Вторник, 23.04.2024
Журнал Клаузура

Своя мелодия…

Когда крупнейшее издательство выпускает в свет книгу литератора, живущего вдалеке от столичного писательского бомонда, это, в большинстве своем, явление исключительное, свидетельствующее, как о таланте писателя, так и о надежде издательства на коммерческий успех. А успех обычно базируется, кроме всего прочего, на оригинальности текста, увлекательности повествования и умении автора привлечь читательское внимание к своему произведению. Всё это в полной мере относится к новой книге рассказов Елены Хейфец «На краю зимы», где зима – не только время года, но и состояние души, свойство жизненного пространства. Читая книгу, начинаешь понимать обоснованность выбора издательства, ибо в рассказах ощущается стиль автора, его наблюдательная любовь к людям и их братьям меньшим, умение оценить главное и поведать о нем так, чтобы и читатели тоже смогли насладиться историей, посочувствовать героям, их переживаниям и приключениям в том пространстве, где «на краю зимы» жизнь продолжает быть бескрайней.

О жизни и её неповторимости, о любви, которая у всех имеет свою, не похожую на других мелодию, Елена Хейфец пишет во всех рассказах, даже в тех, в которых случившаяся с героями трагедия закрывает тучами горизонт повседневности. Пишет трогательно,  проникновенно и доверительно. Особенно это ощутимо в рассказе «Любовь – слово женского рода», где точно подмечено, что свою мелодию имеет не только любовь, но и судьба каждого из нас, все наши счастья и несчастья. В этой истории разлученные страшной войной и волей так и не ставшей тещей матерью героини два любящих человека, пронесших свое чувство через разлуку, которая длилась не одно и не два десятилетия, наконец, встречаются. Израненный, но выживший и проживший все годы в одиночестве Митя, и так и не вышедшая замуж, хранящая в себе память любви Люба. И так это трогательно, и грустно, и радостно, что понимаешь – придумать это невозможно, так может распорядиться только сама жизнь. А писатель свой талант реализует, поняв эту жизнь и сумев рассказать  так, без слёз читать трудно.

…Подъехали ко двору. Пират отчаянно залаял. Вышла Люба радостная, что дочь приехала. Руки все в вишне, ягоду чистила на варенье… А сама лёгкая какая-то, молодая, в белом переднике. Вышла и застыла. Замерла, не верила случившемуся. Из машины вышел седой мужчина с букетом ромашек в левой руке, весь в орденах. Это был её Митя, которого она так долго ждала. Закрыла вишнёвыми руками лицо и зарыдала:

– Вернулся! Вернулся! Я знала, что ты вернёшься, Митенька!

Обнялись. И были эти чувства вечными и прекрасными, как журавлиный клин над селом, как яблоневый цвет, бескрайнее небо, неумирающее слово «любовь» или ночь, что похожа на вздох скрипки.

Елена Хейфец

О любви в книге говорится много, хотя, сразу отмечу, что это – не пресловутая «женская проза». Это проза поэта (ведь Елена  Хейфец – известный поэт, автор нескольких поэтических сборников), что ощущается в образности повествования, в пристальном внимании к деталям, в парадоксальности переклички целого и частного, в умелой смене ритма рассказов, хотя, в целом, все они написаны динамично и эмоционально. И во всех рассказах, даже самых трагичных, когда речь идёт о жизни и смерти, о детской жестокости, которая переродилась в беспощадность профессионального киллера, или о трясине наркотического дурмана, везде находится место для проявления любви. Это может быть воистину слепая материнская любовь, пытающаяся спасти сына от наркотической деградации, или оправдать его дезертирство с поля боя, а может — безграничная любовь и преданность собаки к бросившим её хозяевам. Именно любовь, а как иначе назвать чувство, с которым пёс три недели сидел на дороге и ждал хозяев, не мог поверить, что его бросили. Ловил полевых мышей и ждал. И, всё-таки, дождался. И в своей душе, вероятно, простил предательство тех, кому верил беззаветно. О любви и прощении интересно рассуждают герои рассказа «Формула любви», в котором проводится, якобы, импровизированный опрос на тему, что такое любовь.

«…Продолжите, пожалуйста, фразу «Любовь — это…»

Любовь — это вирус, разрушающий организм. Человек просто болеет и не может вылечиться…

Любовь — это рабство. Подчинение одного человека другому…

Любовь — это, когда нечем дышать, если ОН не рядом…

Любовь — это цветок, который надо поливать, окучивать и истреблять сорняки…

Олег, открыв дверь, пропустил Майку вперёд, задержался и, обернувшись, произнес: «Любовь — это, когда ты всё можешь простить! Понимаешь? В-С-Ё!!!»

Наверное, это действительно самое важное в любви и в жизни – уметь прощать (любимому человеку – всё). Научиться этому трудно, быть может, невозможно. Но именно этому учит мировая литература на протяжении всей истории. Елена Хейфец эту традицию продолжает. Мотив прощения слышится, практически, в каждом рассказе. Хотя, вряд ли достоин прощения киллер, ожидающий исполнения приговора в камере смертников. Его история превращения жестокого мальчика в беспощадного и равнодушного убийцу изложена намеренно спокойным, будничным тоном, за которым скрыт ужас происходящего.

«Было ли Игорю страшно человека убивать? Наверное, нет… Ему вспомнился щенок, которого утопил в детстве. Он каждый раз вспоминал его, когда убивал. Игорь не меняет своих решений. И никого не жалеет. Жалость – удел слабых. Ровно выполнял он все последующие заказы. Девять человек — девять уродов».

Никого не жалеет. Это, вероятно, ключевая фраза. Кроме себя, разумеется. Себя он, как раз, жалеет, сострадает, мучается в бессильной злобе. Но не чувствуется раскаяния в его переживаниях, он оправдывает себя по формуле «не мы плохие, жизнь такая». Должно ли быть прощение в этом случае? Ответа в книге нет.

Понять друг друга и простить – вот в чем надежда. Поскольку «быть или не быть»
страшит, как прежде. Они живут не так, как мы – они другие. Из ночи в ночь, во тьму из тьмы, благие деянья неизвестны им, и, всё же, терпеньем, мужеством своим 
спаси их, Боже.

Раскаяние проявляют герои двух других рассказов. В одном из них случайные квартиранты похищают у приютившего их хозяина дома ценную икону, но через полгода возвращают её, переслав по почте. А во втором перекупщики военных наград дешево покупают орден у старика-ветерана, вынужденного от нищеты вынести на продажу самое дорогое, что у него есть. Старик оказывается похожим на деда одного из торгашей, и что-то происходит с этим, казалось бы, чёрствым, равнодушным, жадным молодым человеком. Он выкупает орден у главаря и бежит догонять деда, чтобы вернуть награду.

«Тарас бежал по улице, выискивая старика, но его нигде не было. Двинулся к остановке, сжимая в руках коробочку с орденом. Наконец-то. Вот он — сидит на скамейке,  троллейбуса ждёт. До чего же на самом деле на деда похож! Со спины особенно. Или это все старики со временем становятся одинаковыми? Сутулый, ботинки стоптанные, спина от дождя мокрая. Такая беззащитность во всем… Эх, не обнять ему уже своего деда никогда! Как-то в горле вдруг запершило. Подъехал троллейбус. Когда Тарас подсаживал старика на высокую ступеньку, то незаметно сунул ему в карман  коробочку. И тепло вдруг стало где-то внутри, в самой серединочке. Что, интересно, там находится в этом месте? Может быть душа»?

Душа… Где она на самом деле? Наверное, там, где сердце. И, хоть без души жить наверняка проще, с душой – лучше. Потому что без неё невозможны ни счастье, ни любовь. В одном из рассказов Елены Хейфец есть самая главная для понимания её мировоззрения фраза:

«Смысл жизни в том, чтобы хоть одного человека сделать счастливым»!

Это – очень важно и «на краю зимы», и в разгар благодатного лета, в любое время так быстро проходящей жизни. Это – заглавная нота в «своей мелодии», которая должна звучать в каждой судьбе, но, увы, слышна не всегда. В книге Елены Хейфец она звучит ясно и убедительно.

Давай не думать о плохом, страницы дней листая. пусть даже, словно птица, в дом влетает весть лихая. И день пройдёт, и ночь пройдёт, и вместо утешенья судьбы продолжится полёт сквозь память и прощенье.

Владимир Спектор

Елена Хейфец «На краю зимы» издательство

ЭКСМО, Москва, 2020 год,  200 стр.

ISBN 9788-966-525-860-5


комментариев 7

  1. t-ostr

    «На краю зимы» — замечательный сборник рассказов. Читается очень легко, на одном дыхании. Интересные, неординарные сюжетные линии держат внимание до конца повествования. Написано очень образным, сочным слогом. А главное — рассказы заставляют сопереживать героям, заставляют задуматься над настоящими человеческими ценностями. Желаю автору творческого полета, а читателям — новых встреч с произведениями Елены Хейфец.

  2. Галина Плющева

    Елене Хейфец одинаково хорошо удаются и стихи, и светлая, добрая проза. Прекрасный стиль изложения, язык и образы, которыми виртуозно владеет автор. Сборник рассказов был прочитан мною на одном дыхании. Герои оказываются в разных жизненных ситуациях, ими владеют различные по природе чувства и эмоции, но все они имеют право на свое место в жизни человека. Человек ищет свою формулу любви и как же он счастлив, когда находит. Страшная тема войны и место человека в ней — еще одна тема. От рассказа «Серый ежик», написанного от имени матери наркомана, так щемит сердце и в нем столько нежной и безграничной любви матери к непутевому сыну. А рассказы, посвященные собакам Арго и Найде, говорят о том, что автор любит и хорошо знает и понимает этих преданных животных.
    Читайте и вы не будете разочарованы.

  3. Галина Плющева

    С большим удовольствием читаю все, что выходит из-под пера Елены Хейфец, которая пишет не только прекрасные стихи, но и светлую, добрую прозу. Мне нравится стиль изложения, язык и образы, которыми виртуозно владеет автор. Этот сборник не стал исключением, прочитала на одном дыхании. Разные герои и жизненные ситуации, но объединяет их одно — чувства и эмоции, такие разные по природе, но имеющие право на свое место в жизни человека. Сборник рассказов получил название «На краю зимы» — каждый человек когда-то задумывается о своей жизни и мудрость подсказывает ему путь, по которому следует идти. Темы рассказов тоже разные — от формулы любви, которая для каждого своя, и хорошо, если вы ее найдете, до страшной темы войны и месте человека в ней. Не обошла автор и тему наркотиков, но рассказ «Серый ежик», написанный от имени матери наркомана, так щемит душу и в то же время насквозь пропитан нежной и безграничной любовью матери к непутевому сыну. Рассказы, посвященные собакам Арго и Найде, выдают в авторе любителя и хорошего знатока этих преданных животных.
    Очень рекомендую эту книгу к прочтению, вы не будете разочарованы!

  4. Александр Зиновьев

    По нынешним временам, когда 10 штук книг, изданных на деньги писателя — это УЖЕ ТИРАЖ, и удивление тому, что человека издалека напечатали и… радостно, что такое СЛУЧАЕТСЯ! Мои поздравления Елене и буду искать возможности купить книгу для РУК. В вот со мной ну никак не случается, а жаль. Вот что о моей книге написал писатель А.И. Карцев: Нужные книги

    Если, путь пpоpубая отцовским мечом,
    Ты солеёные слезы на ус намотал,
    Если в жаpком бою испытал, что почём,-
    Значит, нужные книги ты в детстве читал!
    В.С. Высоцкий

    На одной из творческих встреч, мои читателями попросили меня назвать пять книг, которые больше всего повлияли на мой выбор профессии. На мою судьбу. И чему они меня научили?
    Среди моих самых любимых пяти книг, которые я тогда назвал, не оказалось сборника Александра Васильевича Зиновьева «Первое поле». По одной простой причине, что написана эта книга была гораздо позднее, чем я сделал свой главный выбор в профессии и в судьбе. Но если бы я прочитал её раньше, возможно, жизнь моя сложилась бы совершенно иначе.
    Потому что с первых же страниц книги я, словно в омут, погрузился в историю двух московских старшеклассников, которые после окончания восьмого класса отправились в геологическую экспедицию в Якутию. Погрузился в их приключения, суровый быт и тяжёлый труд геологов. Главному герою повести пришлось многому научиться и многое узнать, встретить свою первую любовь и стать настоящим мужчиной.
    Не трудно догадаться, что книга эта автобиографическая. И зная, кем со временем стал сам автор, понимаешь, что именно в таких экспедициях и в таких суровых испытаниях ковался его железный характер, его сила воли и постоянное стремление сделать окружающий нас мир хотя бы чуточку лучше.
    Очень трогательные рассказы (в том числе, об Умке, который всю свою жизнь был настоящим другом), замечательные стихи. Но что поразило больше всего – это удивительно богатый и красивый русский язык. И то, что книга, по сути – настоящий памятник эпохи. С мелкими деталями московского быта, с рассказом о том, как школьники пробираются по чердакам на Красную площадь, чтобы своими глазами увидеть Юрия Гагарина. С той добротой человеческих отношений и с ностальгией о великой стране, которую мы потеряли. Но главное в книге все же не это. А необычная многослойность сборника, которая заставляет о многом задуматься.
    О том, как важны такие книги для нашей нынешней молодёжи. О том, как важно такое первое поле для каждого из нас. О том, что без привычки к труду, привитой с самого раннего детства, пройти через все эти испытания просто невозможно.
    И о том, что эта книга — наказ каждому из нас, что нам предстоит сделать ещё очень многое для того, чтобы удалить сорняки, засеять наше первое поле хорошими семенами, которые дадут добрые всходы. Ведь первое поле, о котором на самом деле рассказывает в своей книге замечательный русский писатель, талантливый инженер, геолог и режиссёр, настоящий воин и гражданин Александр Васильевич Зиновьев — это не прошлое, это настоящее и будущее нашей России. Для процветания которой мы должны сделать ещё очень многое.
    А для этого очень важно читать нужные книги. Такие, как «Первое поле» Александра Васильевича Зиновьева.

    Александр Карцев, член Союза писателей России, ветеран войны в Афганистане, http://kartsev.eu

  5. Инга

    Спасибо за вдохновенную рецензию на книгу Елены Хейфец «На краю зимы», с удовольствием воспользуюсь возможностью приобщиться к чтению.

    • Елена

      Мне показался странным прилепленный к рецензии на мою книгу,отзыв А Карцева о другом писателе. К чему он здесь? Я была бы рада,если,уважаемый Александр Зиновьев, Вы прочли мою книгу и поговорили о ней! Найти её можно на сайтах ЛитРес.

  6. Елена

    Большое спасибо»Клаузуре» за публикацию рецензии Владимира Спектора. Мою книгу» На краю зимы» можно найти на сайтах ЛитРеса. С радостью и нетерпеньем жду новых читателей! С наилучшими пожеланиями журналу, Елена Хейфец

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика