Четверг, 28.03.2024
Журнал Клаузура

Знакомьтесь: Радмир Шайхутдинов

Истинным украшением Гала-концерта, завершившего Международный конкурс, посвященный 140-летию Мажита Гафури, стала песня на слова Гафури «Бер гашыйк сүзләре» московского композитора Радмира Шайхутдинова, исполненная казанской певицей Саидой Мухамедзяновой, победительницей ( 2 место) в конкурсе «Голос. Дети.2014». Сейчас этой милой обаятельной девушке 20 лет, она студентка сразу двух учебных заведений: музыкального колледжа и Казанского университета.

Песня, как принято нынче говорить, «взорвала интернет». Впервые в татарской музыке использованы ритмы босса-новы, которая, в свою очередь включает мотивы самбы и блюза. У Радмира Шайхутдинова, несмотря на его молодость, это не случайный и не единичный хит. О других, более значимых, расскажу ниже.

Радмир родом из Уфы, из музыкальной семьи: отец играл в оркестре Оперного театра, мать, Флюра Батталова – певица, Заслуженная артистка Башкортостана.

Здесь он начинал свою музыкальную карьеру. Сначала в музыкальной школе

№ 1 им. Н.Сабитова, затем перешел в ССМК при Институте искусств. Окончив 8 классов, поступил в УУИ на теоретическое отделение. С благодарностью вспоминает своих педагогов Елену Геннадьевну Гуслину, Ирину Викторовну Аполлонову, Галию Раисовну Галееву, Асию Аскатовну Абдуллину. Его научная работа «Моцарт глазами Римского – Корсакова» получила высший балл. Училище искусств Радмир окончил с отличием, и ему было предложено сразу, без экзаменов, стать студентом Екатеринбургской консерватории им. Мусоргского. Однако Радмир целился выше.

Он поехал в Москву и поступил в ГИТИС – РАТИ на факультет «Режиссура музыкального театра» по специальности «Оперная режиссура», мастерская Народного артиста РФ Юрия Константиновича Лаптева.

Здесь требовали не только знание партитуры, но самим играть и петь, а поскольку на курсе было всего три парня, на каждого приходилось по несколько мужских ролей. Критерии оценивания были очень высокие, ведь опера — синтез искусств, зато открывали широкие горизонты.

Два года в качестве ассистента режиссера принимал участие в престижном международном фестивале оперного искусства Промфест ( аббревиатура от эстонского Pärnu Rahvusvaheline Ooperimuusika Festival) в Пярну. Фестиваль проводится каждый нечетный год, начиная с 2001 года, и его художественным руководителем является известный эстонский дирижер Эрки Пехк, с которым Радмир Шайхутдинов имел честь познакомиться и подружиться. Благодаря ему ездил в город Тампере (Финляндия) в 2012 году, где Пехк дирижировал знаменитым мюзиклом французского композитора Клода-Мишеля Шёнберга «Отверженные». Говорит, что был потрясен высочайшим уровнем актеров.

Вернемся к Промфесту. Программа фестиваля рассчитана на молодых исполнителей и зрителей, и состоит из 4 частей: конкурс для молодых оперных певцов имени Клаудии Таев, которая была первым эстонским педагогом по вокалу; оперная постановка, мастер-классы и концерты.

Оперная постановка, которая запомнилась Радмиру, как ассистенту режиссера — это «Пастор из Рейги» (1971). Эстонский композитор Эдуард Тубин, иммигрировавший в 1944 г . в Швецию, поведал в ней историю острова Сааремаа.

В 2011, на юбилейном вечере ( 80-летие) Бориса Григорьевича Тевлина, хорового дирижера, профессора МГК Радмир познакомился с Алексеем Львовичем Рыбниковым.

«Первый среди равных» из четырех композиторов – Алексея Львовича Рыбникова, Эдуарда Николаевича Артемьева, Владимира Сергеевича Дашкевича, Геннадия Игоревича Гладкова — смело сочетающих в творчестве академизм и рок, автор «Юноны и Авось» заметил и не прошел мимо талантливого студента. Рыбников пригласил его в свой, созданный им в 1992 году театр, где сейчас Радмир Рамилевич Шайхутдинов — штатный режиссер и помощник музыкального руководителя. Значительным его достижением стала постановка спектакля «Телефон, или Любовь втроём», которую он остроумно скомпоновал из двух опер, разделенных столетием: « Рита, или Побитый муж» Гаэтано Доницетти ( 1841) и «Телефон» Дж. Карла Менотти (1947). Далее – цитата из интервью самого режиссера:

«В своё время мы сделали очень успешный спектакль “Телефон”. Зал был в восторге, и многие зрители подходили с вопросом: “Неужели это всё?! Придумайте продолжение!” Так и возникла идея объединить оперы Менотти и Доницетти. Я понял, что в опере “Рита, или Побитый муж” те же самые герои, только несколько лет спустя. Мы сделали наш спектакль в стилистике 60х годов XX века, a-la “Завтрак у Тиффани”. Это не конкретная привязка ко времени, а скорее атмосфера, картинка: граммофон, старинный телефон… В нашем спектакле героиня не расстаётся с телефоном и во второй части. Это своеобразная перекличка с современностью, ведь гаджеты сегодня – неотъемлемая часть нашей жизни». Солисты Анна Водопетова, Иван Болгов, Михаил Евтюхов.

«Я услышал монооперу Микаэла Таравердиева «Ожидание» на стихи Р.И.Рождественского и заболел ею» (верю! Не могла оторваться, слушала ее 5 раз подряд в исполнении Марии Сергеевны Лемешевой – это лучшая интерпретация!) Работая над этим спектаклем, Радмир познакомился с Верой Гориславовной Таравердиевой. «Проговорили с нею 6 часов!». Так началось сотрудничество с вдовой композитора, известным музыковедом. Газета «Московский комсомолец» посвятила концерту-спектаклю режиссера Р.Шайхутдинова большую статью, настолько это было ново, необычно даже для столицы, хотя Радмир считает, что Таравердиев стал предвестником жанра трип-хоп, появившегося в 90-е в Англии. Как режиссер делал концерты «Последний романтик», посвященные Таравердиеву, в Светлановском зале Международного Дома музыки в Москве и в Уфе. Как ассистент режиссера Алексея Рыбникова работал на Мосфильме над грандиозным проектом из трех фильмов: «Дух Соноры», «Литургия оглашенных», «Потерянный» .

Спросила Радмира о его собственном творчестве.

«Музыку начал сочинять еще в школе, но только теперь, получая по президентскому гранту второе высшее образование в Академии Гнесиных на факультете композиции у Кирилла Евгеньевича Волкова, ученика А.И.Хачатуряна, стал это делать профессионально».

Если раньше Радмир писал песни, то теперь вплотную подошел к созданию монооперы на поэму Маяковского «Флейта-позвоночник». Сейчас работает над циклом по татарским преданиям, которые, однако, бабушка – рассказчица преподносила слушателям как реальные истории. После поездки по Узбекистану написал интересную композицию с элементами мугама «Дога», которую исполняет Флюра Батталова. Работает над оперой « Мастер и Маргарита». Говорит, что эта работа длиною в жизнь.

Лучшим арт-концептом признана композиция Шайхутдинова на стихи Есенина, Маяковского, где ключевым стал «Судный день» на стихи Арта Атоняна, а сотрудничество с певицей Юлией Митяшовой сделало этот проект значительной вехой в творчестве композитора.

Нина Турицына


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика