Пятница, 19.04.2024
Журнал Клаузура

Постепенное вхождение христианства в древнюю Русь

С детства нам прививали чувство толерантности к разным религиозным конфекциям, учили, что нельзя оскорблять чувство верующих, говорили, что Иисус это есть любовь. Поэтому странно смотреть, как представители христианства при любом удобном случае пытаются принизить язычество, древнюю славянскую веру, показывая язычников в виде сборища сумасшедших сектантов. Мои слова подтверждаются любой экранизацией древнего исторического сюжета.

С психологической точки зрения это объяснимо — победитель, нарушая устоявшиеся правила жизни, отнявший всё у побежденного, всегда ищет способ себя оправдать и, как правило, это происходит путем уничтожения достоинства побежденного. Такое правило жизни определенного толерантного контингента людей.

В «Аскольдовой летописи», которую «по повелению» князя Аскольда, начали писать «монахи печерские» с 860 г., т.е. в период становления христианства — такого унижения нет и быть не могло. Язычество было доминирующей верой и, несмотря на это, демократично позволяло существование других религий, поэтому в летописи есть только эпизоды прославления христианства, сегодня сказали бы – «не навязчивая» реклама превосходства христианства, это в статье далее будет заметно.

С начало следует отметить, что Греция и Византия были к тому времени уже более 400 лет под христианской верой, славяне были дружны с греками, но иногда наступали раздоры, в виде не больших войн, в основном из-за территории Крыма, которую Византия считала своей северной провинцией. Поэтому князья Руси брали в жены гречанок то царских кровей, то пленницах. Жены всегда были в окружении своих подданных – охраны, поваров и духовного наставника христианства, поэтому дети воспитывались в знании и любви к двум верам. Жены, без сомнения, оказывали влияние и на мужей, разъясняя им превосходство христианства. С тех пор, наверное, и появилась пословица: — «Муж голова, а жена шея».

Итак, хронологически посмотрим, как христианство шаг за шагом, неспешной поступью заходило на землю Руси, что бы сделать ее святой.

«В год 771-й от РХ у князя Воеслава родился Мезислав от гречанки, а в год 782-й от РХ отправился он с матерью в Царьград, в греческую школу, для совместного обучения с детьми цезаря Константина. В год 780-й от РХ умер великий князь Белояр Криворог и стал княжить его сын великий князь Воеслав…

В год 796-й от РХ молодой князь Мезислав был посажен в качестве посла от Воеслава в Царьграде, и был он в великой чести у цезаря Константина и жены его Ирины и установил мир между Русью и Византией.

В год 798-й от РХ родился Гордир, сын Мезислава и внук Воеслава, а матерью его была гречанка Ирина, родственница царицы Ирины, которая выдала племянницу свою замуж за Мезислава (Михаила) в Царьграде в год 797-й от РХ, и он женился на ней после крещения своего, и была в Царьграде их свадьба, очень богатая и великолепная <…>.» (БИ, стр.).

За 182 года до крещения Руси Владимиром: — «В год 807-й от РХ умер великий князь Воеслав, храбрый и сильный князь из рода Кия, и пришел к власти великий князь Мезислав, в крещении Михаил <…>, единственный сын Воеслава и первый христианский князь на Руси <…>.» (БИ, стр.).

Далее христианские события переплетаются с борьбой за Крым, который князья Руси постоянно отвоевывали у Византии. «В год 809-й от РХ посланы от Руси Киевской, от великого князя Мезислава, послы к цезарю Никифору с картами земель русских и описанием обычаев и нравов людей, которые живут в Крыму и около Сурожа <…>. (Ныне город Судак).

В год 810-й от РХ пришел от цезаря Никифора некий грек и послание от Никифора принес, где говорится, что весь Крым — волость Византии, а славянские роды — находники и имеют владения около Сурожа, а плату за проживание не дают цезарю, и это нехорошо, и Мезислав должен дань уплатить и долг восполнить цезарю за многие годы, так решил цезарь Никифор. И разгневался Мезислав и приказал посла арестовать и в тюрьму посадить, а воинам готовиться к походу; и быстро выступили они на Царьград в год 811-й от РХ вместе с ханом болгарским Крумом, и это уже было при цезаре Михаиле Первом <…>.

И пришли болгары, русичи и обры к Царьграду, на Михаила, и было большое сражение, и византийцы от славян претерпели многие несчастья и беды, и едва убежал от них цезарь Михаил, а каган болгарский Крум и великий князь Мезислав, и другие князья от славян и обров получили от Царьграда многие большие дани и вернулись к себе с добром.

В год 826-й от РХ женился Гордимир на гречанке Ирине, красивой пленнице, дочери иерея из честных христиан, и очень полюбил ее Гордимир и через жену свою принял в сердце своем учение Христа и Евангелие <…>. В год 827-й от РХ родила Ирина Гордимирова дочь Анастасию, а в год 828-й от Р Х — дочь Иулианну. В год 829-й от РХ разболелся великий князь Мезислав, и пришли к нему опытные врачи греческие и армянские и волхвы словенские, и передал Мезислав власть и управление Гордимиру, потому что был очень нездоров <…>.

В год 830-й от РХ пошел Гордимир на греков в Амастриду, и вошел в этот город, и увидел христианский храм, который был очень красив, и вошел в этот храм, и увидел иконостас золотой, а в нем лик Божий, и в этот же миг услышал Гордимир некий голос, говорящий ему: «Если вошел в дом Мой, то поклонись и помолись честно о даровании добра роду твоему и трем возлюбленным женщинам твоим, Ирине, Анастасии и Иулианне, и ты есть их муж и отец Андрей, и крестись в этом имени, и добро обретешь в жизни рода твоего < …> ».

И воспринял святое крещение князь Гордимир в день 15-й апреля месяца года 830-го от РХ от святого Георгия Амастридского и нарекся именем Андрей, и так принял князь Гордимир, в народе прозываемый Диром, веру Христову и стал вторым христианским правителем Киевской Руси.

В год 842-й от РХ умер великий князь Мезислав, в крещении нареченный Михаилом, первый христианский князь на Руси, а всех лет его княжения было 35; и власть принял его единственный сын Гордимир, а в крещении Андрей, а у русичей он Гордир, а у варягов Гирдир, у армян и персов Олдир, а у простого народа просто Дир <…>.

В год 842-й от РХ, после кончины Мезислава, пришел от Руси Словенской, от князя Гардмунда, на помощь первый внук Гардмунда Айскалд [Аскольд], или Осклод, очень ладный юноша, с сильной дружиной для служения в охране князя Гордимира, и очень полюбил этого князя Гордимир, потому что Гордир — друг Гостомысла, потому что они оба — князья одного словенского рода. <…>.

В год 843-й ….. от РХ Аскольд женился на младшей дочери Олдира Иулианне [Юлиании], потому как Аскольд этот названый сын Олдира и наследник его; и вскоре Иулианна родила Борислава, он первенец Аскольда и внук Олдира и наречен Бурислейфом .

В год 850-й от РХ очень сильно заболел Олдир, стали незрячи оба глаза его … и поставил Олдир сына названого своего и зятя Аскольда на великое княжение на Руси и у полян <…>.

В тот же 850 году, 9 марта, крестился Аскольд в Киеве, в храме Святой Ирины, и принял веру в Христа и наречен греческим архиереем Арсеникосом Николаем.

(Аскольд стал третьим христианским правителем Киевской Руси).

В год 857-й от РХ , 16 июня, в день поминовения святых апостолов Петра и Павла, умерла великая княгиня Ирина, жена Гордира и мать двух дочерей и бабка Борислава, и похоронена Гордиром у Переверти, на холме, в дорогих траурных одеждах, и повелел Гордир немедля строить храм малый в честь Ирины Святой.

 В год 864-й от РХ черные болгары убили княжича Борислава, сына Аскольда, который был у Велемира, у волошан, и оказывал им помощь в обороне. А всех лет княжича Борислава было двадцать, и великая печаль охватила всех полян в Киеве и родителей его < …>, Аскольда и Иулианну <…>, и есть могила его в храме Святой Ирины в Киеве <…>.

В год 872-й от РХ умер великий князь киевский Гордимир, и был он последним в роде великого князя Кия, нареченного Лаврикием, первого князя ПОЛЯНСКОГО.

Гордимир — он же у полян Гордир, у варягов Гирдир, у армян и персов Олдир, а в народе Дир, потому что много струпьев на его лице и глаза незрячие от греческого огня, принял схиму перед своей кончиной и был назван Ильей, потому что умер в день святого Ильи Пустынника Египетского, 8 января, и отдал ему свою душу; <…> так, крещение он принял 15 апреля 830 года как Андрей, а по окончании жизни принял схиму как Илья 8 января 872 года; и всех лет его жизни было 74 <…>.

И принял власть Аскольд, он же Айскалд, названый сын Олдира, и сотворена была лития по князю Олдиру, а в крещении — Андрею, и похоронен он в храме Святой Ирины, рядом с могилами жены Ирины и внука Борислава, <…> как Илья-схимник <…>.

В год 876-й цезарь Василий заключил мир с Аскольдом и прислал Игнатия, греческого архиерея, в землю Киевскую для крещения полян и русичей — словутичей, а от патриарха Фотия были присланы христианские книги и Евангелие, и многие иереи, знающие языки словенские <…>.» (БИ., стр. 167).

«В год 882-й пошел Олег (Вещий) из Новгорода на юг с племянником своим Ингваром, (сыном Рюрика), которому уже было 17 лет, а Олег был ему дядей по матери его, он же шурин Рюрика…. А с ним пошли множество воинов словенских и чуди, и мери, и варягов, и пришли они к городу … Киеву в Полянах, и дружину спрятал за холмом на берегу Днепра, близ горы Угорской, и послал к Аскольду известие ложное, что некий купец принес письма от родни из Помория Прусова, и вышел из города Аскольд доверчивый без охраны: ведь всегда охрана была при нем, и направился к Олегу с открытым сердцем, и неожиданно выскочили воины варяжские из-за холма и вонзили мечи в тело Аскольда, … как тотчас умер,…». (БИ, стр. 188-189).

Получается, не помогли Аскольду по жизни христианское крещение и молитвы, убил его язычник Олег Вещий. Важно отметить, что в других летописях сказано, что Аскольда убили вместе с Диром, эта версия, как основная, экранизирована в исторических фильмах, так вот это было не так, в «Аскольдовой летописи», как выше показано Дир умер за 10 лет до этого убийства и указано его почетное место захоронения. Также следует отметить, что Аскольд был убит в продолжительном походе Олега, Киев был последним городом. Цель похода — объединение русских земель, и как сопутствующий факт произошло упразднение киевского христианства.

Киев надо было покорить, не потому что там возрождалось христианство, а что бы там установить власть Рюриков. После убиения Аскольда, «поляне, увидев это, ужаснулись от свершившейся несправедливости и неправедной смерти князя Аскольда, но говорит им Олег, держа правой рукой княжича Игоря: «…И чему ужасаетесь? Ведь я привел вам князя Ингвара, потому что он настоящий князь от Бога, ведь он первенец Рюрика, который ведет свой род от римского цезаря Августа, а этот мертвый Аскольд — никакой не князь из рода Августа, а находник от северных поморян-рыбаков, которые одной только рыбой питаются ради поддержания жизни своей и ничего более не имеют». И похоронили второпях Аскольда, на второй день, на горе Угорской, около храма св. Николая, и могила Аскольда есть там и поныне…». (БИ, стр.188-189).

Можно утверждать, что после прихода к власти в Киеве князя Олега с христианством в Киевской Руси, через 6 лет после крещения Аскольдом было покончено. Но, тем не менее, через 113 лет было второе крещение Руси, христианство пришло на Новгородские и опять же, на Киевские земли, с подачи дочери Олега, княгини Ольги и жены князя Владимира, гречанки Анны. Массовое крещение воплотил в жизнь правнук Олега князь Владимир.

«В год 955-й крестилась Ольга в Царьграде от патриарха Фотия и наречена в святом крещении Еленой, и был ее крестным отцом цезарь Константин, сын Леона… Ольга же пришла к патриарху Фотию для благословения в дальнюю дорогу домой, на Русь, и говорит патриарху: «Люди мои некрещеные и сын мой тоже, да сохрани Ты меня, Господь, от зла и напасти всякой». И говорит ей патриарх: «О дитя верное, ведь во Христе крестилась, да в Христа облечешься, и сохранит Он тебя, как сохранил всех, кто пришел к Нему, и поэтому иди с миром в землю свою, и Бог всегда будет в тебе». <…>

<…> И пришла Ольга с людьми своими в Киев и говорит Святославу, чтобы крестился во Христа, и тогда даровано ему будет вечное спасение: «Вот я, познав Бога, обрела крепость духа и вечное спасение на небесах; прошу тебя, Святослав, умоляю тебя: крестись; и если крестишься, то все русские люди примут веру Христову и благодать придет на Русь, и супостаты отойдут от Руси < …> ». Но Святослав не внимал мольбам своей матери и продолжал жить по законам язычества, и не знал, что, кто матери своей и отца не послушает, тот накликает на себя беды и несчастья и умрет не по воле Бога, но погибнет от злых людей. <…>

Святослав же очень рассердился на свою мать из-за ее требований. <…> Ольга же, все равно любившая своего сына, слезно молила у Бога защиту и спасение для сына и для всех людей земли Русской. И молилась всегда: и днем, и ночью; ведь она, Елена Святая, мать всей Руси, страны пресветлой и любимой Богом. <…>. (БИ, стр. 204-205).

Много побед совершил Святослав, самая громкая это разгром хазарского каганата, но жаль, что не все молитвы Ольги были услышаны.

«<…> В год 972-й, в начале марта, пошел князь Святослав с малой дружиной в ладьях по Днепру и пришел к порогам, и послали болгары к печенегам известие, что идет Святослав к порогам и дружина у него малая, а везет в лодках огромный выкуп, полученный от греков, и, узнав об этом, каган печенежский Курей окружил пороги с огромным количеством своих воинов и поджидал в засаде Святослава, который пришел к порогам, не остерегаясь нападения, и внезапно напал Курей и уничтожил всю дружину малую князя Святослава, и князя убил, и голову его отсек от тела, и приказал Курей сделать чашу из черепа Святослава и череп оковать поясом из золота, и написать на этом поясе: «Этот князь желал чужих голов, а потерял свою голову….». (БИ, стр. 208).

«С года 981-го и до года 987-го Владимир, (сын Святослава), вместе с дядей своим Добраном провели много сражений с разными народами и победили поляков и вятичей, и ятвягов, и болгар, и печенегов, и с некоторых дань получали, а с другими заключили мир и пределы Руси расширили от Черного моря и до Волги. (Далее текст утрачен).» (БИ, стр. 214). Добавлю – Владимиром было осуществлено объединение земель Руси, путем присоединения, (завоевания) земель кривичей и полян, и все это было сделано язычниками, молящиеся древним русским богам.

«<…> В год 988-й пошел Владимир на Корсунь, (ныне Херсон), и великую рать привел, и окружил город, и заперлись греки и крепко стояли, и не смог Владимир войти в город и сказал горожанам: «Стоять будем до тех пор, пока не начнете умирать от голода и жажды». И услышали это горожане и говорят воеводам своим, что, мол, больше не имеем сил стоять перед русами и сегодня же откроем ворота и сдадимся Руси и воле Господа. И так решили воеводы, что надо ворота открыть и просить мира у Владимира <…>. И открыли ворота, и вошли дружина и воины Владимира в Корсунь, и послал Владимир к цезарям Василию и Константину сказать им: «Вот город ваш заполучил малой победой, так же и в ваш Царьград войду, если сестру свою не выдадите за меня. Ведь я слышал, что она очень красивая <…>».

 И испугались цезари Владимира и силы его и послали к нему сказать: «Если крестишься, тогда получишь сестру нашу Анну, ведь мы все очень любим ее, и мы, греки, все веруем во Христа, а ты сейчас поганый, и как же хочешь жениться на душе христианской?..» <…>

И говорит Владимир послам цезаревым: «Вот я крещусь, пусть придут епископы с Анной же, чтобы крестить меня, и пусть какое-нибудь чудо сотворят, потому что хочу вашу веру испытать < …> ». Цезари же Василий и Константин увидели, что им никак не переубедить Владимира, и решили послать Анну на Русь, к Владимиру, и говорят Анне, чтобы пошла за Владимира ради мира с Русью, пока не уничтожили эти скифы безбожные и поганые, как голодная саранча бесчисленная, всю нашу страну, и этим ты спасешь и нашу семью, и всех греков от этой напасти <…>.

<…> И начала плакать Анна и горько зарыдала, потому что не хотела уезжать на Русь, но ее братья-цесари и все греки стали умолять царевну, и упали на колени перед ней, и стали кланяться Анне до земли, и цезари также склонились перед Анной, и все люди стали рыдать, и, увидев это, начала Анна обнимать братьев своих и всю свою родню и с плачем вошла в кубару, и с прислугой, и с разным багажом поехала к грозному князю неведомой и страшной Руси….. Эта Анна стала жертвой во Христе ради спасения своей страны <…>.

Цезарь же Василий повелел выдать Анне все книги болгарского царя Симеона, а их было четыреста книг, для просвещения Руси и с переводчиками <…>.

В тот же 988-й год крестился Владимир Святославич в Корсуне от епископа в храме святого Иакова и был наречен в святом крещении Василием, и здесь же произошло чудо: глаза Владимира были больны от жары южной, а когда крестился и приложился к кресту, то болезнь отошла от него и зрение восстановилось. <…>.

<…> И еще дал патриарх Фотий князю великому Владимиру для служения вере Христовой на Руси митрополита Михаила, который является первым устроителем и хранителем православной веры на Руси, так как хорошо знает язык русичей и [общается с ними] без переводчиков.

В год 989-й пришли из Корсуня в Киев князь Владимир и царевна Анна с отцом крестным митрополитом Михаилом и начали всех идолов Перуна языческих сокрушать, и было низвергнуто множество идолов и огню предано, и после этого всех киевлян, и мужчин, и женщин с детьми, [Михаил] повелел созвать к Днепру, а кто не захочет, то тех воинам согнать к Словутичу и всех окрестить во имя Отца и Сына, и Святого Духа <…>.

В тот же год 990-й митрополит Михаил окрестил детей князя Владимира: семь сыновей и одну дочь; и вот их имена: Вышеслав от чехини Оловы, и Святополк от гречанки Юлии, и Изяслав, Мстислав, Ярослав, Всеволод и дочь Предслава от Рогнеды, и Борис от царевны Анны <…>.

В тот же год 990-й по велению великого князя Всея Руси Владимира I начал митрополит Михаил с епископами ходить по всей Русской земле, и до Ростова, и на Муром, и крестить многих людей, и учить их законам христианской веры, и церкви строить, и пресвитеров и диаконов ставить, и быть благочестивыми, и Христа чтить, и выполнять законы княжеские <…>.

В год 993-й князь Владимир с епископами пошел в город Суздаль, и там крестили людей, и город заложили на реке Клязьме, и нарекли его именем князя Владимира <…>.

В 994 году построил князь Владимир в Киеве каменную церковь Десятинную во имя Пречистой Богородицы, и первую службу там начал творить митрополит Леонтий из греков, который назначил епископов в русские города: Неофита — в Чернигов, Феодора — в Ростов, Никиту — в Белгород и Стефана — в город Владимир, который на Волыни <…>.

<…> А в Десятинную церковь повелел Владимир выдавать одну десятую часть от своего дохода <…>. И также повелел творить церковные службы, а монахам все церковные письмена на пергамене перевести на словенские буквы и слова <…>.» (БИ, стр.)

На этом в летописи заканчивается описание христианизации Руси.

Олег Киттер

На фото автор


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика