Воскресенье, 15.12.2019
Журнал Клаузура

Ветры антикультуры. Рецензия на спектакль Театра Ленсовета «Пиковая дама. Игра»

La noblesse oblige … В год театра нужно посещать спектакли, особенно премьеры. Чем порадуют зрителей некогда знаковые ленинградские театры со знаменитыми режиссёрами? Театр Ленсовета. После смерти Игоря Владимирова я там не бывала. Афиша: «Пиковая дама. Игра». Премьерный спектакль. О! Это «сюрреалстический триллер по мотивам повести А.С. Пушкина», да ещё с предупреждением зрителю «18+»! Из программки узнаю, что в спектакле заняты пятеро актёров –Александр Новиков, Григорий Чабан, Роман Кочержевский, Фёдор Пшеничный и Всеволод Цурило – и одна актриса – Лидия Шевченко. Роли, которые они будут «играть» (это ведь не классическая «Пиковая дама», а «Пиковая дама. Игра»!) не распределены. Лидия Шевченко будет представать (последовательно или одновременно?) то в виде старой графини Анны Федотовны, то её бедной воспитанницы Лизы?

Нет, в старую графиню играл заслуженный артист России Александр Новиков в седом парике, завёрнутый в тулуп (отнюдь не шубу из соболей как в повести А.С. Пушкина), скороговоркой повторяющий минут пять: запрягать, распрягать. Восхитительные меццо-сопрано наших великих актрис Елены Образцовой и Ирины Богачёвой – оперных исполнительниц партий старой графини – режиссёр и художник-постановщик Евгения Сафонова заменяет на баритон А. Новикова! Да к тому же у несчастной графини деменция, она не способна к разговору, а только к бормотанию отдельных слов.

Увы, почитание текста повести Пушкина оказалось непреодолимой преградой для режиссёра-постановщика. Как это в наше время допустить, чтобы слова пушкинской прозы звучали со сцены? Нет достойных для этой высокой чести. Е. Сафонова лишает Лизаньку и Германна слов, они тоненькими голосами издают какой-то птичий писк. Режиссёр считает, что все их переживания и чувства должны выражаться жестами и принимаемыми ими позами.

Декорации во время спектакля не меняются – это две лестницы, ведущие к двери дома графини и стена дома, в окне которого должен появляться силуэт бедной воспитанницы Лизаветы Ивановны. Вот перед этой лестницей герои и демонстрируют свои пластические умения: Германн спиной к зрителям садится на мужской шпагат (аллюзия на коронный шпагат Анастасии Волочковой?) и всем туловищем, вздымая руки вверх, прижимается к её ступеням. А Лизанька в платье мини с широкой юбочкой и в туфельках на высоких шпильках замирает на нескольких ступенях сразу другой половины лестницы в столь вычурной позе, что её неповторимые изгибы и словами-то не опишешь. Это, надо полагать, творчество специального художника по движению – Сергея Ларионова.

Сцена из спектакля

Очаровательна «мамзель» из модной лавки, принесшая Лизавете Ивановне записку от Германна: мужчина с серьгой в ухе в костюме салатного цвета в туфлях на высоченных каблуках, в блестящих перчатках… Всё яркое, светящееся, из люминисцирующих материалов, переливается, сияет… Гимн ЛГБТ, не так ли?

Не могу не отметить «блистателную» сценографию сцены смерти старой графини. Графиня (в спальне она сидела в упомянутом выше тулупе) в ответ на просьбу Германна той же скороговоркой бормочет, что это не правда, а анекдот. Когда же Германн наводит на неё огромный светящийся пистоль, и её сердце не выдерживает, уже мёртвая графиня снимает парик, выползает из тулупа и в мужском костюме спокойно уходит между двумя лестницами в небытие. Ужас! Пушкинская графиня-то тоже, оказывается, принадлежит к ныне столь модному сообществу! Вот он, настоящий триллер! Правда, во время некоторых сцен, которые подразумевались как трагические, в зале раздавался хохот. Не доросла публика до поиска «скрытого смысла», «единственного ключа к объяснению сложных проблем» (К. Эммерсон, 1993 г.)? Или… Думается, что или.

А если к этому добавить ещё музыку некоего Олега Гудачёва, которую с полным основанием можно назвать психоделической, то впечатление от спектакля будет полным.

Ради объективности, нужно отметить и положительную, прямо-таки воспитательную сторону сей шедевральной постановки, её направленность против карточных игр. В течение спектакля несколько раз появляется мужской персонаж (Пушкин? Томский? Чекалинский? Не знаю.) и, как мантру, чётко и громко на литературном русском языке внушает зрителю, что при игре в фараона нужна только удача… Как говорится, спасибо и на этом.

Далеко не всем зрителям хватило толерантности досидеть до конца спектакля, многие демонстративно покидали зал, иные громко обменивались впечатлениями. Я выдержала. Спектакль идёт полтора часа без антракта. Правильное решение; к спектаклям без антракта сейчас прибегают во многих театрах в надежде на петербургского зрителя, который постесняется уйти во время спектакля. Актёры вышли на поклоны. Жидкие аплодисменты, единичный вскрик «браво». Евгения Сафонова не появилась.

Позже на сайте театра нахожу информацию о режиссёре-«экспериментаторе», которому доверено ставить пьесы на сцене театра, где некогда взошла звезда Игоря Владимирова. Родилась в Томске, в 2007 г. окончила СПб ГАТИ по мастерской Ю.М. Красовского, работала режиссёром в Александринском театре под руководством Валерия Фокина, участвовала в Режиссёрской лаборатории Линкольн-центра (Нью-Йорк), стажировалась в Берлине. Стало понятно, откуда дуют ветры антикультуры.

Петербуржцы в большинстве своём не приняли такие изыски «по мотивам Пушкина»: после первого показа спектакля в июле 2019 года – перед театром состоялся пикет против пропаганды гомосексуализма под видом мистической повести Александра Сергеевича Пушкина. Пикет имел некоторые последствия: если на афишах первого спектакля стояло 16+, то после летних каникул появилось уже 18+. А это ведь не что иное, как разрешение на вседозволенность! Хотелось бы подчеркнуть, что театр имени Ленсовета – это не антреприза, а бюджетный театр. На такие ли «игры» с классикой должны расходоваться деньги налогоплательщиков? Впрочем, главное даже не в деньгах, а в систематическом целенаправленном разрушении русской театральной культуры и фактическом издевательстве над русской классической литературой, во внедрении изменённого сознания в умы наших современников.

Татьяна Лестева

Фото: Афиша.ру


1 комментарий

  1. Римма

    Благодарю автора рецензии за позицию и защиту великого гения!.. Но надо признать, что травля Пушкина, искажение его замыслов, а также извращение характера его героев ведется давно!.. Вспоминаю спектакль (1987 г.) «Евгений Онегин» на Таганке, поставленный Любимовым ко дню рождения Поэта. Был полон зал школьников (6 июня, видимо, коллективный поход). Декорации — слева и справа — многоярусные доски, в глубине — такой же «мостик»; где и разворачивается действие. Так вот Онегин — карлик, в парике «Пушкина» с приклеенной на одной щеке бакенбардой; и стреляются они с Ленским на авансцене, перетягивая канат!.. Няня, ведущая с Татьяной ночную беседу, — мужчина!.. — вообразите «её» рассказ о любви и замужестве!.. А финал спектакля — вся труппа выходит на авансцену и во главе с режиссером исполняют канкан, высоко задирая ноги!.. — в зале — овация!!! Так что разрушение русской классической литературы и театральной культуры ведется вполне целенаправленно и систематично!..

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в РОСКОМНАДЗОР
Рег. № Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Рег. № ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика