Пятница, 19.04.2024
Журнал Клаузура

Юрий Крижанич и русский народ*

От редакции:

Юрий Крижанич (1617-1683) – выдающийся мыслитель и публицист XVII века, сторонник объединения славян в унии католической церкви с православной. В сентябре 1659 года он прибыл в Россию в твёрдой уверенности, что с помощью русского царя сумеет осуществить свои идеи. Однако в Москве его деятельность показалась властям подозрительной, и он, без особой на то причины, в 1661 году был выслан в Тобольск, где и провёл 15 лет.

В Тобольске круг общения Крижанича достаточно широк: местные жители, ссыльные иностранцы, приезжие дипломаты и купцы. Там Юрий Крижанич создал все свои труды, часть из которых не потеряла интереса и в наши дни (наиболее важный из них – «Политика», издан АН СССР в 1965 г.). После отъезда из Тобольска он, живя в Вильнюсе, написал примечательную «Историю о Сибири, или сведения о царствах Сибири и береге Ледовитого и Восточного океана, также о кочевниках- калмыках и некоторые повествования об обманах ювелиров, рудоплавов и алхимиков» (на русском языке была издана: в 1822 г., в 1890 г., а также в книге М.П. Алексеева. «Сибирь в известиях иностранных путешественников и писателей в 1941 г.).

Крижанич делит Сибирь на экономико-географические зоны, большое внимание уделяет развитию земледелия и торговли, особенно со странами мира через Восточный океан, Северный морской путь и реки Сибири. Крижанич выступал противником дальнейшего продвижения русских на восток и юг Сибири – «або кто станет прешироко распространять руки, ничего не стиснет». Однако действительной причиной такого взгляда скорее всего была боязнь Крижанича, что Россия, увлекшись восточными делами, забудет о западных славянах (Крижанич был хорват – ред.) и иностранцы, особенно немцы, которых он считал главными противниками славян, сумеют захватить важные позиции в России и станут господствовать в ней.

Юрий Крижанич и русский народ*

 

В защиту народа!

Хочу изгнать всех иноземцев – предводителей и ратников. А поднимаю всех Днепрян, Поляков, Литовцев, Сербов и кто только есть Славянского рода воинственный муж, и кто только хочет за одно ратовать со мною!

Юрий Крижанич

Крижанич вступал в жизнь в тяжёлый для славянских народов момент. Начало XVII века отмечено в летописях целым рядом трагических событий. В 1620 году под ударами немецких завоевателей падает независимая Чехия. На глазах юноши Крижанича развёртывалась мрачнейшая реакция, наступившая в Чехии после захвата её Габсбургами. Крижанич видел, как немцы, где «явной ратью», где вероломством, «выжили славян из целых держав – из Муравы (Моравии), из Поморья , из Слезака (Силезии), из пруссов», и в Чехии, также оказавшейся под властью немцев, как констатирует Крижанич, «мало что славянского осталось». Он видел, как насильственное онемечивание вело к потере одними славянами их языка и национальности, у других, сохранивших ещё свою самобытность, иноземное иго влекло утрату национальной культуры, подрывало возможность образования культурных центров, где группировалась бы славянская национальная интеллигенция.

Сазу же после завершения духовного образования, живя в качестве приходского священника в Вараждине, Крижанич отдаётся просветительской деятельности среди народа. Он старается противопоставить иноземному влиянию, и прежде всего немецкому, традиции славянской культуры, её самобытность. Крижанич стремится приобщить народ к научному знанию, дать ему книги на родном хорватском языке. Он собирает и переводит на родной язык научные книги, составляет грамматику славянского языка.

Занятия славянской литературой, историей и филологией, судя по всему, ввели в поле зрения молодого Крижанича огромную и разнообразную литературу. В числе прочитанных книг было несколько сочинений иностранцев о Русском государстве. Особенно сильное впечатление на него произвели «Записки о Московии» Сигизмунда Герберштейна. Этот труд долгое время оставался наиболее подробным описанием Русского государства, выдержав уже тогда множество изданий на различных, в том числе и некоторых славянских языках. Исторические судьбы русского народа привлекли пристальное внимание Крижанича. Русское государство для него уже тогда, в конце 30-х годов XVII века, – «светоч, избранный Богом… для откровения наших несчастных племён».

Занятия русской историей поглотили все остальные интересы Крижанича. Он не жалеет, по его словам, труда, «чтобы получить познания в относящемся до Московии», ибо «читал которых только мог достать писателей об этом». Результатом этих занятий явился большой трактат под названием «Записка 1641 года». Очевиден интерес Крижанича к политическому устройству Руси. Уже в 1641 году первым из иностранных писателей, он верно оценил историческое значение образования русского централизованного государства. Ему было ясно, что Русь, сложившись в XV- XVII веках как единая мощная держава, по своей политической структуре стояла выше Германии, раздробленной и раздираемой постоянными внутренними междоусобицами. В условиях феодальной Европы XVII века исторический пример русского народа убеждал его в преимуществе единого государства.

Всматриваясь в международное положение славянства, Крижанич констатировал его «серединное» положение между двумя большими народами – немцами и турками, – каждый из которых, с запада и с востока, постоянно «разевает пасть на нашу гибель». Вместе с тем изучение славянских государств, бывших ранее самостоятельными, убеждало его, что все они были повержены этими иноземцами вследствие своей разобщённости. Так родилась идея Крижанича о необходимости сближения всех славян для борьбы за свою свободу и безопасность. Он видел, что наряду с властью иноземцев, умышленно изолирующих славян друг от друга, братские народы разобщаются православием и католицизмом…

В 1658 году происходит резкая перемена в Крижаниче. Он жил тогда в Вене, откуда (вопреки распоряжению Папы вернуться в Рим) самовольно уехал в Россию. Нужно знать суровую дисциплину католической конгрегации, к которой принадлежал тогда Крижанич, чтобы по-настоящему оценить всю решительность его шага. Сама конгрегация рассматривала это как разрыв Крижанича с нею. Крижанич вновь стал светским человеком, приняв имя Юрия Билиша. Под этим именем он и известен в документах, сохранившихся в русских древлехранилищах.

Горячие симпатии к русскому народу ярче всего проявились в бурном взрыве негодования, вызванном в нём известным «Описанием путешествия в Московию» Адама Олеария. Для Крижанича это был злободневный публицистический труд. Многочисленные выпады Олеария по адресу русского народа вызвали возмущение Крижанича. Со всей очевидностью Оленарий предстал перед ним в качестве клеветника и пасквилянта. В появлении книг, подобно этой, Крижанич усматривал своеобразную тактику немцев, издалека начинающих подготовку к захвату других народов и стремящихся оклеветать, очернить их. Для этого немцы, говорит он, сочиняют пасквили «и в них проповедуют наиненавистнейшие клеветы, дабы через них сделать того человека или народ ненавистным миру».

В противовес немецким историкам, умышленно извращавшим историю славян, и в особенности русского народа, Крижанич решил сам написать всеславянскую историю – «правдиву и совершенну». До нас дошли лишь отдельные фрагменты этого труда, посвящённые главным образом анализу источников русской истории, в которых Крижанич обнаружил многочисленные ошибки и просто вымышленные факты. Для уровня научных интересов Крижанича характерна его попытка впервые поставить проблемы происхождения (этногенеза) славян, волнующие науку и по сей день. При этом он исходил из глубочайшей для своего времени мысли об автохронности славянства. Он отверг злостную выдумку о пришлых иноземцах, якобы явившихся основателями первых государств славянских народов. Впервые в русской историографии Крижанич заявил, что летописное известие о призвании восточными славянами князей-варягов Рюрика, Синеуса и Трувора – чистейшая выдумка. Он первый обнаружил подложность так называемой грамоты, якобы данной славянам Александром Македонским. Крижанич отбрасывает сказочные известия о получении русскими князьями из Византии знаков царского достоинства, о Москве как третьем Риме, о происхождении московской великокняжеской династии от римских императоров. Истинное величие Руси Крижанич видит не в легендах, как бы красивы они ни были, в подлинных традициях русского народа, в его борьбе за свою свободу и независимость.

В Россию Крижанич приехал уже в качестве проповедника католицизма или унии. Первоначальная идея церковно-религиозного сближения славян уступила в его сознании место политической программе славянского единства. Вопросы веры он предоставляет воле каждого народа. Религиозно-идеологические различия не должны, как заявляет теперь Крижанич, изолировать славян друг от друга, мешать их объединённой борьбе за свободу.

Во главе этого освободительного союза славян стоит, по мысли Крижанича, могущественный русский народ. Ему вовсе не мыслилось некое необозримое царство, где славяне не стали бы подданными русского царя. Наоборот, совместная освободительная борьба должна была прежде всего привести к восстановлению независимых государств южных и западных славян. Сохраняя культурные сокровища болгар, сербов, хорватов, Русское государство должно было, по мысли Крижанича, стать очагом умственной жизни этих гонимых славян, «дабы начали о своём возстанении думать». Крижанич при этом был решительным противником какого-либо вмешательства России в дела Оттоманской империи.

Что касается западных славян, то особенно интересен взгляд Крижанича на роль Польши в системе этого всеславянского единства.

«Немецкие императоры, величающие себя римскими императорами, – говорит Крижанич, – с давних времён разевают пасть, как бы завладеть царством Польским. Но видят, что не смогут исполнить своего намерения, если поляки будут жить с нами (русскими) в святой приязни».

Крижанич выступает со страстной проповедью сближения поляков и русских, он видит в этом единственную гарантию и внешней, и внутренней безопасности Польши. Ярким дополнением к образу этого выдающегося мыслителя может служить та концепция, из которой он философски выводил неизбежность славянского возрождения…

Жизнь народа подобна жизни каждого отдельного человека. Народы начинают с «детства», затем наступает отрочество, зрелые годы – «мужеска доба», расцвет духовных сил народа, затем приходит старость. Прежний народ уступает место новому, лишь вступившему на мировую арену. Крижанич своеобразно периодизировал этот круговорот истории: к XVII веку, по его мнению, ряд народов – древние греки, римляне и немцы – уже завершили цикл своего развития.

С появления Руси – первого сильного славянского государства – на историческую арену вышли славяне. Теперь как бы сам ход истории делает неизбежным возрождение всех других славянских народов. Во главе с русским народом они, освободившись от иноземного ига, выйдут на широкую дорогу познания всех своих духовных сил, «идя от добрых уставов ко крепости, от крепости к добру стоянию или блаженности и славе».

Борис Дацюк

__________

*Данная статья была впервые опубликована в журнале «Славяне» в 1944 году; перепечатывается с сокращениями.

Юрий КРИЖАНИЧ

ПОЛИТИКА*

(фрагменты)

Из раздела «О чужебесии»

Ксеномания – по-гречески, а по-нашему – чужебесие – это бешеная любовь к чужим вещам и народам, чрезмерное, бешеное доверие к чужеземцам. Это смертоносная чума (или поветрие0 заразила весь наш народ (до Дуная и за Дунаем) терпел и терпит из-за чужебесия. То есть, из-за того, что мы слишком доверчивы к чужеземцам и с ними братаемся и сватаемся, и позволяем им в нашей стране делать то, что они хотят. Все беды, которые мы терпит, проистекают именно из-за того, что мы слишком много общаемся с чужеземцами и слишком много им доверяем.

***

Чужеземное красноречие, красота, ловкость, избалованность, любезность, роскошная жизнь и роскошные товары, словно некие сводники, лишают нас ума. Своим острым умом, учёностью, хитростью, непревзойдённой льстивостью, грубостью и порочностью они превращают нас в дураков, и принимают, и направляют, куда хотят.

Их жадность и ненасытность вымогают у нас наше добро, грабят нас, разоряют. Их неискренность и тайная, вечная, неуёмная ядовитость и коварство бьют нас, вредят нам, ставят нас в отчаянное положение. Их бесовское высокомерие унижает, оскорбляет, хулит, осмеивает, оплёвывает нас и выставляет на позор всем народам.

***

Ни один народ под солнцем испокон веков не был так обижен и опозорен чужеземцами, как мы, славяне, немцами. Значит, ни один народ не должен так остерегаться общения с чужеземцами, как мы, славяне…

***

Доказательств их враждебности к нам более чем достаточно. Ибо они уже почти везде нас обманули и все наши страны наполнили и словно затопили. У поляков живёт несметное множество чужеземцев: цыгане, шотландцы, армяне, евреи, немцы, татары, итальянцы, а на Руси живут немцы и иные народы, и все сохраняют свои обычаи, одежду и законы, и все – богаты, могучи, чтимы, и выходят в князья и короли. И напротив, я не знаю ни одного человека из нашего народа, который, живя среди чужеземцев и сохраняя свои обычаи и одежду, достиг бы богатства или какой-либо почётной власти.

Из раздела «Каким образом чужеземцы бывают народам вредны»

Отчего погибло Римское царство? Некоторые писатели считали, что оно погибло из-за расточительности, пышности и роскоши. Они называют одну из причин, но не первую и не главную, ибо иные королевства при всей их расточительности выстояли много веков и стоят до наших дней, как, например, Персидское, Французское, Английское и иные.

Главной причиной распада Римского государства была та, на которую указал пророк Даниил, сказавший: «Они смешаются человеческой кровью, но не соединятся друг с другом» (кн.прор. Даниила, 2.43). Римляне, желая увеличить свой народ, давали своё гражданство разным народам и делали из греков, евреев и персов римских граждан, и люди считали это великой честью. А что из этого вышло? Раздоры между ними и развал того государства. Ибо разные народы стали разных своих людей сажать на престол, и начинались раздоры.

***

Турки некогда охотно принимали всякого перебежчика и растригу, который хотел отуречиться или перейти в их турецкое суеверие, и давали таким самые почётные должности в царстве. И сейчас они принимают многих, и мы их зовём «потурченцами». А всех своих янычар они понабрали из детей разных христианских народов. Из-за этого турки снискали такую славу, что иные сами стыдятся своего имени, и если бы кто-нибудь турка назвал «турком», то он не счёл бы этого за честь, как если бы назвали его простым «мужиком». Более того, янычары владеют ныне этим королевством и царей тамошних ставят и убивают, и это Турецкое государство из-за принятия «потурченцев» попало под власть чужих народов.

***

Русское царство подражает в этом деле туркам и принимает всякого желающего, и даже уговаривает, просит, принуждает и заставляет многих немцев окреститься, и тех людей, которые крестятся ради плотского блага, а не ради спасения, принимает в свой народ и сажает на высокие места. Одни из нах вершат наши важнейшие дела, другие – заключают с иными народами мирные договоры и торговые сделки и мало-помалу продают русское и царское богатство своим соотечественникам. Если Русское царство когда-либо погибнет, то оно примет погибель от этих перекрестов или их потомков. Или, наверное, они сами завладеют нашим царством на позор всему нашему роду. Они смешиваются с нами по крови, но во веки вечные не соединятся с нами воедино в своих устремлениях. Внуки и правнуки перекрестов всегда имеют иные помыслы, чем коренные уроженцы данной страны.

***

Ибо уже несколько раз дело подходило близко к этому, когда разные искатели подбирались к короне этого государства, и планы их были разрушены не людским, а  одним Божьим умыслом…

Из раздела «Какой позор и обиды причиняют нам, славянам, чужеземцы»

Памятуя о том, сколь много зла может быть причинено чужеземцами нам, славянам (не обладающим никакой хитростью), лучше всего было бы не иметь с ними ни войны, ни мира и ничего о них не знать. Но это невозможно, ибо пока мы живём на свете, мы должны жить с людьми. Поэтому нам нужно решить, как бы мы могли жить с ними в мире и вести торговлю и, однако же, уберечься от обид, которые они нам причиняют.

Итак, поскольку без общения с чужеземцами мы жить не можем, и от них много хорошего получаем и много больших зол терпим, нам следует вспомнить о той заповеди, в которой говорится: «Кто подлинное добро отличает, хорошо поступает». Так и мы должны отличать добро от зла: то есть брать от чужеземцев то добро (подлинное добро, а не поддельное), что они дают, и самим его добиваться, а зло должны всеми способами отвращать и отметать.

***

Чужеземцы приносят нам четыре блага: благочестие, товары многие, наставления в науках и разные политические соглашения или договоры: о союзах, о помощи, о браках, о посредничестве и тому подобное.

Однако надо знать, во-первых, что большая часть этого – не настоящее, а поддельное благо. Во-вторых, надо знать, что ничего из этих благодеяний они не делают даром, а хотят, чтобы всё это с большим избытком окупилось. В-третьих, надо знать, что и этого им недостаточно, но всегда, когда нам что-нибудь дарят или продают, они стараются причинить нам какое-нибудь зло.

***

Под знаком благочестия добрые чужеземцы несут добрые наставления и учат добру, а блага нашего не ищут. А корыстные без нужды скитаются по нашим странам и совершают много проступков против святых заповедей, нарушая благие церковные порядки. Всякую святыню превращают в ходовой товар и стараются тысячу раз продать Христа, которого Иуда продал лишь единожды…

***

Под предлогом торговли чужеземцы доводят нас до крайнего убожества. У поляков немцы, шотландцы, армяне и евреи завладели всем богатством, какое там есть. Они, живя в безделье, питают свои утробы и наслаждаются всякой роскошью, а на долю жителей оставляют только земледельческий труд и войны, и крики и споры на сеймах, и судебные хлопоты.

А здесь на Руси не видно и не слышно ни о каком богатстве (кроме царской казны) и повсюду – бедность и пустая нищета. Всё  богатство этого царства и все плоды этой земли чужеземные торговцы или воры поедают у нас на глазах.

***

Под видом сватовства, союзов, посредничества, помощи и всяких политических соглашений они стараются навязать нам не что иное, как рабство и позор. Говорят нам льстивые слова, воздают шутовскую честь и глупую славу, желая сделать нас королями – дают горсть овса, чтобы с помощью этой приманки обуздать нас и сесть верхом. И так они правят нами благодаря шутовству. Или делают вид, что хотят примирить нас друг с другом, но своим посредничеством сеют раздоры. И, в конце концов, они всегда требуют от нас какие-нибудь города, или несметное множество денег. И причиняют нам много иных обид.

***

В тревожное время чужеземцы увозят от нас свои товары и деньги и тем самым порождают в стране дороговизну, а те, кто может, и сами уезжают; открывают наши тайны; легко изменяют, переходя к врагам и многими способами нас обижают.

***

И наконец, иные приносят к нам проклятые бесовские искусства: астрологию, алхимию, магию и каббалистику, в которых нет ничего иного, кроме чародейства…

В дополнение к предыдущему разделу

Как некогда идолопоклонство евреев, так чужебесие искушает, и всегда будет искушать наш народ. Почти все европейские короли, князья, города  народы грешат чужебесием…

Причина искушения нас та же самая, что и у евреев. Ибо у них язык был грубый, скрипучий, бедный, несовершенный, негодный; музыка и шутки тоже простые и грубые. А у греков-идолопоклонников был сладостный, красивый, удобный, выразительный язык, музыка и разные чудесные танцы, и красотой они превосходили евреев. Поэтому евреи были увлечены всем этим и, в конце концов, заразились их идолопоклонством.

Вот так же и мы: язык несовершенный, ум не крепкий и красоты почти никакой нет, оттого мы привыкли дивиться чужому красноречию, учёности, уму и особенно красивому обличью, искусным танцам и льстивым шуткам. И потому, так же, как птицы, которые более жадно засматриваются на поступки охотника, и потому легче бывают пойманы, так и мы, пока во все глаза глядим и дивимся чужеземной красоте, бываем одурачены или сведены с ума, и они делают с нами всё, что хотят: сразу же надевают на нас узду, вскакивают на спину и ездят на нас, как им угодно.

Поэтому нам было бы куда полезнее отвращать глаза от их красоты и затыкать уши, чтобы не слушать их речей, так же, ка Улисс спасся от сирен. Ибо мы никак не можем уйти от их злости и хитрости!..

Материал к публикации подготовила Римма Кошурникова


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика