Суббота, 20.04.2024
Журнал Клаузура

Во власти мечты и реалий

Посвящение всем, кто через самые разные испытания находят путь к своим истокам, к самому себе.

Для циркового артиста — это тернистый путь мечтателя, который неустанно служит изумлению, радости, улыбкам зрителя. Многие из них, продолжали традиции своих династий, через свои удачи и неудачи, через трудный опыт славных учителей –родителей. С самого раннего детства, со всей ответственностью они учились постигать таинство и магию дерзкого пути служения совершенству человеческим возможностям. Пути, где они становились Рыцарями великого Искусства Радости, приносящей людям обновление души, а нередко и осознания себя… 

Рыцари великого Искусства Радости

Народный артист РСФСР (1963) Юрий Никулин, участник Великой Отечественной войны вспоминал о своих чувствах и ощущениях во время съёмки фильма «Они сражались за родину»: «Будто не прошло 30 лет со дня окончания войны,— я снова на этом бесчеловечном безумном поле сражений».

Он обладал подкупающей искренностью, неподдельной человеческой теплотой, тонким чувством юмора. Все свои 50 лет работы в цирке был уверен, что смех самый лучший помощник в жизни. Став великим клоуном, он был и артистом кино. Многие фильмы с его участием с особым интересом будут смотреть и в будущем. Его любил коллеги, а особенно зритель.

Юрий Владимирович, был отмечен званием Лауреата Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых, был дважды Кавалером ордена Ленина .

Прошёл школу народного артиста РСФСР (1958) знаменитого клоуна Карандаша (М.Н. Румянцева) вместе с Михаилом Шуйдиным, с которым долгое время работал в партнерстве.

Как-то спросили народного артиста России (1980 г), его коллегу, Михаила Ивановича, удивительного клоуна, акробата-эксцентрика:

«… ведь Вы были командиром танка, такой ад Великой Отечественной войны прошли, дошли и до Берлина, но все-таки вернулись на манеж веселить людей». Помолчав, тот ответил тихо: «Да, столько крови видели и потерь своих друзей и близких пришлось пережить, оттого я как никогда ценю умение доставлять людям радость и счастливые улыбки, особенно детворе. А работа вместе с Юрой Никулиным уже столько лет, это для меня счастливый билет. Мы понимаем друг друга с полслова. И когда случается фантазировать на манеже, то импровизация мгновенно радует публику, находит в сердце его отклик остротой реприз и своей неимоверной теплотой. Живём для радости нашего зрителя. Вот так мы и служим её величеству Радости, которая в старину обозначала—обновление душой. Это счастье!»

Михаил Иванович в 1948 г окончил московское государственное цирковое училище. После окончания танкового училища уже как лейтенант стал не только участником операции «Кольцо» сталинградской битвы, но и участвовал в Белгородско-Харьковской наступательной операции в Курской битве и др. Был тяжело ранен. До 9 раз горел в танке, но после ранения возвращался в строй. Представлен к званию Героя Советского Союза, а награжден орденами Красной Звезды и Красного Знамени. медалями.

Клоунский образ Михаила Шуйдина, толстенького, на вид разудалого рубахи-парня, который всё умеет и всё знает был очень смешной, в отличие от образа Юрика (Ю. Никулина), который был ленив и меланхоличен. Таким образом, их совместная работа строилась на противоречии характеров. Как партнёры-клоуны, они пользовались любовью у зрителя. Михаил Иванович всегда скрывал рубцы от ожогов на лице и руках под слоем смешного грима.

Многие зрители приходили в цирк, чтобы порадоваться репризам и шуткам Ю. Никулина и М. Шуйдина, их уникальным номерам…

Миша Шуйдин и Юра Никулин служили радости зрителя

Встречи в Центральном музее Великой Отечественной войны, на Поклонной Горе всегда сердечные и светлые, со слезами на глазах. В Зале Памяти ветераны зажигают свечи, с каждым годом их всё меньше собирается здесь. Но они по-прежнему несут молодёжи правду о тех сверхчеловеческих усилий фронта и тыла, о цене, которую заплатило наше Отечество, наш народ за Победу над нацизмом. Душа сильна памятью – живём за тех, кто остался на полях битвы за чистое небо над нашей Родиной, за нашу свободу и мирный труд.

Иван Алексеевич Шепетков (1910— 1941)

Каждый год, 9 мая, в Зал Славы ветераны цирка приносят цветы Героям Советского Союза – артистам цирка Ивану Шепеткову и Павлу Домнину.

Иван Алексеевич Шепетков был артистом Алма-Атинского цирка. Ему хорошо удавались упражнения махового и силового характера, был новатором своего дела, постоянно совершенствовал свои номера. Он – один из 28 героев панфиловцев, не пропустивших врага к Москве, погиб в бою у разъезда Дубосеково.         

Павел Иванович Домнин в мирное время после окончания спортивной школы был цирковым борцом. За мужество и героизм, проявленные при форсировании Днепра сержант Павел Домнин был удостоен высокого звания Героя Советского СоюзаОрден Ленина и медаль «Золотая Звезда» он получить не успел, погиб при форсировании Днепра в 1943 г.

Строки, посвященные И. А.  Шепеткову, говорят и о всех павших в боях цирковых артистах:

И сын арены, славный наш товарищ,

Закрыв своею грудью путь врагу,

В зловещем гуле, в пламени пожарищ

Упал на окровавленном снегу.

Павел Иванович Домнин (1921—1943)

Огонь войны уничтожил половину цирков страны, но артисты продолжали работать на временных цирковых площадках и продолжали нести людям радость, частицу мирного счастья. Фронтовые бригады артистов цирка поднимали воинский дух смешными репризами о фашистских захватчиках; это были и хлёсткие частушки, куплеты, патриотические монологи.

Вступительный монолог-памфлет «Смех убивает» звучал с арены с верой в скорую Победу в исполнении Владимира Дурова, продолжателя знаменитой цирковой династии Дуровых:

Пусть остаётся враг все тем же злым врагом,

Пусть он силён, свиреп и нагло дерзок,

Но если смех звенит кругом,

Но если враг для нас уже не только мерзок,

Но омерзительно смешон,

Погибельный конец злодея предрешён.

Зимой 1941 г. на арене Московского цирка Карандаш придумал и показал остросатирическую сценку «Как фашисты шли на Москву и обратно». Карандаш на глазах у публики напяливал на лицо полу-человечью-полу-собачью маску, на голову водружал чугунный котел, вооружался топором, ножом, дубиной. Высматривал что-то вдали, усаживался в «танк» с криком «Нах Москау!» и катил вперед. «Танк» представлял собой большую бочку, установленную на платформу, колеса которой были декорированы под гусеницы танка. Ящик с поленом изображал башню на танке. Спереди на днище бочки были нарисованы череп и кости. Взрыв! Гитлеровец в лохмотьях на одной ноге стоит в изумлении на манеже. Затем, обвязав голову платком, схватив «подвернувшийся» костыль, на одной ноге удирает за кулисы. А летом 1942 г. Карандаш возглавил филиал цирка для работы в условиях фронтовой обстановки. Он придумал сотни антифашистских сценок, политических реприз, показанных по-клоунски эмоционально точно, и патриотическую силу его цирковых выступлений.

Михаил Николаевич Румянцев (Каран Д, Аш). 55 лет отдал служению смеху и радости зрителей

Уже в мирное время, когда был создан Союз цирковых деятелей артистов цирка, у входа встречал каждого памятник вечно живому Карандашу (а ныне, носит его имя и московское училище циркового и эстрадного искусства имени М.Н. Румянцева).

Евгений Долматовский посвятил цирковой фронтовой бригаде такие строки:

По лесам грохочет эхо,

На поляне цирк открыт,

У разведчиков – потеха:

Клоун Федя их смешит…

Кончится концерт, и снова

Наш шутник и акробат

Станет воином суровым,

Взяв свой верный автомат.

Народная артистка РСФСР, Э.М. Эльворти, вспоминая время работы во время Великой Отечественной войны в своей книге памяти пишет:

«…мы поехали на гастроли в г. Калинин, а нас остановил администратор сообщением, что Калинин уже занят немцами. Мы остались работать в Горьком, несмотря на постоянные бомбёжки и разрушения. Помню, как мы договаривались с военкоматом о днях наших представлений для солдат перед их уходом на фронт. На манеже обращались к бойцам с напутствием скорой победы, возвращения домой, и ребята сразу же садились на грузовики, уходящие на передовую. По разнарядке мы во фронтовых бригадах цирковых артистов выезжали на передовую, выступали в частях, в госпиталях. Всюду, где появлялись афиши о выступлении сильных, весёлых и смелых людей, народ спешил занять места поближе к артистам.

Помню наши гастроли в мае 1944 г. в только что освобождённом Орле. Мы в это время были на гастролях в Костроме и услышали по радио информацию – радостное известие о том, что наши войска вступили в Орёл и что артисты Эльворти дают представление в цирке шапито. Нас изумило это известие, но на следующий день с папиным аттракционом и его программой «Белые медведи» мы были погружены в эшелон и вскоре уже въезжали в Орёл. Ещё шли на улицах бои, когда мы ехали по переулкам дымящегося от пожарищ и лежащего в руинах Орла. Везде были надписи «Заминировано». Ребята-летчики по-военному чётко и быстро установили всё для будущего представления. А в это время наша бригада артистов давала свои представления в воинских частях, в госпиталях.

Больше месяца цирк шапито дарил своим зрителям – солдатам, раненым – веру в завтрашний день, в себя. Улыбкой и добрым смехом наши артисты цирка поддерживали надежду на скорую победу и возвращение домой. И зрители забывали на время обо всех тяготах.

Весной 1945г. пришла разнарядка – ехать на гастроли в Улан-Удэ. Началась война с Японией, и мы должны были прибыть во Владивосток. Приказом К. Е. Ворошилова наши теплушки и платформа с белыми медведями шли под грифом «Груз особого назначения» цеплялись к любому составу, идущему на восток. Наш путь лежал через Иркутск. Впереди нас ждали новые испытания.

Как-то даю телеграмму своему администратору: «Дорогой мой, готовь ямы для «мертвяков». Организуй оркестр. Жди, еду. Эля». На почте такую телеграмму приняли очень настороженно. И я со смехом пояснила, что «мертвяки» – это бревна для крепления во время представления на манеже. Наша работа, даже в таких повседневных рабочих моментах, вызывала улыбку или смех. Мы всегда были рады дарить хорошее настроение, будь это на манеже или просто в нашей жизни.

Наше искусство цирка – это искусство дерзких мечтателей и романтиков, оттачивающих своё мастерство в атмосфере особого братства, прежде всего – традиций наших династий».

Эльвина Подченикова-Эльворти и её воспитанник Мишенька дарят зрителю улыбки

Инвалиды войны при неоценимой поддержке своих партнёров, добились права выхода на арену. Это и Вячеслав Зимин – гимнаст на турнике, Леонид Петлицкий – балансёр-першей, Лев Осинский – один из лучших эквилибристов мира, и многие, многие другие. Лев Александрович Осинский служил в противотанковой истребительной артиллерии, получил тяжёлое ранение в 1943 г. на Курской дуге в танковом сражении под Прохоровкой. Он вернулся с фронта без левой руки. С 1944 г. стал работать в номере эквилибристов под руководством Волжанского, с 1950 г. – самостоятельно с номером «Соло-эквилибр на одной руке».

Акробат весь номер должен стоять на руках и это своеобразный «гвоздь» номера, самый-самый сложный и даже рекордный трюк — Лев внес в него свои «поправки». Он модернизировал пьедестал, технически усовершенствовав его, нашёл новую форму «подачи» номера и довел до высокого совершенства технику работы. Весь номер был построен на пластичности, красоте, цельности композиции. Артист создавал поэтический образ циркового «героя», зритель с восхищением и восторгом,затаив дыхание следил за исполнением номера

Его поистине героическому поступку был посвящён художественный фильм «Эквилибрист», заснятый в 1976году на киностудии им. Александра Довженко (Сценарий — Виктора Иванова, режиссёр Леонид Нечаев)

Лев Александрович Осинский
(1924–2003)

Отечественные кинофильмы «Эквилибрист», «Человек в зелёной перчатке» посвящены гражданскому подвигу эквилибриста с одной рукой. «Маресьев цирка» – так говорили о нём.

Благодаря воле, мужеству, упорству наши цирковые артисты продолжали радовать зрителя своим отточенным искусством. Их называли людьми несгибаемой воли легендами цирка, а наше цирковое искусство было признано лучшим в мире. Этим всё сказано.

А вот воспоминания Героя Советского Союза К. Самсонова: «Вся Королевская площадь поверженного Берлина была заполнена спящими усталыми, опаленными пороховым дымом и нередко ранеными бойцами. Различного рода боевая техника, обозы с лошадьми, дымящиеся полевые кухни – вся площадь вдруг вздохнула и зашевелилась: оказывается, приехали      артисты. Ещё горит город, весь в отблесках пламени, а на ступеньках Рейхстага идёт необыкновенный концерт…».

В труднейших условиях военного времени были созданы цирковые студии – акробатическая и конная, воспитавшие молодые цирковые кадры. Строили прекрасные цирки в Барнауле, во Фрунзе, в Ижевске, в Ташкенте. Цирковое искусство в годы войны не погибло, а наоборот, несмотря ни на что, окрепло, набралось новых сил. Итоги конкурса на лучшие произведения циркового искусства, объявленные ещё в 1942 г., показали, что за время войны было выпущено свыше 150 новых номеров и аттракционов. Артисты были настоящими рыцарями великого и дерзкого Искусства радости.

Прекрасное и вдохновенное искусство Цирка продолжает сегодня лучшие в мировом пространстве традиции отечественного цирка—служить улыбке, смеху, радости зрителя, его надеждам и мечтам, вопреки непростым реалиям Жизни!

Вопреки реалиям жизни…

В директоре и основателе Тульского государственного цирка, Дмитрии Иосифовиче Калмыкове, покоряли простота и человечность. Это было проверено ещё в годы его службы в разведке во время Великой Отечественной войны. Друзей радовала его вера в человека, а многих поддерживала сила его меткого слова и огонь творческой, умеющей мечтать души.  До войны он закончил театральное училище в г. Омске, а уцелев в военной мясорубке, в мирное время возглавлял работу в ряде театров, в филармонии.

Талант человеколюбия проявился и в его юмористических рассказах и пьесах, которые были опубликованы в трёх небольших книгах. Получив добро на писательскую деятельность, он стал искать работу, где мог бы наконец серьезно заняться своим главным делом. Ему нужно было свободное время для исповедальных повествований о четырёх годах разведчика в суровых испытаниях военных дней.

Поэтому он не стал возражать против того, чтобы возглавить работу   коллектива цирка –шапито. Вот тут в полной мере пригодились его замечательные качества: обаяние и магия широкой деятельной души, умеющей шуткой, юмором поддержать человека, видеть будущее и мечтать. Но теперь ему уже не хватало 24 часов, чтобы реализовать то, что было задумано теперь, став директором достроенного им цирка Тулы.

Зрителям не забыть тульские знаменитые постановки «Цирк на льду N1», «Цирк на воде N1», где всё техническое руководство этими сложнейшими комплексами осуществлял Дмитрий Калмыков. А созданной в Туле ледовой установкой «Цирка на льду» пользуются уже более шестидесяти лет, как и комплексом «Цирк на воде», спроектированным и созданным при участии специалистов оборонных тульских заводов. Он на сегодня не повторён ни в одном водном цирке мира.

Вскоре на тульской арене был создан музыкальный цирковой спектакль «Русские самоцветы». Были приобретены для коллектива профессиональные гитары, барабанные установки, усилители, микрофоны и цирковые номера шли под аккомпанемент русских народных песен в роковой обработке. А 1965 году прославленный артист Михаил Туганов создал в Туле «Конный цирк». В спектакле участвовало около 100 лошадей. Туганов соединил в одну программу, названную «Тула-Париж», все существовавшие когда-либо конные жанры. И опять — всю организационно-техническую работу выполнил Дмитрий Иосифович.

Практически все главные работы «золотого века» Всесоюзного цирка (60–70-е годы) создавались в Туле. В те времена каждый год лучшему из 114 цирковых предприятий Министерства культуры СССР вручалось Красное знамя. Директор Дмитрий Калмыков получал это знамя тринадцать раз.
Великолепный спектакль-пантомима «И арсенал, и щит России» – о подвиге города-героя Тулы – открыл целый цикл широко популярных в цирках 70–80-х годов спектаклей-пантомим, посвящённых Великой Отечественной войне.

Но он так и не успел дописать воспоминания, посвящённые своим боевым товарищам, отстоявших свободу и радость мирного неба над своим Отечеством.

Александр, сын Дмитрия Иосифовича, активно участвовал в работе отца, с третьего курса режиссерском факультете ГИТИСа ставил у него уже по 4 спектакля в год.  Закончив учебу, согласился на предложение «Союзгосцирка» стать главным режиссером, а вскоре, после смерти отца, и его директором на целых шесть лет, сумев реализовать многие надежды и мечты отца, ушедшего в 1981 году.

Мемориальная доска Дмитрию Иосифовичу установлена на фасаде цирка

В 1987 году министр культуры СССР Захаров пригласил самого молодого в истории цирка директора в Москву на должность художественного руководителя Дирекции по подготовке новых произведений циркового искусства.

Вскоре став заместителем генерального директора Росгосцирка по творчеству для Александра Иосифович главным делом стало сохранение единой цирковой системы. Три года ушло на согласование проекта реформы в ведомствах и министерствах, пока его не подписал премьер-министр. Теперь российский цирк является федеральным казенным предприятием.

Всю эту колоссальную работу А. Калмыков вел одновременно с основной деятельностью художественного руководителя главка. Создавались новые аттракционы и номера, проводились десятки международных фестивалей, заработала Режиссерская коллегия и Художественный совет, внедрялась система проката цирковых программ на правах антрепризы. Коммерческое развитие циркового искусства постепенно перешло из рук чиновников, а в руки самих артистов.

Он создал цирковое настоящее фестивальное движение. На Красной площади была представлена всему миру живая тысячелетняя история великого циркового искусства планеты. Этот фестиваль признали главным событием года. За эту работу, пять десятков спектаклей и два десятка номеров Александру Калмыкову было присвоено звание «Заслуженный деятель искусств России». Ему было 44 года.

Однако, продолжая колоссальную организационную работу, А. Калмыков выполнял одновременно с основной деятельностью обязанности художественного руководителя главка. Создавались новые аттракционы и номера, проводились десятки международных фестивалей, активно заработали Режиссёрская коллегия и Художественный совет, внедрялась система проката цирковых программ на правах антрепризы. Возглавив в декабре 2009 года Росгосцирк, Александр Калмыков начал полную реконструкцию всего имущественного комплекса компании

Радует то, что реализуется сегодня и проект создания «Социального цирка» для детей-инвалидов и детей с болезнью Дауна. Замечателен международный фестиваль «Цирк – территория счастья», в котором примут участие дети с ограниченными возможностями из десяти стран мира. Очень радостно за нашу молодёжь. Сегодня молодые самодеятельные артисты имеют возможность показать свои цирковые достижения и за рубежом. Это Казахстан (Алма-Аты), Германия (Штутгарт), Китай (Чжухай, Гуанчжо), Австралия (Канберра, Сидней, Мельбурн, Брисбен, Аделаида), Малайзия и др.

Замечательно то, что сын Дмитрия Иосифовича, народный артист России Александр Калмыков, только что выпустил книгу воспоминаний «Режиссер снов» и заканчивает большой телевизионный проект.  Его творческие разработки ждут на Байкале, в Африке, Америке. А ещё его ждут студенты режиссерского факультета Московского государственного института культуры. Профессор Калмыков учит там будущих режиссёров цирка, как в своё время учил отец, Дмитрий Иосифович, главному—мечтать.

В фантастически мирной профессии циркового артиста и режиссера, где – здесь и сейчас, проявляется высочайшая планка человеческих возможностей –важно умение   дарить жизнь мечтам вопреки, казалось бы, непреодолимым обстоятельствам и реалиям жизни.

Он ещё малыш…

(артист цирковой династии)

Известно, что высокая цель мечты и победы в цирковом искусстве, это тонкий инструмент, помогающий решать поставленные задачи перед артистом.

В семейной династии Масляновых это один из секретов, который позволил 10-летнему Саше стать лауреатом 17-го Московского Международного Молодежного Фестиваля (2018г.) в конкурсе циркового искусства в Цирке на Цветном бульваре. Получив заслуженную награду «Золотой слон», он, как и его родители хорошо понимал ту большую ответственность, которая была теперь перед его будущим, требующим гораздо большего чем только повседневный самоотверженный труд и вдохновение. Это прежде всего мечта изумлять и поражать зрителя результатом своего неустанного поиска, достойного традиций своей династии.

Эквилибрист на катушках Алекс Маслянов (2018 г.)

Мечты, где полюбив всем сердцем и душой удивительный по парадоксальности цирковой мир, это волшебное пространство творческих возможностей главной задачей было войти в этот дерзкий мир мастером. Традиции его династии были заложены в семье известными в отечественном и зарубежном цирковом мире прадедом Исмаром Мамазовичом Масляновым и дедом Исмаром Исмаровичем Симадо-Масляновым.

В семье не было ни одного человека, который бы не работал в цирке. В цирковой династии Симадо-Пантоси-Масляновых подрастал и Сашин дед, Исмар младший, впервые вышедший на арену в пять лет. Он заменил заболевшую артистку лилипуточку, стоявшую на голове у его мамы. Артистка венчала собой живую пирамиду из нескольких человек, передвигающуюся по высоко натянутому канату. Дебют имел оглушительный успех, и через год Исмар уже ездил вместе с родителями на гастроли на правах артиста-эквилибриста, официально признанного Управлением цирков.

А его отец, Исмар Мамазович, после окончания московского циркового училища, выступал со своей женой Верой Пантосовной Симадо в жанре акробатики. Оба были участниками прославленного номера под руководством А. Симадо. Их сын – Исмар младший, выступавший полноправно на манеже с 6 лет, а затем акробатом, жонглёром, дрессировщиком, стал исполнителем уникальных трюков. Прежде всего это стойки на руках без «рогаток» или копфштейн на вершине лобового перша, который А. Симадо, балансируя, нёс в течение 3 минут по переходным лестницам и канатам.

О значении высокого искусства в нашей жизни, о многом важном, говорят воспоминания советского дипломата Б.И. Аристова. Между нашими странами, по его дипломатической оценке, была тяжелейшая кризисная политическая обстановка. В это время в Белграде проходили гастроли отечественного цирка, но атмосфера была накалена настолько, что свидетельствовала, по его словам, о следующем: «… присутствующим на представлении в цирке, более пятистам вооруженным солдатам, был дан приказ игнорировать всё наше выступление молчанием. Но когда во втором отделении был представлен уникальный по сложности трюк на першинге, где 16-летний Исмар Маслянов держал на лбу, в течение 7 минут шест с артисткой, зал взорвался громовыми аплодисментами. Стены цирка Шапито буквально сотрясались от непрекращающегося шквала восторженных рукоплесканий».

На приёме в посольстве в г. Белграде, советский дипломат признался приглашённому Исмару Маслянову:

«Мы в течение многих месяцев не смогли подойти даже близко к возможности компромисса между нашими странами. Но то, что Вы добились в течение часа такого восторга и безоговорочного признания добрых намерений нашего Отечества—это просто уникально …».

Однако, в число артистов, которым было присвоено звание Заслуженного артиста, за это представление, по нелепой случайности, юный Исмар Измарович Маслянов не вошёл.

Конечно, он уже в зрелом возрасте стал Заслуженным артистом РСФСР, представляя артистов-эквилибристов династии Масляновых-Пантоси-Симадо. Он — первый артист Дунгани, народный артист Киргизии, Узбекистана, Казахстана поделился воспоминаниями о высоком цирковом искусстве династии в своих пяти книгах. Его любимая супруга — Нонна Сергеевна Запашная, из цирковой династии Запашных была его постоянной поддержкой, верным партнёром и соавтором их интересных работ. А признание разностороннего уникального таланта Измара Измаровича в высокой международной оценке звучало как гордость за достижение отечественного циркового искусства.

В 1986 вместе с Нонной Сергеевной он подготовил удивительной красоты и изящества номер «Овчарки-наездники» (кроме собак и лошадей в нём действовали пони и кошки). До сих пор их дети, Мария и Максим вспоминают этот номер, в котором они приняли участие, с гордостью. Для них это было незабываемой школой дрессуры, где главным была преданная любовь, уважение и бесконечное терпение в работе со своими четвероногими воспитанниками-артистами.

Время шло и любимый сын Максим, не менее талантливый, чем его сестра, женился. Отныне супруги Максим и Алёна Масляновы выступали самостоятельно и успешно. Зритель полюбил талантливых артистов.  И они вскоре стали лауреатами национальной премии «Циркъ».

Но главное, у них подрастало трое сыновей, и оба старших, Ярослав и Алекс уже выступали в различных цирковых

номерах вместе с родителями. А малыш, Аким в своих детских заботах разыгрывал с игрушками забавные сценки своих старших братьев.

Максим и Алёна Маслянова со своими воспитанниками

Сыновья, с детства старались постичь и разделить радость мастерства своих замечательных наставников –родителей, преданных без остатка Великому искусству циркового дела с чувством большой ответственности. В семье вспоминали не раз, как Алёна во время гастролей в Швеции, чтобы не сорвать выступление и радовать своим мастерством зарубежного зрителя, вышла работать на манеж, сразу же на следующий день после рождения сына Алекса.

Выросший в цирке старший сын, однако выбрал иную дорогу. Напутственно пожелав Алексу, погрустневшему от переживаний за брата, большую удачу, Ярослав обнял его со словами: «Ты ещё малыш, но, со временем поймёшь меня. Главное, верь в себя и в свою мечту!»

А мудрым родителям пришлось поддержать выбор своего любимца Ярослава, согласившись с его иной, не цирковой мечтой – найти себя, стать самим собой…

Валентина и Владимир

Всё началось с того, что однажды, мастер конной дрессуры, известный дрессировщик цирковой династии Иван Лерри привёл на манеж ленинградского цирка свою пятилетнюю внучку Валечку. Малышка смело села в седло и с помощью деда сделала почётный круг на лошади по имени Принц, с которым подружилась позже по- настоящему. С этого дня девочка стала охотно выполнять все наставления и советы своего знаменитого деда и педагога.

Так начался путь малышки в большое цирковое искусство дрессуры. Она старательно добивалась результатов всех требований и задач, поставленных перед ней её наставником. Тщательно, часами отрабатывая не только уникальные трюки, но и стараясь, чтобы партнёр—цирковой конь Принц её полюбил.  Когда Валя делала сальто на лошади, дед наставлял:

«Ты не должна делать коню больно от грубого прыжка на круп после сальто-мортале. Ты должна отрепетировать так, что скажешь тебе, даже спросонок, скрутить сальто на полу, и ты его скрутишь».

Мечты о возможностях гротеск трюков в исполнении Валечки и педагогический талант Иван Абрамовича сотворили невозможное – сделали её трюки сенсацией в цирковом мире. Это был фейерверк трюков и номеров воплощенные в представление   многогранным талантом самородка-артистки. И воспринимался зрителем как триумф блестящего мастерства 9 -летней гротеск-наездницы Валентины Лерри.

Но за этим стоял неустанный труд. Например, Иван Абрамович репетировал с ней вдоль барьера. Когда Валя научилась это делать, развернул исполнение поперёк барьера. Затем между лавками в зале цирка. Чуть вправо-влево – стукнешься о скамейку, будет больно. И Валя крутилась, не отклоняясь ни вправо, ни влево, а след в след. До сих пор сохранился коврик из войлока с выбитым её следом. В результате многотрудный путь увенчался успехом –через какое-то время Валя стала любимицей ленинградского зрителя.

Однако слава о непревзойденной гротеск-наезднице, сальто-морталистке, искуснейшей дрессировщице лошадей не мешала ей настойчиво совершенствовать. Фотографии в малой толике доносят уровень её мастерства, позволяющего блестяще исполнять рекордные трюки, оставшимися, к большому сожалению, неповторимыми в Мировом пространстве циркового искусства.

Гротеск-наездница Валечка Лерри
и её любимый конь Принц

Нужно было видеть эти удивительные по красоте и смелости трюки, в основе которых была огромная любовь к своим преданным надежным партнёрам – цирковым лошадям. Например, такие трюки: 6-летняя Валечка стояла на крупе галопирующей лошади и прыгала через скакалку, танцевала в присядку, исполняла прыжок «высокие колени» (прыгала вверх, подбирая ноги, и приходила на круп лошади на колени), делала пируэты и гимнастические упражнения. А в финале был такой трюк — натягивали ленту — полотно 1 м 20 см шириной, и на скаку артистка перепрыгивала его, в то время, как лошадь проскакивала под ним. Смелая наездница возвращалась опять на круп лошади и продолжала скакать по кругу манежа, делая обрывы, лёжа поперёк спины лошади, провисая головой с руками почти под брюхом лошади. Блестящий фейерверк изящной красоты, дерзости, вызывал бесконечное восхищение и радость зрителя от высочайшего мастерства, малышки, гротеск- наездницы Валентины Лерри. Восхищался уникальным мастерством девочки и великий артист Вольф Мессинг, благословляя её счастливую судьбу.

Захватывающий дух блестящее исполнение трюков привлёк внимание зарубежных антрепренёров, и она получила приглашение на работу от американского цирка. Но Валечка была верна отечественному цирку.

Однажды она сумела защитить любимого коня Принца, который не раз выручал её во время представлений — верный конь сам подставлял ей спину, страхуя свою Валечку от падения на манеж. Как-то на конюшне она увидела, как сбежавший из вольера лев лапой бил её Принца. Тогда она схватила тяжёлый лом, намереваясь ударить им льва. Но звон тяжёлого лома, выскользнувшего из её рук, отвлёк внимание хищника. И Принц так ударил копытом льва, что тот упал без чувств. Эта удивительная история, восхитила всех верностью дружбе партнёров-артистов, с чем малышку поздравляло все цирковое сообщество страны.

Она была достойным продолжателем своей династии, начатая в 1Х-м веке её дедом, Иваном Абрамович Лерри, сироты, которого воспитали его одарённость, трудолюбие и цирк. Традиции семьи были продолжены её отцом, обладавшему разносторонним большим талантом циркового артиста, Кенсарином Ивановичем Лерри (псевдоним-Генри Чаплин).

Но, вскоре началась Великая Отечественная война. Отец погиб в первые дни войны в ополчении, гибель которого очень тяжело переживали вместе с Иваном Абрамовичем и Валечкой, все, кто был знаком с его блистательным талантом циркового артиста.

Иван Лерри, благодаря дружбе с К. Е. Ворошиловым, успел вывезти на последнем поезде из осажденного Ленинграда Валечку и цирковых лошадей. В Москве артисты вошли во фронтовую бригаду для обслуживания госпиталей и воинских частей.

Валечка, сумела так выстроить процесс дрессуры, что во время представления быть единым целым со своими верными четвероногими воспитанниками-партнёрами, поддерживающих её в каждом нюансе выступления. И это всегда были блестящие, но, к сожалению, до сих пор неповторимые трюковые шедевры, которые она посвятила погибшему отцу.

За свою самоотверженную работу-во время выступлений на передовой фронта, юная артистка, единственная из цирковых детей, выступавших во фронтовых бригадах, была отмечена правительственной наградой.

В совместной работе с Владимиром Шилинским, своим супругом, Валентина, после её тяжелейшей травмы позвоночника в 33 года, смогла продолжить дарить зрителю виртуозные номера.

Радость и восхищение зрителю несли виртуозные выступления супругов Шилинских-Лерри

А придумывал трюки и номера её Володенька, заслуженный изобретатель, чудесный клоун и бессменный партнер, который помог возродить и буффонадную дрессуру лошадей.

Мужество, беспримерная воля к жизни и ежеминутная поддержка Володи помогли, буквально пошагово, встать на ноги Валечке и вернуться на манеж. Скорее всего, как она признавалась, это чудо могло произойти не только благодаря любви. Много строк признательности, нежности он посвятил своей супруге, удивительной духовной красоты, непревзойдённому мастеру своего дела. Валя была удивительно талантливым светлым человеком и надежным другом. Вопреки трудностям и испытаниям в своей профессии она оставалась верной своей мечте служить радости и восхищению своего зрителя. Валентина Кенесариновна была награждена орденом Красного Креста за служение Отечественному Искусству и отмечена званием заслуженной артистки России.

В своей книге: «Легенда отечественного цирка Валентина Лерри» Владимир, чудом выживший в блокадном Ленинграде, оставил воспоминания об уникальном таланте отечественной дрессировщицы. Воспоминания, полные восхищения непревзойденной в мировом цирковом пространстве гротеск-наезднице, сальто-морталистке, о своей Валечке.

Моим дорогим и любимым…

Народная артистка РСФСР, рожденная, как говорят в цирке, в «опилках», представитель славной династии Эльворти, Э.М. Подчерникова  жила цирком до последних дней своей жизни.

Ветеран войны и труда, бессменный президент Общества «Милосердие и благотворительность ветеранов и инвалидов–артистов цирка», Эльвина Михайловна защищала интересы своих подопечных на всём необозримом пространстве нашей страны.

Помогала им и в лечебной помощи, договариваясь с главврачами о госпитализации больных артистов, оказывая им постоянную моральную поддержку, и многое другое.

Отдавая дань бесконечного восхищения и уважения своим коллегам, живших, как и она мечтой служить своим уникальным и многотрудным искусством для восторга и радости, улыбки и смеха публики, особенно юной. Где бы она не была на гастролях, обязательно в первых рядах на представлении были приглашенные ветераны и инвалиды цирка. Не стеснялась обратиться с просьбой к зрителю для сбора пожертвований для них и тут же, поимённо, вручая им под аплодисменты, эту малую толику такой важной для жизни, поддержки. А сколько писем благодарности приходили к ней за найденную возможность помочь, пусть даже небольшой денежной помощи, которую она выкраивала из своей пенсии. Чувство долга перед ветеранами цирка привели её к идее создать аллею ветеранов цирка, где находили бы свое последнее успокоение те, кто всегда составляли гордость и славу Отечественного цирка в мировом пространстве такого поразительно прекрасного циркового искусства.

Впитывая наставления своих родителей Михаила и Елены Эльворти, она прислушивалась к советам и рекомендациям корифеев циркового искусства: Валентина Филатова, Владимира и Юрия Дуровых, Михаила Анисимова, Марка Местечкина, Бориса Эдера, Анатолия Капитанова и др. Проходя через все трудности и испытания травмами от своих подопечных, четвероногих артистов, она ещё долго не в силах была оставить арену цирка. Её номер «Русские медведи» – это классика, гордость и красота циркового искусства нашего отечества.

Эльвина Подченикова-Эльворти и её воспитанник Мишенька дарят зрителю улыбки

Когда ей прислал письмо А.Н. Собянин о том, что вместе мы сможем всё, она обратилась к нему, как мэру города, с просьбой-мечтой поддержать инициативу для всех горожан: украшая    общую для всего дома елку, посаженную руками самих жильцов во дворе, праздновать сообща Новый год. Главное, что этот праздник объединял бы не только живущих в доме, но и воспитывал радостью общения прежде всего подрастающую здесь детвору и молодежь.

И в своей книге «Мои дорогие…или записки медвежатника», Эльвина Михайловна обращается к начинающим артистам цирка со словами:

«… мне хочется признаться вам, с сердцем, переполненным восторгом и потрясения от возможностей искусства артиста и счастья бесконечных открытий. Как замечательно служить радости, улыбкам и смеху зрителей.  Главное в нашей работе – быть всегда требовательным и не бояться быть к себе предельно жёстким в каждодневном творческом поиске. Потому что даже одним опрометчивым и недостойным поступком можно зачеркнуть фамилию своей цирковой династии, смысл жизни которой был в создании славных традиций и непревзойденных достижений отечественного циркового искусства…

Моё огромное желание – поставить на аллее ушедших цирковых артистов, стелу «Звёздам отечественного цирка», отдавая дань нашим дорогим ветеранам! И в этом я очень надеюсь на помощь всех друзей цирка – это существенная моральная и нравственная поддержка нашему Обществу ветеранов и инвалидов – артистов цирка. От меня никто не слышал жалоб на последствия от бесконечных травм и ушибов в результате тесного «творческого сотрудничества» с моими косолапыми подопечными. Хотя в последние годы я работала, скорее, в жанре «иллюзиониста» – то есть, для домашних я была инвалид второй группы, а на работе никто и не догадывался об этом. И я никогда не слышала жалоб ни от детей цирковых артистов, ни от их родителей на каждодневный, порой адски тяжёлый труд.

Хотелось ещё раз признаться в любви моим замечательным наставникам и учителям, моим родителям и близким, давшим мне возможность жить по мечте. Поблагодарить их за обретённое счастье любимой профессии в цирке. За высокие помыслы и вдохновение, которые помогали мне найти себя в дрессуре медведей. И за высшую награду – улыбки, радость, восхищение и аплодисменты наших зрителей. Всё это было для меня щедрым подарком и результатом неустанного совершенствования в моей профессии – артист цирка.

Ребята, молодые артисты цирка, спасибо вам за то, что пришли в такую прекрасную профессию – артист цирка! Вы сможете всё!»

Замечательно, что у любимой и дорогой для в циркового сообщества нашего Отечества, Эльвины Михайловны Подчерниковой–Эльворти, её Мечты сбылись и сбываются…

Во имя мечты …

Эта удивительная история родилась вместе с появлением на свет малыша, который полюбил всё, что его окружало: небо с его закатами и восходами, природу с её садами и разнотравьем, цветы во всех их оттенках красок и их разнообразии. Он родился в одном из живописных уголков края, близ Киева, в г. Богуславе, основанного Ярославом Мудрым. Городок утопал в зелени садов, среди чарующего красотой водяных каскадов и порогов, отвесных скал и огромных гранитных валунов, усыпавших зелёные берега реки Рось. А чего стоила уникальная гора Тотоха — место древнего скифского городища.

Возможно, река Рось, льющая свои прозрачные воды и магия окружающей природы родила в подрастающем мальчике желание удивлять своих близких и друзей не только стихами, фокусами, но и умением дружить с животными и птицами. Было такое ощущение, что они тоже разговаривают с Толей, выполняя все его просьбы показать, на что они способны. Кого только не было под его попечительством: это были и голуби, и попугаи, и обезьянка, и коза, и даже медвежонок…

Прошло более 40 лет с тех пор, когда заслуженный артист России Анатолий Николаевич Ляшенко, создал единственный в мире Театр иллюзии. Он, как художественный руководитель с командой своих замечательных артистов-единомышленников создаёт спектакли и поразительные трюки. Магия иллюзии и таланты четвероногих воспитанников-артистов покоряют зрителя, в том числе и многих стран. Сколько испытаний и трудностей выпало на долю Анатолия Николаевича и театра —не сосчитать. Но за этим всегда жила мечта: радовать и создавать мир добра и красоты, мир, где поражают зрителя дерзость и изысканность удивительных трюков и представлений, мир, где у зрителя зарождается желание стать волшебником.

Во внутреннем дворике стоят виварии с самыми разными животными и птицами со всего белого света, а какая-то часть из них была подарены зрителями—нередко с различными травмами.  Но все они, будущие артисты,  были вылечены ветеринаром Театра.

Однажды мастер признался:

«… жить по мечте в творчестве и вообще по жизни — это дело души и сердца всех окружающих меня. C самого раннего детства я мечтал удивлять моё окружение: постоянно дрессировал домашних животных и птиц, придумывал фокусы, к которым со временем стал относиться, как к его Величеству. И магия иллюзионного трюка стала моим призванием и смыслом жизни. Я по — настоящему осознал, что жить творчеством и дарить радость своему окружению – это и есть счастье в моей судьбе. Но самое важное, это то, что мы называем – Долгом. Это всегда вечный долг перед родными и близкими своими, окружавшими тебя любовью, заботой и терпеливо принимавшими все трудности характера своего дорогого человека, независимо ни от каких обстоятельств. Это долг перед своими Учителями, научившими жить мечтой о высокой планке в Искусстве. Это долг перед друзьями, великолепными коллегами-артистами, без которых не был бы создан Театр. Долг перед теми, кто шагает со мной рядом по жизни или кого, увы, уже не будет рядом никогда. В своей последней книге «В Долг…» об этом я попробовал рассказать».

Наконец из маленького помещения, где много лет ютился Театр, после восстановления своими силами на месте сгоревшего кафе, коллектив перебрался в специальное выстроенное здание. Радовала перспектива развития возможностей за счёт расширения   театрального репертуара, а также удобства для размещения в вольерах четвероногих артистов и многое другое. Например, школа подготовки юных иллюзионистов теперь сможет принимать желающих овладеть магией этого древнего поразительно волшебного искусства.

Все 40 лет работы А.Н. Ляшенко жил мечтой
о будущем Театра иллюзии…

Как-то Анатолий Николаевич признался:

«Я очень люблю детей за их неуёмность в стремлении к необычайному, за желание жить фантазией и мечтами. Видимо, поэтому я и создал в Театре детский репертуар иллюзии, где дарят сказки и показывают при этом самые разные чудеса юным зрителям. И дети отвечают нам самыми искренними чувствами радости, восторга и своей любовью. Особенно по душе нашей детворе спектакль-игра «Давайте вместе» с участием зрителей. Здесь вместе с актерами дети, как настоящие волшебники, показывают фокусы, удивляя всех зрителей, а главное, самих себя…».

Анатолий Николаевич, мужественно, не смотря ни на что, продолжал преодолевать испытания не только бытовыми трудностями Театра, но и связанных с уникальным творчеством освоения нового репертуара. Кроме того, с осложнившим теперь его жизнь, букетом болезней.

И всё-таки, бессменный художественный руководитель самоотверженно жил мечтой для своего детища, — мечтой Театра будущего, признавая только испытания вечностью творчества и радостью любимых зрителей.

Дорогой счастливых испытаний

Мир животных – это всегда мир друзей!

н. а. РСФСР В.П. Тихонов

Путь в цирковой дрессуре династии Тихоновых всегда был отмечен большой любовью и уважением к своим четвероногим партнёрам-артистам, где мир животных – это всегда мир друзей. И это один из главных секретов грандиозных по эмоциональной насыщенности и поразительных совместных выступлений тигров, саянских яков, беловежских зубров, бизонов и других четвероногих воспитанников.

В мировом цирковом пространстве по сегодняшний день чтут имя народного артиста РСФСР, Виктора Петровича Тихонова (18.03.1917– 20.03.1991 гг.), вошедшего в анналы великого циркового искусства дрессуры. Это был человек с душой исследователя и тонкого зоопсихолога, позволяющей преодолевать инстинкты агрессии среди животных, как условия их выживания. Его наблюдения, когда во время засухи на водопое могут оказаться рядом тигр, пантера или другие хищники, не нападая друг на друга, — подсказали ему, что дикие животные по творческой воле дрессировщика могут стать партнерами совместных выступлений, радуя и изумляя зрителя «невозможным» фактом сотворчества.

Виктор Петрович достиг замечательных результатов в жанре дрессировки, начиная работать в стиле «мягкой» дрессуры (по В.Л. Дурову). Такой стиль отличался очень добрым и предельно чутким отношением дрессировщика к своим подопечным. При этом немаловажным дополнением было поощрение четвероногих артистов, например, любимым лакомством и др. В мировом цирковом пространстве признаны не только широта и глубина философских размышлений   талантливого дрессировщика в этом уникальном искусстве. Прежде всего, покоряет глубокое новаторское понимание Виктором Петровичем психоэмоциональных особенностей своих питомцев и знания в искусстве и практике дрессуры, обогащающие науку о животном мире.

Дружная команда четвероногих воспитанников-артистов Виктора Петровича Тихонова

К сожалению, так и остались неповторимыми в практике мировой дрессуры партнёрские выступления могучих зубров, уссурийских тигров, яков и многих других воспитанников-артистов в его ярких цирковых представлениях.

С раннего детства, его сын Виталий, а позже и внук Виктор, росли на цирковом манеже, впитав в себя новаторский дух   Виктора Петровича в поиске усовершенствования процесса дрессуры самых разных животных. Это многотрудная работа и серьёзное, сложное искусство, требующее не только находчивости и смелости от дрессировщика, но и многого другого, крайне важного в этой ответственной, но очень интересной работе. По его мнению это прежде всего изучение индивидуальных особенностей подопечных. Не только физиологических, но прежде всего психоэмоциональных, где четвероногие воспитанники всегда остаются друзьями в гармонии взаимоотношений с человеком.

Виктор Петрович всегда считал, что мастерство дрессуры проявляется в том, чтобы показать нашему зрителю возможности четвероногих артистов доходчиво, радостно, оригинально. Восхищённый зритель не предполагает, что за этим стоят новаторский поиск и каждодневная упорная и сложная работа, которая не терпит скидок и компромиссов. Успех и зрелищность выступления требуют неустанного поиска нового. Аттракцион Виктора Петровича Тихонова «Зубры и тигры», впервые показанный в ярославском цирке в 1966 году, и по сей день считается крупнейшим достижением в искусстве дрессировки. В его знаменитом аттракционе теперь выступали семь зубров, шесть тигров, гепард, собаки-боксёры и болонка. Это не только своеобразный подбор исполнителей, но и оригинальность композиции, новизна трюкового репертуара. Это заслуга, как считал он, и режиссёра Г. Перкуна, и художника А. Фальковского, и композитора В. Белинского, много сделавших для рождения этого оригинального произведения для четвероногих артистов. А отзыв известного мастера дрессуры Владимира Дурова, с гордостью рассказавшего об аттракционе «Зубры и тигры» всей стране, свидетельствовал, что это, бесспорно, уникальный вклад в сокровищницу мирового циркового искусства. И вот, наконец, Виктор Петрович получил разрешение на гастроли по городам нашей страны. Более сотни тысяч зрителей имели теперь возможность познакомиться с уникальным представлением. Аттракцион «Зубры и тигры» неизменно пользовался большим успехом. Несказанный восторг и изумление вызывал трюк с зубром, который брал морковку прямо из пасти тигра. Но особенно когда зубры во время представления отца вальсировали, прыгали, легко и грациозно взлетая над барьером. Не случайно в Большой советской энциклопедии о нём рассказано как о дрессировщике-новаторе, внёсшем неоценимый вклад в развитие циркового искусства.

Виталий Петрович неустанно продолжал усовершенствовать представление. Значительно увеличилось количество трюков, в которых зубры и тигры участвовали одновременно. Именно совместная трюковая работа зубров и тигров позволила раскрыть много интереснейших возможностей, заложенных в самом соединении на манеже разнохарактерных и темпераментных партнёров.

Как-то, Виктор Петрович выступал со своим номером «Зубры и тигры» в Волгограде. Афишу о выступлении увидели зоологи, делегаты конференции. Конечно, они усомнились в правдивости рекламы. Каково же было изумление учёных, точнее, шок от увиденного представления! Более тридцати человек пришли в гримёрку к артисту и признались:

«Мы, сражены вами наповал. Как же так, ведь Брем, учёный с мировым именем, писал обратное? А вы вывели на арену исполина зубра, приручили его, да ещё и с тиграми свели!»

Продолжая традиции своего отца, Виталий Викторович и его сын Виктор овладели разными цирковыми жанрами и успешно принимали участие в номерах и аттракционах. Они, также, жили в атмосфере мечты и высоких требований циркового искусства, достойно продолжая семейные традиции дрессуры Виктора Петровича, дрессировщика хищников и диких животных.

Многолетний практический опыт в цирковой дрессуре открывает в этом многотрудном процессе закономерности, которыми даже официальная наука о животных не располагает. Яркий пример тому – полученный семейный опыт и возможности цирковой дрессуры беловежских зубров, саянских яков, американских бизонов и др.

Уникальны и зрелищны аттракционы народного артиста РСФСР Виталия Викторовича Тихонова, радующие особенно юного зрителя выступлениями и  знакомством с талантами более сорока видов четвероногих артистов. Аттракцион «Дикая планета» под руководством его сына Виктора Витальевича Тихонова поражает мастерством дрессуры и подготовленных им номеров с дикими американскими бизонами, никогда прежде не «работавшими» на арене отечественного цирка.

Заветная мечта многих мастеров дрессуры, как и Виктора Петровича, Виталия Викторовича, Вити Тихоновых, что в будущем, бесценный опыт отечественной и мировой цирковой дрессуры будет в полной мере востребован развивающейся наукой о мире животных. Уникальное мастерство дрессировщиков цирковой династии Тихоновых, как и других знаменитых отечественных династий—это многотрудный, но верный путь поиска новых находок в дрессуре, непростых, но счастливых испытаний.

Это путь к мечте, понять возможности своих младших братьев-друзей, воспитанников –артистов, рождающий не только восторг и изумление, но и радость познания у нашего требовательного замечательного зрителя.

Галина Ергазина


комментария 2

  1. Инга

    И ещё, я поддерживаю желание Эльвины Михайловны Подчерниковой-Эльворти:
    «поставить на аллее ушедших цирковых артистов, стелу «Звёздам отечественного цирка»,отдавая дань нашим дорогим ветеранам!»

  2. Инга

    Потрясающий материал! Это просто «Краткая Энциклопедия Цирка»! и не уверена, что назвала правильно «Краткая», потому что так много автором материала поднято информации из жизни всех тружеников и талантливых мастеров этого замечательного Искусства, что охватить в отзыве всех, чтобы никого не обидеть невниманием, просто невозможно! Это фактически уже готовая книга, прекрасная книга, просто настольная — для чтения и понимания этой удивительной профессии — Артисты Цирка! А какие имена! А какие Аттракционы! Потрясённые учёные-зоологи , увидев львов, кормящих морковкой зубров , впадают в шок и ищут поддержки у знаменитого Брема: как же так, это невозможно!? А американские бизоны, которые вполне возможно научатся танцевать! Непостижимо! А сколько великих цирковых династий вырастил наш отечественный Цирк! Героические самоотверженные люди, влюблённые в такую трудную и не без риска профессию, несущую людям во все времена радость и счастье. Слава им всем и вечная благодарность народа! Автору, глубокоуважаемой Галине Ергазиной благодарность за вдохновенный труд и очень большая просьба — оформите этот благодатный материал в книгу, очень хочется иметь её и дарить внукам и друзьям.

Добавить комментарий для Инга Отменить ответ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика