Вторник, 19.03.2024
Журнал Клаузура

Талант вечно в поиске

В одном из интервью в конце нашего разговора журналист обратился ко мне с традиционным вопросом: «А теперь расскажите о своей семье», на что я ему ответил: «О семье ничего рассказывать не стану, это частная жизнь и общественному рассмотрению не подлежит. Могу сказать только, что вся семья придавлена Культурой!» Журналисту это выражение понравилось, и потом я ещё не раз я встречал его, правда, уже без указания автора. Пусть так — «пошло в народ».

Я ничуть не лукавил, когда сказал это, не преувеличил и не выдумал. Хочу ещё раз подчеркнуть, что мои размышлизмы возникли не только потому, что я хочу рассказать об интересных людях, о нашем знакомстве, дружбе, совместной работе, но ещё, и, главное, потому, что это даёт возможность рассказать об уходящем времени, о стране, в которой я жил в прошлом веке и живу сейчас в ХХI, и уверен, что такой способ оставить картину жизни куда нагляднее и интереснее, чем страницы учебников и отчёты статистики.

Книга ЧИК Лары Садовской

Итак, в глухое советское время семнадцатилетняя школьница получила аттестат зрелости и подала документы в Московский университет на исторический факультет. Никакие уговоры близких друзей и родных, что этого делать не следует, потому что туда «с улицы, без звонка и руки» никого не принимают, её, конечно, не переубедили.

Результат оказался точно предсказанным, увы. Конечно, было большое расстройство, но она не усомнилась в справедливости экзаменаторов… однако и от цели своей не отказалась! Наверное, голос разума — а человек в таких ситуациях и от таких ситуаций быстро взрослеет и приобретает опыт — подсказал ей, что не стоит биться об бетонную стену. Она поехала на следующий год в другой красивый, правда, голодный, город на Волге, в другой университет, была принята на исторический факультет, т.е. куда и хотела, и училась увлечённо и радостно у замечательных педагогов.

Мне такая ситуация была не в новинку. В десятом классе я тоже знал, куда хотел бы поступить, не знал только, что и пытаться было бесполезно, об этом, не стесняясь, сказал мне сам декан того самого желаемого факультета, друг моего соседа и старшего товарища, когда мы случайно встретились во дворе. ВУЗ был технический, факультет модный. Весной года, о котором я рассказываю, умер Вождь всех народов, казалось, что пришла новая пора… Декан сказал мне, что без «блата» в список поступивших не попасть, да тем более с пятым пунктом. Я поверил. Подал документы в другой ВУЗ, прошёл собеседование, поскольку закончил школу с медалью, и через три дня получил студенческий билет. И так бывало… в середине 50-х прошлого века.

Но на чужих ошибках и чужом опыте никто не учится. Может быть, это верный закон жизни? Во всяком случае, главное потом не жалеть…

На презентации в Клубе «ВЫСОЦКИЙ»

Я вовсе не собираюсь рассказывать биографию девушки, в которой было много интересного и неожиданного — и работа в школе преподавателем истории, и должность главного редактора журнала «Видеоигры», и экспериментальные группы дошкольников по общему художественному развитию… Кончалось застойное время. Страна искала себя, люди искали место в этой нестабильной стране, чтобы выжить, и не любым путём, а хоть как-то сообразуясь со своими интересами, желаниями, талантами…

Тот, кто был послабее, смирился с обстоятельствами переломного момента и отступил, чтобы не сверзнуться в пропасть лет — как во время землетрясения выскочившие из рушащегося строения люди бегут прочь от трещины в земле, чтобы не провалиться в неё.

В те годы девушка с отличным образованием и неувядшими мечтами поняла, что единственный путь для их осуществления — уйти «на вольные хлеба».

Опять же: я по себе знаю, как это тяжело и морально, и материально, когда за тобой ничего не стоит — никакой поддержки, но зато и над тобой никакого давления начальства: делай, что хочешь, живи, как умеешь. Правда, со мной это произошло на четверть века раньше, в совсем глухую пору, когда оттепель сменилась кандалами серого кардинала и его свиты в серых наглухо застёгнутых двубортных пиджаках. Я тоже пытался с арсеналом книг, пьес, поставленных в театрах, на радио, многих произведений, исполнявшихся в эфире, буквально ежедневно, вступить в Союз писателей, и это длилось 22 года! Один из тех, кто знал, что делается в высших эшелонах писательской власти, доверительно сказал мне (дословно): «Ты слишком известный! Они тебе этого не простят!» Правда… так и было! И дело опять осложнялось ещё анкетой: в пятой графе стояла не коренная национальность! Увы!

А когда воспетый и вознесенный до необозримой высоты социалистический строй начало трясти, да как! В подземных переходах женщины торговали посудой, которую им выдавали на фабрике вместо зарплаты, доктора наук закрывшихся институтов — книгами из домашней библиотеки, музыканты исполняли классические произведения и жили на те гроши, что им кидали в раскрытый футляр от инструмента у их ног… тот, кто жил в те годы — вспомнит, кто не жил, пусть поверит. Россия, которая несмотря ни на что выжила и встала на ноги, тогда сотрясалась от общественных катаклизмов, и люди жили одним днём!

В середине 90-х на радио «Ракурс» появились передачи «Пуговкин сундучок», «Кто ходит в гости по утрам», «Глаголь добро», «Вполголоса», «Прогулка» — это были совершенно разные передачи для детей и для взрослых, игровые, интервью с интересными людьми, передачи исторические и о великих писателях… общим у всех этих интересных выпусков было одно — ведущий Лара Садовская.

А в самом начале 2000-х девушка, которую зовут Лара Садовская, оказалась в издательстве «Аванта», и фамилия её, как ответственного редактора, стояла на многих книгах великолепной серии «Самые великие и знаменитые», интересной без преувеличения, любому человеку, вне зависимости от образования, возраста и пристрастий. Вот, например: «Города мира». Это иллюстрированное издание по содержанию, качеству текста и иллюстраций просто завораживает! Открываешь первую страницу, читаешь статью, мастерски расположенную между изображениями, магически переносишься в то место и в то время, о котором рассказывает автор — волшебство! Знаю, сколько труда и терпения потратил «ответственные редактор», чтобы найти специалиста, достаточно владеющего пером для рассказа о городе, который он знает и любит, сколько времени и терпения надо было для того, чтобы этот текст стал кратким, информативным, написанным не шаблонным кацеляритом. Что ж делать: многие специалисты влюблёно и интересно умеют рассказывать, но как только переносят свои мысли на бумагу… А сколько труда найти фотоматериалы, репродукции картин, карт всего иллюстративного материала и «причесать» все это, чтобы не получился вместо книги «сундук», набитый неразобранными богатствами…

А следом были книги «Заповедники мира», «Самые красивые места мира», «Чудеса природы»…

Чуть-чуть касаюсь технологии работы Лары Садовской, потому что подробно она вся представлена тем, что находится внутри каждой обложки!

Стремление к искусству привело её к этим изданиям, она вписалась в эту великолепную серию издательства и делала книги с любовью и старанием, колоссальной затратой энергии, душевных сил, и наградой была радость от занятия «своим делом».

Опять отвлекусь на один абзац. Известно, хотя не подкреплено официальной статистикой, что многие девочки, поступившие на престижные факультеты в разных институтах, никогда потом не работали по специальности! Их «поступили» туда родители, чтобы у этой девочки, будущей жены, было престижное образование. Но против лома нет приёма, не было приёма для истинных будущих искусствоведов и людей, посвятивших свою жизнь искусству, они приходили к своей профессии, одолевая многие преграды, первая из которых — закостенелый партийно-взяточнический аппарат. И тезис, что «страной должны управлять кухарки» был не только ошибочным, но сознательно преступным. И она развалилась, эта страна, потому что ею управляли дилетанты, партийные воротилы.

А талантливый человек не может, достигнув цели, не видеть перед собой новой. И уже появились в печати книги Лары Садовской для детей, где фамилия её стояла не после слов ответственный редактор, автор-составитель, а на обложке, на самом верху! А впереди, на подходе книги её беллетристики. Я читал некоторые из них. А например, лёгкая, изящная фантазийная повесть «Мо» меня не только порадовала, но сильно удивила. Когда невольно восклицаешь: «Надо же! Я бы никогда не додумался!» Это один из признаков таланта: новизна и умение восхитить! Эта повесть стала лауреатом премии имени Юрия Мамлеева.

Не хочу заниматься канцелярщиной и перечислять все интересные работы Лары Садовской — она в самом разгаре своего творчества, член Союза литераторов и Союза писателей и… вдруг её имя часто замелькало на экранах телевизоров, как сценариста популярных сериалов! Значит, поиск не закончен, и мне верится, что ещё много раз мы получим удовольствие от её книг, пьес, сценариев; и на прилавках книжных магазинов, и в интернете вы часто будете встречать имя Лара Садовская.

ДА! Я не ошибся, слава богу! В 2019 году появилась книга «Чик» с подзаголовком «Невероятное приключение странного мальчика» в издательстве «Кетлеров».

Сегодня появление красивой книги может затеряться среди аляповато оформленных с вычурными названиями изданий новомодного «стандарта».

На презентации в Клубе «ВЫСОЦКИЙ» с автором книги ЧИК

Эта книга привлекает сначала благородством оформления (художник Ольга Окунева), а затем, как всякая настоящая проза увлекает и не отпускает с первой строчки, до последнй обложки. И, как всегда у талантливого автора, в ней чувствуется самость и неожиданность – «Вот как всё повернулось»! – не раз хочется воскликнуть во время чтения! А это и есть настоящее искусство! Оригинальность не радия удивления других, а потому что взгляд каждого творца, созидетеля неповторим и драгоценен тем, что вносит свою частичку в картину общей жизни, и если эта частичка талантлива, по-своему видит мир и рассказывает о нем с душевнм трепетом, переживаниями искренними, и делится новым взглядом с нами, чтобы мы тоже поняли, как прекрасен этот мир и сколько в нём неожиданного, неоткрытого и необходимого каждой душе.

Была красивая презентация издания в престижном клубе «Высоцкий», было много друзей и понимающих любителей и ценителей литературы и общая радость, что прибыло в ряду истинно необходимых литературе изданий. В книгах, обращённых к детям, нынче это явление редкое. Здесь не место разбираться, почему так, но это печальная реальность.

Кажется, наконец всё сложилось, и автор вышел на верный путь и ступил на широкую дорогу успеха… как хотелось бы верить, что это заметят монополисты-издательства, которые призваны пополнять нашу детскую литературу новыми истинно необходимыми книгами для детей новой эпохи. Одно ясно точно: в литературе для детей громко зазвучал голос автора, которого читают и слышат, и слышат не только дети, а мамы и папы, бабушки и дедушки, которые, судя по идущим откликам, увлекаются этой книгой и приносят её тем, кто сам ещё не может определить, «что такое хорошо и что такое плохо»!

В начале моего литературного пути мне повезло встретить замечательного редактора в издательстве «Малыш» Элеонору Васильевну Степченко. Книги в издательствах пробивались трудно на свет божий, и она мне сказала однажды в минуту огорчения: «Потерпи. Вот выйдут у тебя десять книжек, и авторитет начнёт работать на тебя!» Увы… получилось всё наоборот. Есть «замечательное» явление в мире: зависть, и она, к сожалению, правит жизнью, не только литературой – жизнью. Хочется пожелать таланту Лары Садовской, чтобы зубы зависти отступили перед её мастерством и счастливым сочетанием писателя и редактора!

Изданий для детей появляется много, Книг – единицы!

Ждём её новых Книг и желаем успешной дороги в Литературе.

Михаил Садовский


1 комментарий

  1. Ирина

    Замечательная статья!Книгу про Чика читали всей семьей!

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика