Четверг, 28.03.2024
Журнал Клаузура

Этническая мозаика Татарского мира: татары – мишари

Лабиринты этногенеза тюркских народов России до сих пор ведут многих ученых в тупики, которые возникают как следствие длительной системной мифологизации истории. История Татарского мира переписывалась так часто, и так основательно, что редко можно встретить исследование, в котором свозь наслоение мифов и откровенных фальсификаций проступали бы черты реального положения дел в прошлом.

Татарский мир явление негомогенное: внутри его есть локальные группы, которые возникали в следствие различных исторических и природно-географических причин.  Одной из таких групп являются, безусловно, мишари —  субэтническая группа поволжско-приуральских татар.

В этногенезе татар-мишарей традиционно выделяют три основных компонента: булгарыкипчаки и буртасы, а также мочар (Р.Г. Мухамедова).  Вместе с тем, единого мнения о происхождении субэтнической группы мишари до сих пор не существует, что, впрочем, свидетельствует не о разночтении в трактовке исторических фактов, но о многовекторности этнических процессов, приведших к появлению этого субэтгнического образования.

Многовекторность этногенеза татар-мишарей

Вектор основанный на буртаской теории, сформировался на основе изучения   русских летописей и грамот XIII—XVIII вв., в которых наряду с этнонимом «мишар», в отношении мишарей параллельно употребляется этноним «буртас».

Впервые буртаская теория была выдвинута Ф.Ф Чекалиным в XIX веке и поддержана Б. А. Васильевым, который основываясь на первоисточниках доказывал, что этноним «буртас» вплоть до XVI века употреблялся как прямой аналог этнонима «мишар».

В этой связи, особый интерес представляет булгаро-буртаская концепция происхождения мишарей, выдвинутая А. Х. Халиковым, который считает, что предками татар-мишарей являются булгаризированные буртасы. Ниже мы особо остановимся на этой концепции, так как она позволяет не только увидеть главные истоки формирования субэтноса мишарей, но, и, дает возможные вариации эволюции булгарского этноса в целом.

Вектор основанный на мещёрской теории, которая базируется на предположении, что в процессе межэтнической интеграции племя финно-угорской группы мещера, жившее в I тысячелетии н.э. в бассейне реки Ока и относящееся к финно-угорской группе, стало частью тюркского, а точнее татарского этногенеза. Надо сказать, что эта гипотеза была высказана выдающимся ученым В.В. Радловым и получила развитие в трудах не менее крупного исследователя истории народов Евразии С.П. Толстого, который, не испытывая никаких сомнений, утверждал, что «в лице русской мещёры и татар-мишарей мы имеем остатки одного и того же древнего племени, часть которых отатарилась, — другая же часть обрусела».

Утверждение Толстого, чей научный авторитет не вызывает сомнения, делает субэтническую группу мишари одним из классических составляющих этногенеза народов Евразии, наглядно показывая, как происходило формирование тюркской и финно-угорской доминант в процессе межэтнической интеграции, ставшей фундаментом Российской цивилизации. Мишари отразили дуализм в формировании Русского мира, который до сих пор очень поверхностно исследован с позиций тюркской, а точнее булгарской составляющей. В статьях, которые я планирую опубликовать в ближайшее время, мне, возможно, удастся хотя бы отчасти восполнить этот пробел.

Вектор основанный на Золотоордынской теории, согласно которой мишари — это потомки населения Золотой орды (Г.Н. Ахмаров), представляется мало убедительной хотя бы уже потому, что она основывалась преимущественно на материалах нижегородских и симбирских татар.

В наши дни Золото-ордынская теория разбивается также о вновь переосмысленные факты о государстве Тартария, которое простиралось более чем наполовину евразийского континента и было не локальным явлением, а частью некой гигантской системы управления.

Карта Тартарии голландского картографа Виллема Янсзона Блау, чье произведение Владимир Путин преподнес в дар Минтимеру Шаймиеву на его 80-летье.

Сегодня Тартария и ее народы не просто забыты. Историческое полотно подлинных событий до петровской эпохи настолько тщательно затерто, что трудно различить даже самые незначительные намеки на реальность. Мишари это всего лишь капля в океане этногенеза Тартарии, частичка «верхней части культурно-исторического айсберга» каким была Великая Тартария.

Говоря о татарах – мишари в контексте пока до конца непризнанной истории Тартарии важно понять, кем же на самом деле были тартары? Какие народы в прошлом обладали «общеазийским сознанием» (термин, введенный Велимиром Хлебниковым).

Первое, на что, думаю, надо обратить внимание, так это на полиэтническую сущность феномена Тартарии – страны, занимающей практически все пространство Евразии, кроме едва заметного (на ее фоне) географического образования в виде Западной Европы.

Традиционный образ татарки-мишари

Какой этнос на бесконечных просторах Тартарии являлся системообразующим?

На начальном этапе, безусловно это были тюрки, большую часть которых составляли татары, но по мере интеграции на западе Тартарии, начал формироваться системообразующий тюрко-славянский суперэтнос. И тут татары-мешари представляют собой редкий феномен, когда один небольшой субэтнос дал начало татарской и финно-угорской линии, позволяя увидеть корни народов России, которые переплетены и связаны между собой питая единую «цветущую сложность».

Тарары-мешари – самостоятельная ветвь в этногенезе Татарского мира

Многовекторность мнений о происхождении татар-мешари значительно затрудняет выработку единой позиции по их происхождению, но дает ценный материал для открытия новых горизонтов Татарского мира. Казалось бы, узкая тропинка одного небольшого субэтноса, а сколько материала для смелых и принципиально новых утверждений. В этой связи, нельзя не обратить внимание на небесспорные, но достаточно веско аргументированные заключения заведующего отделом лексикологии и диалектологии ИЯЛИ АН РТ, филолога и историка Мирфатыха Закиева.

Будучи, прежде всего, филологом Закиев делает вывод, что «то, что сейчас официально называется татарской нацией, — это представители двух диалектов». С одной стороны, Закиев выделяет — мишар, говорящих на огузском языке, близком к турецкому, туркменскому, азербайджанскому, гагаузскому. С другой стороны — это косаны, или кусаны, то есть «ку» — значит белый, «саны», или «суны» («хуны»), — белые гунны, кторые говорят на кыпчакском языке, на языке казахов, киргизов, татар (сегодняшнее название нации), башкир». Подобный вывод, позволяет говорить о мишарах не просто как о субэтносе, но выделять их как самостоятельную ветвь в этногенезе Татарского мира.

Для Закиева как историка важно, что, проведя филологическое дифференцирование, мы отчетливо видим, что булгарские корни татар не единственные и возможно, не главные, так как до них были кушанские (кусанские) корни. Кушанская империя как древний исток Татарского мира, представляется Закиеву не заслужено забытой. «Почему-то Институт истории им. Марджани об этом даже не знает, не сообщает – пишет Закиев, отмечая, что в первом томе «Истории татар» говорится о том, что наши предки были булгарами, а о кусанах, кушанах, то есть о наших кыпчакоговорящих предках, там ни слова».

Целиком и полностью разделяя искреннюю озабоченность Закиева о том, что в истории Татарского мира есть столь серьезные пробелы, хотелось бы особо отметить, что кушанская и булгарская составляющие этногенеза татар в равной степени несут в себе культурно исторические смыслы Татарского Мира, являются корнями одного этнического древа татар.

Однако главным выводом М. Закиева, безусловно является его утверждение о том, что если рассмотреть современную территорию древнего Булгара, то можно наблюдать, что сейчас там живут мишары, которые, как и их предки, говорят на огузском наречии.  Больше того, булгары, по мнению Зайкова «участвуют в формировании Восточной Византии со столицей Константинополем, т.к. местом, их постоянного проживания были окрестности Константинополя. Их тогда называли не мишарами, а акацирами. Хотя у обоих названий одно значение».

Очень важным представляется предположение, что у Великого Булгара была столица Фанагория. Закиев считает, что название города Фанагория булгарское — происходит от «хун» и «огур», то есть смесь хунов и огуров. При всей спорности этой гипотезы, позволю себе предположить, что Фанагония могла быть городом, где сошлись две близкие в то время культуры – булгар, акциры (мишари) и греки, чья цивилизация под влиянием реакционного христианства клонилась к упадку.

В этой связи, то, что М. Закаев категорически противопоставляет греков и акциров выглядит мало убедительным, а падение Византии было предопределено вовсе не этническими противоречиями. Согласно исследованиям В.И. Исхакова: «…все начиналось в еще 529 году н.э. в Византии, когда император Юстиниан закрыл философские школы в Афинах и учёные, большинство которых составляли несториане, под влиянием церковной реакции были вынуждены совершить массовый исход, унося с собой бесценные труды античных мыслителей».  Именно церковная реакция, а не противоречия между греками и булгарами, привели к тому, что Константинополь в результате упадка культуры и науки постепенно трансформировался в Стамбул, который принял эстафету Мусульманского Ренессанса VIII-XII вв.

Таким образом, татары-мишари не просто субэтнос Татарского мира, но по сути современные булгары, которые всегда были в центре татарского этногенеза, который включал не только уникальные векторы развития на территории современной России, но детерминировал развитие полиэтноса Османской империи, несомненно определяя ее исламскую составляющую в условиях многовековой интеграции различных народов вокруг трона великих Османов.  

Исмагил Шангареев


комментария 23

  1. Хасан

    Кто такие аланы?
    О летописи хазарских летописцев Ботая, Барлыу, Бантау Толгуна, опубликованной в книге историка Хасанова Н.И. «Къарча. Ёмюрледен тахсала» (Карча.Тайны веков),написано и опубликовано немало. Есть перевод летописи с хазарского на русский исследователя Алана Глаша. Опубликованы несколько статей и автора этих строк («Карча и его время», «Хорошо бы к этой дате», «Карча это видел» — на русском языке).
    В предлагаемой статье мы попытаемся сделать некоторые выводы, основанные информации, содержащейся в летописи.
    Первое. В среде ученого сообщества, любителей и знатоков истории немало споров и разногласий относительно этнической картины на территории средневекового Северного Кавказа. Летопись даёт довольно подробную информацию по этому вопросу в период с 1378 по 1463 годы (период до и после опустошительного нашествия полчищ Темерлана).
    Хазарские летописцы Ботай и Барлыу в 1378 – 79 годах объехали огромные территории бывшего Хазарского каганата.
    От Лабы, Урупа до Сунжи в горах и предгорных равнинах Северного Кавказа они отмечают сплошные поселения с тюркскими названиями и тюркским населением: хазары, кипчаки, койманы, карачаевцы – аланы (в летописи «алан къарачайлар»); карачаевцы – капыказы, тауказы, алказы,айрыказы,карачаевцы – кабары, сабары, теберы,карачаевцы – баксанцы( в летописи басханыкъ къарачайлар), холамцы.Нокайманы (ногайцы)татары. В Кубанском и Тебердинском ущельях с верховий до нынешней Усть – Джегуты летописцы в 1378 году зафиксировали населённые пенкты: Къартджурт – къала,Курзук – къала,Къыллыйан – къала, Джашырын – къала, Гылач- къала,Къысыкъ – къала,Акъджер – къала,Къаракент – къала,Къуймуш – къала,Марай – тёрюк,Узунтар – къала,Хумара – къала,Тюзер – къала,Акъкъол – къала,Къоллукъор – къала,Къоначкъыр – къала,Элджик – къала (три последних – Тебердинском и Гоначхирском ущельях).
    В устье Кубани на землях кипчаков – айдыков летописцы побывали в племени «чик урзюгю мыстыкълар» (мастыки племени чик), нашедших здесь пристанище. На Восточном Кавказе летописцы побывали на землях «озов» (осов,осетин): «оз джерлигинде болдукъ». «Терк сууну тёрт кичик агъымында парсыкъ юрзюгю тюкерлерде, парсыкъ юрзюгю тюегейлерде болдукъ» (Мы побывали у тюкеров (дигоров, дигорцев?)персидского племени, у тюегеев (тегеев) персидского племени, проживавших у четырёх небольших притоков Терека). Восточнее в предгорьях и горных ущельях они побывали в племени «къалгъулар» (ингуши?) и племени «ныкъчуулар» (нохчи,чеченцы?)… Эта этническая картина мало изменилась и после погромов полчищ Темирлана: только поредели населенные пункты и значительно упала численность населения.
    Второе. Эти сведения дают не только этническую панораму Северного Кавказа того времени, но и опровергают версию о том, что карачаевцы пришли сюда 600 лет тому назад из Крыма.
    Из Крыма на Кавказ в 1408 году Карча и его спутники (200 человек). В 1409 году они прибыли в Архыз и остановились у карачаевцев айрыказов в населенном пункте Таутерк – къала (территория нынешнего поселка Верхний Архыз).
    Здесь они прожили три года, и ушли в сторону Баксана. В 1412 году они прибыли в населенный пункт Къармакъ – къала у входа в Баксанское ущелье. Отсюда была мать Карчи Ариуджан и ее род Томаевы,погибшие при нашествии Темерлана. Отдохнув здесь три дня, Карча и его люди поднялись выше по Баксанскому ущелью и, выбрав подходящее место, начали строить населенный пункт, который назвали «Эльджурт – къала. Здесь они прожили до весны 1423 года. После гибели единственного сына Джантуугана в 1423 году и сильного извержения Эльбруса весной 1424 года, Карча и жители селения Эльджурт (240 человек), вняв просьбам посланников Карачая, покинули Баксанское ущелье и прибыли в карачаевские селения Къарт – джурт, Учкулан, Хурзук, Кылыйан. Это и стало поводом для спекуляции нечистоплотных или неосведомленных историков и не историков о том, что карачаевцы не автохтоны (аборигены), а пришлый народ.
    Третье. Надо признать, что подобным утверждениям способствовали и собственные предания и версии о происхождении карачаевских родов (тукумов). Вероятно, желая поднять роль и значимость своих фамилии, многие из них объявили своими родоначальниками сподвижников Великого Карчи.
    Карча, его сподвижники и остальные жители Эльджурт – калы (всего 240 человек) переселились в Карачай весной 1424 года. В том же году созданную Карчой и его соратниками средневековую республику «Бирсил Къарачай» («Объединенный («Единый») Карачай») вошло 128 населенных пунктов с населением 17000 семей (в среднем 133 семьи в каждом селе).
    Четвертое. Летопись свидетельствует о том, что Аланское государство, Алания пала не под ударами полчищ Темерлана В 1378 году летописцы Ботай и Барлыу на огромном пространстве, о котором мы говорили выше, обнаружили лишь 14 аланских и смешанных поселений: 11 из них – на территории нынешней Карачаево – Черкесии, 3 – на Восточном Кавказе (на территории нынешних республик Чечня и Ингушетия). Исторические источники говорят о том, что Алания была разгромлена татаро – монголами в 1238 – 40 годах и перестало существовать как государственное образование. Дальнейшая судьба аланского народа довольно подробно описана историками. Значительная часть аланов, оставшихся на своей исторической родине, перемешались с остальными многочисленными тюркскими племенами и к концу 14 века утратили самоназвание. Тюркоязычность алан в летописи не вызывает сомнении.
    Когда в 1395 – 96 годах по предгорьям, горам и равнинам Северного Кавказа огненным смерчем пронеслись полчища Темерлана, пострадали все племена, в том числе, безусловно, и остатки аланских племён…
    Летопись вносит также определенную ясность и в проблемы аланского наследия: Выше мы говорили о том, что летописцы в 1379 году побывали на землях «озов» (осов, осетин) и те назвали себя людьми персидского (т. е иранского) племени (так же, как и сегодня называют себя иронами их потомки).
    Впрочем, вряд ли это открытие значительная: иранская (а не аланская) составляющая в этногенезе наших братьев – осетин, давно известна настоящим ученым в том числе и осетинским.
    Пятое. Выше мы писали об этнической картине, сложившейся на обширной территории Северного Кавказа в средние века. Но вот что читаем мы в книге «История народов Северного Кавказа с древнейших времён до конца 18 – го века»: «Однако, до конца 14 – го века – начало 15 – века численность адыгов, расселившихся на Центральном Кавказе, была относительно невелика». А далее, противореча сказанному, говорится: « В начале 14 – го века кабардинцы уже населяли широкие просторы предгорий центральной части Северного Кавказа». И еще: «Переселившихся на восток адыгов начали называть кабардинцами. Впервые этот термин (в форме Кертыбея) зафиксировал И.Барбаро: «Если ехать из Таны – писал он,- то через три дня пути вглубь от побережья встретится область, называемая Кремук». «Правитель ее носит имя Беберды, что значить «богом данный». Он был сыном Кертебея, что значит «истинный господин». Под его властью много селений, которые по мере надобности могут выставить две тысячи конников».
    Исследователи считают, что в этнониме «къэбердэй» частица «берды» взята из тюркских языков и оформлена частицей «Эйч», являющимся показателем принадлежности. «Къэбердэй» — это то, что принадлежит Кабардыю…
    Шестое. О топониме «Кабарда» и этнониме «кабардинец». Господа ученые – историки, филологи!
    Если бы авиаконструкторы так конструировали самолёты, как, в данном случае, конструируете вы свои словесные конструкции, — ни один самолёт не оторвался бы от земли. Оставьте в покое Иософата Барбаро и правителей области «Кремук» Кертебея,Беберды. Они не имеют никакого отношения ни к слову «Къэбердэй» ни к слову «Кабардый» …
    «Кертебей» (на карачаево – балкарском языке – Кертибий) переводится как «истинный князь».
    «Беберды» (на карачаево – балкарском языке – Бийбердий, Биберт) переводится как « князем данный» ( в нашем случае, имя, данное отцом сыну)…
    Попутно можно сказать: где бы ни находилась область Кремук, её правители тюрки (как и население области). Это еще одно подтверждение широкого распространения в 13 – 16 веках тюркского населения даже на равнинах Придонья…
    Напомним, что летописцы Ботай и Барлыу летом 1378 года в устье Кубани встретили мастыков племени «чик» на землях кипчаков айдыков. В 1419 году это племя под водительством человека по имени «Кайтук» оказалось довольно далеко на восток от Кубани на землях карачаевцев – кабаров, истребленных при нашествии Темерлана. Вот что записали хазарские летописцы летом 1379 года: «Къабарты джерлигинде къарачай – къабарлада болдукъ», «Арты Къабарты джерлигинде кипчак юрзюгю илерджиклерде болдукъ» (Мы побывали на землях Кабарты у карачаевцев кабаров», «Мы побывали на землях Дальняя Кабарты в кипчакском племени илнрджиков»). А в 1412 году летописец Барлыу записал: «Темирлик – хан къабарланын тюбсеник къыргъан (Железный хан истребил кабаров под котень»). Кабары жили на равнинной части нынешней КБР и оказались совершенно беззащитны перед этим страшным ураганом.
    Итак, тюркские топонимы «Къабарты», «Арты Къабарты» существовали задолго до появления здесь первых адыгов. Они означали территории проживания карачаевцев – кабаров. В летописи есть еще аналогичные примеры: «Къабар-ты» — территория кабаров, «Сабар-ты» — территория сабаров, «Сибил- ти»- территория сибилов(предков хазар), «Тебер — ти» территория карачаевцев теберов. (нынешние карачаевцы говорят «Теберди», а жителей называют «тебердичиле»-(тебердинцы).
    Ясно, что в хазарском языке частицы «ты», «ти» означают принадлежность территории конкретному племени, народу. Сказанному можно добавить, что в данном случае, этноним — первичен, топоним – вторичен, т.е. топоним является производным от этнонима.
    Очевидно, что наше «открытие» давно не секрет для региональных ученых – сотрудников республиканских ИГИ. Но что мешает признать очевидное? Вместо этого они пускаются «во все тяжкие»: придумывают князя по имени Кабард, создают фантастические словесные конструкции, которые рассыпаются даже при слабом дуновении ветерка элементарных знании и здравого смысла.
    Удивительно, что подобные «изыски» напечатаны в академическом издании (ответственный редактор академик Б.Б.Пиотровский)…
    Седьмое. Первая глава летописи начинается с информации летописца Барлыу о своём отце, своём происхождении.
    «Мени атам Къазакгы уллу Ботай хазарчелик, румчелик, арабчелик билимин билген. Атам менге хазарчелик, румчелик билимин юйретеген. Биз Кыйрым джеринде Кичер хазар джерлигинде Къарасуу къалада джашасагъанбыз, хазарлар юрзюгюнюн къыйрымман къауумуннан турабыз» («Мой отец Ботай, сын Казакгы, знал хазарскую, греческую, арабскую грамоту. Отец обучил меня хазарской и греческой грамоте. Мы жили в Крыму в малой Хазарии в городе Карасуу. Происходим от крымской ветви хазарского рода»). Из дальнейших сообщений летописца о хазарах большой интерес вызывает перечень хазарских каганов Итильского периода, т. е. периода, когда столицей Хазарии был, город Итиль в дельте Волги и государство достигло, своего наивысшего могущества. По российской историографии Хазарский каганат перестал существовать как централизованное государство в 965 году при последнем Итильском кагане Иосифе в результате разгрома, учиненного Киевским князем Святославом.
    Но, согласно летописи после Иосифа правили ещё четыре Итильских кагана с «чисто» хазарскими именами Алпозсун, Алпбуйюк, Элтуугъан, Элбюуюк.
    В приложенном списке хазарских каганов Итильского периода, составленном по письму хазарского кагана Иосифа сановнику Кордовского халифа иудею Хасдаю Ибн – Шафруту и летописи хазарских летописцев видно, что:
    — после кагана Иосифа правили ещё четыре Итильских кагана;
    ИТИЛЬСКИЕ КАГАНЫ ХАЗАРСКОГО КАГАНАТА
    — имена каганов, последовательность их правления полностью совпадают.
    Различие в их именах связано с тем, что каган Иосиф приводит подлинно иудейские имена, а хазарский летописец даёт их в хазарской интерпретации;
    — каган Иосиф перечисляет Итильских каганов, не величая их. Хазарский летописец величает их так, как они, величались в Хазарском каганате – «Джюзелик сыйарун Итиль каган».
    Прдпологаем, что это означает «Итильский каган, благословленный высшим божеством «Джюзелик Тейризим» из пантеона богов «Тейри». В таблице на русском языке мы титулуем их словом «Великий». Звучит хазарское величание Итильских каганов, на первый взгляд, не очень убедительно, т. к. все Итильские каганы (кроме четырех последних) исповедовали иудейскую веру и носили иудейские имена. Но, похоже, что хазарский народ, отвергший иудаизм, не отверг своих каганов…
    Согласно письму кагана Иосифа. Согласно летописи испанскому сановнику Хасдаю Ибн — Шафриту Согласно летописи Ботая и Барлыу
    Каган Булан Великий каган Алпбулан
    Каган Обадия Великий каган Обадий
    Каган Узекия Великий каган Ёзекиль
    Каган Манассия Великий каган Манас
    Каган Ханукка Великий каган Ханукка
    Каган Исаак Великий каган Исхакъ
    Каган Завулон Великий каган Саубулан
    Каган Манассия Великий каган Манас
    Каган Нисси Великий каган Нессин
    Каган Манахем Великий каган Манухгем
    Каган Вениамин Великий каган Унамин
    Каган Аарон Великий каган Арун
    Каган Иосиф Великий каган Осуф
    Великий каган Алпозсун
    Великий каган Алпбюй.к
    Великий каган Эльтуугъан
    Великий каган Эльбюйюк
    Но почему всё- таки, хазарский каганат перестал существовать как централизованное государство (судя по всему не в 965 году, а спустя приблизительно 100 лет)? В причинах падения каганата мнения российской историографии и хазарских летописцев во многом сходятся.
    Главная причина – это принятие правящей элитой иудейской веры. Иудейское засилье «в верхах» и транзитной торговле, попытки верхов силой навязать иудаизм всем народам и племенам каганата.
    Всё это привело к внутренней, гражданской войне, исходу части населения за пределы каганата и как результат – резкому политическому, экономическому и военному ослаблению государства…
    Не будем дальше углубляться в историю каганата. Скажем только, что объективной и полной истории Хазарии всё ещё нет.
    В связи с этим хочется привести выдержки из трудов виднейших российских ученых – хазароведов советского времени.
    «Как было русскому шовинизму примириться с политическим и культурным преобладанием Хазарии, выступающей в качестве государства, почти равного по силе и политическому значению Византии и Арабскому Халифату, в то время как Русь ещё только выходила на историческую арену и то в роли вассала Византийской Империи». (М.И.Артамонов «Очерки древнейшей истории хазар»).
    «Вероятно, к середине восьмого века распространился по всей территории каганата и общий язык… На всем протяжении страны, от лесостепи до Нижнего Дона, широко использовалось единая письменность руническая, принятая у тюркоязычных народов… Предметы, на которых сделаны надписи и само их содержание свидетельствует о широко распространенной среди жителей Хазарии грамотности – грамотой владели простые строители крепости и степные кочевники среднего достатка.
    Общие язык и письменность были ещё двумя факторами, которые объединяли обитавших на огромной территории жителей каганата в единое целое, воспринимаемое так и их соседями и ими самими и всеми странами и государствами с которыми, они сталкивались в походах, на торговых путях в дипломатических поездках. Этим единым целым было Хазарское государство, население которого, несмотря на разноэтничность, называлось хазарами (С.А. Плетнёва «Хазары»).
    «Хазария сыграло большую роль в истории восточноевпропейских стран – она явилось щитом, заслонившим их от арабов, щитом, выдержавшим атаки непобедимых арабских армий, возглавляемых полководцами, перед именами которых, трепетали другие народы. Значительна роль каганата и для Византии.
    Войны с хазарами постоянно оттягивали большие силы арабов от границ империи. Все годы, пока шла война Хазарии и Халифата, Византия имела некоторый военный перевес над арабами». С.А. Плетнева «Хазары»
    « За 250 лет самостоятельного существования Хазария выросла, настолько, что из крошечного удела западнотюркских царевичей превратилась в сильную державу, выигравшую войну у Арабского Халифата».
    Л.Н. Гумелёв «Открытие Хазарии». «… В эту эпоху роль хазар в истории была прогрессивной. Они остановили натиск арабов, открыли двери византийской культуре, установили порядок и безопасность в прикаспийских и причерноморских степях, что дало мощный толчок для развития хозяйства этих стран и обусловило заселение славянами лесостепной полосы Восточной Европы». М.И.Артамонов «История хазар».
    Восьмое. Об этнической пестроте средневекового Северного Кавказа выше уже говорилось. Остановимся на этом более подробно. Большинство племён и народов, населявших в то время эту территорию, в летописи в каждом населенном пункте имеют ещё и «персональные» названия.
    Приведём «полные» названия всех упомянутых летописцами аланских племён:
    «алан урзюгю къыйрыч къарачайлар», «алан урзюгю алсунар къарачайлар», «алан урзюгю къобуш къарачайлар», «алан урзюгю тебер къарачайлар», «алан урзюгю тармакъ къарачайлар», «алан урзюгю эрттек къарачайлар», «алан урзюгю элджик къарачайлар», «алан урзюгю томшар къарачайлар», «алан урзюгю дебир къарачайлыр», «алан урзюгю тункач къарачайлар», «алан урзюгю къарачайлар», «алан урзюгю басур къарачайлар», «алан урзюгю азсакъ къарачайлар», «алан урзюгю аргъын (аргун) къарачайлар».
    Безусловно, что хазарские летописцы «четырёхзначных» названиях описывают тюркоязычные племена, входившие в состав Хазарского Каганана.
    В этих «четырёхзначных» названиях первые два («алан урзюгю») во всех строках одинаковы и понятны. Они означают «аланского племени». Третьи слова («къыйрач», «алсунар», «къобуш» и т. д.) и являются персанальными именами каждого аланского племени, но что они означают, как переводятся, — это вопрос. Два из них «тебер» и «аргъын» связаны с местонахождением племён: одно – на земле «теберов» (тебердинцев), другое на берегу реки Аргун («аргъын къарачайлар» — аргунские къарачаевцы). Если перевести на русский язык эти «четырёхзначные» названия, получается: карачаевцы кыйрачи аланского племени», т. е. слово «карачаевцы», вроде этноним. Но слово «алан» тоже этноним…
    Интересно что, точно такое же «четырёхзначное звучание» имеют почти все хазарские и куманские племена и так же оканчиваются словом «къарачайлар» (карачаевцы): «хазар урзюгю шибил къарачайлар», «хазар урзюгю бозал къарачайлар», «къайман урзюгю созукъ къарачайлар», «къоман урзюгю къозай къарачайлар».
    Безусловно, эти «третьи» слова имеют и смысл, и переводятся. Некоторые из них характеризуют племя, некоторые – их территориальное расположение (два примера мы привели выше).
    Вот ещё: «къойман урзюгю теркбут къарачайлар» — («теркбут» — «быстроногий»); «Хазар урзюгю къоба къарачайлар» («къоба» — низина, лощина). Речь идет о местности, где ныне расположено карачаевское селение «Къобу – Башы» в Урупском районе. Но самое интригующее: почему у самых многочисленных племен (аланов, хазаров, куманов) на огромной территории, «общее имя» (общий этноним) – карачаевцы? Что означает в данном случае и вообще слово «къарачайлар» (карачаевцы). В поисках ответа на эти вопросы, мы обратили внимание на то, что хазарские летописцы часть описываемой территории называют «Къараджурт», а часть – «Акъаджурт». «Къараджурт» на современном карачаево — балкарском языке означает «тёмная стана». Мы полагаем, что так называлось территория гор и предгорий Северного Кавказа, где, в отличии от равнинной части, больше тени, меньше света (световой день короче), а в горных ущельях световой день совсем короткий.
    «Акъаджурт», на наш взгляд должно означать противоположное тёмному, то есть «светлая страна». Но что значит «Акъа» в переводе с хазарского?
    «Акъджурт» — на современном карачаево — балкарском языке означает «белая страна». Сегодня вместо слова «Къараджурт» мы написали бы «Къарангы джурт» — («тёмная страна»), а вместо «Акъджурт» — «Джарыкъ джурт» («светлая стана»). Вместе с тем, к примеру, выражение «начало светать» выразили бы словами «танг агъара башлады», дословный перевод – «утро начало белеть». Если предположить, что в хазарском языке слово «къара» означало и «чёрное» и «тёмное», а слово «акъа» (или «акъ»)- не только белое, но и «светлое,тогда можно поставить точку. Впрочем, никакого иного объяснения мы всё равно не находим.
    Возникает и другой вопрос: где граница между территориями «Къараджурт» и «Акъаджурт» («Акъджурт»)? В летописи ответа на такой вопрос нет. Но при внимательном ознакомлении с текстом летописи обращаешь внимание на то, что в степных районах Ставрополья и далее на восток хазарские, куманские и другие племена не имеют «четырехзначных» или «трёхзначных» названий, заканчивающихся словом «къарачайлар» (карачаевцы), а называют просто «хазарлар» (хазары), «къойманлар» (куманы)…
    Выходит, что словом «карачаевцы» объединены тюркоязычные племена и народы, живущие в направлении на юг от линии раздела «джуртов», а сама линия (насколько нам удалось разобраться) проходит по черте с запада на восток: от нынешнего Эркин – Шахара до Минвод и далее до Дагестана, а на запад – по левобережью Кубани до впадения в неё Большой Лабы.
    Среди хазарских племён с «четырёхзначными» названиями есть племена
    «персональными» именами: «айрыкъаз», « алкъаз», «къапыкъаз», «малкъаз», «таукъаз»; «хазар урзюгю айрыкъаз къарачайлар», «хазар урзюгю къапыкъаз къарачайрар» и т. д.
    Что они означают, как переводятся?
    Во-первых, это сложные слова, состоящие из двух слов. Во – вторых, второе слово («къаз») – общее, объединяющее эти слова. Слово «къаз» в современном карачаево – балкарском языке означает «гусь»; «айры» — раздвоенный; отдельный, раздельный; седловина, перевал; «ал» — передний; начальный, первичный; «къыпы» — во многих тюркских языках – двери, ворота; «мал» — домашнее животное, скот, скотина; «тау» — гора, горный.
    Сразу откажемся от слова «гусь». Нам кажется, что слово «къаз», в этом контексте, связано со словом «хазар»
    «Хас – эр». «Эр в тюркских языках – «человек», «мужчина», корень слова «мужество». За этимологию слова «хас» мы не беремся, но предлагаем цепочку: «хасэр» — «хазэр» — «хазар».
    В словах «айрыкъаз», «къапыкъаз», и т.д., слово «къаз» — это синоним «хас, хаз». Возникает вопрос: если переход «хасэр – хазэр – хазар» можно принять (он как бы неизбежен, закономерен), то закономерен переход «хас – хаз — къаз».
    Приведем все три варианта звучания пяти названий хазарских племен:
    айрыкъаз – айрыхас – айрыхаз;
    алкъаз – алхас – алхаз;
    къапыкъаз – къапыхас – къапыхаз;
    малкъаз – малхас – малхаз;
    таукъаз – таухас – таухаз.
    Получается: «айрыкъаз – айрыхас» — племя, живущее отдельно. В самом деле, племя «айрыкъазов» было единственным с таким названием и проживало оно отдельно на юго — западной окраине Алании, входившей в состав Хазарского Каганата в период его расцвета. Айрыкъазы жили в населенном пункте «Таутерк – къала», где ныне селение Верхний Архыз.
    «Алкъазы – алхасы» — переднее (ближайшее?) племя. Это племя тоже единственное с таким названием, «малкъазы – малхасы» — племя скотоводов ( два племени); «къапыкъазы – къапыхазы» племя, живущее на территории «Бештауские ворота» ( по – хазарский «Бештау къапы джерлиги»). Действительно, если двигаясь с севера на юг, подойти к Пятигорья, открывается вид на Кавказские горы с величественным Эльбрусом в центре. Но хазарских племён «къапыкъаз» оказалось восемь и они разбросаны на юго – западе и юго – востоке от Пятигорья. Только одно племя рядом, в населенном пункте «Темиркан кала», — родине Карчи.
    « Таукъазы – таухасы» — горское племя. Вопреки названию, оно оказалось единственным, к тому же на берегу реки Зеленчук (в летописи « Дженлик кам боюнда»). В итоге, оставляем вопрос открытым и возвращаемся к слову «къарачайлар» — карачаевцы. Как его перевести на русский язык, не искажая его истинного смысла, то – есть смысла, который придавали ему хазарские летописцы?
    Нам кажется, нужны более глубокие исследования ученых – тюркологов, чтобы объяснить истинный смысл и значение этого слова вообще приведенных в летописи сложных названиях тюркских народов и племён Северного Кавказа.
    А вот как слово «карачаевец, карачаевцы» стал этнонимом объяснить, на наш взгляд, нетрудно:
    Летом 1424 года, когда Карча, его сподвижники и представители аланских, хазарских, куманских и других племён, приняли решение о создании единого государственного образования – они назвали его «Бирсил Къарачай» — «Объединённый (Единный) Карачай», а один из черырёх чанкаров (округов)- «Уллуз Къарачай» — «Большой Карачай» (с центром в селении Картджурт).
    Со временем средневековая республика «Бирсил Къарачай» распалась. Когда это произошло, мы не знаем, но уже в 1463 году (через пять лет после кончины Карчи) летописец Бантау Толгун (Барлыу скончался в Картджурте 1441 году) в последней, десятой главе летописи с горечью и тревогой записывает:
    «Бирсил Къарачай» эллигиннен Къарча кетти… — «Мужество Карчи покинуло «Бирсил Карачай» и далее сообщает о первом (после 1424 года) большом нападении извне на чанкар (округ) «Къобакъаз»… После распада республики, чанкар (округ) «Уллуз Къарачай» сократился до нескольких верхнекубанских сёл (Карт – Джурт, Учкулан, Къалыйан, Хурзук), сохранилось название чанкара с выпавшим «з» в слове «Уллуз», — (стало Уллу Къарачай), а слово «къарачайлар» (карачаевцы) стало этнонимом представителей живших в этих сёлах, хотя они называют себя аланами (аланла).

  2. Рамил Дашкин

    Тюркский каганат распался на булгарию и хазарию.Не удивительно,что язык казанских татар и мишар-хазар один, не смотря на удаленность проживания.У мишар нет монголоидных компонентов(скуластость и эпикантус-чуваши,башкиры), и нет финно-угорских(маленькие,близко расположенные глаза,с низкой и узкой переносицей).

  3. КУБРАТ

    Вот что пишет по данному вопросу доктор исторических наук С.Х. Алишев в книге « К вопросу об образовании булгаро-татарской народности» :
    «Мишари – нельзя их считать отдельной народностью, потому что они были наделены общими с булгарами признаками: одна территория- Среднее Поволжье, один язык, одна общественно-экономическая система- феодализм, одна духовная культура, развивающаяся под воздействием религии Ислам и др.. Некоторые отличия в языке и культуре мишарей от казанских татар не дают права считать их отдельной народностью. Известно, что в XV веке рязанский русский не понимал русского же человека из Великого Новгорода. Тем не менее, никто их не рассматривает как отдельные народности. К этому можно добавить, что живущие в Архангельской области поморы в разговоре как и мишари используют в произношении вместо буквы «Ч» букву «Ц».

  4. Радик

    При царе и особенно при царе власти не особо разбираясь в сути, столько тонкой грани в сплетении и разнообразии народов и народностей в Поволжье и на Урале не особо заморачивались при переписи населения. Как на Кавказе отнесли все малочисленные народы к дагестанцам, так и к татарам отнесли всех говорящих на тюркском языке и его диалектах, проживающих в Поволжье, на Урале и в Западной Сибири.

  5. Редакция

    Уважаемые читатели!
    Данный материал опубликован в рубрике «Мнение», что говорит само за себя.
    Т.е. мы даём возможность автору высказать свою точку зрения, которая, как у нас указано на сайте, может не совпадать с точкой зрения редакции.
    В журнале «Клаузура» есть и иные материалы, опровергающие позицию автора.
    Ваша аргументированная критика поможет авторам глубже рассматривать тот или иной вопрос их исследований.

    • Расых

      Я вот Мишар % .1924 года тётя жива она говорит Мишар Буртасы без . Честно говоря ,жена из Атня ,она всегда говорила испорченный Русский

  6. Мурат

    Вот так фантазируем на тему Великой Тартарии, «тюркских кровей», потомков хазар и некоего «арабо-мусульмаского суперэтноса».
    А приходит результат исследования; R1A z283.

  7. Мурат

    Да этот ресторатор нигде не учился. Этот бред Шангареева был написан только для того, чтобы уколоть «реакционное христианство», которое он так ненавидит.

  8. Тор

    Кто как хочет тот так и трактует все,Булгары живут вдоль волги я понимаю..точнее жили..само название их об этом говорит многие звуки и буквы менялись или онемели..Булгария,ВулгАрия,ВолгАрия..Мешари эти как я понял из этого бреда это смесь болгар и финноугров,мешари,Мешанные арии..или просто смешаные,к тому же смотрю полностью усекли историю в этой статье о Скифо-сарматских народах,которые дали основу фундамент как Русам,Как к формированию тюрских народа так же и скандинавов..зато тут хуну упоминается намного более поздние народы живщие на границе Китая..да и так называемые Булгары я так понимаю просто одни из первых пересеклись с тюркскими народами и под их языковое влияние попали.

  9. тф

    как двигались из африки в малую азию и далее в евразию так и стали тюркскими племенами.из них самые древние это малоазиатские тюрки.

  10. Damir Nabi

    Шангараев, сиңа күпме түлиләр шул нәрсәләр өчен ?

  11. И

    Сейчас все легко установить по расшифровке ДНК — кто мишарин, кто булгарин, кто русский

  12. Петр

    Прав Сашок….пишут….это так….это не так…. но объясните…почему этих мишяр селили не в городах…а отдельно в селениях, посмотрите на карте….например : Ульяновская обл.,Пензенская обл,, Нижегородская обл., они в настоящее время…только начали проживать в городских чертах…Все это из того, что они пришлый народ…торговцы и воины…Вот откуда они пришли другой уже вопрос….

  13. Еруслан

    Русские это финго-угры вперемешку с булгарами. Большая ветвь булгар — мишяры. Светловолосые и светлоглазые, они под далением церкви охристианились, стали керяшинами. По всей Руси раскиданы их поселения, которые зовутся Мещерами — мишярами. Цивилизация Руси родилась на Волге топоним татарского ЕЛГА — река и Идель. Русы были скандинавами, которые плавали по Елге, Иделю

    • Денис

      Есть такая Краснослободская(Мордовия) Корсунская(Ульяновская обл.) засечная линия, вдоль неё можно проследить как размещены населённые пункты Мишарей. К примеру крепость Атемар рядом Мишарская (Татарская Тавла и Аксёново) слобода и несколько Казачьих и Стрелецких. Рядом г. Саранск там та же история Лямбирь (сейчас стало Русско Татарское поселение). Все эти поселения располагались в таком порядке для охраны засечной линии, в Саранске остались фрагменты вала этой линии.

  14. Расых

    Я мишарин 100% , Буинск .Да у нас разговорный речи ,сарай ,забор ,итд .Жена говорила русских слов много 10% .А Остальные как и татарские .Пычак- пыцак, Вместе С говорим и пишем Ц .ВСЯ РАЗНИЦА . Русские в каждом городе по разному говорили и писали .Пока ТВ и СМИ не появилось

  15. damit47

    Столь концентрированного бреда давненько не доводилось читать.

    • Венер

      Восточные мишары вместо «ц» используют «ч» или «щ». А на восток ушли ещё в 16-18 веках и входили в состав башкирского казачьего войска вплоть до 1864 года. Советская власть включила их в состав татар, моя мать сильно обижалась на это.

  16. Сашок

    «Да у меня в роду были все польской шляхтой.Другой вторит,-«У меня сплошь все княжеских кровей,от самого Рюрика».»А мне дедушка говорил,что наш предок прибыл из самой Гишпании».»Мой род исходит от татарских мурз,я потомок…..»Создали черт знает каких себе легенд,бредят то скифами,то ариями,то великими тюрками.А приходит результат их гаплогруппы,глаза пятикопеечные,семейная легенда гроша не стоит—N1a.

  17. олег

    По большому счету не важно кто кем назывался тысячу лет назад .. Сегодня татары это субэтническая часть Арабско- мусульманского Суперэтноса , по крайне мере городская часть .. А славяне это элемент Европейского Колониального Суперэтноса .. а кто такие русские .. мы весь 20 век разбирались …туранцы русские или европейцы … пока костями туранцев не вымостили дороги от Москвы до Берлина 41-45 ….и стали европейцами — потомками раскулаченных кулаков , коллаборационистов , троцкистов , бендеровцев и не добитых европейских дворян.

  18. олег

    а куда делись античные скифы и их соседи угры , финны ? все поглотило китайское хунство ? А ведь известно .. что прорвались на Урал очень маленькая группа мужчин хунав , жителей китая . метисов имперских китайских диссидентов и кочевников . Да и сельская культура у татар не китайская , а финно угорская , антропология даже на фотографии девушки в статье ближе к иранской — туранской .

  19. dm sm

    Да понятно тут все, как белыми нитками шито… Есть ЗАКАЗ мирового сообщества довершить развал того что еще не развалено. Борзописцы за бабки старательно несут всякую хрень, что бы расшатать, заврать истинную правду, и понапридумать удобную им ахинею. Какой то чувак в далеком прошлом ошибся и подписал с ошибкой («слышал звон, да не знал где он» р.н.пог-ка) а нынешние примудрые подхватили и вперед… Скоро договорятся что и русских то и не было вообще, а тут была часть Турции или там таратарии какой нибудь.

  20. Евгений

    …под влиянием реакционного христианства …, — бестактное и бессовестное заявление!
    …Константинополь в результате упадка культуры и науки постепенно трансформировался в Стамбул…, — похоже автор ещё и в школе плохо учился.

Добавить комментарий для Мурат Отменить ответ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика