Вторник, 23.04.2024
Журнал Клаузура

Кто написал десять заповедей?

В современной культуре все более заметную роль играет Библия, которую многие считают универсальной основой морали и законности. В частности, отмечают особое значение так называемого Декалога, знаменитых десяти заповедей, якобы переданных еврейскому патриарху Моисею самим Богом на горе Синай (Библия, Исход, 20 гл.). В обществе установилось мнение (созданное церковными деятелями) о том, что эти заповеди во все времена должны регулировать отношения между всеми людьми. Однако при близком рассмотрении выясняется, что содержание Декалога тесно связано с древностью и вряд ли применимо в наше время.

Уже первая заповедь указывает на то, что ее объектом является только еврейский народ:

«Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства…».

Здесь имеются в виду события, описанные в первой книге Ветхого Завета, связанные с бегством евреев из египетского плена — легендарное событие, произошедшее, как говорят ученые, в очень отдаленную эпоху, на рубеже 1 и 2 тысячелетия до н.э. Заповедь закрепляет в сознании именно этого народа руководящую роль главного божества его мифологии (постепенно оно трансформировалось в единственного Бога).

Вторая заповедь требует от евреев верного служения этому Богу, который грозит наказывать «детей за вину отцов до третьего и четвертого рода». В старину такое наказание для нарушителей священной воли считали нормальным. Но возникает вопрос: насколько оправданно это требование долгой мести с точки зрения наших современных понятий о справедливости? Готовы ли мы сегодня нести ответственность за поступки своих дедов и прадедов, которых даже не знали лично? Отрицательный ответ очевиден.

Третья заповедь запрещает употребление имени Бога напрасно (всуе) и угрожает наказанием тем, кто так поступает. Странное требование, так как не объясняется конкретно, что следует считать напрасным произнесением сакрального имени. Толкования этого предмета могут быть самыми широкими. Возможно, в древнееврейском обществе знали точный смысл этого запрета, но с течением времени он оказался забыт. И теперь имя Бога произносят, кому и как вздумается, не опасаясь нарушения этой непонятной заповеди. Его называют Господь, Иегова, Яхве, Адонай, Всевышний и т.п. И что-то не видно особенного наказания свыше для людей, употребляющих по-разному имя бога.

Четвертая заповедь относится к почитанию субботнего дня, как времени отдыха Бога после сотворения мира. Согласно ей, никто не должен работать в этот день, в том числе рабы и скот. Автор этого запрета явно не предвидел, что рабство в будущем отменят, а субботу в христианских церквах заменят воскресеньем. Причем от верующих христиан их церковные руководители сейчас уже не требуют полного отказа от каких-либо дел в воскресенье. В настоящее время субботу как священный день почитают только иудеи и некоторые христианские сектанты. Значит, в практике большинства библейских конфессий имеет место фактический отказ от исполнения этой архаичной заповеди.

В пятой заповеди, где речь идет о почитании родителей, приводится такая мотивировка:

«чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе».

Следовательно, эта заповедь тоже касается одних евреев, поскольку в Ветхом Завете рассказывается, как страна Ханаан (Палестина) по воле Бога была завоевана еврейскими племенами под руководством полководца Иисуса Навина. Причем, евреи, живущие в странах диаспоры, видимо, также не могут отнести ее на свой счет.

6-8 заповеди содержат краткие запреты на воровство, убийство и прелюбодейство (измена супругу). Ясно, что в любом обществе эти недостойные деяния осуждаемы и наказуемы, независимо от того, известна ли в нем Библия. Эти простые морально-юридические нормы принимаются в любой стране как условие нормального жизнеустройства. Вовсе не обязательно при этом ссылаться на волю Бога. То же касается девятой заповеди, осуждающей лжесвидетелей. Наконец, десятая заповедь фактически выступает дублированием восьмой: в ней более подробно излагается требование воздерживаться от присвоения чужого имущества. Причем, в состав этого имущества включаются рабы, жены, волы и ослы. И здесь очевидно, что эта заповедь появилась в стране, где было узаконено рабство, а волы и ослы считались самым ценным имуществом. Жены там тоже относились к числу объектов живого имущества, наряду с рабами и ослами. Такой страной и была древняя Иудея, в которой возникли все десять заповедей в качестве примитивного законодательства. Это произошло вскоре после заселения евреями завоеванной ими страны Ханаан. Новое государство нуждалось в законах, регулирующих всю его жизнь. Для придания авторитетности и значимости своим законам их настоящие авторы — вожди народа и жрецы храмового культа — постановили, что источником закона и морали был сам Бог древних евреев — Яхве. Кроме того, учёные установили заимствованный характер Декалога, представляющего собой вариант подобных же заповедей в более древних обществах, в диапазоне от шумеров до вавилонян.

Общим принципом в юридической практике всех древних стран было то, что социальные законы, как правило, провозглашались исходящими от богов, почитаемых в данном обществе. Так было в Египте, Вавилоне, Китае, Индии и далее везде. Понятно, что нарушение божественной заповеди считалось в обществе более тяжким проступком, чем в отношении обычных законов.

В силу стечения исторических обстоятельств древнееврейское законодательство из книги Исход спустя многие века стала использовать в своих интересах христианская церковь. Этому способствовала главная идея Декалога — люди должны покоряться воле Бога, а последняя, разумеется, оказалась направленной на защиту частной собственности и привилегий священнослужителей. Поэтому в так называемых христианских странах с давних пор церковь воспитывала народы в духе признания десяти заповедей как проявления Божьей воли. То же самое священники христианских и других библейских организаций пытаются делать и сейчас.

В нашу просвещенную эпоху в цивилизованных странах в основу законодательства положен принцип защиты прав любого человека, независимо от его отношения к религии. Это противоречит, конечно, пресловутым десяти заповедям, которые, как и Библия в целом, сохраняют для культурных людей только исторический интерес, как свидетельство морального состояния и мировоззрения ранних периодов человеческого общества. Относиться к этим заповедям как к священным и божественным могут только глубоко невежественные люди.

Аркадий Цоглин,

г. Саратов

Фото: Кадр из фильма «Моисей» (2006 г.)


1 комментарий

  1. Дмитрий

    Странная публикация — статьей назвать трудно, а на статью потянет

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика