Вторник, 16.04.2024
Журнал Клаузура

Виршевое полотно надежды

Театр музыки и поэзии под руководством Елены Камбуровой представил первую премьеру 2021 года – экспериментальный проект молодого режиссёра Дениса Сорокотягина «СТИХИйный XXI век».

В зрительном зале две лестницы с рядами кресел. Смотрят друг на друга, как в зеркало. На одной рассядутся зрители, вторую займут артисты. Водораздела не будет, всё сольётся в общей радости осторожных поисков себя в хрупкости дня сегодняшнего.

«Я благодарен руководству театра, — говорит режиссёр, — за то, что мне предложили создать стихотворное полотно из текстов современных поэтов. На этой сцене были шестидесятые, восьмидесятые, а наших современников ещё не случилось».

Тексты подбирались под каждого актёра индивидуально, и в тоже время парно, с учётом их личных историй. Первоначально было порядка 60 совместных позиций, и на первой читке, которая длилась более трёх часов, все откликались на тексты, смеялись, плакали, но уже понимали — чтобы эта махина была смотрибельной, половину надо отсекать.

актриса Юлия Зыбцева

«Заниматься такой санитарной работой, — продолжает Сорокотягин, — непросто – жалко собранный материал. Но потом вдруг из этих оставшихся стихотворений родились какие-то линии, какие-то взаимоотношения, и мне ещё очень важно было показать, что между прозой и белым стихом почти нет зазора, что хорошая проза – это тоже ожившая музыка, это лирика, как таковая».

Сделать замес чего-то, казалось бы, несовместимого у молодого режиссёра получилось. Как любые амбициозные люди, многие современные авторы в жизни стараются не пересекаться, но в спектакле соприкосновение возникло. И ощущение общего полотна, из которого один за другим возникают мотивы одного и того же, как будто продолжая друг друга.

актриса Анна Комова

Возник и конфликт, но соприкосновением не только актёрских начал — их столкновений и диалогов — но и конфликт поэзии. По словам режиссёра, за счёт сдерживающего фактора появилась какая-то энергия, которой создатели проекта имя дать пока не в состоянии. «В изоляции, — говорит он, — было проще, каждый занимался собой, открывая собственные скрытые резервы. Я, например, совершенно неожиданно для себя написал две книги. Никогда не мог подумать, что пандемия меняет вектор мышления, что идёт переоценка ценностей, происходит трансформация. И наш спектакль об этом».

актёр Евгений Вальц

А сейчас, по словам Дениса, все вышли в открытый космос, и понимают, что не понимают, куда теперь идти и чего ждать дальше – время такое стихийное! «Эта лестница на сцене, что это? — говорит он. — Это какой-то переход? То ли с Арбатской на Боровицкую, то ли из одного качества в другое, то ли  вообще из жизни земной в небесную? Но между переходами разницы нет никакой. Ведь побеждает всегда любовь, она константа, и движущая сила, и прощение, тем более, сейчас мы все без кожи».

На примере немолодой пары в исполнении Александра Бордукова и Веры Бабичевой режиссёру хотелось показать контраст мытарствующих душ, зрелых и уже готовящихся к переходу, быть может, даже не в пространство Бога, но в иные миры, где тоже не будет сладко, но, наверняка, интересно.

Итак, более 30 авторов, 2 лестницы и масса эпизодов из человеческих жизней.

«И мне хотелось, — продолжает режиссёр, — чтобы все на равных – актёры, зрители — все на одной полосе. И, как говорится в одном стихотворении, «надо вовремя сказать, чтоб не сойти с ума».

И ещё создателям важно, чтобы мы, наконец, оказались в дне стиха сегодняшнего, который попадает в нас, который о нас, чтобы взяв в руки книгу, скажем, Веры Павловой, понять: я открыл для себя новое имя. И через одно имя, как по цепочке, можно обнаружить ещё десяток  величин одного круга, и найти для себя текст, который тебя вытянет просто из пучины. Он для того, чтобы дать надежду, и чтобы слушать, слышать другого, испытать в нём потребность, может, где-то промолчать, не рубить с плеча — не раздавить, а обогреть. Чтобы на время приостановить раскачку маятника. Время-то стихийное.

В спектакле звучат произведения: Бориса Рыжего, Веры Павловой, Елены Долгопят, Анны Русс, Ольги Седовой, Михаила Жванецкого, Александра Дельфинова, Анны Хитрик, Даны Сидерос, Андрея Кириллова, Веры Полозковой, Олега Ягодина, Дианы Арбениной, Дины Крупской, Елены Заостровцевой, Дмитрия Воденникова, Александра Бордукова и Дениса Сорокотягина.      

Наталья Косякова

Фото предоставлены пресс-службой Театра музыки и поэзии п/р Елены Камбуровой

На фото к статье: Сцена из спектакля, в центре заслуженная артистка России Вера Бабичева и актриса Виктория Тихомирова

 


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика