Суббота, 23.11.2024
Журнал Клаузура

Зачем им эти ордена?

Погибшим морякам – подводникам АПЛ «Курск» посвящаю.

Прошло уже 20 лет с тех трагических событий, когда в Баренцевом море на глубине всего лишь 108 метров затонула атомная субмарина «Курск». Это случилось 12 августа. Сто восемнадцать членов экипажа подводной лодки погибли.

Я отчетливо помню те страшные дни. Самое трудное тогда, наверное, для многих из нас, если не для всех, было то, что тянулись минуты, часы, даже сутки, а люди  до последнего надеялись на чудесное спасение подводников из 9 отсека. Но шло томительное время, а моряков почему-то не спасали. Нам говорили сначала, что в море бушует шторм, затем объявляли, что нет соответствующего оборудования. Позже сообщали о неисправном люке, через который можно было  якобы спасти оставшихся в живых членов экипажа.

Кроме всего прочего, ситуация казалась совершенно непонятной для всей страны. Были и такие заявления, что весь экипаж погиб в первые минуты, а то и секунды после серии взрывов. Но записка капитан-лейтенанта Дмитрия Колесникова, из которой якобы необнародовано несколько строчек, говорит четко о том, что 24 подводника оставались в живых, включая его самого. Президент Владимир Путин отдыхал на тот момент в Сочи. Но после такого масштабного ЧП он не соизволил прервать свой, только что начавшийся отпуск. Лишь 22 августа, спустя 10 дней после гибели «Курска», Путин приехал на базу в Ведяево для встречи с родственниками. До этого дня там присутствовала правительственная комиссия во главе с тогдашним вице-премьером Ильей Клебановым. В интернете и сейчас можно при желании найти видео, где в небольшом зале находились жены, матери, дети и родственники моряков. В их глазах была мольба. Некоторые из них падали в обморок от сильнейшего потрясения и отчаяния.

Но оставшихся в живых моряков так и не спасли. Президент  только наградил посмертно 26 августа командира «Курска» капитана первого ранга Геннадия Лячина Золотой Звездой Героя России, а всех остальных погибших моряков орденами Мужества. В интервью американской телекомпании CNN с участием Ларри Кинга Российский президент на вопрос ведущего: «Что случилось с подводной лодкой «Курск» ответил с улыбкой на лице: «Она утонула». Но спустя секунды сделал уже серьезный вид.

Официальная версия  гибели субмарины звучит следующим образом: Утечка компонентов топлива учебной торпеды, а именно, пероксида водорода. В результате чего произошел взрыв, а через 2 минуты пожар в первом отсеке, повлекший в дальнейшем детонацию боевых торпед. В докладе  вице-адмирала Валерия Рязанцева, входившего в правительственную комиссию, звучит такая версия: «Экипаж произвел пополнение  практической торпеды не обезжиренным воздухом высокого давления 11 августа». Исходя из слов адмирала, получается, что экипаж сам виноват в случившейся трагедии. Примерно такого же мнения и создатели художественного фильма «Курск». Господа-товарищи, ну зачем же делать- то дураков из опытных подводников? Глупо это, и кощунственно.

И позвольте тогда задать вопрос, правда кому он конкретно будет адресован, неясно: «Мог ли Владимир Путин наградить экипаж орденами, если бы был абсолютно уверен, что моряки виноваты сами?  Хотя вскоре он отдал приказ уволить со службы 17 офицеров, включая несколько адмиралов, с формулировкой: «За упущение в организации боевой подготовки». Результаты правительственной комиссии на тот период еще не были официально озвучены. Тогда  что же привело к столь печальным и трагическим событиям, если не взрыв «толстой» торпеды?

Начну с того, что за последнее три десятка лет инцидентов, связанных со столкновениями наших подлодок с Американскими, было около 20! Из них 11 случаев, в наших морских полигонах. В свое время и адмирал Владимир Куроедов впервые озвучил информацию о возможном столкновении «Курска». Мне пришлось задавать некоторые вопросы офицерам-подводникам по поводу акустики на современных подлодках. К сожалению, специалисты в этой области зачастую просто не слышат шумов за бортом. Это значит, что столкновения вполне возможны. К тому же для подводного флота нет правил передвижения в глубинном пространстве. Хотя для надводной флотилии, как ни странно, они существуют. По этой проблеме, начиная с начала 1980-ых годов сначала Советский Союз, а затем и Российская Федерация неоднократно обращалась к Американской стороне, как самой крупной державе по количеству подводного флота. Но все запросы, увы, оказывались напрасными.

Я не моряк, и тем более не подводник. Но почему же все-таки взялся за написание этого текста, да еще с  такими подробностями? Есть такой писатель-публицист, журналист, капитан первого ранга запаса Николай Черкашин. Вот его-то книгу:  Унесенные бездной. Гибель «Курска» мне  и пришлось взять за основу. Николай Андреевич, как видно из содержания данного произведения, сам сильно переживал за экипаж подлодки и за всю случившуюся трагедию. В одной из глав он пишет о том, что если «Курск», весом 24000 тонн и Американская субмарина «Мемфис» все же столкнулись, то относительная скорость встречного движения должна была составить  5,5 метров в секунду! Представляете силу и мощь удара.  Тогда, по крайней мере, и подлодка — убийца должна была затонуть. Но этого, почему то не произошло. Возможно, столкновение было не лобовым. При случайном столкновении подлодок, по предположениям Черкашина, произошла разгерметизация практической торпеды, и ранение нескольких членов экипажа. Из курса химии известно, что только при малейшем соприкосновении 70 % перекиси водорода с человеческой кровью возникает взрыв. Кровь выступает в качестве очень действенного катализатора в этом случае.

В том же фильме «Курск» снятом кстати киностудией Люка Бессонна (Не знаю, чей это заказ?) показано, что экипаж не сбросил «толстую» торпеду за борт. Один из членов экипажа докладывал командиру, что растет температура в корпусе торпеды. На что Лячин в фильме говорит буквально следующее: «Сколько минут остается до стрельбы этой торпедой по учебной цели?» Один из моряков ответил, что семь. На что Командир спросил  подчиненного: «Температура в корпусе пока ниже критической? Если так, то пуск запрещаю».

Простите меня, но это просто бред. По инструкции в таких ситуациях экипаж экстренно обязан избавиться от опасного груза на борту. Кто-то говорил, что это лишь художественный фильм, и режиссер, дескать, сам как пожелал, так придумал. Снова извините, но это вам не комедия! На все эти псевдо выводы можно сказать несколько контраргументов. Например, как заявлял контр-адмирал Валерий Алексин, за 20 лет эксплуатации такого типа практических учебных торпед не было ни одного аварийного случая. Хотя считается, что эти торпеды в целом не безопасны, но из-за дальности хода их оставили на вооружении. Кроме всего прочего, для безопасности предусмотрена целая аварийная система, в том числе и  сброса перекиси водорода за борт. Всего в этой торпеде два основных компонента. Это топливо в виде керосина, и окислитель, в виде пергидроля.

Однако, все это версии.  Правду мы, возможно, уже не узнаем. Может нашим детям станет известна вся горькая истина? Кто-то спросит: «А зачем она нам? Зачем ворошить прошлое, подвергая сомнению память о моряках-подводниках?». Да, эти парни ни в чем не виноваты. Но я периодически задаю себе вопрос: «Если столкновение все-таки было, то это возможно бы способствовало началу третьей мировой войны. Этот инцидент решили скрыть, пусть так. Хотя, «Пусть так» звучит дико.  Но 24 подводника были ведь живы! Такое ощущение, что их специально не хотели извлекать из «мертвого» корпуса «Курска» оттягивая спасательную операцию. Да и глубина то  оказалась пустяковая. Если «Курск» поставить на той глубине вертикально, то часть лодки оказалась бы на поверхности воды. Правда видимость в мутной воде составляла всего лишь около трех метров. Но это, по словам спасателей.

В своем последнем интервью еще в должности командующего Северным флотом адмирал Вячеслав Попов сказал так:

«Я всю жизнь посвящу тому, чтобы взглянуть в глаза человеку, кто все это устроил».

Видимо он имел в виду командира чужой подлодки. А может кого-то другого, кто знает. Позже, спустя пять лет, уже бывший командующий заявил одному из корреспондентов, что он знает правду о «Курске», но не пришло время ее рассказать. В интернете есть запись, где адмирал Попов говорит уже о том, что он посмотрел в те глаза. Только что он в них увидел, интересно бы знать.

Александр Умнов

«Курск» потерпел крушение в Баренцевом море 12 августа 2000 года.

Сегодня 20 лет со дня трагедии.


комментариев 18

  1. Вадим И.

    Автор: «…адмирал Вячеслав Попов сказал так:
    «Я всю жизнь посвящу тому, чтобы взглянуть в глаза человеку, кто все это устроил».
    Видимо он имел в виду командира чужой подлодки.»
    — Пользуясь случаем, хочу выразить своё мнение об адмирале Попове, как личности и человеке..
    Я не верю, что он — как опытный бывший подводник — верит в версию — заведомую чушь, имхо — о столкновении «Курска» с иностранной подлодкой. Он — далеко не дурак, иначе не дослужился бы до звания «адмирал» и не стал бы командующим Северным Флотом.
    Так почему он так настойчиво везде твердил и до сих пор твердит, что «Курск» столкнулся с иностранной подлодкой? А потому, что версия о столкновении с иностранной — именно иностранной — подлодкой устраивает верховную российскую власть, а его самого как бы выводит из числа прямых виновных в трагедии с «Курском» и перекладывает вину на потенциального противника, на Америку, зная, что его поддержит значительная часть российских обывателей, для которых все беды России идут если не от Америки, так от евреев точно…
    Но, говоря всюду так, повторяя небылицу, адмирал Попов, сам бывший подводник и, говорят, боевой и опытный, тем самым ПРЕДАЁТ экипаж подлодки «Курск», своих же подводников, взваливая на них вину, что гидроакустики подлодки не «услышали» иностранную подлодку. В ходе учений, на подлодке, готовящейся к проведению торпедных стрельб, такого быть не может, т.к., как правило, по кораблю объявляется «Боевая тревога» и все начеку. Да и американские подлодки на такие глубины стараются не заходить, тем более в районе российских учений: командир иностранной подлодкой что, сумасшедший что ли…
    Посему считаю бывшего адмирала Попова нечестным человеком с мелкой душонкой, способным в своих интересах ПРЕДАТЬ своих сослуживцев-подводников.
    Так же считаю его прямым виновником трагедии с «Курском» и надеюсь, что он когда-то ответит за это по суду.
    Рад буду, если моё мнение дойдёт до него…

  2. Вадим И.

    Автор: «»»В своем последнем интервью еще в должности командующего Северным флотом адмирал Вячеслав Попов сказал так:
    «Я всю жизнь посвящу тому, чтобы взглянуть в глаза человеку, кто все это устроил». […]
    В интернете есть запись, где адмирал Попов говорит уже о том, что он посмотрел в те глаза. «»»
    — Для этого ему не надо было столько лет искать это лицо — достаточно было подойти к зеркалу и взглянуть в него…
    Им, как командующим Северным Флотом, при подготовке и проведении учений, в котором погибла подлодка «Курск» вместе со всем экипажем, было совершено столько ошибок, как военного, так и чисто человеческого характера, что глядеть ему и глядеть на себя до тех пор, пока он во всеуслышание не повинится перед Богом и Россией вместе с президентом Путиным за гибель 118 подводников…

  3. Вадим И.

    По моему, награды погибшим подводникам «Курска» — им не нужны, они уже тлен. Награды дают родным и близким, как своеобразный откуп российской власти за отвратительные условия жизни и службы подводников в этой стране…

  4. Дмитрий

    К подводному крейсеру подошли два, повторяю два, мощных корабля: Петр Великий и ещё БПЛК. Своими бушпритами, то бишь корабельными цепями с якорями они могли лодку поднять стоймя. Её длина была больше глубины, на которой она лежала. А теперь думайте дальше…

  5. гелена

    ордена для близких , думаю им это важно .

  6. Юрий Павлович Гулин

    Жаль ли мне моряков «Курска»? Безумно! Как безумно жаль Александра Матросова и героев Панфиловцев, как безумно жаль бойцов-десантников 6-й роты, как безумно жаль любого патриота, павшего за Родину. «Курск» находился в боевом походе, а, значит, гибель лодки мы вправе списать на боевые потери! Поэтому речи о наградах и идти не может — всё по заслугам! Главное, что должен уметь любой военный, тем более офицер, — это всегда быть готовым умереть за Родину! Моряки «Курска» выполнили свой долг до конца. Вечная слава героям!

  7. Галина

    каждый день ждали: вот сегодня спасут, завтра и так 10 дней. А как они ждали и надеялись. Норвежцы предлагали помощь. Царствие им небесное.

  8. Ольга

    Гарнизон пос. ВИДЯЕВО. Был такой подводник Федор Видяев, а не Ведяев.
    20 лет назад очень тяжело было все это воспринимать, в детстве с родителями жила в Видяево, мой отец был командиром подлодки. То, к чему привело флот правление Ельцина, позор для страны. Гордость вызывают все члены экипажа, их жены! Обидно, стыдно, что они служили и жили в таких условиях.

  9. nadfed19

    Награды нужны не мертвым, процесс награждения нужен живым, чтобы знали «что их, якобы, не забудут». 180 красавцев …… ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ….

    • Александр

      Извините, опечатка просто

    • Александр

      Извините, опечатка.

  10. Александр Сидоров

    Государство нам правду не скажет! Что было на самом деле!?………Родным и близким……………………

  11. Анатолий

    Я не моряк, и тем более не подводник. Но почему же все-таки взялся за написание этого текста, да еще с такими подробностями? Лучше бы не брался! Собрал всё в кучу, а рационального ничего и не изрёк!

    • Александр

      А что для вас рационально? То , что загубили напрасно 118 человеческих жизней, по чье-то сверх-наглости и не сделали выводов? Кто-то сделал, но в чью пользу?

  12. слотина людмила алексеевна

    Вечная память героям-подводникам, погибшим при роковых обстоятельствах.

  13. Алексей Курганов

    Да, трагедия. Только для кого трагедия-то? Для родных и близких.

  14. Кирилл

    В.В.П. несёт ответ перед Богом и людьми

    • Александр Сидоров

      Вы так легко об этом говорите! Дело не в этом! Когда Вас коснётся -локти кусать будете!!!!!

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика