Пятница, 26.04.2024
Журнал Клаузура

Максимильян Пресняков. «Круговерть». Рассказ

‒ Это…, как его…, ну…, это вот…, в общем, как говорится…, э-э-э…, как это…, того…, это самое…, как бы…, так сказать…, да…, вот…, собственно говоря…

– Ты о чём собираешься сказать? – поинтересовался у мамы Костя, стоя перед дверью и намереваясь уже выйти из квартиры. – Список продуктов, которые ты поручила купить, я взял с собой. Что-то ещё?

– Забыла, как сказать…

– Как решишь и вспомнишь – позвонишь на сотовый. А лучше сразу перед тем, как звонить, ещё и запиши всё на бумажку. Чтоб не забыть. Я ведь специально взял отгул, чтобы побольше за день сделать… Чтобы всё успеть, лучше бы не метаться за каждым делом или покупкой от дома в магазин и обратно, а всё спланировать, составив единый маршрут…

– Ну вот… Всё тебе не так. Опять начал своё… Вот Вася, сосед, ему жена сказала сходить в магазин – он идёт, второй раз сказала – второй раз сходит, и третий раз сбегает, если потребуется…

– Вася за день больше пяти дел не делает и обсуждать ничего не любит. И у него на то есть причины, – попытался возразить Костя. – Тем более он и работает на полставки… Может быть, потому что работать некогда…

– Ох, какой остряк… Ладно, ладно, давай без этой своей демагогии… Опять ты эти штаны надел! Ты что, не мог взять другие?

– Мог. Но я их осмотрел, эти штаны не грязные. Все бумажки с записями теперь разложены по карманам, да и другие нужные вещицы…

– Но ведь у тебя есть брюки и поновее. В город ведь идёшь…

– Помню, есть. Но я ведь не на торжественное мероприятие собрался. И давай не сейчас это обсуждать. Я уже перед дверью стою одетый. Не время.

– А когда? Тебе всегда некогда.

– Когда у меня мало времени, я об этом говорю. Когда у меня есть время, то я тоже об этом говорю, а ты всё каждый раз только одно вспоминаешь: «нет времени, нет времени…». Я уже должен выходить. И времени у меня именно сейчас уж точно в обрез. Давай договоримся всё обсуждать с вечера хотя бы, когда можно спокойно и насчёт одежды продумать, если считаешь это необходимым. Да и собираться сподручнее опять-таки заранее, не в пять минут перед выходом. А лучше, если возможно –пораньше…

– Тебе слово, а ты – два. Что, придираешься к моим словам, считаешь, что опять я что-то не так сказала? У тебя каждый раз какие-то проблемы…

– Причём тут соревнования в количество слов. Дело надо обсуждать. И зачем ты так говоришь: «так» или «не так»? И думать подобным образом тоже не стоит. Есть задача – надо сформулировать и искать лучшие возможности её решения. Если возможностей нет, то стоит переходить к другой задаче, а прежнюю иметь в виду. Есть несколько задач – стоит думать, как решить их в связке, оптимально. Что и пытаюсь. Когда есть задачи, о проблемах думать ни к чему. Проблемы – для переживаний, а задачи – для их решения.

– Ну вот, развёл опять словоблудие… Всё тебе рассуждать, всё хочешь сделать по-своему…

– Я уже взмок перед дверью. Если будет что-то срочное – звони на сотовый…

Костя выскочил в коридор, краем глаза заметив лёгкое движение рукой матери – крестное благословение «в дорогу». И, шагая по лестнице вниз, ещё раз составлял график своего движений пункт за пунктом: уточнить время работы специалистов в поликлинике для отца, ведь на сайте опять обновления опаздывают, а, если получится, и записать его на приём, купить новую лампочку вместо перегоревшей, а лучше сразу с запасной, зайти в оптику поставить потерявшийся винт в очки, зайти в офис сотового оператора по поводу непонятных списаний со счёта, которые не удалось выяснить через личный кабинет и через тормозного помощника-робота, заодно спросить насчёт новых аккумуляторов для телефона и насчёт износившегося в разъёмах переходника. Если не получится купить переходник сразу, зайти в магазин электроники, в хозяйственном рядом глянуть насчёт новой прокладки для текущего крана, сделать дубликат магнитного ключа взамен испортившегося, по пути – для матушки в аптеку за лекарствами и ещё за продуктами по составленному ею списку – это магазина три (очень важно купить и тот самый сорт хлеба, от которого ей не делается плохо, он бывает в одном продуктовом, нужный сорт масла – в другом…), зайти в налоговую консультацию и там, рядом – в магазин садовых товаров – купить семена для огорода по списку, заодно ‒ новый крючок для полотенец на кухню вместо сломавшегося, забежать на книжный развал, где для Лиды книгу должны под заказ принести, и кое-что ещё, и посмотреть коллеге по работе Антону…

