Новое
- Антиох Дмитриевич Кантемир (1708 -1744) — Русский поэт-сатирик и дипломат
- В ожидании премьеры: новая постановка в Театре-студии Всеволода Шиловского
- Зинаида Гиппиус (1869 – 1945). «Мне нужно то, чего нет на свете»
- Никита Николаенко. «Газонная травка». Рассказ
- Первый фестиваль пародий на Кубани
- Евгений Татарников. «Я ее искал 3 дня и три ночи. Профессорскую столовую». Эссе-воспоминание о студенческой жизни
Зачем нужны конкордансы?
20.06.2021Рецензия на Конкорданс полного собрания стихотворений Ф.И. Тютчева. А-Я /
Под общей редакцией доктора филолог. наук, проф. А.В. Антюхова.
– Брянск, Изд-во «Курсив», 2013. 396 с.
Сразу отметим, что составителями этого конкорданса явились доцент Н.В. Атаманова и профессор А.Л. Голованевский – истинные подвижники этого труда, посвящаемого полному собранию стихотворений Тютчева. Подчеркнем: полного! Дело в том, что в отечественной лексикографии имеющиеся словари-конкордансы в основном касались отдельных произведений, что тоже, безусловно, значимо, однако еще большую ценность приобретают конкордансы полного собрания произведений, в частности стихотворений. Что же такое конкорданс? Это один из самых редких типов авторского словаря, в нашем случае объемом в 46 печатных листов, в котором систематизированы все словоформы с приведением минимальных контекстов и отсылками к стихотворениям поэта. Например:
ЗНОЙНЫЙ 6 (встречается шестикратно!), а как? Знойной 2: Но с кровью в жилах… знойной кровью. 127; Бредет по знойной мостовой. 171. Знойном 2: Под пламенным небом, на знойном холму 20; В знойном воздухе разлит! 104. Знойные 1: Здесь в знойные часы, пред рощею густою, 4; Знойный 1: Как ни дышит полдень знойный 174. Цифры рассекречены в конце книги: 2 – Двум друзьям. 104 – «В душном воздухе молчанье…»
ЗЫБКИЙ 2 зыбкий 1 В сумрак зыбкий, в дальний гул. 109; зыбких 1: Струится в зыбких камышах. 272.
Казалось бы, немного. Но по алфавиту приводятся все словоформы с примерами: зной 13: зное 3, зноем 1, зной – 5, зною 2, зноя 2. Зыбить 1, зыбиться 1, зыбкий 2, зыблясь 2, зыбь 9. Соответственно с указанием стихотворений, где эта форма слова употреблена.
В самом начале, в заглавии рецензии мы задали вопрос: зачем нужны такие словари-конкордансы? Что это дает исследователю языка поэта и вообще обычному читателю? Ответим.
Конкордансы очень нужны лингвистам или шире – филологам. Дело в том, что не только в обычной среде, но и в науке весомое место до сих пор отводится мифам. Вот и простое пролистывание этого конкорданса открывает нам, лингвистам, восхищение тем обилием словоформ, которыми пользовался Тютчев. Да, здесь не так много одноразовых слов, называемых окказионализмами (например: сладкопевный, багрянородный, блаженно-роковой), здесь все подчинено правилам, законам языка, но при этом – какое богатство лексики, как она играет смыслами, оттенками! Мы до сих пор недооцениваем роль словоформ в передаче смыслов, а ведь эта роль огромна. В вышеприведенных примерах зыбкий – два примера, а зыбь – 9 (зыбей – 2, зыби – 1, зыбь – 5, зыбью – 1). И по сребру зыбей свет солнца золотой; Зыбь ты великая, зыбь ты морская… То есть конкорданс помогает уяснить ускользающую от нас роль словоформ в передаче новых, живых смыслов.
Отечественная лингвистика (и лексикография) традиционно особое внимание уделяла слову, причем в начальной его форме. Это и понятно. Но тот факт, что и формы слова тоже могут быть весьма поэтичными и даже перекрывать значение начальных форм – это потребовало создания и издания конкордансов. «Пространственное сближение того, что в самом произведении разделено, разобщено десятками, а то и сотнями промежуточных строк, нередко проявляет, открывает нам такие смысловые связи, такие глубины смысла, которые при сплошном чтении в лучшем случае смутно ощущали, а то и вовсе не замечали», – так писал С.И. Гиндин, и с этим трудно не согласиться.
В рецензируемом Конкордансе содержатся 6610 лексем и свыше 11000 словоформ. Представим, однако, как выглядит словарная статья в конкордансе.
АВРОРА 2
Аврора 1
Благоухающие слёзы
Не о былом Аврора льет, 132
Авроры 1
Так с юных лет Авроры луч бежит 49
Здесь можно сопоставить словоупотребление в начальной форме и в форме родительного падежа.
Далее, положим, Вы занимаетесь употреблением какого-либо слова, например, слова светозарный. Тут же находим, что в поэзии Тютчева это слово встречается трижды: светозарна 1: Там светозарно дня явленье; 6 и светозарный – 2: Настала ночь – и светозарный Бог, 90; Чуть брезжит в небе месяц светозарный – 91. Перед Вами полная картина словоупотребления, которая насыщена смыслами: и день, и Бог, и месяц! И здесь же великое совмещение прямых и переносных смыслов, и это все хорошо ложится на сопоставление Федора Тютчева с другими классиками.
Конкорданс интересен также и тем, что в нем имена собственные логично вписаны в общий контекст. Это, конечно же, Аврора, пример на употребление которой мы уже приводили. И еще большой ряд: Анненкова, Байрон, Вавилон, Везувий, Генуя, Гекуба… В этом плане использование имен собственных дает возможность объединить их с именами нарицательными, пригласив их в «волшебный край его воображенья».
А просто читателям – зачем знакомиться с таким объемным конкордансом? Опять же, для разрушения мифов. Мы живем в богатейшей стране, где имя поэта изначально обрастает многими мифами, и на общем небосклоне мы, завороженные известнейшими именами, не всегда замечаем других звезд, не менее ярких и чарующих. Сейчас поэзия не в чести, но она есть, она существует, изнутри питая собой наши помыслы. Да, мы помним: «Люблю грозу в начале мая», «Мысль изреченная есть ложь». Но в этом плане внимание читателей могут привлечь также другие «миниконтексты», открывающие своеобразие Тютчева, причем с неожиданной стороны.
Страна любви, геройства, приключений…; Напрасно, критик, гонишь ты Их златокрылые мечты…; И гордо-милые уста / Дышали тихими, как лунный свет, речами; Радость и горе в живом упоенье…; Прояснится жизни мрачный ток…; В наш век стихи живут два-три мгновенья…; Вы честь спасли – и выше нет заслуг…
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