Пятница, 26.04.2024
Журнал Клаузура

Заветные идеи

У каждого большого художника слова и у каждого большого мыслителя, у каждого настоящего творца и в известном смысле у каждого человека вообще есть своя заветная идея пронизывающая не только все его творчество, но и все его существование, всю его жизнь как личности.

Эта заветная идея-переживание, выражающая саму сущность человека — то скрыто то явно присутствует во всем им созданном и одухотворяет собой всю его жизнь.

У Ницше это — безграничная сила и свобода, не знающая преград …

У Достоевского — это всепоглощающее и «больное» чувство жестокости мира, приносящее и муки и наслаждение (да и наслаждение!) одновременно…

У Гоголя — мир страшного колдовского смеха, в который затягиваются люди и жизнь неумолимо и властно, мир «смешных чудовищ», похожих конечно же на реалистических и фантастических одновременно героев «Мертвых душ»…

У Пушкина — простая и таинственная незамутненная радость жизни, в которой все прекрасно, даже боль, слезы и нестерпимые муки…

И так у каждого настоящего художника и у каждого большого творца…

У них у всех есть непременно «стержень» творчества, вокруг которого кружится все ими созданное…  И этот «стержень» на самом деле обычно очень прост и ясен… Только его надо — разгадать.

Потому, казалось бы, большой художник мог бы и не писать так уж много незабываемых произведений, а сказать честно всего несколько своих «главных слов» — и все было бы с ним понятно… С ним самим и с его вкладом в копилку мировой и национальной культуры.

Собственно это и имел в виду прямой и прозорливый Бердяев когда писал о Владимире Соловьеве, что в своих больших трудах Соловье себя не раскрывал а прикрывал и что  искать настоящего Соловьева надо в маленьких его эссе заметках и на вид случайных статьях…

О том же писал и Розанов в отношении Вл. Соловьева.

Но Вл. Соловьев — это откровенный случай когда большие труды философа и мыслителя если называть вещи своими именами — глубоко неискренни и потому лишены духовной подлинности…

А есть в мире творчества и много «промежуточных» так сказать ситуаций, когда все намного сложнее…

Вместе с тем во всем что являет нам жизнь людей и общества есть непременно какое-то не отрицаемое духовное «дно», к которому сводятся все проявления жизни человека и его души и все его творческие взлеты…

Вспомним для примера творчество Блока… Это — апофеоз «буйного ветра» жизни и безумно красивой «гибели»…  Весь Блок как личность и как великий Поэт России укладывается в это.

И «гибель России» Блок в конце концов и воспел в страшной и чарующей одновременно, захватывающей и гнетущей кровавым торжеством «гибели и свободы» поэме «Двенадцать» — достойном финале великого и отчаянного на самом деле творчества Блока-поэта.

Конечно, если бы каждый из больших художников и мыслителей-философов сказал бы одно только свое «заветное слово» — кто бы ему поверил, кто бы его услышал…

Художнику и мыслителю приходится писать много и писать порой долго и трудно… чтобы заставить себя слушать, чтобы его заветные идеи увидели и поняли люди…

Совсем другое мы видим в мире социальном, в мире общественного устройства и тех людей, которые многое в нем определяют по своему положению в обществе — эти люди себя и свою сущность, свои «заветные идеи» всегда скрывают, держат «под замком» и таят…

Хотя ими всегда на самом деле всегда скрыто руководствуются и их именно в реальности и воплощают в жизнь общества….

Так весь Сталин — это власть без границ и без любых представлений о справедливости морали и совести…

Сталин — это олицетворение власти «как таковой», власти над всем что есть в мире — над настоящим, прошлым и будущим… Над людьми, над природой, и потенциально и над всем Космосом и Вселенной… Надо всем простирается или хочет простираться  власть, власть, власть…

Ленин — это прежде всего ненависть к прошлому … К любому прошлому.

Счастливое будущее и только будущее — это идол Ленина.

Причем это будущее Ленин хотел создать по каким-то бесконечно примитивным схемам и бухгалтерским расчетам (вспомним убогие поздние статейки Ленина «Как нам реорганизовать Рабкин» и пр.)

Лидер СССР в последние десятилетия его существованеия, Леонид Брежнев — это  своего рода «поэт самозабвенного безделья», Обломов «на троне», забывший обо всем кроме нехитрых своих будничных земных радостей и удовольствий…

Когда человек живет на свете он совершает множество разных поступков и его окружает множество разных событий…

Но во всем этом — в любых его затрагивающих событиях и в любых его поступках — всегда просвечивает сущность человека, будь он гением или заурядным обывателем…

Мне доводилось например нередко встречать людей человеческой сущностью которых являлось безграничное хвастовство и самодовольство — каждое их слово и каждый их поступок с детства до глубокой старости  буквально дышали безудержным хвастовством и самодовольством….

И что интересно — окружающие их люди этой бушующей стихии хвастовства и самодовольства обычно бессознательно покорялись…

Человек создает вокруг себя в жизни своего рода энергетический поток — поток добра поток зла… поток бушующей страсти… или поток бескорыстной нежной любви…

Вот Сергей Есенин — «московский хулиган» в последние годы своей жизни — это Человек-Любовь не нашедший приюта в «стране бушующих революций»… И поэтому погибший…

Лучше Есенина писать о любви — к женщине, к родине, к жизни вообще — никто в России не умел и не умеет до сих пор…

Гений Любви…

Да это так… Потому и любит Есенина русский народ безумно до сих пор — ведь никогда в России на самом деле настоящей Любви никому не хватало…

Можно много писать, можно много говорить… Это привлекает внимание окружающих людей и общества…

Ну вот сколько написал Александр Дюма — 193 тома кажется…

А что мы помним из им написанного и что по-настоящему любим? — «Три мушкетера»…

Грибоедов написал всего одну замечательную «комедию» — «Горе о ума»…. А после Пушкина он — второй гений этой славной эпохи нашей русской литературы и культуры, чтимый и чтимый до сих пор… И заслуженно!

Наш всеми уважаемый в недавнем прошлом да и ныне академик Д.С. Лихачев рядом с которым и мне довелось тридцать лет трудиться как его младшему товарищу  в Пушкинском Доме Российской Академии Наук мог бы и не писать бесчисленных своих статей об охране памятников культуры в поздние годы своей долгой  жизни ….

Дмитрий Сергеевич и сам был — «живой памятью» о прошлом России… Только Памятью быть может… Но все таки и великой Памятью  при этом…

И не надо думать, что «заветные идеи» творцов культуры — это некие их «роли» в обществе… Отнюдь нет.

Это их сущности… И не только на уровне психики и чувств.

Скажем эпоха «шестидесятников» в СССР — времен конца 1950-х и начала 1960-х годов, времен Хрущева — это эпоха наивных общественных надежд и пустой  прр всем своем «чистосердечии» восторженной болтовни  о  грядущем коммунизме…

И конечно провозвестники этой эпохи — пустые болтуны в русской поэзии Вознесенский и Евтушенко…

Крикливым и трусливым одновременно «шестидесятникам» к 1970-ым годам успешно заткнули рот — и восторжествовала, как и следовало ожидать «поэзия мещанства» во главе с главным своим выразителем Александром Кушнером…

Все стали мещанами сидящими «в своем углу»… И об этом им сладкозвучно пел и поет до сих пор престарелый уже господин Кушнер…

Ведь мещанство — неистребимо.

Оно торжествует на любых развалинах — культуры, личной жизни, поэзии, справедливости…

Суть мещанства — погружение в маленький мирок «личного счастья» при котором весь большой окружающий мир теряет какой-либо смысл и значение…

Так вот нам в России такого уродливого личного счастья — не нужно…

Мы обойдемся той реальностью, которая исторически сложилась в нашей стране и не будем ее презирать и ненавидеть какой бы несовершенной она ни были или ни казалась.

Россия — великая страна. И страна великой культуры.

Лично я прожил в России всю свою жизнь и не жалею об этом — великая страна каких мало на свете…

Сергей Носов


1 комментарий

  1. Диана

    Хочу сказать, Сергею Николаевичу, спасибо всего лишь за одну фразу : » …ведь никогда в России на самом деле настоящей Любви не хватало». И даже если меня безумно, как выражается автор, не увлекает поэзия Есенина, согласна, что эта тема для русских поэтов самая сложная. А почему? Может мы все, а особенно мужчины, боимся погрузиться, как вы выразились Сергей Николаевич, » в маленький мирок личного счастья»? Ведь что может быть более личным и интимным, чем Любовь. И,ни дай Бог, прослыть поэтом Любви.. и даже » Гением Любви».
    А ведь это — основа жизни, основа свободы, основа патриотизма, если хотите. Почему же мы так боимся проявлять себя именно в Любви? Удивительный наш русский менталитет-
    сожалеть и одновременно сторониться одного и того же. А хотелось бы видеть в каждом поэте, хоть немножко, Есенина. Или Рождественского, или Маяковского, или… Их не так уж и мало, кто знает о любви не понаслышке.Но, как — то надёжнее отражать время, а не свое личное Я.

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика