У каждого большого художника слова и у каждого большого мыслителя, у каждого настоящего творца и в известном смысле у каждого человека вообще есть своя заветная идея пронизывающая не только все его творчество, но и все его существование, всю его жизнь как личности.
Эта заветная идея-переживание, выражающая саму сущность человека — то скрыто то явно присутствует во всем им созданном и одухотворяет собой всю его жизнь.
У Ницше это — безграничная сила и свобода, не знающая преград …
У Достоевского — это всепоглощающее и «больное» чувство жестокости мира, приносящее и муки и наслаждение (да и наслаждение!) одновременно…
У Гоголя — мир страшного колдовского смеха, в который затягиваются люди и жизнь неумолимо и властно, мир «смешных чудовищ», похожих конечно же на реалистических и фантастических одновременно героев «Мертвых душ»…
У Пушкина — простая и таинственная незамутненная радость жизни, в которой все прекрасно, даже боль, слезы и нестерпимые муки…
И так у каждого настоящего художника и у каждого большого творца…
У них у всех есть непременно «стержень» творчества, вокруг которого кружится все ими созданное… И этот «стержень» на самом деле обычно очень прост и ясен… Только его надо — разгадать.
Потому, казалось бы, большой художник мог бы и не писать так уж много незабываемых произведений, а сказать честно всего несколько своих «главных слов» — и все было бы с ним понятно… С ним самим и с его вкладом в копилку мировой и национальной культуры.
Собственно это и имел в виду прямой и прозорливый Бердяев когда писал о Владимире Соловьеве, что в своих больших трудах Соловье себя не раскрывал а прикрывал и что искать настоящего Соловьева надо в маленьких его эссе заметках и на вид случайных статьях…
О том же писал и Розанов в отношении Вл. Соловьева.
Но Вл. Соловьев — это откровенный случай когда большие труды философа и мыслителя если называть вещи своими именами — глубоко неискренни и потому лишены духовной подлинности…
А есть в мире творчества и много «промежуточных» так сказать ситуаций, когда все намного сложнее…
Вместе с тем во всем что являет нам жизнь людей и общества есть непременно какое-то не отрицаемое духовное «дно», к которому сводятся все проявления жизни человека и его души и все его творческие взлеты…
Вспомним для примера творчество Блока… Это — апофеоз «буйного ветра» жизни и безумно красивой «гибели»… Весь Блок как личность и как великий Поэт России укладывается в это.
И «гибель России» Блок в конце концов и воспел в страшной и чарующей одновременно, захватывающей и гнетущей кровавым торжеством «гибели и свободы» поэме «Двенадцать» — достойном финале великого и отчаянного на самом деле творчества Блока-поэта.
Конечно, если бы каждый из больших художников и мыслителей-философов сказал бы одно только свое «заветное слово» — кто бы ему поверил, кто бы его услышал…
Художнику и мыслителю приходится писать много и писать порой долго и трудно… чтобы заставить себя слушать, чтобы его заветные идеи увидели и поняли люди…
Совсем другое мы видим в мире социальном, в мире общественного устройства и тех людей, которые многое в нем определяют по своему положению в обществе — эти люди себя и свою сущность, свои «заветные идеи» всегда скрывают, держат «под замком» и таят…
Хотя ими всегда на самом деле всегда скрыто руководствуются и их именно в реальности и воплощают в жизнь общества….
Так весь Сталин — это власть без границ и без любых представлений о справедливости морали и совести…
Сталин — это олицетворение власти «как таковой», власти над всем что есть в мире — над настоящим, прошлым и будущим… Над людьми, над природой, и потенциально и над всем Космосом и Вселенной… Надо всем простирается или хочет простираться власть, власть, власть…
Ленин — это прежде всего ненависть к прошлому … К любому прошлому.
Счастливое будущее и только будущее — это идол Ленина.
Причем это будущее Ленин хотел создать по каким-то бесконечно примитивным схемам и бухгалтерским расчетам (вспомним убогие поздние статейки Ленина «Как нам реорганизовать Рабкин» и пр.)
Лидер СССР в последние десятилетия его существованеия, Леонид Брежнев — это своего рода «поэт самозабвенного безделья», Обломов «на троне», забывший обо всем кроме нехитрых своих будничных земных радостей и удовольствий…
Когда человек живет на свете он совершает множество разных поступков и его окружает множество разных событий…
Но во всем этом — в любых его затрагивающих событиях и в любых его поступках — всегда просвечивает сущность человека, будь он гением или заурядным обывателем…
Мне доводилось например нередко встречать людей человеческой сущностью которых являлось безграничное хвастовство и самодовольство — каждое их слово и каждый их поступок с детства до глубокой старости буквально дышали безудержным хвастовством и самодовольством….
И что интересно — окружающие их люди этой бушующей стихии хвастовства и самодовольства обычно бессознательно покорялись…
Человек создает вокруг себя в жизни своего рода энергетический поток — поток добра поток зла… поток бушующей страсти… или поток бескорыстной нежной любви…
Вот Сергей Есенин — «московский хулиган» в последние годы своей жизни — это Человек-Любовь не нашедший приюта в «стране бушующих революций»… И поэтому погибший…
Лучше Есенина писать о любви — к женщине, к родине, к жизни вообще — никто в России не умел и не умеет до сих пор…
Гений Любви…
Да это так… Потому и любит Есенина русский народ безумно до сих пор — ведь никогда в России на самом деле настоящей Любви никому не хватало…
Можно много писать, можно много говорить… Это привлекает внимание окружающих людей и общества…
Ну вот сколько написал Александр Дюма — 193 тома кажется…
А что мы помним из им написанного и что по-настоящему любим? — «Три мушкетера»…
Грибоедов написал всего одну замечательную «комедию» — «Горе о ума»…. А после Пушкина он — второй гений этой славной эпохи нашей русской литературы и культуры, чтимый и чтимый до сих пор… И заслуженно!
Наш всеми уважаемый в недавнем прошлом да и ныне академик Д.С. Лихачев рядом с которым и мне довелось тридцать лет трудиться как его младшему товарищу в Пушкинском Доме Российской Академии Наук мог бы и не писать бесчисленных своих статей об охране памятников культуры в поздние годы своей долгой жизни ….
Дмитрий Сергеевич и сам был — «живой памятью» о прошлом России… Только Памятью быть может… Но все таки и великой Памятью при этом…
И не надо думать, что «заветные идеи» творцов культуры — это некие их «роли» в обществе… Отнюдь нет.
Это их сущности… И не только на уровне психики и чувств.
Скажем эпоха «шестидесятников» в СССР — времен конца 1950-х и начала 1960-х годов, времен Хрущева — это эпоха наивных общественных надежд и пустой прр всем своем «чистосердечии» восторженной болтовни о грядущем коммунизме…
И конечно провозвестники этой эпохи — пустые болтуны в русской поэзии Вознесенский и Евтушенко…
Крикливым и трусливым одновременно «шестидесятникам» к 1970-ым годам успешно заткнули рот — и восторжествовала, как и следовало ожидать «поэзия мещанства» во главе с главным своим выразителем Александром Кушнером…
Все стали мещанами сидящими «в своем углу»… И об этом им сладкозвучно пел и поет до сих пор престарелый уже господин Кушнер…
Ведь мещанство — неистребимо.
Оно торжествует на любых развалинах — культуры, личной жизни, поэзии, справедливости…
Суть мещанства — погружение в маленький мирок «личного счастья» при котором весь большой окружающий мир теряет какой-либо смысл и значение…
Так вот нам в России такого уродливого личного счастья — не нужно…
Мы обойдемся той реальностью, которая исторически сложилась в нашей стране и не будем ее презирать и ненавидеть какой бы несовершенной она ни были или ни казалась.
Россия — великая страна. И страна великой культуры.
Лично я прожил в России всю свою жизнь и не жалею об этом — великая страна каких мало на свете…
1 комментарий
Диана
08.10.2019Хочу сказать, Сергею Николаевичу, спасибо всего лишь за одну фразу : » …ведь никогда в России на самом деле настоящей Любви не хватало». И даже если меня безумно, как выражается автор, не увлекает поэзия Есенина, согласна, что эта тема для русских поэтов самая сложная. А почему? Может мы все, а особенно мужчины, боимся погрузиться, как вы выразились Сергей Николаевич, » в маленький мирок личного счастья»? Ведь что может быть более личным и интимным, чем Любовь. И,ни дай Бог, прослыть поэтом Любви.. и даже » Гением Любви».
А ведь это — основа жизни, основа свободы, основа патриотизма, если хотите. Почему же мы так боимся проявлять себя именно в Любви? Удивительный наш русский менталитет-
сожалеть и одновременно сторониться одного и того же. А хотелось бы видеть в каждом поэте, хоть немножко, Есенина. Или Рождественского, или Маяковского, или… Их не так уж и мало, кто знает о любви не понаслышке.Но, как — то надёжнее отражать время, а не свое личное Я.