Новое
- Николай Новиков — просветитель, публицист, издатель (1744-1818)
- Искусство благотворительности: Всероссийский Съезд объединит культурную элиту и меценатов в Храме Христа Спасителя
- Четыре страны в одной биографии
- В это невозможно поверить
- Философский взгляд на лингвистику
- Александр Балтин. «Вольтовы дуги жизни». Рассказ
Невежество как инструмент проверки художественного смысла картин Куинджи
14.12.2020
Уважаемый читатель!
Я являюсь самодеятельным искусствоведом. У меня нет официального искусствоведческого образования. Только самообразование, руководствовавшееся только логикой. Оно проходило в советское время, при всевластии идеологических догм, чему логика естественно противилась. И ей помог случай. Наверно, в порядке инерции хрущёвской оттепели в 1965 году была опубликована «Психология искусства» Выготского, им написанная в 1925 году, но до смерти не публиковавшаяся. Тоталитаризм прошлёпал, её опубликовав. Она способна сделать искусствоведа аполитичным и внеморальным. Впрочем, искусствоведы успели хорошо подиспортиться к этому времени, и я до сих пор (даже и после краха тоталитаризма) не знаю из них ни одного, кто б использовал практически теорию художественности по Выготскому.
Недалёкое следствие из неё состоит в том, что художественным можно считать только то произведение искусства (обязательно неприкладного), которое содержит следы подсознательного идеала автора, которым автор был вдохновлён при его создании. Следы эти – странность некоторых деталей бо`льшая, чем обычный уровень экстраординарности деталей (без чего нет эстетического) во время, когда вещь создавалась.
В случае с Куинджи этой бо`льшей странностью являлся исключительный свет-цвет, приводивший зрителей в оцепенение.
«Иван Крамской писал… наслаждение… фантастическим светом» (Источник).
Репин:
«Орловский недосыпал, недоедал, как на огне горел, не мог понять, чем Куинджи достигает такой иллюзии света и такого общего тона картины, чем он так могущественно завладевает целою толпою зрителей и заставляет ее самозабвенно неметь от восторга перед его картинами… Иллюзия света была его богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи… из каких красок составлен этот свет: кажется, и красок нет. Просто дьявольщина какая-то!.. Отходить не хочется: все чего-то ждешь. Черт возьми, наваждение какое-то втягивает…»
artdosug.ru/archives/9585
Кандидатом в подсознательный идеал Куинджи по логике годится ницшеанство. Точнее – принципиально недостижимое метафизическое иномирие как антитеза потерявшему всяческий авторитет к концу XIX века христианскому тому свету Царства Божиего на небе с бесплотными душами прощённых. – Так мне велит писать моё эстетическое самообразование, развившееся свободно.
Как это можно проверить?
Вскоре после создания приведённой выше картины Куинджи стал затворником:
«…с 1882 года, и до самой своей смерти Куинджи ни одной картины уже не выставляет. Мало того: до 900-х годов он даже никому из близких, кроме жены, не показывает своих работ…»
kuinji.ru/gody_molchanija/
Чем это можно объяснить? Что если ощущением в глубине своей души упомянутого ницшеанства и его полной противоположности всему на свете? Или можно помыслить противоположное? – Ему пришлось самому породить то в живописи, что называется русским религиозным возрождением.
Для второго надо предположить, что Куинджи был религиозным, и что его не устраивало бедственное, не интимное, засушенное и формально-господствующее положение в России церкви и православия (из-за чего указанное возрождение и появилось).
«В конце жизни часть денег оставил на церковную школу» (Источник). Большой благотворительностью занимался. – Так Чехов тоже был большой благотворитель. Это не помешало ему в творчестве быть ницшеанцем.
Предположить повышенную религиозность Куинджи трудно из-за двух передёргов на сайте «Русская народная линия» (передёрги не от хорошей жизни делают). Там вместо фактов приверженности художника религии выдумано, что есть «слова великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского, который в одном из своих выпусков «Дневника» назвал картины Архипа Куинджи «застывшей молитвой»» (Источник).
Я просмотрел все выпуски «Дневника писателя» нигде Find-ом не на нашлось буквосочетания «застывш». И только в одном месте Find нашёл «Куинджи», так там речь шла о самой первой картине художника, принятой на выставку.
А если даже и есть где у Достоевского словосочетание «застывшей молитвой», то слово «застывшей» религии не потрафляет. Скорее ницшеанству.
Второй передёрг такой:
«…слова Ильи Репина, что, де, взирающие на картины Куинджи повергались в молитвенное состояние» (Там же).
На самом деле там так:
«Восторги зрителей переходят в какую-то молитвенную тишину: слышны только вздохи…» (artdosug.ru/archives/9585).
Характеристика тишины, а не переживания парения к Богу.
Но как ни трудно, давайте предположим, что Куинджи вера его подвигла на затворничество, чтоб в живописи сотворить пример русского религиозного возрождения.
Тогда представляется, что моё невежество в таком возрождении может быть использовано для проверки верности такого предположения.
Я ж не знаю, когда это возрождение началось. Значит, чтоб Куинджи им озаботился, надо, чтоб ни одна статья о нём или книга не была издана до 1882 года. Чтоб перед Куинджи была целина, для поднятия которой надо уйти в затвор.
Я собрался было проверять по датам издания книг деятелей этого возрождения, но наткнулся на короткую обобщающую заметку:
«Русская религиозная философия берет свое начало с издания сборника «Вехи» в 1909 году, где был обозначен переход от социально ориентированной мысли к религиозной. Философы рассуждали скорее не о человеке среди других людей, а о бытии и месте личности в нем. Главным стержнем такой философии является не интеллект, а метафизическое чувство, способное удерживать полноту смысла. Русский религиозный мыслитель Семен Франк писал о познании: «На долю активности индивидуальной человеческой душевной жизни приходится лишь стремление к познаванию и усилие познания, самый акт осуществленного познания есть чистый дар, обретаемый личностью извне, – акт приобщения личности к свету, сущему вне ее». Куинджи удалось предвосхитить этот поворот в своем творчестве. Картина «Христос в Гефсиманском саду» способна сообщить больше, чем слова— энергия света приводит нас к событию прикосновения со смыслом»
Чаковская
1 комментарий
Алексей Курганов
16.12.2020Конечно. работа со светом (и цветом). Это одна из основ живописи.