен.

3.1. Песенность Высоцкого

Читаем материалы дискурса Высоцковедение – « … уникальный народный поэт, один за последние 1000 лет  существования русского государства» [23]?! Как к этому относится? — Почему только поэт, а не, хотя бы, поющий поэт? — Да потому, что филология видит только текст, а наибольшее количество текстов В. Высоцкого – это тексты песен. Их филология рассматривает только по отношению к уровню «поэтический текст». Отсюда и все усилия филологов к анализу песенных текстов В. Высоцкого, как поэтических текстов. Но так ли это? Обязательно ли «текст песни» должен обладать качеством «быть поэтическим текстом»? Практика «круга бардов» говорит, что это не обязательное условие.

Но может быть В. Высоцкий тем и отличается от других бардов, что у него каждый песенный текст непременно обладает поэтическим качеством и не просто, а – качеством «быть высококлассной поэзией, на уровне русской поэтической классики»? Ведь, именно такую заявку делает профессиональное Высоцковедение на научно-филологической основе? Достоверно ли такое утверждение? — Мы считаем, что главным приобретением культуры со стороны В. Высоцкого есть все же «особенная песенность В. Высоцкого» – уникальность качества песенной речи, превращающей даже простой рифмованный текст в «звучащую поэтическую речь» – поэтическую песенность.

Но в профессиональной культуре нет позиции «бард-классик», но есть позиция «поэт-классик». Потому и была выбрана легендирующим Высоцковедением направленность на построение позиции «поэт-классик», а не «бард-классик». С целью сокращения усилий и сопротивления [24] профессиональной культуры, а жаль! «Кругу бардов» здесь проще, ему очевидно, что песенный феномен В. Высоцкого – это, прежде всего, яркий бардовский феномен.

Теперь вполне понятен ответ на два почему: 1) почему Высоцкология «прошляпила» собственно «песенность», представив ее только как «выпевание стиха»? 2) почему Высоцкология не вознесла хвалу «энергетического заряду» песенного наследия, увидев только соединенность «великий народный поэт» [25] и «великий артист»? Но как заметил сын В. Высоцкого (директор музея В. С. Высоцкого) в интервью (2008 г.) активному польскому высоцковеду М. Цыбульскому[26] «это иллюзия, что Высоцкий полностью изучен».

4. Историческая похожесть, прозвища и харизма

С кем сравнивают В. Высоцкого, находя сходство? — Высоцковеды ведут речь о сходстве с известными историческими фигурами, жанровыми течениями, известным песенным и поэтическим творчеством.

Среди исторических фигур упоминаются, например, такие: 1) Артюр Рембо (1854-1891) — скандальный классик французской поэзии XIX в., (первый панк Европы); 2) Писатель Николай Гоголь; 3) Композитор Модест Мусоргский.

Среди жанровых течений сходство усматривают с такими течениями, как: народные сказители; европейские шпильманы; персидские лури; римские мимы; русские скоморохи, французские шансонье; жонглеры и ваганты; народный театр; немецкие зонги; юродство. Сравнение выводят в диапазоне от «напоминает и похоже» до уровня «прямой наследник традиции».

Песенное творчество В. Высоцкого сравнивают с зонгами немецкого драматурга Бертольда Брехта, французских шансонье Бреля, Брассанса и Ив Монтана.

Некоторые исследователи проводят сравнительные аналогии поэтического творчества Высоцкого с творчеством таких мастеров поэтического слова как: Э. Киплинг, В. Шекспир, Р. Бернс.

Среди бардов «круга русских бардов» Высоцкого выделяет харизма «страдальца за весь народ» (оголенный нерв народа). Учёные высоцковеды отмечают два типа харизматичности Высоцкого: «харизматик-интеллигент» и «харизматик-маргинал».

К харизме «круга бардов» можно причислить, например, такие свойства как: а) учитель жизни; б) протестная фигура; в) хранитель индивидуальной свободы; г) хранитель линий культуры (восстановление оборванных линий культуры); д) обращение к интеллектуальным чувствам слушателя. Эти свойства присущи и В. Высоцкому.

Высоцкий получил от прессы и людей целый ряд прозвищ, например: поэт опасной зоны, Прометей мятежной песни, неугомонно-мятежная личность, наш Володя, неоязычник, певец пассионарности, оголенный нерв нашей эпохи и даже «ницшеанец».

Интересно заключение, данное поэзии В. Высоцкого священником отцом М. Ходановым[27]: «Своим творческим горением, открытостью и предельной напряжённостью, желанием чистоты, света и последующими срывами в бездну порочных пристрастий поэт очень напоминает нам особое внутреннее качество расцерковленного и многострадального русского народа – его подспудную тягу к Богу и частые глубочайшие падения в бездонный мрак с последующим мучительным возрождением через покаяние».

В дискурсе Высоцковедения есть и сектор, которые исследователи темы назвали «песенной иконописью В. Высоцкого», употребив аналогию «Высоцкий подобен иконописцу». Ведущий вектор такой аналогии – путь пробуждения души человека от сна обыденности и устремленность к полноценности жизни человека, в самом высоком из возможных здесь смыслов.  Нет, В. Высоцкий не был воцерковлен, он умер от болезни «наркотическая зависимость», пытаясь напрячь свои силы выше пределов сил человека. Не выдержал на рубеже «человек творческий-человек биологический». Физическое тело не выдержало восходящего движения песенного дара.

5. «Концепция» песенного творчества

Представляется, что если бы такая концепция была бы сформирована, то её можно было назвать «Пронзительная Песня» и опереть на четыре главных принципа, а именно: 1) Андеграундность. Она не могла ни при каких обстоятельствах стать официозом. Противостояние до смерти; 2) Близость к народно-смеховой, карнавальной культуре; 3) Театральность – «песенный театр одного актера». Автор-исполнитель песен «выпускает» в пространство зала песенный образ; 4) Опорные эпитеты: свобода, воля, бунт, буря в море, птичий полет, зов горизонта, предельность напряжения и жизнепроявления.

Примеры названий концепций песенного творчества «круга бардов» и так называемых «пограничных к бардам авторов песен», в нашем видении, приведены в таблице 4.

Таблица 4. Личные культурно-песенные концепции бардов и «пограничных авторов» (выделены жирным).

Некоторые исследователи находят в песенных сюжетах В. Высоцкого мифическое начало, уходящее на несколько тысяч лет в прошлое человеческой цивилизации. Они считают, что Высоцкий достигал в своих сюжетах уровня «мифологическая драма», акцентируя и расширяя своими песнями ролевой репертуар слушателей, путем обращения глубинным и даже архаичными слоями нашей психики. Вот, что пишет высоцковед В. Дягтерёв[28]: «… Познакомившись с поэзией древних шумеров, я пришёл к выводу, что Высоцким восстановлен жанр «Плач», очень напоминающий этот жанр у древних шумеров». Песня как обращение к высшей небесной силе: «Посмотри, что твориться здесь на земле!».

Есть мнение, что В. Высоцкому удалось выполнить своеобразный творческий синтез «городского жесткого романса» и «соленой народной песни», не скатываясь при этом до пошлости.

Высоцкий допускал профессиональную аранжировку своих песен. Несколько десятков своих песен он записал с такой аранжировкой студийно. Здесь ему аккомпанирует группа[29] музыкантов и даже оркестр.

6. Ассоциированные продолжатели

Достаточно ясно представляется то факт, что место В. Высоцкого, в течение полугода после его смерти, занял известный автор и исполнитель песен, бард в ранних своих песнях Александр Розенбаум. Пронзительность песен Высоцкого была замена на пронзительность песен Розенбаума.

Немного поговорили в этом ключе о Никите Джигурде. Вспомнили Александра Башлачёва. Обратили взор на Юрия Шевчука. Мелкнул артист белорусского театра Артур Федорович. Сейчас проявился Алексей Кудрявцев (Чехия).

Бардовский проект «Песни Нашего Века», который составлен из наиболее поющихся песен бардовских песен ХХ века, содержит песни Высоцкого: «Вершина» (Здесь вам не равнина, диск «часть 1»), «Охота на волков» (Рвусь из сил, диск «часть 3»), «На большом Каретном») (Где мои семнадцать лет, диск «часть 3»), целый исполнительский диск песен В. Высоцкого (16 песен).

Если говорить о темпе песенного творчества, то здесь очень близко к Высоцкому стоит только один известный бард Михаил Щербаков. Они имеют очень близкие значения показателя «ПИК»[30].

Известный бард Любовь Захарченко получила прозвище[31] «Высоцкий в юбке», за лаконичную выразительность режущей речи. За интонацию, достигающую зоны оракульских рокотаний.

Сегодня, в России, диск («Парус») с записями песен Высоцкого выпустил профессиональный исполнитель песен Григорий Лепс. Встречаются записи Владимира Сорокина (три диска, под аккомпанемент ансамбля «Мираж»). Композитор Станислав Коренблит написал два диска[32] песен на стихи В. Высоцкого.

Следует подчеркнуть, что большинство исполнителей песен Высоцкого на различных фестивалях его памяти не имеет отношение к исполнению бардовских песен. Песни Высоцкого здесь исполняют не только под гитару, но и под баян или аккордеон, фортепьяно или акапела, а также и под оркестр.

Высоцковед Дегтярёв В. [33] считает и пытается строить на основе песен В. Высоцкого драматургию двух типов, а именно: а) МЮЗИКЛЫ — на основе песен: Чужая колея, Мой Гамлет, Притча о Правде и Лжи, Купола, Разбойничья песня, Песня о вольных стрелках, Песня о нейтральной полосе; б) ПЬЕСЫ — на основе песен: Ненависть, Скоморохи (Юродивый), День Святого Никогда, Нечистая сила, Лобное место творца.

Близкий к В. Высоцкому человек В. Туманов отмечает особенное качество  чтения стихов В. Высоцкого и рассказов о нем самодеятельным артистом, бывшим офицером флота  А. Тавровским (г. Феодосия).

Среди зарубежных исполнителей песен В. Высоцкого необходимо отметить такого исполнителя песен как Я. Качмарски (Польша). Он исполнял «Охоту на волков», «Канатоходца», «Я не люблю» в достаточно вольном своём переводе. Однако, при этом, достаточно точно передавал песенный образ первоисточника.

Известность приобрел и участник известного немецкого клуба политической песни «Октобер-клаб» Р. Андерт. Он перевел на немецкий язык и исполнил 65 песен – рекордная цифра среди зарубежных исполнителей песен В. Высоцкого. Список таких песен приведен в Приложении (см. табл. 3).

Следует также отметить пробы и других исполнителей-иностранцев песен В. Высоцкого: во Франции – Maxime le Forestier и Bïa Krieger; в Польше – Paweł Orkisz, в Италии – Sergio Secondiano Sacchi; в Норвегии – Jоrn Simen Оverli; в Дании – Per Warming; в Финляндии – Mika & Turkka Mali.; в Испании – Juan Carlos Biondini.

Иногда В. Высоцкого сравнивают с французским шансонье Жаком Брелем (Jacques Brel, Франция). Исследователи из Чехословакии выстраивают цепочку «Жак Брель → Владимир Высоцкий → Карл Крыл» — цепочку трех поющих поэтов, доводящих своё исполнение до исповеди.

Можно вполне представить себе В. Высоцкого песенным актёром театра разного типа: а) эпического театра Бертольда Брехта; б) уличного театра, где играют пьесы Шекспира; в) древнегреческого театра трагедии.

Наши личные ощушениям многолетней деятельности в позиции «исполнителя песен бардов» указывают нам на возможную параллель и близость песенности В. Высоцкого и известного российского барда Владимира Капгера. Например, это происходит во время исполнения нами песни В. Капгера «Это все не пустые слова», а потом сразу известнейшей песни В. Высоцкого «Корабли постоят».

7. Легенда «Дар и сила»

В среде бардов ходит «легенда» о «бардовском даре». Речь идет о том, что человек от рождения получает только творческий дар. Сила присоединяется к дару позже. У Высоцкого это было в районе 27-28 лет, когда он одним махом стал писать шедевры после периода его приблатненного творчества[34]. Откуда такое преображение? — Изнутри, к дару присоединилась сила.

Что значит «присоединилась сила»? — Это таинство преображения. Оно носит сакральный характер. Но, одно несомненно, носитель силы возлагает на себя обязанность по передаче этой силы дальше. Высоцкий, по всей видимости, сделать этого не смог. Но, сила не уходит вместе с носителем в могилу. Где она остается? — В том географическом месте, где умер ее носитель.

И что же дальше?- Дальше есть, по крайней мере, два варианта: закрыть канал силы или подобрать его.

Кто же это может сделать? — Тот, кто путешествует в историческом времени не только по линии культуры, но и по линии эзотерической истории, собирая «оставленные каналы силы». Причем, речь не идет о мистике. Для глубоко творческого человека это имеет характер реальности.

8. Не законченное

Что же В. Высоцкий не успел сделать, но очень хотел сделать? — Высоцковеды отмечают здесь несколько желанных элементов: 1) сыграть роль Бориса Годунова; 2) поставить и снять фильмы «Зеленый фургон» и «Черная свеча»; 3) поработать хоть годик в США, чтобы дописать не законченную прозу.

9. Учёное Высоцковедение

Тех, кто занимается научными исследованиями творческого наследия Высоцкого, называют «учёными высоцковедами». Много ли их? – Десятки (Евтюгина, 1995; Рудник, 1995; Сафарова, 2002 и др.). Их нельзя назвать только «русскими высоцковедами», изучением Высоцкого занимаются и зарубежные учёные из, например, Германии, Венгрии, Польши. Они тихо делают своё дело по культурно-оформленному введению наследия В. Высоцкого в ранг «наследие классика русской филологической культуры».

Основной тип деятельности здесь – культурное комментирование песен. Например, есть интегральный «проект филологического комментария к творчеству Высоцкого»[35]. Он состоит из девяти направлений комментирования: толковый словарь языка, словарь одного текста, словарь одного слова, тематические отраслевые словари, анализ текста, лингвовысотинки (то есть толкование отдельных слов и фраз), концептосфера, мотивология, поэтика (словарь рифм и словарь стихотворных размеров).

Исследователи отмечают доминанты концептосферы B.C. Высоцкого, например, такие как: а) аксиологические (Судьба, Душа, Тоска, Дом); б) экзистенциальные (Жизнь, Смерть, Время).

Что может взять здесь исполнитель песен?- Прежде всего: подлинные варианты песенного текста и культурно-ситуационный комментарий (повод написания песни).

Нужны остро направленные работы, изучающие возможности исполнения песен Высоцкого современными исполнителями, при всех требованиях допустимой сохранности культурного содержания.

9. 1. Дно советского общества

В движении «советского  образа жизни» В. Высоцкий выглядел трубачом, подающим предостерегающие сигналы «все не так ребята». Он обращал внимание своих слушателей на такие темы, как например: 1) «уличная» и «лагерная» песня. Вершиной здесь была песня «Истопи ты мне баньку по белому»; 2) многоярусность «дна» общества строителей коммунизма: алкашей, тупых тружеников и др. Здесь можно назвать, например, такие песни, как: «Считай по- нашему», «Эй Вань, гляди»; 3) песни олицетворения – сравнивал свободу жизни людей и животных (волки, кони, дельфины). Выводил культурную норму антропометризма «качества жизни человека» – отношение к животным, диким и одомашненным. Вершиной здесь были песни: «Вдоль обрыва», «А у дельфина», «Рвусь из сил».

10. Диссидентство, свобода и воля

Многие связывают понятие «песня бардов» в основном с песнями протеста, называя ее «протестной песенной культурой». Выдвигая, тем самым, проблему свободы на первое место и сужая ее понятием «политический протест». Однако, тематика песен бардов более разнопланова и проблема свободы выступает прежде всего, как проблема «внутренней свободы».

Трудно оспорить тот факт, что говорить о песенном наследии Высоцкого, не касаясь «проблемы свободы», практически невозможно. Речь идет, как минимум, о свободе как возможности выбора независимо от внешних обстоятельств. О свободе, которая не ограничена пространством. В русской культуре такая свобода имеет название «воля». Высоцкий всегда был в пути к свободе, он всегда рвался на волю.

Высоцкий никогда не был политической фигурой. Его протест шёл от индивидуального лица и из стен театра, а не от лица группы не согласных с политикой официально правящей коммунистической партии. Такие люди были и их называли «движением диссидентов». Он никогда не состоял в этом движении и не примыкал к нему.

В историю советского диссидентства вошел только один бард – Петр Старчик. Очень близко к этому движению стояли барды – Александр Галич и Юлий Ким, чуть дальше стоял бард Владимир Туриянский.

Проблема свободы, в песнях Высоцкого, берет свое начало в модели «тюрма» и переходит в модель «полет».

Можно допустить мнение, что творческое наследие Высоцкого держится на деятельности двух главных героев – шута и рыцаря. Эти герои смешиваются в разных пропорциях. Шут рядится в разные одежды, прозябает в пивных, в лагерях, в сумасшедших домах, на сельскохозяйственной выставке, в зоосаде и т.п., но всегда остается тем, кто он есть: Петрушкой, скоморохом. Шут, сам по себе простой и славный малый, попадая в карикатурное окружение, становится посмешищем, как и в старинных ярмарочных комедиях. Второй герой – это рыцарь без страха и упрека, альпинист, солдат, мужественный, смелый, сильный человек, напоминающий образы Джека Лондона. Киплинговские, гумилевские мотивы слышатся в поступи этого героя.

11. Исполнение песен Высоцкого

Исполнитель песен, который пытается донести авторский голос В. Высоцкого до слушателя, встречается с целым рядом особенностей такого «авторского голоса». Его достаточно тяжело копировать. Тем более, когда речь идет об исполнении нескольких песен подряд.

Например, автор статьи, нашел здесь для себя выход в усилении песенно-функционального участия гитары. Гитара создает ударно-звуковую опорную основу для голоса в тех местах, где возникают трудности голосового подражания. Голос как бы наезжает на несколько опережающие звуки гитары. При этом, немалый упор делается на басовые струны.

Хотелось бы особенно отметить исполнение песен с ярко выраженным «торжеством свободы человеческого духа» (торжественность духа). Этот зов к раскрепощению потенциала, скрытого в человеке. Как раскрепощение некого универсального чувства человека без страха. Как естественный и обязательный этап в развитии любого человека, независимо от его культурной принадлежности.

Кроме того, необходимо учесть, что исполнитель, вместе с аудиторией слу-шателей, создает среду «действия песни»: 1) во-первых, камерную ситуацию пения, предполагающую непосредственное общение со слушателем на доверительной основе; 2) во-вторых, человеческий диалог. Бардовский жанр диалогичен по своей природе, диалогичен в бахтинском [36] смысле. Он «требует» зрителя, его творческой активности, потому что песня ориентирована на сопереживание слушателя тем проблемам, которые волнуют автора. Требует «живого ответного духа» и «попадания хотя бы рядом»; 3) в-третьих, преодолеть инерцию ожидания, сформированную на привычке слушания качественных студийных аудиозаписей. Ведь все будет вживую. Часто сырой голос и сырая гитара. Но, именно это и есть то, что называют «устная песенная традиция», нередко наполненная «скоморошьими приемами».

По сути дела, исполнитель должен представлять песни В. Высоцкого как живой пример песен «авторской культуры бардов». Однако, это далеко не то, что просто исполнять «песни протеста». Исполнение песен В. Высоцкого требует специальной предварительной настройки – «самоидентификация исполнителя» в «авторской культуре песен бардов» и песенном направлении В. Высоцкого.

«Подражательство я считаю занятием праздным, отношусь без уважения, особенно, когда подражают внешним данным, да еще и голосовым. Прокрикивать что-то хриплым голосом – не значит делать похожее на то, что делаю я. Авторская песня требует очень большой работы.»[37].

Среди обязательных инструментов исполнения песен В. Высоцкого следует указать на «монтажную схему песни» – текст песни с точной записью песенного произнесения и партией гитарного баса.

12. Телепрограмма «Достояние Республики»

Теперь обратимся к анализу программы «Достояние Республики», посвященной памяти Высоцкого, как автора горячо любимых народом России песен.

Со сцены программы прозвучали песни В.Высоцкого в исполнении артистов театра и эстрады: «Парус» (Григорий Лепс), «Кони» (Гарик Сукачев), «Утренняя гимнастика» (Максим Леонидов), «Братские могилы» (Николай Расторгуев), «Если друг оказался вдруг» (Олег Митяев), «Протопи ты мне баньку» (Евгений Дятлов), «Дорогая передача» (Николай Фоменко), «Беда» (Тамара Гвердцители), «Диалог у телевизора» (Дмитрий Харатьян и Михаил Ефремов), «На Большом Каретном» (Валерий Золотухин). В концерте приняли участие друзья и близкие Владимира Высоцкого: Никита Высоцкий, Игорь Кохановский, Александр Иншаков, Аркадий Арканов, Юлия Абдулова, Петр Буслов, Наталья Белохвостикова, Георгий Юнгвальд-Хилькевич и другие.

Что удивляет?- Например, кратко: 1) исполнители совершенно не отслеживают время длительности песни в оригинале, обращаясь с ним естественным путём «песня кончается тогда, когда исчерпываются слова её текста»; Вот конкретные цифры: одна песня звучит по времени точно как оригинал(Я несла свою беду); одна песня звучит короче оригинала (Протопи ты мне баньку — 1,3 раза); остальные песни звучат дольше оригинала (А у дельфина – в 2 раза; Вдоль обрыва – в 1, 34 раза; Если друг – в 1,5 раза; На братских могилах – в 1,7 раза; Где мои семнадцать лет – 1,6 раза); 2) оригиналы лирических песен Высоцкого предполагают торжественность произнесения, ударную мелодекламацию, а не сглаженное-мягкое опевание слогов; 3) тональность оригинала и живого исполнения не совпадают.

Особенно удивляет попытка Олега Митяева, известного человека из «круга бардов», исполнять совершенно не свойственные ему песни. Не просто не похоже на оригинал, но торжественность «альпинисткой лирики», звучащая в оригинале, куда-то пропала за мягкой музыкальной аранжировкой, компенсирующей малое количество аккордов оригинала. Простая задушевность мелодекламации Митяева, доходящая до примитивной наивности, совершенно не вяжется с оголенностью чувств человека гор. Здесь нужна торжественность, которая сочетает в себе и трагизм, героизм и человечность, перед лицом сурового испытания горами. С другой стороны, всё можно просто объяснить. Ведь Олег Митяев вошёл в «круг бардов» не как В. Высоцкий, со стороны «бардовская песня». Он вошел в круг со стороны «авторская песня-1», которая входит в «триединую песню» бардов.

Выводы

Культурное наследие В. Высоцкого содержит песни, которые можно и нужно рекомендовать культурным исполнителям песен. Однако, каждый соискатель на исполнение должен быть готовым к так называемой культурной самоидентификации – поиску возможностей соединения своего внутреннего мира и исполнительских способностей с миром культуры песен В. Высоцкого. Сначала с «авторской культурой песен бардов», а потом и с конкретной «бардовской песней» В. С. Высоцкого. Хотя это, в основном, касается лирических песен В. Высоцкого.

Сергей Орловский

Приложение к статье

Таблица 1. Лидирующие песни В. Высоцкого (74 песни, названия даны по первой строчке текста песни). Затемнены ячейки с песнями, которые мы включаем в «гимнику бардов».

Таблица 2. Список лидирующих песен (118 песен), расширенных по признаку «исполнено с оркестром или в кино». Названия песен даны по их названиям в аудиозаписях В. Высоцкого. В скобках указана длительность звучания песни.

Таблица 3. Перечень песен В. Высоцкого, переведенных на немецкий язык и публично исполненных в Германии Р. Андертом. Всего 65 песен.

Примечания: 

  1. См. например: Высоцковедение и высоцковидение: сборник научных статей. Орловский гос. педагог. университет, 1994.

  2. Уже написано несколько десятков диссертаций.

  3. ГКЦМ «Дом Высоцкого на Таганке» в г. Москва.

  4. В 2010 году, в Волгограде прошел восьмой международный фестиваль авторской песни памяти Владимира Высоцкого. Участвовали исполнители песен В. Высоцкого из разных стран мира.

  5. Например, частный музей В. Высоцкого в Польше, организатор доктор М. Зимна.

  6. В обзоре В. А. Гаврикова (Обзор диссертационных исследований о творчестве Высоцкого 2010-2014 годов: критический анализ) отмечены 35 ученых диссертаций. Только одна из них – уровня «докторская», принадлежит А.В. Кулагину. Тридцать одна диссертация имеет филологический шифр (преобладает код специальности 10.01.01- «русская литература» и код 10.02.01- «русский язык»), 3 диссертации – педагогические и 1 – искусствоведческая. С 1997 года издается альманах «Мир Высоцкого», публикуют свои статьи известные высоцковеды, как: А.Крылов, В. Новиков, А. Кулагин, Н. Рудник и др.

  7. См. например Интернет-сайт http://vv.mediaplanet.ru/bibliography.

  8. Здесь предложение (могу исполнить вот эту песню) преобладает над требованиями исторически достоверного образа культурного следа (нужно обязательно исполнить характерные для автора песни).

  9. Частная исследовательская программа «Барды Мира». Начата в 1995 году и действует до сих пор. Посвящена раскрытию сущностной стороны феномена «песни бардов».

  10. Подробнее см. нашу статью «Бардовский счет» в этой серии статей в журнале «Клаузура».

  11. См. нашу книгу «Учение Сибард» (Нюрнберг, 2016 г.).

  12. Орловский С. П. Культурология песни. Авторская культура песен в русской культуре второй половины 20 века. Рукопись авторской монографии. Нюрнберг, Фонд авторских рукописей Института неостановленного развития. 2010.

  13. Сокращенное название от «клуб самодеятельной песни».

  14. Наша модель «Референтно-исполнительское множество песен». Заменяет Целое (репрезентное множество песен) по достаточности разнообразия песенности бардов.

  15. официальные данные фонда им. Высоцкого в г. Москва.

  16. В. Высоцкий. Собрание сочинений. 1994 г.

  17. Результаты программы «Барды Мира»

  18. В свое время Владимир Высоцкий, в своих интервью и комментариях в концертных выступлений, ввел в широкое обращение термин «авторская песня». На вопрос «Чем вы занимаетесь?» — он не редко отвечал: «Авторской песней».

  19. Референтно-исполнительское множество песен. Сегодня это массив из 1 200 песен от 300 авторов.

  20. Песенность только на основе песен автора, без сравнения с песнями других авторов песен у бардов.

  21. Научное высоцковедение.

  22. Прямая речь В. Высоцкого, из магнитофонных записей.

  23. Из прямой речи одного из докладчиков давней конференции Высоцковедов, на которой нам довелось побывать.

  24. Например, известный русский поэт Е. Евтушенко не считает стихи В. С. Высоцкого чем-то культурно уникальным. Склоняется только перед его выразительной песенностью.

  25. Интересны различения «поэт-народный поэт», «известный поэт-народный поэт», «выдающийся поэт-народный поэт», «классик-народный».

  26. Следует отметить и венгерских высоцковедов Петера и Натали Вицаи, из Будапештского экономического института. Петер защитил диссертацию на тему «Авторская песня на занятиях по русскому языку со студентами-филологами Венгрии (на материале творчества Владимира Высоцкого)».

  27. Из прямой речи М. Ходанова

  28. Дегтярёв В. Новосибирск, 2004.

  29. Например, В. Высоцкий в США выступал с поддержкой одного музыканта, который играл на бас гитаре.

  30. Темп создания песен, отнесенный к возрасту. У Высоцкого он равен 0.8, у Щербакова – 0.89.

  31. Это произошло по аналогии с прозвищем барда Вероники Долиной «Окуджава в юбке».

  32. Владимир Высоцкий. Дети страшных лет России. 2002.

  33. Живет в г. Новосибирск.

  34. Надо отметить, что тогда таким типом творчества тогда увлекалось немало людей из интеллигенции. Это было неким «поветрием» или даже «модой свободомыслия».

  35. Изотов В. П. 2001.

  36. См. труды Бахтина М. М. по «Диалоговой концепции культуры».

  37. Из прямой речи В. Высоцкого на одном из его концертов.


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика