Вторник, 19.03.2024
Журнал Клаузура

Загадки истории Татарского мира: Кавказские татары

Кавказские татары – этноним, который после Кавказской войны (1817-1964 гг.) трансформировался в различные национальные образования, среди которых горские татары (карачаевцы и балкарцы), ногайские татары (ногайцы), дагестанские татары (кумыки), закавказские татары (ныне азербайджанцы) и …Казаки.

В мозаике этногенеза Татарского мира много такого, что до сих пор сложно объяснить, т.к. история здесь не просто «лжет как всегда» (Бернард Шоу), но лжет по-особому, подчиняясь воли многочисленной армии историков и этнографов, которые не по велению власть предержащих, а по зову сердца, готовы перелицовывать прошедшую реальность, поскольку они искренне верят, что главное это сохранить этническую чистоту, не допустить того, чтобы правда о тюркских корнях многих народов России, стала достоянием общественного сознания.

Я не собираюсь в этой статье освещать ранее неизвестные факты и события, но надеюсь аккумулировать уже известное таким образом, чтобы ушедшая в прошлое реальность, помогла нам сегодня понять, кто мы сегодня — «цветущая сложность» народов России.

М.Ю. Лермонтов Горящая степь. Эпизод из кавказской войны. 1840 г.

За долгие годы Кавказской войны все кабардинские селения, находившиеся в районе Кавказских Минеральных Вод и Пятигорья были практически стерты с лица земли, а на «освободившихся территориях» были построены новые крепости, в том числе и укрепление Константиногорское, которое позже стало называться Пятигорском. Точно также задолго до окончания войны, в 1801 году была заложена крепость «Кислые Воды», которая позже стала называться Кисловодском, куда устремлялись ценители минеральных вод со всей Российской Империи, в поисках исцеления от всех недугов благодаря лечению нарзаном.

Поля сражений постепенно превращались в популярные курорты среди российских элит курорты. Кавказско-татарские, ингушские и осетинские этнические группы присягнули на верность Российской империи.

Работая над книгой «Ислам и мир» (2017), я был поражен подробностями пребывания на Кавказе великого русского поэта Михаила Лермонтова. Думаю, не будет преувеличением сказать, что повествование об исторических судьбах кавказских татар, должно быть неразрывно связано с российским присутствием на Кавказе.

По моему глубокому убеждению, обозначить это присутствие, можно обратившись к жизни и творчеству одного из самых честных и ярких поэтов России – Михаилу Юрьевичу Лермонтову.

Начало Пути Лермонтова на Кавказе, — это посещение 15 июля 1825 года Курбан Байрама в ауле Аджи, неподалеку от Пятигорска. Достаточно сказать, что оно стало прологом к его произведениям на кавказские темы, в которых с поразительной глубиной отразилась историческая судьба Кавказа. «Черкесы», «Кавказский пленник», в 1830–1831 гг. поэма «Каллы», в 1832 – «Измаил-бей», в 1834–1835 гг. «Аул Бастунджи», «Хаджи Абрек» — по сути, исторические хроники, тех далеких событий, которые изменили исторический облик Кавказа, но не смогли изменить культурную составляющую этого особого мира.  Напротив, жизнь и традиции кавказских татар, главным образом карачаевцев и балкарцев, вызывали огромный интерес в российском обществе, стремившегося на знаменитые «воды» не только в поисках оздоровления, но, и для новых впечатлений от соприкосновения с культурными традициями кавказских татар.

 «Приближаясь к Аджиеву аулу, за цепью карет, колясок, напоминающих гулянья в Екатерингофе, – писал современник – я невольно был изумлен картиною, представившеюся моему взору: прелестная долина, расстилающаяся под навесом грозной Бештовой горы, покрыта была толпами самыми пестрыми. Русские дамы в нарядах, дышащих Парижем, стояли вместе с черкешенками, группы военных офицеров сливались с разнообразными костюмами столичных и провинциальных щеголей; там казаки, черкесы, ногайцы рыскали на борзых конях своих; наконец толпа песельников и музыкантов, расположенных по сторонам раскинутых палаток – все вместе представляло весьма занимательное зрелище».

Определяя это пространство как «лермонтовкие места», я допускаю известную вольность, которая основывается на моем особом отношении к творчеству Лермонтова на Кавказе. Известно, что первой трети XIX века на Кавказе побывали А. С. Пушкин, А. С. Грибоедов,  А. А. Бестужев-Марлинский, А. И. Полежаев и др. Однако, подлинное отражение общечеловеческой сущности характера кавказских народов, мы находим лишь у Пушкина, отчасти Грибоедова и, конечно же, Лермонтова.

Памятник М.Ю. Лермонтову в Пятигорске

Сразу надо сказать, что Лермонтов – это особая ипостась в российской культуре, во многом еще не познанная территория творческих исканий. В отличие от своих великих соотечественников, Лермонтов не наблюдатель со стороны, живописующий жизнь горцев. Он внутри, в самой сердцевине истории — борьбы и трагедии народов Кавказа. И, страшной закономерностью, представляется тот факт, что он нашел упокоение в кавказской земле (правда, всего с 17 июля 1841 г. по январь 1842 г., когда прах поэта был перевезен из Пятигорска в его имение в Тарханы).

Впрочем, повинуясь канве повествования, думаю, надо вернуться в счастливое для Лермонтова лето 1825 года, когда он находился на лечении «водами» в Пятигорске, и имел возможность посетить главный мусульманский праздник – Большой Байрам или Ураза-Байрам.

Следует заметить, что все это действо происходило на территории современных Карачаево-Черкессии и Кабардино-Балкарии исторически и географически связывает район Пятигорья или Кавказских Минеральных Вод. Автохтонным населением обеих республик и Кавказских минеральных вод являются кавказские татары — карачаевцы и балкарцы.

Я бы сегодня не побоялся утверждать, что, находясь в мусульманской среде, в отличие от других гостей, Лермонтов приобрел и усвоил бесценный опыт соприкосновения с культурой кавказских татар, их  обычаями и традициями. Хочу подчеркнуть, что сказанное мной не просто предположение. Об этом говорят его бессмертные произведения и, прежде всего, поэма «Измаил-Бей», где вы найдете отражение, тех впечатлений, что были получены во время празднования Ураза-Байрама в Аджи.

Многие историки литературы, исследователи жизни и творчества Лермонтова, отмечали, что уже в отроческие годы, он обладал феноменальной памятью. Если говорить о мусульманском празднике в ауле Аджи, то он запомнил все его мельчайшие детали: как в этот день совершали молитвы, как проходили конные состязания со стрельбой, сопровождаемые «весельем, ликованьем». Но для нас важно, что самое большое впечатление произвело на юного Лермонтова творчество певца-ашика — стихослогателя, аккомпанировавшего себе на трёхструнном сазе.

Хочу обратить Ваше внимание, что ашик – стихослагатель, был известный татарский поэт —  Султан Керим-Гирей.   

Тогда в Аджи молодой поэт с упоением слушал редкой красоты песни. Нет сомнения, что рядом были те, кто, пересказал пытливому отроку содержание этих песен, одну из которых в 1832 году он включит в свою поэму «Измаил-Бей» вместе с ярким и детальным описанием праздника Ураза Байрам.

 И можно без преувеличения сказать, что творческий Путь в мире кавказских татар пролегал для Лермонтова, через освоение основ татарской культуры, изучение татарского языка, обычаев и традиций, которые невозможно отделить от исламских.

Ссылка Лермонтова оказалось дорогой на Восток, где он погружается в мир кавказских татар:

Султан Керим-Гирей

И вижу я неподалеку

У речки, следуя Пророку,

Мирной татарин свой намаз

Творит, не подымая глаз;

А вот кружком сидят другие.

Люблю я цвет их желтых лиц,

Подобный цвету ноговиц,

Их шапки, рукава худые,

Их темный и лукавый взор

И их гортанный разговор.

Но не столько наблюдение за жизнью кавказских татар, сколько отождествление себя с их судьбой, отличает Лермонтова, дает возможность говорить о том, что он был их неотъемлемой частью:

Судьбе, как турок иль татарин,
За всё я ровно благодарен;
У Бога счастья не прошу
И молча зло переношу.

Карачаевцы и балкарцы – яркие представители кавказских татар, были хозяевами на том Ураза Байраме, где Лермонтов впервые окунулся в древнюю культуру предков (по матери его род восходил к знаменитым Гиреям, См. подробнее Исмагил Шангареев, Нурали Латыпов. Ислам и мир: Восток глазами классиков. — М: АСТ, 2017 https://mybook.ru/author/nurali-latypov/islam-i-mir-vostok-glazami-klassikov/read/ ). И поэтому представляется вполне закономерным, что Лермонтов в отличие от многих русских писателей и поэтов проявлял глубокий интерес не только к мусульманским праздникам кавказских татар, но и к татарскому языку, стихам и песням татарского народа.

Открываю четвертый том собрания сочинений Лермонтова, на странице 113 читаем: «Начал учиться по-татарски, язык, который здесь, и вообще в Азии, необходим как французский в Европе…». Это фрагмент письма, написанного рукой Лермонтова. Поэт не только обращался к истории, культуре и традициям татарского народа, но к самым его корням – татарскому языку.

Сравнивая татарский язык с французским, Лермонтов, исходил из реальной ситуации, порожденной многочисленностью и разнородностью наречий на Кавказе.  Знание татарского языка, дает возможность общаться со всеми народами этого края без переводчика, ведь не зря татарская пословица гласит: «Татарга толмач кирэк тугел» — «Татарину толмач не нужен».

Больше того, в своем очерке «Кавказец», Лермонтов особо отмечал, что даже русский кавказец «есть существо полурусское, полуазиатское. Он легко маракует по-татарски». Говоря «русский кавказец» Лермонтов имел ввиду прежде всего казаков.

Лев Николаевич Толстой в своей повести «Казаки», более четко отмечал эту особенность: «Молодец казак щеголяет знанием татарского языка и, разгулявшись, даже с братом говорит по-татарски».  А вот свидетельство знавшего Кавказ не понаслышке А.А. Бестужева-Марлинского, который в своей повести «Аммалат-бек» писал: «Казаки отличаются от горцев только небритою головою… Почти все они говорят по-татарски».

Но более близок к истине был Александр Дюма, которого во время его путешествия по Кавказу избрали казаком. В благодарность французский писатель везде особо подчеркивал, что его, как новоизбранного казака, поразила высокая честь и нравственность… Татар. Вы спросите причем тут татары?

В Большой Советской Энциклопедии сказано: «Казак, козак (тюрк. – удалец, вольный человек) – человек, порвавший со своей социальной средой (XIV–XVI вв.), с конца XV в. казаками стали называть вольных людей окраин Русского государства».

Известный советский и российский писатель-публицист Мурад Аджи, чьи книги много лет раздражают всех тех, для кого тюркская история должна быть напрочь отрезана от славянской истории, писал: «– Хочу спросить, как звали самого первого казачьего атамана? С кого в 1570 году все и началось?  Сарык-Азман! Он основал казачье Войско Донское. Он казак «номер один» в истории России.  И другие атаманы, сподвижники Сарык-Азмана, носили тюркские имена: Черкас, Ляпун, Шадра, Ермак, Татара…   И слово «атаман» тоже тюркское – «старший», «верховод» значит… И «есаул», и «бунчук», и «майдан», и «сапог», и «башлык», и «степь»… Все самые сокровенные казачьи слова».

Далее стоит остановится на мнении Мурад Аджи о том, что не кто ни будь, а Петр 1 «стал «переделывать» степняков в славян… Желающим возразить, пишет он, — советую задуматься: а на каком языке говорили Степан Разин и Емельян Пугачев? Какие команды отдавал атаман Ермак Тимофеевич? Вспомните их знаменитое: «Сарынь на кичку», вернее, «Сарын къоччакъ» (в переводе с тюркского «слава храбрецам»). Вспомните и ответный клич: «У-ура-а» («бей», «рази»), с которым степняки бросались в атаку» (Из книги Мурада Аджи. «Полынный мой путь»).

Казаки отличались особой удалью и бесстрашием. Даже, когда на Кавказе после 1819 года, Алексей Ермолов упразднил выборность атаманов и перевел казачьи формирования на полковую систему, добиться уважения, а тем более подчинения казаков, мог не каждый. Среди тех, кого казаки безоговорочно признали таковым, был Михаил Лермонтов. В одном из боев в октябре 1840 года был ранен командир казачьей сотни, командование отрядом конных казаков принял поручик Михаил Лермонтов.

В наши дни существует не мало версий, происхождения казачества. Мне представляется, что две из них заслуживают особого внимания специалистов: версия о тюркском происхождении казачества (М. Ж. Абдиров) и «кавказская» версия происхождения донского казачества (А. А. Гордеев).

С этими версиями можно соглашаться или не соглашаться, но многие казаки – тюрки, и это историческая реальность, от которой трудно отмахнуться, критикуя, в частности, А.А. Гордеева за приверженность к идеям тюрко-славянского происхождения казаков.

Известно, что в период Гражданской войны был введен сине-малиново-зеленый флаг Кубанского казачьего войска, где зеленый цвет означал, что под этим флагом сражаются — казаки-мусульмане. Больше того, для казаков-мусульман, отличившихся в боях по защите России, был высочайше утвержден аналог военного ордена — Георгиевского креста в виде ордена с изображением полумесяца».

Кавказские казаки, как и казаки других регионов России отчасти являются субэтносом Татарского мира. Их история и многовековое доминирование в тюрко-славянском поле Российского казачества, должно быть предметом самого тщательного и беспристрастного исследования.

Надо сказать, что в этнической мозаике Татарского мира кавказские татары это прежде всего карачевцы, балкарцы, кумыки, ногаи — как были горцами, так ими и остались (хотя считается, что ногаи ближе к казанским татарам).

Все вышеперечисленные народы говорят на кипчакской подгруппе тюркской группы языков, в которую входят татары, башкиры, казахи, киргизы, т.е.  их язык ближе к татарскому, чем к турецкому.   Кавказские казаки, как и казаки вообще, в большинстве своем представляют субэтнос Татарского мира (почти как татары- мишари, которые сочетают в себе и чисто тюркское начало, и отчасти начало тюрко-славянского этноса). А, вот азербайджанцы лишь косвенно относятся к Татарскому миру.

Известно, что в Российской Империи их называли «кавкаские татары», однако сами себя они назвали, или по названию племени, например, «каджары». По основному же происхождению азербайджанцы — тюрки, туранцы, кровные родственники древних огузов, сельджуков, современных турков и курдов, тем более, что они говорят на огузской подгруппе тюркских языков, куда помимо них входят турки, туркмены и иранские тюрки.

Согласно ежегоднику «Кавказский календарь на 1904 год» (Тифлис, 1903), «…пользуясь поддержкою персидских шахов, татары успели утвердиться в юго-восточной части Закавказья. Самая густая масса означенных татар находится в трех восточных закавказских губерниях, а именно: в Елисаветпольской (около 550 тыс. душ), Бакинской (около 609 тыс. душ), Эриванской (около 373 тыс. душ), а также – в Тифлисской губернии (около 110 тыс. душ)».

Лишь с тридцатых годов XX столетия эта группа «кавказских татар» значатся под этнонимом «азербайджанцы» и, в своем большинстве, исповедуют ислам шиитского толка.

Одно из уникальных сохранившееся фото Александропольских татар, живших в Эриванской губернии Российской Империи, позволяет во отчую увидеть какими были азербайджанские татары, задолго до появления Азербайджана и азербайджанцев как нации, которую можно, с рядом оговорок, отнести к одному и субэтносов Татарского мира.

«Мутное зеркало природы» (В. Хлебников) отражает наш мир таким, каким мы способны его увидеть. Нет, (да простит меня Бернард Шоу), история не лжет. Лгут люди, когда стремятся изменить былые события, переписать роли целых народов, например, лишить казаков их тюрко-славянской сущности, заставить забыть родной гутар – смешанный прежний «татарский” язык со старым великорусским наречием.

Кстати, литературные герои романа Михаила Шолохова «Тихий Дон”, представляющие донское казачество, всё ещё разговаривают на гуторе, хотя усилиями Советской власти он должен был исчезнуть ко времени написания романа. Но нет границ во времени для культуры, для диалога народов, который идет поверх политических распрей, войн, упорного нежелания слышать отдельных народов слышать и понимать друг друга.

Лермонтов думал иначе. Кавказ он воспринимал, как «сладкую песнь отчизны».

Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ.

Может именно такой взгляд на мир нам сегодня нужен, чтобы не искать национальные противоречия там, где их не должно быть, как теперь говорят «по умолчанию». Ведь во всех нас еще живет мудрость наших пращуров, которые обладали подлинным «общеазийским сознанием» и «материковым мышлением».

Историческая память – единственное наше спасение в эпоху глобализации, опора «цветущей сложности» народов России.

Исмагил Шангареев


комментариев 57

  1. Вероника

    Первое фото, не соответствует действительности. Это мои прапрабабушка и прапрадедушка Бобрышов Пётр Иванович, 1880 года рождения и его жена Бобрышова Февронья Ивановна, 1887 года рождения.
    Ставропольский край, станица Новотроицкая. Фото в семейном архтве

    • Героев рамазан Абдулахович

      Вообще все лож все опять запутывает историю не одного слово нет то что писал поэт Лермонтов о Кавказе кроме слова Кавказ.? А где слово Бештау , темп су , написана . все переиначил , прекрати писать лож и горские татары нас называл Лермонтов а не кабардинцев . и вокруг кав минводах жили наши предки карачаевцы балкарцы. Там и духа не было адыгов они пришли туда с рускои армиеи как завоеватели Кавказа ..

  2. verg

    Прекрати эту ложь. Народ татари нет! Есть булгары!
    Откуда появились татары? Таких людей в землях Великой и Волжской Болгарии (земли бывшего СССР) не было.

    В Монголии в 1198-1204 г. Чингизхан истребил весь племя татар до единого человека и народ татар прекратил свое существование. Это событие подробно описано в монгольских источниках, начиная с «Тайной истории монголов» (13 в.).

    После гибели настоящих монгольских татар в 1204 г., китайцы, а вслед за ними и другие народы мира, стали называть татарами чингизхановых монголов и служивших монголам наемников, хотя сам Чингизхан ненавидел имя татар и запрещал называть монголов «вражеским именем татар» . Этот китайский обычай называть монголов и их наемников «татарами» сохранялся в мире до 16 в. и с тех пор папские легаты ввели его в обращении в Западную Европу. Название «Татарстан» («Татария») не является историческим именем Среднего Поволжья. Историческое название — Булгария (Волжская Булгария, Булгарское царство), но в 1923 г. руководство Советской России, по настоянию сатаниста Троцкого, образовало на территории Булгарии АССР и дало ей название «Татария» («Татарстан»).

    Как может, каким волшебным образом татары могут появиться за 800 лет на побережье Волги? И это официально преподается как серьезный исторический сбор в российских школах, вузах, РАН и т. д.!

    Сам Чингизхан ненавидел имя татар и запрещал называть монголов «вражеским именем татар» . Если он, таким же волшебным образом, возродится и вернется на берегам Волги, он убьет всех так названные татары!

    В каком параллельном мире мы живем ?! Мы устали от мировой лжи и тех, что в России!

    Однако, никаких «татар» в «Татарстане» никогда не было и нет, и никакой указ — даже сталинский — создать их не мог. Указы большевиков-сионистов, сионистских ублюдков, марионеток мировых сионистов, не могут создавать генетический материал и не могут производить магически новую «татарскую» ДНК !!! Настоящих монгольских татар в 1204 г. были полностью уничтожены ордой Чингизхана. Татары исчезли навсегда! На территории Булгарии, называемой ныне «Республика Татарстан» (РТ), Сибирь, Предкавказье,Крым всегда жили и проживают булгары. Сегодня именно волжских болгар «татарские патриоты» называют «татарами».

  3. айдар

    друзья, спор ни о чем, просто в древности предки русских все и вся называли тати, ну от страха все для них не знакомое тать, т.е татарин

  4. Сергей

    Великолепная статья, которая пытается показать российскую историю во всем ее многообразии, величии и национальном многоголосье, через призму этно-эволюции. Россия — это великая славяно-тюркская цивилизация, испытавшая на себе, кроме того огромное влияние европейских (фино-угорских и др.) и кавказских народов. Надо гордиться нашим единым прошлым, а не искать причины для размежевания по национальным квартирам. уже хотя бы потому, что это целиком соответствует духу времени, глобальным тенденциям и видению гуманитарных перспектив человечества. Мы уже настолько перемешались между собой в этой стране, что вопрос о чистоте крове давно не стоит. Разная вера тоже далеко не всегда разъединяет людей. Христиане, мусульмане — дети завета… необходимо помнить о веках взаимодействия, взаимопроникновения в едином межконфессиональном пространстве. Нельзя забывать и о великой победе народов нашей страны над таким вселенским злом как фашизм. Мы, потомки победителей,избавивших мир от гитлеризма, на мой взгляд, даже морального права не имеем на любые проявления ксенофобии. Будем достойны своих предков…

  5. Абдулов

    Исмагил,я был у вас дома в Бугуруслане это с каких пор в вашей семье стали пропагандировать армянская эресь? Я про религию ,почему вы делаете акцент на сунниты и шиит? вроде вы писали про тюрок! у меня есть друзья азербайджанцы и сунниты и шииты.

    • Ахмед

      Ассаламуалейкум, Мир вашему дому.
      Вопрос о на родах которые живу сегодня В Российской
      Федерации.
      Еще до формирования древней Руси, территории, которые входили В СССР, начиная с Северного Кавказа, и по реке Волга, и на запад до нынешней Полши, существовали как некая «Конфедерация».
      И саммую главную роль в формировании этой «Конфедерации» играли Горцы Северного Кавказа.
      Если у Современных Славян история начинается с девятого века, то история Дагестана и его народов уходит к первым Цивилизациям на земле.Хотя по факту сегодня Дагестан маленькая Республика или край,
      с исторических времен, служил катализатором, и содействовал образованию многих нинешных народов,
      доходя и до Европейских народов.
      Все народы Дагестана, кроме своего родного, прекрасно владели «ФАРС» или «ПАРС» языком.Этот язык является древним Торговым и Международным языком, и происходить из Персидского и Дагестанских языков.
      И абсолютно не похож, на Алтайско Тюркский из степей Монголии. Но на незнании что существуют два разных языка ,многие историки, до сих пор сочиняют головокружительные истории о «Чингиз-Хане»и про Тюркские огромные «Когонаты», которые вряд ли физически сушествовали.
      Во всех выше описанных землях, был в ходу Парс язык,
      И первые Запорожские Казаки говорили на этом диалекте
      и жителей сегодняшней Украины называлис Черкасами,
      (.то есть это означало Горцы Кавказа, )и остались много топонимов, от Парс языка в названиях
      на этих землях(г. ЧЕРКАСЫ»), и в языках сейчас Славянских народов,Беларусов, Украинцев, и Русских.
      А Крымские Татары, Поволжские Татары сами сегодня разговаривают на диалектах этого старого Парс языка.
      Но кроме Парс языка во всех этих языках, включая все народы Русские и Татары, есть еще и слова Горских Народов Дагестана.
      Эти слова и подтверждают, что до создания Российской
      Империи, эти земли сами уже в прошлом были как некая
      «Конфедерация» отдельных независимых общин ,но имеющие очень тесные ,торговые и другие связи.
      Кто кому должен, или кто есть кто, очень не уместный,
      с исторической точки зрения вопрос, потомучто все народы которые сегодня живут, и существуют в какой-то мере родственны.
      Да нас разделили Цари, определив «наших»и»ваших»,
      Но они преследовали сугубо, свои интересы закабалить
      разные народы под свою власть ,натравливая одних на других, но народы остались ,а они к сожалению сгинули в историю, не осталось после них кроме вороватых чиновников, колониальных войн, других вспоминаний.
      Если вместо этих войн, и споров, людей оставили в покое, сегодня не нам Китайцы продавали свой товар а Мы им и всему Миру.Войны и революции унесли самых лучших людей, которые могли создовать придумывать и выпускать саммую конкурентоспособную продукцию,
      тех людей кому было небезразлично, состояние своего народа и страны. Сейчас мы сами видим что люди потеряли ориентиры, ценности свойственные нормальному обществу.
      Дагестан как писал, участвовал в формировании многих народов, но никогда не выступал как колонизатор, и агрессор.Потоянные,агресывные походы, Персов, на свободные Дагестанских Общины, выработал у последних, и систему взаимного оповещения и систему воинских сборов, и с некоторых времен и постоянные воинские подразделения.Или силы быстрого реагирования, по современному, которые оповешались
      посредством посылных с писмами.(«Кагъар» «(кагар)»—письмо, бумага» , вот откуда происходит слово—титул » «Коган» позднее надуманной, с подачи Арабских историков, а потом развитой Евреями как «Хазария»с главенством Евреев. «хазар» — от слова ,»хъубзар» — в Даргинском языке «земледелец, землепащец, фермер, крестьянин.) Само слово «Кагъар»» хъагъар» указывает зарождение письменности как таковой: «кагъар» —»хъагъар» состоит из двух слов, (хъа) — слой, налет,
      «Гъар» «гъяр» — чиркнуть ,порвать, чиркнуть по грязи,
      вед первые письменности, писались на глиняных табличках ,потом обжигаемые в печах , как кирпичи,
      которые дошли до нас в археологических раскопках древних городов, первых цивилизаций.
      Свободные отдельные, независимые обшины, существовали у Дагестанских народов с самого зарождения, каждое село, каждый человек, был независим, феодальное отношения стали появляться только под влиянием Царских нововедений, но и тогда каждый человек был свободен, и развивался не под чьимто кнутом, а сам самостоятельно учась у тех кто владел тем или иным ремеслом.
      По этому в Дагестане в каждом селении была своя специализация ,кто то делал бурки ,кто то посуду, оружие ,укращения, кожу , мебель, кто специализировался на других необходимих ремеслах.
      И к стати , шлемы Александра Невского, и Ивана Грозного
      с Аятами из Корана вероятнее всего изготовлены Кубачинскими и Амузгинскими мастерами.
      Само слово «Царь» происходит из Даргинского «ца» «цаэсил»— один, первый, единый, главный, единственный,
      потом от этого слова оброзовалься титул «Царь».
      И как вытекает из этого титула, первого среди Русских Князей, назначался, не где нибудь в степях Монголии а в Горах Дагестана, который потом стал называтся Царем Русским.
      История Дагестана, очень богата, насыщенна и разнообразна , как и его народ, который с уважением относится к любому добропорядочному человеку, но с огромным непониманием относится к тем кто , считает себя выше, И свои незаконные, неуважительные действия, оправдывает прикрываясь властью и полномочиями, и гордыней не свойственное свободному
      и независимому человеку. Только человек с характером раба, может относится к другому предвзято, и с высокомерием.

  6. Абдулов

    Исмагил, какой татарский мир? когда татары под русским миром! Для Кавказцев самое оскорбительное слова, это когда вы называете его татарином! Мы тюрки ! не татары! 95% татар стесняется своего происхождения.На Кавказе говорят на Тюркском языке а не на татарском. Не давно был в Татарстане ,там говорят если ты говоришь на татарском значить ты из деревни)

    • славик

      во времена о которых пишется было всего пара тысяч карачаевчев и и тысяча балкарцев,а Измаил бей,сто доказано,Исмел Атажукин(опять скажут от слова ата(по кабардински Хьатахъушокъа0,офицер русской армии,а потом борец за свободу кавказа.И Лермонтов зная хорошо кавказ писал в основном о адыгах-черкесах и о чеченцах,с которыми он воевал и уважал,а не их данников тюрках.

    • Ирфан

      Уважаемый Ахмед ! …Прочтите книгу Ю.Н.Дроздова «Тюркская этнонимия древнеевропейских народов»

  7. Роберт

    Относительно содержания статьи говорить не буду. Скажу только о фотографии. Я однажды уже высказывался на эту тему, однако люди, у которых нет истории, пытаются каждый раз, разными фальшивками создать историю своего народа. На фотографии написано ,,Александропольские татары,, однако автор голословно утверждает, что они азербайджанцы.
    Давайте рассуждать. В то время их звали закавказскими татарами, у которых была исламская вера шиитского толка. Шииты и сюниты не ладили между собой. Александрополь /в последующем Ленинакан, а потом Гюмри/ находится на западе Армении, за 600-700 км от Азербайджана, прямо на границе с сюнитской Турцией. В городе компактно проживали тюрки, а не азербайджанцы. Это место называлось ,,турки майла,, то есть квартал турок. Помните раз и навсегда. азербайджанец, это придуманное название народа. В царское время их звали кавказскими татарами. Во время переписи населения СССР 1929 года они сами себя назвали ,,тюрками,,. Во время переписи населения СССР 1939 года они стали азербайджанцами. До 1939 года ни в одном научном труде нет такого народа как ,,азербайджанец,,.

    • Шаиг

      И где же эти тюрки? 50 млн азербайджанцев это не 100 или200. Благодаря России армяне создали своё государство. Расстояние 600-700 км?

    • Рагим

      Армяне об армянах
      Отец армянской истории Мовсес Хоренаци (Моисей Хоренский) в V веке говорил о своих соплеменниках:
      «-я хочу указать на жестокосердие, как и высокомерие нашего народа,…
      -отвергающее благое, изменяющего истине,…
      -народ строптивый и преступный,..
      -ДУША, КОТОРОГО НЕ ВЕРИТ БОГУ!
      -вы совершили прогневленное и в ложах ваших не принесли раскаяния
      -вы заклали заклание и беззакония и уповающих на господа презрели
      -поэтому найдут на вас сети того, кого вы не прознали и добыча, за который вы гонялись, сделает вас своей добычей, и вы попадете в те же сети…»

    • Рагим

      Армянскому поэту Егише Чаренцу принадлежат слова:
      «В нас лицемерие появляется еще в утробе матери».

  8. Нетатарин

    Конечно близок, а как иначе? Балкарцы- потомки тех болгар, что остались на территории Великой Болгарии, а казанские татары- потомки той части болгар, что ушли на Каму и Волгу.

  9. Загир

    К сожаленью, о единстве тюркского мира не приходится говорить, возможно этим единством сейчас является ислам. Я думаю никто не предлагает все прежние народности, кого раньше называли татарами( а их так называли, в чем я согласен с авторами), вновь так называться, но и всячески скрывать этот исторический факт невозможно. За статью большое спасибо.

  10. Абрэдж

    » Техничная » белиберда. Полуфакты и притянутые за уши » научные» домыслы. Статья похожа на сказку ежик в тумане.

    • Мен

      Что, напоминает Унежева с Хотко ! ?

  11. Евгений

    А я вот думаю, он даже очень точно всё описал. Я знаю, что терские казаки являются потомками черных клабуков. Это и есть те ранние казаки с разным вероисповеданием, культурой, территориальным происхождением. Читайте больше других историков, сопоставляйте познанное.

  12. Леонид

    Статья объективная, одобряю. В отзывах от фантазий волосы дыбом встают «казак» мол означает гусь. Каз или хаз означало вольный, свободный.

  13. irfan khafizov

    Читая интересные статьи необходимо разделять содержание от конфессиональных идеологий !!!

  14. Миша

    Не даром говорят если поскребешь русского найдёшь татарина

  15. Шамиль

    Статья интересная, познавательная,несет позитивный, объединяющий людей посыл. Вот только путаница с посещением Лермонтовым праздника в июле 1825 года. Сначала это Курбан-байрам, а дальше в тексте — Ураза-байрам. А ведь это разные праздники, разнесенные по времени на два с половиной месяца.

  16. Яша Султанов

    воочию, но никак не во отчию.

    • Зих

      Не слушайте этого тюркского псеевдоисторика, несет чуж про автохтонность тюрских народов на кавказе…

  17. Владислав

    В Гребенской станице Чечни живут гребенские татары. У них своя Татарская слобода, есть своя мечеть, построенная в XIX веке. При царе они были записаны в станичное сословие и были полноправными терскими казаками. Себя они считают отдельным этносом — Гребенскими татарами.

  18. Петров

    Статьи тюрок для тюрок,мол,какие мы великие,воины, русский язык сплошные тюркские заимствования,казаки не славяне и прочее!) Историзма и объективности в этих статейках и «трудах» — ноль! Тюркизмов в русском языке не более 90 слов.Казачество это славянское сословие с прибившимися иногда «Ахметками»,которые должны были принять Веру Христову и Святую Троицу!А этот Шангареев псевдоученый и лжец!!!

    • Эльман

      Казак ,Атаман,Ясаул русские слова и их днк тоже?лучше вас интересующей вопросы задайте Анатолию Клёсову и он вам ответит кто такие Донские казаки и кем приходится Термекские казаки и кто такие русские на самом деле

      • Николай

        Насколько я помню, дед не считал себя славянином и русским. Он Донской казак. И про Троицу свистеть не надо. Ни к чему в суе упоминать. Я себя то же считаю русским, но казаки это далеко не славяне. И не надо нам морочить голову, и рассказывать бредни про беглых крестьян.

  19. Alexandrserishev

    Давно уже выяснилось , что татары это не национальность а принадлежность к военному союзу с монголами , с Ордой .

    • Hunnachee

      Если бы «русские» немного разбирались в языках, то не было бы «татар», а были бы, как и положено, Болгары! Упорное желание «русских» (слово болгарского происхождения, как и сам «русский» язык), вымарать историю Великой Болгарии, состоящую из Волжской Булгарии, Кавказской Балкарии и Дунайской Болгарии, а также Венгрии и Румынии, — государств основанных пятерыми братьями — сыновьями Царя Великой Болгарии Кубрата, Римского Патриция, чья жена — мать указанных пятерых сыновей, была гречанкой по имени Евдокия, — реальных исторических личностей, приводит к появлению «татар», «казаков», «печенегов», «сарматов» и т.д. Хотя это один и тот же Болгарский народ!

  20. Алексей

    По мне все верно .Нет Кавказа есть тюрки. Россия без них ноль.

    • ильдар валиев

      С вами согласен ,но куда девать «девятый вал»тюркского исхода на запад-татарский .Я не люблю упрощений,не кто булгар не уничтожил ,а тем более татар.Да «,белых татар’ Чингиз потрепал но он сам из» черных татар’

  21. ильдар валиев

    Читаю статьи про тюрок- скифов сердце колотится от ощущения единения со своими братьями.Какая история у нашего народа -воина ,мудреца ,позта…

    • Петров

      Не читай этот бред!

  22. Танзиля

    Читая ,ваши комментарий я для себя многое открыла . Все детство возилась гусями , но не додумалась ,что казаки это наше татарское слово.

    • ильдар валиев

      Читаю статьи про тюрок- скифов сердце колотится от ощущения единения со своими братьями.Какая история у нашего народа -воина ,мудреца ,позта…

      • Валентин

        Что то автор намудрил. Какие на фиг кабардинцы и балкарцы на КМВ?КМВ район древних замель адыгов или их конкретного рода кабардинцев. Пятигорские черкесы древнее название этого кабардинского родасоответственно являющегося частью великого народа адыгов. Адыги один из древнейших народов Северного Кавказа и Западно Кавказского Причерноморья. Это те самые что про «Золотое Руно». Карачаевцы как и балкарцы самые молодые народы Северного Кавказа.Их появление относится примерно 250-300 лет назад.Карачаевцы вообще перекочевали в долины Домбай и .Архыза после того как в конце 18 века по приказу Екатерины2 были частью истреблены и ли разгромлены роды Ногайской орды. Именно долины Домбая и прилежащие долины, до этого момента были летними отгонными пастбищами ногайской орды и ни о каком присутствии там карачаевцев или кого либо разговоров быть не может.Вероятно после истребления Ногайцев часть их сперва от кочевали в высокогорное Приэльбрусье и потом уже лет через 50 один из родов балкарцев по самоназванию «карачаевцы» . Кара -чай или чёрная трава.

        • славик

          оНИ ЖИЛИ В бАКСАНСОМ УЩЕЛИИ ПОСЛЕ ИГНАНИЯ КАБАРДИНСКИМИ КНЯЗЬЯМИ аТАЖУКИНЫМЫ СВАНОВ-ГРУЗИН,ПОСЛЕ ИСХОДА КАРАЧАЕвЦЕВ НА ДОМБАЙ,ТО ЖЕ КАБАРДИНСКИЕ ЗЕМЛИ,Атажукины заселили их Урусбиевцами(Урусбиевы князья балкарцев)-балкарцами.

      • Валентин

        Тюрки-скифы полная фигня. Скифи не тюрки. На территории СССР только Осетины были потомки скифов.Их язык наиболее близок к языку афганских пуштунов. Осетины — аланы народ дошедший до Ла Манша. На севере Франции до сих пор сушествуют остатки аланских крепостей и городов. Они в последствии служили наемной конницей у Рима в Галии и на Британских островах. Отсюда часто встречающееся имя Аллан как во Франции так и в Англии.

  23. Мухтар

    Здесь наблюдаются выдержки российских историков.Понятие — татарин в руси называли весь тюркский этногенез.Татарин и есть татарин и тюркский мир разделять и придумать татарин кавказкий,закавказкий,дагестанский-категорично неправильно.Тюркские народности идентифицированы и имели названия.Лев Гумилёв прекрасно описывает в своих трудах.В частности азербайджанцы-огузы
    давно утвердились в закавказье и в передней азии и имели государство Азербайджан а потом слились с фарсами и создали персидскую империю

    • Валентин

      Пятигорские черкесы некогда породнились с московскими князьями — царями. Княжна рода пятигорских черкесов стала женой Ивана 4 — Грозного.
      Пятигорье это местность прилегающая к горе Бештау(пять гор). Это и есть Кавказские Минеральные Воды — КМВ.
      Древнейшие из казаковэто терские. До 18 века это были последние из вольных (не реестровых, не приписных)казаков с этим самоназванием поселившиеся на гребнях на левом берегу Терка.по всему ранее 15 века. И их древние станицы имели далеко не тюркские названия.

    • Jene

      Осетины это бежавшие с Ирана евреи «маздакиты», которые ни какого отношения к Аланам не имеет. Аланами они стали называть себя несколько десятилетий назад.

  24. Владимир

    Спасибо, обширная глубокая статья. на Вкраiне я родился, а в Тихом Доне Шолохова казаки гутарят со украински налётом, да украинская кровь буйно смешена с дикой степью, и кроваво и семейно…Спасибо автору за глубину статьи.

  25. Ляля

    Статья интересная, познавательная, а татарский язык нужно изучать во-первых будете знать: » bir dil- bir insan, on dil-on insan»- изречение написаны тюркском языке, но я легко перевела, т.к владею татарским, ибо родной. Слово «язык»- имеет татарские корни, » яз»- пиши, а ык-суффикс, в переводе означает «расписка», можно писать до ббесконечности: » кто не знает чужих языков, не имеет понятия и о своём «! Молодец, Нурсултан Назарбаев установил для чиновников знания не менее трёх языков, а у нас чиновники словоблудием занимаются, расплодились! Модераторы! Почему искажаете написанное?

    • Венер

      В 80-е годы слышал выступление Шолохова по радио. Он сказал, что если бы он написал книгу на родном языке, то русские не поняли бы. А в русском языке не только 90 слов татарского происхождения. Я слышал по ТИ-ВИ говор балкарцев и спокойно понял о чём идет речь, язык очень близок казанскому говору.

  26. Федаэл Султан оглы Пири

    Прекрасная статья.а если кто сомневается в достоверности( судя по всему и редакция не разделяет мнение автора) неплохо бы изучить топонимику во всем Кавказе и в донских казачьих степях,- сплошь тюркизмы.нет никаких сомнений о колоссальной роли и доминировании на этой территории тюркской культуры и нет никаких сомнений что замалчивание и что гараздо интереснее извращении истории в угоду политики имперской ассимиляции продолжающейся и сегодня.

    • рафил

      И со словом Россия не все так однозначно. У татар есть женское имя Рузия это не что иное как Россия. Еще одно татарское женское имя Самара ударение на последний слог. Может русские от нас что то скрывают?

  27. Редакция

    Уважаемые читатели!
    Данный материал опубликован в рубрике «Мнение», что говорит само за себя.
    Т.е. мы даём возможность автору высказать свою точку зрения, которая, как у нас указано на сайте, может не совпадать с точкой зрения редакции.
    В журнале «Клаузура» есть и иные материалы, опровергающие позицию автора.
    Ваша аргументированная критика поможет авторам глубже рассматривать тот или иной вопрос их исследований.

    • Къарча Эркенов

      А можно в формате вашего сайта написать историю Балкарцев и Карачаевцев так сказать изнутри как представитель этих народов говорящих на тюркском языке но являющими Кавказцами-автохонами

      • Редакция

        Добрый день, Уважаемый Къарча Эркенов!
        Было бы интересно рассмотреть такой материал. Наш журнал вообще заинтересован в публикациях о культуре и искусстве народов Российской Федерации.

    • Мухтар

      Каз-ак = белый гусь. Казаки носили шапки и цепляли перо гусинное и оттуда название каз -гусь ак =белый

    • Альберт

      Я конечно не казак, но татарин, теория интересная….. Но история это такая .про…..я. наука , что ни в чем нельзя быть уверенным. но я был в крыму, на дону,, на тереке и везде я прилично понимал и казаков и татар….. тву что я придерживаюсь мнения автора, мне кажется он больше прав чем другие…..

    • Хаути Апшев

      Поддерживаю мнение и интерес Къарчи Эркенова к статье про балкарцев и карачаевцев. Очень бы хотелось увидеть материал представляющий эти народы. Я сам кабардинец, балкарцы мои земляки и близкие мне люди, горжусь тем, что живу с ними на одной земле и могу назвать их своими братьями. Уверен материал был бы интересен многим читателям.

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика