Вы здесь: Главная /
НОВОСТИ /
Первый в мире монумент «Фронтовой кинооператор» (1941-1945). Репортаж об открытии
Первый в мире монумент «Фронтовой кинооператор» (1941-1945). Репортаж об открытии
08.09.2020
/
Редакция
В 75-летний юбилей Победы советского народа в Великой Отечественной войне, в подмосковном городе Красногорске установлен первый в стране и мире памятник-монумент «Фронтовой кинооператор». Торжественное открытие произошло 4 сентября 2020 г., в сквере Яблоневой аллеи города, рядом с Волоколамским шоссе, где в 1941 году 4-ой ротой панфиловцев было сорвано и остановлено вражеское наступление на Москву.
За основу скульптурного образа был взят реальный человек — фронтовой оператор, капитан Владимир Сущинский, погибший в Польше от разрыва немецкого снаряда. Камера зафиксировала последними кадрами момент его гибели. Он и его коллеги жертвовали жизнью, чтобы сохранить для потомков живую историю жестокой беспощадной правды о Великой Отечественной войне.
У монумента был выставлен почётный караул 154-го отдельного комендантского Преображенского полка. В церемонии открытия монумента принимал участие Военный образцовый оркестр почётного караула под управлением подполковника П.А. Гермеца. Под звуки музыки и песен военного времени юно-армейцы встречали почётных гостей и приглашённых официальных лиц. Барабанной дробью сопровождалась церемония открытия торжества, запечатленного операторами из ООО «Кинохроника» г. Москвы и из г.Новосибирска. Родственники возложили цветы рядом с привезёнными с собой портретами фронтовых кино- фото- корреспондентов хроники.
Выступили: помощник Президента РФ, председатель Рос. военно-исторического общества — В.Р. Мединский; Трижды лауреат Госпремии премии и лауреат премии «Оскар», председатель Союза кинематографии РФ — Н.С. Михалков; глава городского округа г.Красногорск — Э.А. Хаймурзина; директор Рос. государственного архива кинофотодокументов (РГАКФД) — Н.А. Калантарова.
Владимир Ростиславович рассказал, как в 2016 году Союз кинематографистов РФ при поддержке Общественного движения «Бессмертный полк России», выдвинул инициативу увековечивания памяти фронтовых кинооператоров. Инициатива была поддержана РГАКФД, администрацией г. Красногорск и Рос.военно-историческим обществом. Открытие мемориала вошло в общероссийские мероприятия Года Памяти и Славы.
В Великую Отечественную войну, за 1418 дней Великой Отечественной войны от Баренцева моря до Черного, снимали боевые действия не менее 300 фронтовых кино-операторов и спец-фотокорреспондентов хроники. В боях погиб каждый пятый. Почти все оставшиеся в живых были ранены или контужены.
Никита Сергеевич отметил, что вклад военных кинооператоров и фотокорреспонденты в Победу над врагом огромен. Это были запечатлённые дни и ночи войны, обороны и наступления, передний край и партизанский тыл, оставленные и вновь взятые города, освобожденные столицы Европы, поля сражений и фронтовые дороги. Если бы военные корреспонденты не были бы свидетелями и непосредственными участниками нашего отступления на восток страны, самой первой победы под Москвой, обстановки на Волге, и, переломного 1943 года, страна и весь мир в полной мере не смогли бы понять какой ценой досталась нам Победа. Святая Память о фронтовых корреспондентах кинофотохроники омыта кровью дорог к Победе.
Эльмира Абдулбариевна сообщила, что способствовали воплотить идею в жизнь представители Московского клуба документального кино им. В. Микоши— Ирина Гращенкова и Эмилия Космачевская, директор РГАКФД Наталия Калантарова и Радий Хабиров, тогдашний глава городского округа г. Красногорск.
Наталья Александровна сообщила, что в Государственном архиве кинофотодокументов Российской Федерации в г.Красногорске на вечном хранении уже 75 лет находятся негативы, которые спец-корреспонденты хроники прямо с передовой доставляли любыми путями в редакции своих газет. На этих документах сохранились царапины, метки, идентификационная информация фирм-изготовителей фотоматериалов – на них, в буквальном смысле слова, время оставило свой след.
Идею монумента реализовали — художник-монументалист Мария Татевян, Олег Калинин, скульпторы Станислава и Андрей Смоляниновы, архитектор Яна Браговская.
Была объявлена минута молчания и военнослужащие Взвода почётного караула опустили винтовки. Торжественная церемония открытия монумента «Фронтовому кинооператору под мужественный и трепетный марш «Прощание славянки» (композитор В. Агапкин) была завершена.
Великая Отечественная война охватила судьбы миллионов людей от Северного Ледовитого океана да Кавказа, от Берлина до Волги, а объективы кино- и фотоаппаратов день за днем составляли летопись этих грозных, тяжелых лет. Среди тех, кто остановил время во имя Победы и мира был и фронтовой оператор, капитан Владимир Сущевский.
Оператор, капитан Владимир Сущинский (1912—1945):
«…мой долг — это кинорепортаж из земного ада, чтобы острые моменты боя превращать в произведения искусства, призывающих не допускать трагедии воин…»
22 февраля 1945 года советские войска вели наступление в районе Железной дамбы на подступах к г. Бреслау—«Железных ворот к Берлину». Когда началась артподготовка, заговорили орудия, снаряды гвардейских минометов прочертили огневые трассы. В. Сущинский стал искать точку, откуда бы открывался широкий обзор места боя. Он снял перебегающих через насыпь наших пулеметчиков, разрыв вражеского снаряда. И тут один из осколков резанул Владимира в голову. Но он продолжал снимать… В отснятой им хронике — «Фронтовой оператор», есть момент, когда останавливается кадр с изображением боя, а дальше изображение пропадает и идёт чёрная плёнка. Теряя сознание, Володя повторял: «Камеру, камеру сохраните!». Это был момент его гибели. В.А. Сушинский перезахоронен на кладбище «Куле». Могилу Владимиру Александровичу в этом году открыли местные краеведы, которые привели её в порядок, а общественность Ченстоховы рассматривает вопрос об установлении памятной таблицы.
В Московском Доме кино имя Владимира Александровича Сущинского на мраморной доске Памяти среди других имён павших кинематографистов, а также на доске памяти студентам, преподавателям и работникам ВГИКа — «Павшим за Родину вечная слава!» (установлена Союзом кинематографистов СССР в 1966 году).
В Республиканском краеведческом музее г. Саранска хранится обширный архив документов, переданных туда его младшей сестрой Калерией. По словам, директора музея Н.А. Левушкиной и преподавателя истории М.Н. Баркиной, в музее при лицее № 43 хранится домашний архив Сущинских. Володя родился и вырос в г. Саранске в семье, где мама была учительницей, а отец ветеринарным врачом. По свидетельствам ровесников Володи, ещё в раннем детстве он увлёкся фотоделом. Кроме того, он коллекционировал афиши кинолент, открытки с кадрами из художественных фильмов и изображением артистов. Он отличался не только разносторонней эрудированностью, весёлым характером, прекрасно играл на пианино, много читал, катался на коньках, но и обладал завидной коммуникабельностью, легко находил общий язык с любым человеком. С помощью дядей-механиков сам изготовил проекционный фонарик, и, потушив свет в комнате, показывал соседской детворе собственные нарезки кадров из кинолент, на словах поясняя сюжет.
В 1945 году закончил ВГИК и стал оператором. Был призван на фронт оператором с сентября 1941г., затем во фронтовых киногруппах Волховского, Ленинградского, 4-го и 1-го Украинских фронтов.
В воспоминаниях боевых товарищей Володи, которые поражались, как он умудрялся снимать разрывы крупнокалиберных снарядов наших пушек на расстоянии 150 – 200 метров от себя, осталось: «Он всегда снимал войну в упор!». Снятые им кадры вошли в выпуски киножурналов, спец. выпуски и документальные фильмы. Это был мастер боевого репортажа, художник-публицист. Снимая боевые операции, много внимания уделял героям боёв и фронтовому быту, его спец. выпуски вошли в документальный фильм «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой», который стал лауреатом в номинации «Лучший документальный фильм». Для нашей страны это был первый «Оскар» за суровую правду Великой Отечественной войны, за подвиг кино- фото- корреспондентов хроники, тех, кто остановил время, повествуя о жестоких испытаний нашего народа. Даже эти осколки правды огромной беды всего человечества, ребята беззаветно несли в будущее как документ, за которым были слёзы и боль матерей нашей планеты Земля, застывших от горя потери близких. Это как проклятье идеологам нацизма, посягнувших на право высокого духа и творческого гения каждого человека, всего человечества. Об этом свидетельствует и фильмография оператора Владимира Сушинского: День войны(1942);За Родину( 1943); Битва за Севастополь (1944); Лепетихская трагедия (1944), Победа за Вислой (1945);В Верхней Силезии(1945); Фронтовой оператор( монтаж (1946).
Владимир Александрович был награжден (посмертно) Сталинской премией второй степени за фронтовые киносъёмки, орденом Красного Знамени, орденом Отечественной войны I степени (посмертно), медалью «За отвагу», медалью «За оборону Ленинграда». Школьники знакомятся с фронтовыми дорогами легендарного Владимира Александровича Сущинского и летописью Великой Отечественной войны, принимая участие в «Диктанте Победы», который проходит уже в 75 странах мира.
Руководитель проекта монумента «Фронтовой кинооператор» Мария Тативян считает и верит, что:
«… мы обязаны сохранить для истории тех, кто навечно остался за кадром, всю их исторически подлинную атрибутику. В этом — дань документальной правды тем, чьи кинодокументы не могут лгать. Моя идея — сделать так, чтобы люди могли посмотреть на окружающий мир через объектив кинокамеры и таким образом причаститься к нашей великой истории».
В прошествии времени становится понятно, что фото и кинохроника времён Великой Отечественной войны – явление уникальное.
Это был самоотверженный долг перед Родиной и перед святой Памятью сражающихся за будущее мирное небо над Отечеством. А если требовала боевая обстановка, операторы и фотографы с оружием в руках становились плечом к плечу с солдатами. Многие из них с блокнотами и фотокамерами в руках заплатили своими жизнями за то, чтобы знамя нашей Победы поднялось над поверженным врагом.
Об этом говорил и фильм Минобороны США ООН в 1943 г., который показал, как сражаются солдаты Украинских, Белорусских фронтов СССР за будущее своей Родины и, что весь мир будет благодарен Советскому Союзу за Победу над фашистской Германией. Помощь с открытием Второго фронта странами антигитлеровской коалиции пришла только 6 июня 1944г., до Дня Победы 9 мая 1945г.оставалось уже недолго.
И сегодня, со слезами на глазах, мы чтим святую память о военных кинооператорах, которые ценой жизни несли суровую правду о фронтовых дорогах к Победе. Память о них, остановивших время, запечатлён в скульптурном образе фронтового оператора, капитана Владимира Александровича Сущинского, — и стоит монумент на Волоколамском шоссе как символ Победы. Победы, начавшейся с битвы под Москвой зимой 1941г., и покончившей с врагом, его уродливой идеологией нацизма желающей превратить народы Мира в рабов, безоговорочной его капитуляцией в Берлине весной 1945г.
Вторая мировая война — это один из главных моментов истории XX века. Документальное свидетельство героической борьбы и великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 г г. помогает в создании достоверности в новых художественных фильмах о трагедии второй Мировой войны.
По теме:
1 комментарий
Александр Зиновьев
12.09.2020Как-то неожиданно странно, что не поставили раньше, а тянули с этим 75 лет!
Кому уж и было бы ставить, так это журналистам на войне, на ВОВ!