Цепочка складывалась удачно – один пункт был недалеко от следующего. Но по пути всё же оказалось довольно времени, чтобы продолжить додумывать начатое в прошлые дни. Костя вспомнил про задачу выстраивания пространства в особых условиях. Когда мы определяем пространство, например, в Космосе, находясь, тем не менее, на земной поверхности, рисуя его на листе бумаге или на экране, то автоматически создаём привязки к чему-то, что является важным в нашей жизни, а не в космическом пространстве. Одна из явных привязок – сама плоскость листа или экрана, на которую проецируется пространственная ситуация. Сама точка зрителя в данном случае не в счёт – фактор незначительный. Важнее, что эта плоскость с изображением соизмеряется с её реальным окружением и создаёт прочные психологические ассоциации, не важно, осознанные или неосознанные. Если иметь в виду именно земные условия, то, плоскость с проекцией как-то соотносится с земной поверхностью, относительно которой есть верх и низ, определяемые силой тяжести, есть реальный или условный взгляд вперед или предполагаемое направление движения. Психологи, конечно, спорят, насколько влияет на структуру изображаемого пространства размещение плоскости – вертикальное, наклонное или горизонтальное. С формой границы и размером чуть понятнее – кое-какие влияния установлены. Но и это в данном случае обстоятельства не столь важные. Да, земная сила притяжения и направление взгляда относительно идеального горизонта и задаёт свою систему координат, влияющих на структуру восприятия пространства и последующих построений. А в пространстве космоса без заметной гравитации вдали от поверхности какого-либо космического тела? Непонятно, от чего вообще отталкиваться даже в начале создания координатной сетки, если нет никаких ориентиров, реперных точек, базового посыла, хотя бы какой-то поверхности или песчинки, камешка поблизости или линии траектории…

Положим, одна базовая точка есть – точка отсчёта, хотя условность её «закреплённости» в пространстве всё же требует обсуждения; а что дальше? Можно обозначить трёхмерный объём в пространстве как минимум, выстроив, например, тетраэдр. Но какую из четырёх точек принять как приоритетную или базовую, по каким признакам? Можно взять произвольно, но с той же произвольностью её можно и «перепутать» с другой лишь немного погодя. Ведь изначальной маркировки у неё нет. Эту маркировку можно задать, но она будет обусловлена скорее психологическими причинами самого задающего.

В отсутствии объективной привязки к какому-либо приоритету существует и неопределённость идентификации точек тетраэдра. В данном случае в математическую модель внедряется и физическое качество, и отчасти – психологическое. В создании определённости, в ориентации может помочь линия движения. Она же – вектор. Газ из вероятностных векторов, даже идеальный, помочь в этом деле не сможет. Он нужен в другом…

Направление движения может задавать точка как источник движения, как то, от чего повёрнут вектор, а в реальности – отдалённая звезда или планета, преобразуемая большим расстоянием в точку. Или совместно с ней, или отдельно также и точка цели движения. Собственно, точка, обозначающая звезду в неопределённой почти бесконечной глубине или условная точка предела направления, уже есть какая-то основа для дальнейших построений и ориентир. Тогда в летящем тетраэдре будет как минимум либо одна точка «впереди», либо одна точка «позади», либо и та, и эта. Ещё один момент определённости в установке координат может задать момент вращения. Хотя при этом позиции-качества точек тетраэдра и могут меняться местами, но при первично маркировке одной из точек возникает больше определённости. Любая линия траектории движения задаёт одно измерение, вращение – другое измерение. Для фиксации трёхмерности не хватает третьего фактора… Третьим фактором может быть смещение оси вращения относительно линии траектории. Это смещение может быть стационарным и циклическим при движении оси по кругу относительно центра тетраэдра или по циклоиде относительно линии траектории или мерцающим раскачиванием. Физические предпосылки мерцания пока оставим в стороне.

В случае привязки к гравитации стороннего тела ось вращения может раскачиваться, но в рассматриваемом случае такой привязки нет, пока не создана, поэтому у неё может быть плоскость вращения. Конечно, в расчёты может вмешиваться физические факторы, в том числе инерционные, которые для абстрактной модели, не имеющей массы, несущественны. Получается, что один из факторов пространства, задаваемого тремя факторами движения при их постоянстве, может иметь либо один показатель, либо три циклически меняющихся… И сколько пространственных измерений можно развернуть в такой ситуации кроме вариантов с тремя ‒ при условии, что изначально не задана мерность? Надо ещё раз просмотреть Циолковского и других авторов, и более современных тоже… Из какого абстрактного материала можно выстроить в пустоте пространство, подобное привычному нам? …

Что из этих размышлений может получиться? Популярная статья в журнал? Фантастический рассказ? Да, тут для литературной формы ещё бы нужно «перчику» добавить в виде событий, характеров, личностей, неожиданных поворотов в сюжете и в психологии восприятия или что-то эдакое. Правда, четыре рассказа уже отклонили… Нет, на таких рассказах, конечно, не заработаешь. Ну, хотя бы – упражнения для ума… Как говорил знаток по радио – сейчас не требуется содержание, главное, чтобы художественная форма была достойная. Можно описывать хоть ржавые мусорные баки…

Вопрос ещё, что это такое – «достойная форма»? Или этот знаток сказал какое-то другое слово? Не припомню… Да. Главное – форма. Важно: не «о чём», а «как». Кому нужны идеи кроме идейно-пытливых читателей? Которые к тому же ещё одни идеи принимают, другие – нет… Ну уж по крайней мере не издателям и продюсерам, имеющим в виду модные тенденции … Нет, форма нужна, конечно. Но что в ней главное? Чтобы излагаемое было понятно, чтобы у читателя включилось внимание, сложился в воображении образ, возникали эмоции, свои встречные идеи, наконец… Построить художественную форму по правилам – это целая наука…

В автосервисе, вообще, иногда с интересными людьми можно познакомиться. Вот, может быть, давешний клиент, писатель, что подскажет? Сомнительно, что получится продолжить диалог с начальником отдела креативщиков с фирмы. Там всё та же Форма важна, правда, иная, и суета та ещё… да ещё нужны эффекты и красивая подача задуманного. Зрелищная презентация и эквилибристика с модными трендами важнее идеи ‒ это азбука в работе каждого дизайнера. Патентовщих из бюро – это тоже интересное знакомство. Вот только важно – как потом будут использовать эти зарегистрированные наработки. Многие патенты у нас лежат мёртвым грузом, в то время как иностранные компании продвигают через резидентов свои идеи и технологии, иногда подозрительно похожие на те, внедрение которых ранее было кем-то «приторможено»…

Костя вспомнил при этом собственные наработки и даже одну модель.

‒ Если всё развернуть по-умному, – продолжил он размышлять, – то могут «накапать» и какие-то дивиденды, хотя лучше работать через фирму при этом. Или нет? У знакомых у каждого всё по-своему. Артём ушёл в веб-дизайнеры, Вадим – в КБ, Женёк трудится по разовым договорам… Да, кстати, та самая не сильно хитрая доработка в карбюраторе, которую он предлагал, её ведь официально не приняли, зато год спустя появилась версия карбюратора с подозрительно похожим нововведением… Может, просто идея витала в воздухе и, инженеры на заводе шли параллельным путём? ‒ Костя вспомнил и о своих идеях. ‒ Или вот можно как минимум двумя способами дополнить обычный цифровую камеру 2D фотосъёмки режимом, в котором она сможет делать в памяти цифровую матрицу изображения из нескольких слоёв, разложенных по пространственным планам, соответствующим натуре. Какие-то планы камера сможет выявлять автоматически, какие-то в ручной настройке. Конечно, при фотографировании портрета или плоской стены это не столь нужно. Хотя при введении функции микропланов могут появиться новые возможности фотодизайна. Обобщённые силуэты домов по пространственным планам, конечно, сравнительно несложно разрезать и вручную в любой приспособленной для этого программе. А при фотосъёмке в парке, на природе, в лесу, в толпе, наконец? Там можно сильно заморочиться при попытке их разрезки, учитывая каждую веточнку. Было бы удобно и обрабатывать сразу каждый план специального фотоснимка через нужный фильтр, да и резкость непосредственно при фотографировании на каждый план возможно автоматически наводить отдельно. Такая значительная глубина резкости для увеличения чёткости всего снимка при этом уже может не потребоваться. Можно предложить свою версию этой разработки, но кто может заинтересоваться, или такая разработка уже есть? Хотя это всё, должно быть, только для каких-то специфических случаев может пригодиться…

А если подумать о компьютерных экранах – при добавлении трёхмерности в глубину и при работе с несколькими видимыми пространственными планами и упаковка информации на экране будет поплотнее, и глаза будут «разгружаться», что возможно важнее всего… Но тут надо бы ещё помозговать над принципами, если иметь в виду работу без специальных очков. Правда, вроде бы работают уже над этим. На одной из выставок промелькнула некая действующая модель или образец…

Да, вот и профессор, приезжавший уже в третий раз на старом москвиче, сказал, что на следующий год в университете будет вакансия. Тут есть о чём подумать, хотя какая там зарплата? И горы документов, которые важны не для хода работы, а только для отчётов, и от учебной и научной работы только отвлекают. К тому же они быстро устаревают после новых циркуляров из министерства и идут в лучшем случае в архив, в худшем – в мусорную корзину. А ведь только ради возможности серьёзной научной работы, ради оперативности обмена мнениями и стоит туда идти…

В интернете, конечно, информации море или даже океан, но так много третьеразрядной или даже менее значимой, много явной или скрытой рекламы и афер, подвохов, что найти нужный деловой контакт или адекватный диалог завязать очень непросто. Так, что-то по мелочи, по каким-то сиюминутным техническим делам можно ещё что-то обсудить, а в более серьёзных масштабах или в более отдалённой перспективе… Если трудиться тут в мастерской, никуда не уходя и ничего не меняя, то в принципе через год можно будет купить небольшую квартирку, и тогда будет основание для более серьёзного разговора с Лидой…

Пешком немного успеешь. Авария на проспекте и опоздание на пять секунд. Костя вообще-то собирался приехать на вокзал за час, но купить всё по списку продуктов оказалось делом не элементарным. Пару раз пришлось звонить домой – что можно не покупать, что чем заменить. В одном продуктовом гипермаркете один ассортимент, в другом – другой; и вдруг – ещё и очереди, которые вообще-то случаются нечасто… Удалось, казалось бы, всё продумать: что можно успеть до, что – после, даже с учётом задержек в пути, а тут ещё и перекрыли дорогу… две аварии подряд…

 Стоя на перроне и глядя в след уходящему экспрессу, Костя дозвонился на сотовый Лиде только с пятого раза:

– Извини, опоздал, не рассчитал, аварии на трассе, ‒ сказал он с просительной интонацией.

– Ну, ничего, бывает, – ответила Лида. – Не беспокойся, меня проводили. Было кому…

Интонация её голоса давала понять её разочарование и то, что она скорее всего ожидала такой исход. А кто провожал, должно быть, брат или…

Лида уезжала учиться в Бельгию. Надолго. Найти повод тоже туда поехать? Всё это очень непросто. Здесь есть какие-то заделы, наработки, хотя и туманные, но перспективы, а там? И ещё – проблема с языком… Егор, который пытался там устроиться, писал, что с его хорошим знанием языка не смог найти работу даже на стройке. И это с его двумя дипломами, один из которых – МГУ. Перебивался он разовыми заказами, переводами, больше половины которых приходила из России – в общем, кое-что ещё делал в интернете. Хотя работать в кафе официантом, уборщиком и доставщиком еды не стал. В результате вернулся. Собирается теперь в Москву. В каких же он странах пытался устроиться? Кажется ещё побывал в Юго-Восточной Азии, в Латинской Америке… … Да… Везение, как пишут итальянские учёные-статистики – это почти что основа для удачи в работе и профессиональной карьере. Но есть ещё разные непрямые и хитрые пути…

Жаль, что только через неделю отпуск ‒ не совпало с проводами Лиды… Через год или полгода, в каникулы она приедет, конечно, навестить родителей и знакомых, но…

Сердце у Кости щемило и в груди болезненно сдавливало, как будто острый клин всадили, от чего ноги становились тяжелее, а в руках, казалось, пропадала сила. Купленную книгу и букет цветов он так и держал в руке. Стало немного легче на душе, когда на развале близ вокзала удалось обнаружить и купить стамеску, которую отец давно искал. А потом Костя подумал, что скорее всего за границей Лиде будет лучше, интереснее. И жизненных перспектив, наверное, больше, если получать образование там… Да и переписываться по электронке можно, хотя это – уже совсем-совсем не то… А эти разговоры о толпах мигрантов из Африки и с Ближнего Востока… Да… Надо учиться не только сближаться и открывать свою душу, но и отпускать; это, как говорят, особая наука, одна из самых непростых… К тому же там в Западной Европе всё должно быть поаккуратнее что ли. А тут у нас и мусорные баки более ржавые, но зато более живописные на вид и подходящие для литературных опытов…

Костя замечал и рассматривал не только эти баки, но и то, как между жилыми домами большие тряпичные куклы висят: слона, медведя, тигра и ещё какие-то, прикрепленные верёвками за шеи к железной решётке забора детской площадки. Вид печальный, даже удручающий, но всё же это лучше, чем тридцать лет назад, когда особо активные дети повесили за шею на проволоке на этом же месте дворовую кошку. Кошек теперь нет, компании, управляющие жилищным фондом, поставили на отдушины и окошки в подвалы железные решётки, наверное, чтобы крысы в подвалах без кошачьего надзора спокойнее плодились…

Костя вспомнил и про свою коморку в подсобке на работе, которую он для себя гордо именовал лабораторией… Если перебазироваться в другой город, то проще и дешевле оборудование перевезти, или всё воссоздавать на месте заново? Надо просчитывать, думать… Да и надо ли это всё? Все эти раздумья, эксперименты, планы?

Встретившийся по пути домой сосед Вася приветственно махнул рукой. Его опять послали за каким-то делом, на ночь глядя, и он всегда отмечал начало нового дела жизнелюбивым заходом в рюмочную…

– Ну что, нагулялся? А не мог пораньше? – дома Костю встретила матушка. – Я тут кручусь, убираюсь, а мне ещё праздничный ужин готовить. Продукты надо было бы хоть немного пораньше принести… А ты прохлаждаешься где-то… Закончил институт, а работаешь на каком-то автосервисе. Возишься там допоздна, а тебе бы карьеру делать, жениться пора… То, что вносишь свой денежный вклад в семью и что вот сегодня отгул взял – хорошо, конечно. Но побыстрее же мог прийти… Да, я тебе потом ещё несколько раз звонила, а ты трубку не брал. Это как понимать?

Костя достал свой мобильный, посмотрел отметки на экране, открыл папку «неотвеченные вызовы». Она оказалась пуста.

– Смотри. У меня вызовов не было, – удивлённо сообщил он. – Может, ты не мой номер набирала?

– Твой, твой. Да и что это такое? Такого раньше не было, чтобы я звонила, мой звонок не доходил. Как ты это объяснишь?

– Ну уж не знаю. Я тут не при чём. Ничего поделать не могу. Разные сбои случаются. Да и, может быть, обойдёмся без праздничного ужина? Это ведь не обязательно…? – робко поинтересовался Костя. – Можно ограничиться в году и одним Днём рождения?

– Как это не обязательно? Именины бывают тоже раз в году. Это же событие в жизни, как и День рождения! Всё у тебя никак у людей. Мог бы и поблагодарить нас за внимание к тебе, и порадоваться ‒ этот праздник и для нас с отцом, да ведь и для тебя тоже. А ты только о себе одном думаешь…

Рисунок к рассказу. Художник Пресняков М. А., КПД. 2020 г., бум., тушь

Костя достал букет, который приготовил для Лиды. Матушка слегка улыбнулась, увидев цветы…

В начале ночи она лежала на диване в гостиной, потирала ревматическое колено, пила сердечные капли и тихонько причитала: «Как я устала, как я устала… Давление зашкаливает. Валера, принеси ещё и от головной боли…» – обратилась она к мужу, который суетился рядом.

Костя уединился на кухне. Он сидел в углу на табуретке, прижав руку к животу. Там немного крутило и побулькивало. Опять пришлось есть красивую на вид еду, которая нравится родителям, но не его желудку. И на сердце отчего-то всё щемило и щемило, прокалывая острой иглой…

На кухню заглянул отец:

– Ты что здесь сидишь как бука?

– Интересную передачу слушаю, – отозвался Костя и наугад крутанул ручку приёмника. Отец прислушался.

– Да, за стамеску особое спасибо… – Рассказ об «истории империй» отца устроил, и он удалился.

В животе крутило всё сильнее. «Ну, какая круговерть, – думал Костя. – Одно за одним в жизни. И это не вращение, не суета, а именно круговерть…» Костя уже намечал план, как незаметно пробраться к аптечке, чтобы не тревожить родителей, когда от Лиды пришло СМС: «ЭГОИСТ»…

Максимильян Пресняков


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика