Пятница, 26.04.2024
Журнал Клаузура

Четкое произнесение ФОНЕМ, СЛОГОВ и даже ЦЕЛЫХ СЛОВ при ОПРЕДЕЛЕННЫХ УСЛОВИЯХ НЕ СТОЛЬ ВАЖНЫЙ фактор для ПОНИМАЕМОСТИ речи

ТЕОРЕМА ДЦ-8

Давайте разберемся, насколько ФАТАЛЬНА ситуация с нечетким произнесением букв-фонем, слогов и даже, как Вам не покажется ПАРАДОКСАЛЬНЫМ, ЦЕЛЫХ СЛОВ в речи? И тому есть ОБЪЕКТИВНЫЕ особенности ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ речевой звуко-фонемной и звуко-словестной информации….

Насколько четко надо выговаривать все фонемы или, проще говоря, буквы, любого СЛОВА? То есть насколько четкой должна быть ДИКЦИЯ? Как НЕ ПАРАДОКСАЛЬНО, но ниже будет дан ответ на вопрос о НЕОБХОДИМОСТИ ЧЕТКОГО ПРОИЗНЕСЕНИЯ не только отдельных фонем и слогов, но и даже ЦЕЛЫХ СЛОВ во ФРАЗАХ…!? Другими словами – это то, что четкое произнесение ФОНЕМ, СЛОГОВ и даже ЦЕЛЫХ СЛОВ, при ОПРЕДЕЛЕННЫХ УСЛОВИЯХ(!) НЕ СТОЛЬ ВАЖНЫЙ фактор для ПОНИМАЕМОСТИ речи…!?

ИЗБЫТОЧНОСТЬ, как средство ВОССТАНОВЛЕНИЯ

ПОТЕРЯННОЙ ИНФОРМАЦИИ

Обратимся к информационной технике, где очень важна, как это говорят, ДОСТОВЕРНОСТЬ передаваемых данных. Причем, если в бытовой речи непонимаемость слова или фразы мы можем решить простым ПЕРЕСПРАШИВАНИЕМ, то в СЦЕНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ при просмотре СПЕКТАКЛЕЙ мы такой возможности ЛИШЕНЫ. Таким образом, в сценической деятельности нам необходимо с ОДНОГО РАЗА донести до зрителя СЛОВА и ФРАЗЫ. В этом плане говорят о необходимости ЧЕТКОЙ ДИКЦИИ…! Но, как говорит теорема дикции ДЦ-1, это далеко не так! Одним из важнейших факторов понимаемости речевой информации является ВЫДЕЛЕНИЕ УДАРНОЙ ГЛАСНОЙ, что упрощает процесс ВЫЧЛЕНЕНИЯ целых звуковых блоков-СЛОВ, после чего человек может его сравнить со своей «базой» данных – «СЛОВАРЕМ», и таким образом понимать речь.

Но вернемся к информационной технике. Здесь ПОТЕРЯ или СЛУЧАЙНОЕ появление какого-то ОДНОГО СИГНАЛА (в речи – это может быть одна или несколько фонем) может привести к ОТКАЗУ в работе целого УСТРОЙСТВА. В цифровой технике эта проблема возникает из-за больших расстояний, на которые передаются цифровые данные, и из-за электрических и электромагнитных наводок в сетях и пространстве, из-за чего вероятность ИСКАЖЕНИЯ или даже ПОТЕРИ ИСХОДНЫХ (достоверных) данных очень высока.

Такая же ситуация происходит и с донесением ИНФОРМАЦИИ РЕЧЕВОЙ. Она возникает и в бытовой речи, и в СЦЕНИЧЕСКОЙ деятельности и, в частности, в ВОКАЛЕ. ДЕСТАБИЛИЗИРУЮЩИМ фактором здесь выступает МУЗЫКАЛЬНОЕ сопровождение, которое ЗАГЛУШАЕТ речевые звуко-фонемы.

Поясню это на примере обычного телефона. Представьте, что Вам надо позвонить своему другу по телефону, и Вы набираете первую цифру, например, «1». Возникает импульс, который «идет» по проводам или «летит» в пространстве, и попадает на коммутатор, который должен соединить Вас с нужным абонентом. В силу больших расстояний этот импульс может, по ряду объективных причин, ПРОПАСТЬ, или ПОЯВИТЬСЯ, например, в результате электрической наводки. В результате этой наводки на коммутатор может прийти не один импульс, а несколько, или вообще ничего не прийти. Происходит искажение сигнала в одной цифре, и Вы уже своему абоненту не дозвонитесь. В этом случае ДОСТОВЕРНОСТЬ передаваемого сигнала только «1» равна ПЯТЬДЕСЯТ на ПЯТЬДЕСЯТ! Не забывайте, что номер состоит не из одной цифры! Все телефонные сети работали бы очень плохо. Как повысить, как говорят, ПОМЕХОЗАЩИЩЕННОСТЬ передаваемого сигнала и попадать туда, куда надо с первого раза?

Для этого в передаваемую информацию вводят, так называемую, ИЗБЫТОЧНОСТЬ. Проще говоря, вместо одного импульса, соответствующего «1», передают по проводам, например, ПЯТЬ импульсов. Если на телефонную станцию придет ЧЕТЫРЕ или ТРИ сигнала, то возникает вопрос: Какая цифра была передана? Вероятность того, что в ходе передачи в сети появились ЧЕТЫРЕ или ТРИ импульса гораздо меньше, чем-то, что в результате наводки были ПОТЕРЯНЫ ОДИН или ДВА импульса соответственно. Поэтому ЛОГИЧНЕЕ считать, что была передана именно «1», которой соответствует ПЯТЬ импульсов! Вероятность этого факта гораздо выше! Если эту «1» необходимо передать дальше, то дальше передают НЕ пришедшие ЧЕТЫРЕ или ТРИ импульса, а СНОВА ПЯТЬ импульсов. Таким образом, и происходит процесс ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПОТЕРЯННОЙ ИНФОРМАЦИИ, исходя из более ВЕРОЯТНОЙ ситуации!

А теперь представьте, что «1» передают не пятью импульсами, а ДЕСЯТЬЮ! Таким образом, как говорят, ПОМЕХОЗАЩИЩЕННОСТЬ передаваемой информации РЕЗКО ВОЗРАСТАЕТ. Таким образом, ИСКУССТВЕННОЕ введение в исходную информацию ИЗБЫТОЧНОСТИ позволяет повысить ДОСТОВЕРНОСТЬ передаваемой информации, а в случае ее искажения очень просто ВОССТАНОВИТЬ исходные данные с большой вероятностью их ДОСТОВЕРНОСТИ…! А теперь вернемся к нашей речи, к СЛОВАМ, к ФОНЕМАМ.

В нашем случае, когда мы общаемся не в БЫТУ, а СО СЦЕНЫ, РАССТОЯНИЕ ПЕРЕДАЧИ ЗВУКОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ТОЖЕ СИЛЬНО УВЕЛИЧИВАЕТСЯ! Кроме этого, в вокальной деятельности накладывается ОРКЕСТРОВЫЙ «ФОН», который, как электрическая наводка «ЗАБИВАЕТ» звуко-ФОНЕМНУЮ информацию.

Таким образом, хотелось бы, как и в технике, ПОВЫСИТЬ ПОМЕХАЗАЩИЩЕННОСТЬ и ВОКАЛЬНОЙ РЕЧИ. Возникает вопрос: «Существует ли ИЗБЫТОЧНОСТЬ в обычной речи?» Ответ: «ДА!» Давайте рассмотрим речь на предмет ее ИЗБЫТОЧНОСТИ….

ИЗБЫТОЧНОСТЬ в речи…

В обиходе и в нашем сознании существуют самые различные звуковые БЛОКИ-СЛОВА: КОРОТКИЕ и ДЛИННЫЕ, ЧАСТО УПОТРЕБЛЯЕМЫЕ и РЕДКО УПОТРЕБЛЯЕМЫЕ, и просто НЕЗНАКОМЫЕ слова. В зависимости от этих факторов необходимость четкого проговаривания всех фонем разных слов либо ВОЗРАСТАЕТ, либо УМЕНЬШАЕТСЯ.

Как правило, ЧАСТО УПОТРЕБЛЯЕМЫЕ слова не требуют столь четкого проговаривания, как говорят «Они на СЛУХУ», а вот РЕДКО УПОТРЕБЛЯЕМЫЕ и СПЕЦИФИЧЕСКИЕ слова и, тем более НЕЗНАКОМЫЕ, в этом очень даже НУЖДАЮТСЯ. Доходит до того, что приходится проговаривать СПЕЦИФИЧЕСКИЕ и НЕЗНАКОМЫЕ слова иногда буквально ПО СЛОГАМ…. Давайте разберемся, когда надо проговаривать все фонемы слов ЧЕТКО, а когда это не столь принципиально. …

КОРОТКИЕ СЛОВА

Начнем с КОРОТКИХ слов. Короткие слова не имеют избыточности, поэтому потеря или искажение даже ОДНОЙ фонемы может привести к РЕЗКОМУ ИСКАЖЕНИЮ слов, настолько, что их становится невозможно УЗНАТЬ, либо ПРЕВРАЩАЮТСЯ в ДРУГОЕ СЛОВО – происходит ФАТАЛЬНОЕ ИСКАЖЕНИЕ слова. Так, например, слово «граф» требует четкого выговаривания ВСЕХ ФОНЕМ слова, потому что, как только мы НЕ произнесем хотя бы ОДНУ букву, собеседник не сможет УЗНАТЬ слово: «-раф», «г-аф», «гра-», «гриф», «гроф» … В обычной речи эта проблема решается простым ПЕРЕСПРАШИВАНИЕМ…! В сценической деятельности это сделать НЕВОЗМОЖНО – приходится переспрашивать ЗРИТЕЛЯ-СОСЕДА…!

Точно так же это необходимо при произнесении слов «Сом», «Сам», «Сон», «Сан», «Сор», «Ком» и т. д., и т.п., поэтому слова КОРОТКИЕ и особенно РЕДКО ПРИМЕНЯЕМЫЕ в обиходе требуют ЧЕТКОГО ВЫГОВАРИВАНИЯ ВСЕХ фонем слова. На самом деле в реальной речи это далеко не так и не всегда так. Несмотря на то, что короткие слова не имеют ИЗБЫТОЧНОСТИ, существует возможность их восстановления за счет ДРУГОЙ ИЗБЫТОЧНОСТИ – КОНТЕКСТА…!

Контекст фразы…

В роли ИЗБЫТОЧНОСТИ во ФРАЗЕ выступают или могут выступать «СОСЕДНИЕ» СЛОВА речевой фразы.

Например, речь идет о графе Потемкине. Естественно, когда на сцене или в кино обращаются к нему «Граф Потемкин, вы будете на приеме?», то нечеткое произнесение слова «граф» автоматически восстанавливает другое слово – это фамилия «Потемкин», или в этот момент ПОКАЗЫВАЮТ самого графа, или в момент обращения говорящий СМОТРИТ на графа Потемкина. Таким образом, ИЗБЫТОЧНОСТЬ короткого слова «граф» в данном случае возникает либо, благодаря другим словам фразы, либо ВИЗУАЛЬНОМУ ПОСЫЛУ при обращении к графу Потемкину. Я сейчас не оговариваю возможность визуального «чтения» по ГУБАМ, которое для СЦЕНИЧЕСКОЙ речи невозможно в силу большого расстояния. Точно так же возникает избыточность и многих других КОРОТКИХ слов, в результате чего смысл целых ФРАЗ понимается ОДНОЗНАЧНО, и претензий к ЧЕТКОСТИ речи НЕ ВОЗНИКАЕТ, то есть речь ОКАЗЫВАЕТСЯ ПОНЯТНОЙ – это процесс ВОССТАНОВЛЕНИЯ СЛОВ в КОНТЕКСТЕ ФРАЗЫ…!

Контекст темы разговора…

Вернемся к нашим другим коротким словам – «Сом», «Сон», «Сор», «Ком», «Дом» ….

Как правило, когда любые слова произносятся в разговоре, то этому предшествует ВЫБОР той или иной ТЕМЫ РАЗГОВОРА или происходит обсуждение какой-то СИТУАЦИИ или СОБЫТИЯ. Таким образом, возникает определенный КОНТЕКСТ разговора….

Если речь идет, например, о РЫБАЛКЕ, то в КОНТЕКСТЕ «РЫБАЛКИ» возникает целый НАБОР ТЕМАТИЧЕСКИХ СЛОВ, которым мы будем ОПЕРИРОВАТЬ, то есть ими ГОВОРИТЬ, и готовы ПРИНИМАТЬ их на СЛУХ.

Вспомните, как мы учили иностранные языки, когда для новой темы приводится соответствующий набор НОВЫХ слов выбранной теме. Так, появление слова «Сом» определено темой разговора о РЫБАЛКЕ, поэтому слова, не относящиеся к рыбалке, ПОДСОЗНАТЕЛЬНО, как бы ОТСЕКАЮТСЯ. Мы всегда, сами того не ведая, настраиваем свое сознание на ТЕМАТИЧЕСКИЙ «СЛОВАРЬ» звуковых блоков-слов по той или иной теме разговора. В теме «РЫБАЛКА» такими тематическими словами являются слова; «Сом», «Ком» (хлеба), «Сон» (на рыбалке), и так далее и тому подобное. Таким образом, даже не совсем четкое произношение этих слов, как и других, тематических слов в теме «рыбалка» вероятнее всего будут ПОНЯТЫ правильно и однозначно.

ОТТЕНОЧНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ

МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СЛОВ

Есть многофункциональные слова, например, «КАНАЛ», которое используется в разных отраслях и не только техники. Если Вы придете домой, и ничего не говоря, скажете «КАНАЛ», Вас никто не поймет и обязательно переспросит: «Вы, о ЧЕМ это?» Вам придется определить ТЕМУ Вашей МЫСЛИ. Но если Вы говорили о телепередачах, сейчас или в последней встрече, то слово «КАНАЛ» будет понят однозначно, в КОНТЕКСТЕ «телевидение». В данном случае ИЗБЫТОЧНОСТЬЮ выступает ТЕМА разговора, которая достаточно однозначно позволяет ВОСПРИНЯТЬ и правильно ПОНЯТЬ слово «канал».

В теме «Рыбалки» оно приобретает ОТТЕНОК рыбалки и, как правило, это ВОДНЫЙ канал. Таким образом, происходит ОТТЕНОЧНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ многофункциональных слов на ТЕМУ РАЗГОВОРА.

Если в разговоре будет сказана фраза «телевизионный КАН… Евровидения…», то и в этом случае невнятное произнесения слова «КАНАЛ» будет ВОССТАНОВЛЕНО, то есть ПОНЯТО, благодаря именно КОНТЕКСТУ, который определяют два слова – это «ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ» и «Евровидения…».

Сами того не подозревая, мы занимаемся ВОССТАНОВЛЕНИЕМ ПОТЕРЯННОЙ речевой информации всю свою жизнь. Это происходит либо благодаря КОНТЕКСТУ, который определяют РЯДОМ НАХОДЯЩИЕСЯ СЛОВА фразы, либо КОНТЕКСТУ ТЕМЫ. Есть даже игра такая «Угадай слово!» по КОНТЕКСТУ…. Так что в жизни мы постоянно ВОССТАНАВЛИВАЕМ те или иные, НЕ ЧЕТКО сказанные слова, не прибегая к ПЕРЕСПРАШИВАНИЮ.

Длинные слова…

Давайте теперь обратимся к ДЛИННЫМ словам. Здесь встречаются ЧАСТО УПОТРЕБЛЯЕМЫЕ слова, слова, РЕДКО УПОТРЕБЛЯЕМЫЕ, и просто НЕЗНАКОМЫЕ слова.

Часто употребляемые слова настолько часто проходят процесс ВЫЧЛЕНЕНИЯ и УЗНАВАНИЯ, что особой четкости в своем проговаривании НЕ НУЖДАЮТСЯ – они у нас на СЛУХУ. Кроме того, в связке, а точнее в КОНТЕКСТЕ, с другими ЧАСТО УПОТРЕБЛЯЕМЫМИ словами НЕ ЧЕТКО произнесенные слова достаточно просто ВОССТАНАВЛИВАЮТСЯ, то есть УЗНАЮТСЯ, поэтому особых претензий у слушателей к РЕЧИ говорящего НЕ ВОЗНИКАЕТ. Все и так понятно, например, «крас… яблоко», «зелё…, сочное ябло…», а если мы будем держать в руке яблоко, то слово «яблоко» можно даже не произносить. Достаточно вместо слова «яблоко» ПОКАЗАТЬ яблоко или УКАЗАТЬ на него – это ВИЗУАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ…. Но это будет работать только в том случае, если будет ЧЕТКО ВЫДЕЛЕНА УДАРНАЯ ГЛАСНАЯ!

Многие длинные слова имеют избыточность, благодаря большому количеству БУКВ-ФОНЕМ. Как правило, любые слова возникают благодаря какой-то ТЕМЕ разговора, поэтому бывает так, что ДЛИННЫЕ слова из темы УЗНАЮТСЯ БЫСТРЕЕ, чем они произносятся, например, Вы говорите «Успех оглушит…й», «Спектакль великол…й», «строй капиталис…й». Но это касается слов знакомых и часто употребляемых в обиходе, которые у нас на СЛУХУ, поэтому мы спокойно можем разговаривать, не заботясь особо о ЧЕТКОСТИ их произношения. Другой вопрос, когда редко употребляемое слово появляется в теме впервые….

Плохая дикция …

В нашей жизни мы встречаем разных людей. Если речь у человека нормальная, то это не вызывает у нас в общении каких-то затруднений – все, как обычно…. Но если у него ПЛОХАЯ ДИКЦИЯ, НЕВНЯТНАЯ, то тут начинаются сложности – возникает необходимость АДАПТАЦИИ к его НЕВНЯТНОЙ, АНОМАЛЬНОЙ речи….

В самом начале АДАПТАЦИИ приходится очень часто ПЕРЕСПРАШИВАТЬ человека, что он сказал, потому что мы ВПЕРВЫЕ слышим ДАЖЕ ПРИВЫЧНЫЕ слова в НЕПРИВЫЧНОМ произношении. Происходит как бы «СОНАСТРОЙКА» нашего восприятия на его ДИКЦИЮ. Проходит время, и мы уже ПРИВЫКАЕМ к его ДИКЦИИ, и вдруг начинаем понимать этого человека практически с первого раза. Этому помогает и «программа» ВОССТАНОВЛЕНИЯ нечетко сказанных слов в КОНТЕКСТЕ разного уровня.

Таким образом, можно сказать, что ЧЕТКОСТЬ ДИКЦИИ или ПРОИЗНОШЕНИЯ ФОНЕМ СЛОВ – это функция ПЕРЕМЕННАЯ, зависящая от различных факторов – где-то она необходима, а где-то не столь принципиальна….

ТЕОРЕМА ДЦ-9

Ключевые слова фразы, как средство формирования мысли…

На фоне ФРАЗ всегда существует КЛЮЧЕВЫЕ слова, которые НЕСУТ ОСНОВНОЙ СМЫСЛ ФРАЗЫ, поэтому они должны быть сказаны ОСОБО «ВЫПУКЛО». Самым простым способом «ВЫПУКЛОГО» ПРОИЗНЕСЕНИЯ КЛЮЧЕВОГО СЛОВА ФРАЗЫ – это сказать это слово ГРОМЧЕ, а его УДАРНУЮ ГЛАСНУЮ ПРОТЯЖНЕЕ всех других УДАРНЫХ ГЛАСНЫХ НЕКЛЮЧЕВЫХ слов фразы. Ключевые слова фразы определяют ДАЛЬНЕЙШИЙ ХОД разговора. Их ВЫПУКЛОЕ произнесение помогает нам ЧЕТКО ОТСЛЕЖИВАТЬ ЛОГИЧЕСКИЙ ход разговора….

Если Вы думаете, что это достаточно сложно, то я хочу Вам напомнить жизненные ситуации, в которых ВЫПУКЛОСТЬ КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ проявляется автоматически – это, например, НАЗИДАТЕЛЬНАЯ РЕЧЬ. В таких ситуациях человек начинает ПЕДАЛИРОВАТЬ отдельными словами, которые в данном случае и становятся КЛЮЧЕВЫМИ. Особенно выпукло такая речь проявляется в ситуации ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗДРАЖЕНИЯ, когда человек НЕ ПЕРВЫЙ раз напоминает другому человеку, например, его обязанности, или как себя вести….

Возьмем, например, фразу вопрос: «Вы хотите играть?» Варианты следующие: «ВЫ-ы-ы хотите играть?», «Вы хотИ-и-ите играть?» или «Вы хотите игрА-а-ать?». Здесь узнавать звуковые блоки-слова начинает помогать процесс восстановления слов в КОНТЕКСТЕ…. При этом остается в силе необходимость четкого произнесения УДАРНЫХ гласных слов!

Выпуклое произнесение КЛЮЧЕВЫХ слов фразы, определяют дальнейшее направление темы разговора…. Так, вариант фразы, сказанной «ВЫ-ы-ы хотите играть?» уточняет игрока, если в зале несколько человек. Перед этим, например, ведущий, спрашивает: «Кто хочет играть?» Таким образом, в дальнейшем все внимание будет сосредоточено на том, кого выбрали….  Как правило, у выбранного человека сначала спросят, как его зовут, где и кем он работает и т.д., и т.п.

Вариант «Вы хотИ-и-ите играть?» определяет, что человека уже представили и уточняют вообще его желание в данный момент. Готов ли он поиграть и поставить на кон, скажем какие-то деньги….

Вариант «Вы хотите игрА-а-ать?» В данном случае возможны варианты; можно поиграть, можно пойти, например, в ресторан или заняться другим делом, поэтому и уточняют «…хотите игрА-а-ать?».

Сами того не подозревая, в жизни мы автоматически расставляем и ВЫДЕЛЯЕМ КЛЮЧЕВЫЕ слова фраз. Другой вопрос, что в актерском умении в силу большого расстояния до зрителей эти КЛЮЧЕВЫЕ слова необходимо выделять или подчеркивать ОСОБО ВЫПУКЛО, то есть, как минимум, сказать НАМНОГО ГРОМЧЕ всех других слов фразы. В этом случае выстраивается ЛОГИКА РАЗГОВОРА, и связанного с разговором и ДЕЙСТВИЯ АКТЕРА. Так намного легче следить за театральным действием….

Как пример, могу посоветовать посмотреть французский фильм «Оскар» с выдающимся актером Луи де-Фюнесом. Обратите внимание на закадровое синхронное дублирование, сделанное, а точнее, великолепно и ТОЧНО сыгранное(!), Народным артистом РСФСР Георгием Милляром. Текста очень много, и произносится он очень быстро и эмоционально, но АКЦЕНТЫ – КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА любой ФРАЗЫ, выставлены настолько ТОЧНО, что СЛЕДИТЬ ЗА ХОДОМ ДИАЛОГОВ ОЧЕНЬ ПРОСТО….

Сергей Богаченко

От автора

Уважаемые читатели, Вы можете в интернете в поисковике забить запрос на поиск видео теорем ДЦ-8, ДЦ-9: «Теоремы дикции ДЦ-8, ДЦ-9, Богаченко СН», и посмотреть видео лекцию с хорошими иллюстрациями и простыми примерами, в доступной форме объясняющих суть этих теорем дикции.

Вот ссылка:

https://www.youtube.com/watch?v=SRVK3tisL2s

 


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика