Новое
- Николай Новиков — просветитель, публицист, издатель (1744-1818)
- Искусство благотворительности: Всероссийский Съезд объединит культурную элиту и меценатов в Храме Христа Спасителя
- Четыре страны в одной биографии
- В это невозможно поверить
- Философский взгляд на лингвистику
- Александр Балтин. «Вольтовы дуги жизни». Рассказ
Кто написал десять заповедей?
14.03.2021
В современной культуре все более заметную роль играет Библия, которую многие считают универсальной основой морали и законности. В частности, отмечают особое значение так называемого Декалога, знаменитых десяти заповедей, якобы переданных еврейскому патриарху Моисею самим Богом на горе Синай (Библия, Исход, 20 гл.). В обществе установилось мнение (созданное церковными деятелями) о том, что эти заповеди во все времена должны регулировать отношения между всеми людьми. Однако при близком рассмотрении выясняется, что содержание Декалога тесно связано с древностью и вряд ли применимо в наше время.
Уже первая заповедь указывает на то, что ее объектом является только еврейский народ:
«Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства…».
Здесь имеются в виду события, описанные в первой книге Ветхого Завета, связанные с бегством евреев из египетского плена — легендарное событие, произошедшее, как говорят ученые, в очень отдаленную эпоху, на рубеже 1 и 2 тысячелетия до н.э. Заповедь закрепляет в сознании именно этого народа руководящую роль главного божества его мифологии (постепенно оно трансформировалось в единственного Бога).
Вторая заповедь требует от евреев верного служения этому Богу, который грозит наказывать «детей за вину отцов до третьего и четвертого рода». В старину такое наказание для нарушителей священной воли считали нормальным. Но возникает вопрос: насколько оправданно это требование долгой мести с точки зрения наших современных понятий о справедливости? Готовы ли мы сегодня нести ответственность за поступки своих дедов и прадедов, которых даже не знали лично? Отрицательный ответ очевиден.
Третья заповедь запрещает употребление имени Бога напрасно (всуе) и угрожает наказанием тем, кто так поступает. Странное требование, так как не объясняется конкретно, что следует считать напрасным произнесением сакрального имени. Толкования этого предмета могут быть самыми широкими. Возможно, в древнееврейском обществе знали точный смысл этого запрета, но с течением времени он оказался забыт. И теперь имя Бога произносят, кому и как вздумается, не опасаясь нарушения этой непонятной заповеди. Его называют Господь, Иегова, Яхве, Адонай, Всевышний и т.п. И что-то не видно особенного наказания свыше для людей, употребляющих по-разному имя бога.
Четвертая заповедь относится к почитанию субботнего дня, как времени отдыха Бога после сотворения мира. Согласно ей, никто не должен работать в этот день, в том числе рабы и скот. Автор этого запрета явно не предвидел, что рабство в будущем отменят, а субботу в христианских церквах заменят воскресеньем. Причем от верующих христиан их церковные руководители сейчас уже не требуют полного отказа от каких-либо дел в воскресенье. В настоящее время субботу как священный день почитают только иудеи и некоторые христианские сектанты. Значит, в практике большинства библейских конфессий имеет место фактический отказ от исполнения этой архаичной заповеди.
В пятой заповеди, где речь идет о почитании родителей, приводится такая мотивировка:
«чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе».
1 комментарий
Дмитрий
18.03.2021Странная публикация — статьей назвать трудно, а на статью потянет