Четверг, 21.11.2024
Журнал Клаузура

Стена как оружие борьбы: Бэнкси против общества потребления

Вандализм или искусство? Споры об относительно новой городской субкультуре – граффити – не угасают. Самый известный во всем мире художник-граффитист Бэнкси отвечает на этот вопрос так: конечно, искусство!  И, признаться, имеет на это полное право. Его работы покорили жителей сначала Британии, потом – других стран. Это стало возможным благодаря интернету и социальным сетям, сохранившим провокационные работы андеграундного художника, который охотно делился с подписчиками фото новых картин на стенах городских зданий. Их знают сейчас практически во всем мире. А вот о личности самого художника известно немногое. Кроме того, что Бэнкси – псевдоним. Но кто за ним скрывается – один человек или группа единомышленников – спорят до сих пор. Очевидно одно: автор (или авторы) талантлив, умен, неравнодушен к тому, что происходит вокруг.

Первое граффити «Мягкий, мягкий запад» — плюшевый мишка, швыряющий коктейль Молотова в силовиков — появилось на стене здания в Бристоле в 1997 году после того, как полиция довольно жестко разогнала несколько подпольных рейвов. Протест против насилия и жестокости станет доминирующей темой в его настенном творчестве. Полицейские, стреляющие из бананов, солдаты НАТО, рисующие символ мира — сочетание несочетаемого, казалось бы, удивительно гармонично, эпатажно и ярко.  Военный вертолет с бантиком и танки, занимающиеся любовью, покоряют сердца зрителей без единого выстрела. Нельзя сказать, что симпатии Бэнкси всегда на стороне митингующих. Отнюдь. Он против агрессии как таковой, от кого бы она не исходила.  Так, участник акции протеста на его граффити – в позе броска с букетом цветов в руке вместо камня или коктейля Молотова.

Настоящая сила – сила искусства, убеждает Джоконда Бэнкси – с огнеметом на плече. Настоящей властью над взрослыми обладают только дети, убежден граффитист. Веселое беззаботное детство – единственное, чему он готов сдаться добровольно. На эту мысль наводит полотно с бегущими смеющимися детьми в бронежилетах с надписью «police». Детство обезоруживает, и на другом граффити Бэнкси вооруженного до зубов воина обыскивает девочка, а на земле  валяется изъятое ею оружие как нечто лишнее и даже преступное в человеческом общества, в котором должны царить мир, любовь и гармония, и которым должны управлять  дети как ангельски чистые, светлые и самые искренние души на свете.

Однако окружающий мир далек от идеала, и печального ангела в образе ребенка Бэнкси рисует в темных готических тонах – с распахнутыми крыльями за спиной и с черепом в руке.  Исчезает тепло человеческого общения. Даже обнимающиеся влюбленные на другом его граффити поглощены не друг другом, а своими телефонами… В обществе потребления иные ценности и нет ничего святого. Паломницы Бэнкси молятся не Христу, а распродажам, упав на колени перед вывеской Sale Ends Today. Одичавшие взрослые особи общества потребления способны охотиться лишь на мирно пасущихся в поле магазинных тележек… Стать потребителем — значит деградировать, убеждает Бэнкси, и с ним сложно не согласиться:

«Любая реклама в общественном месте не оставляет вам выбора, видеть ее или нет. Люди, которые действительно уродуют наши районы – это компании, рисующие свои гигантские слоганы на зданиях и автобусах, пытаясь заставить нас чувствовать себя неадекватными, если мы не покупаем их барахло. Они считают, что могут орать свои обращения со всех доступных поверхностей, но вам никогда не позволят им ответить. Что ж, они начали войну, и стена – это оружие выбора, чтобы нанести им ответный удар…»

Иначе говоря, граффити Бэнкси – не просто и не только творчество, сколько осознанный выбор, демонстрация гражданской позиции, борьба за духовность, которая делает человека Человеком – венцом природы. Обществом потребления правят обезьяны, мечтающие о мировом господстве, в серии Laugh Now But One Day We’ll Be in Charge. Скажете, неправда – Великобритания одна из немногих стран мира, сохранившая монархию и королевскую династию. Бэнкси не обошел вниманием и этот нюанс. В 2012 году напротив детской больницы в Бристоле появился портрет Елизаветы II с макияжем в стиле зигги стардаст. Зигги стардаст – вымышленный персонаж в клипе Дэвида Боуи 1972 года. Так, одной деталью в облике монаршей особы Бэнкси подчеркнул кукольность британской монархии. Королева Елизавета II – не более, чем фрик, словно героиня популярного в начале 70-ых клипа, а Британией правят совсем другие люди.

Неудивительно, что острая социальная сатира не нравилась британским властям, которые их тут же закрашивали, не жалея красок, времени и сил.  Но благодаря социальным сетям и тысячам репостов его полотна в электронном формате вмиг разлетались по всему миру.

Сам Бэнкси так объясняет нелюбовь властей к своему творчеству:

«Люди, управляющие нашими городами, не понимают граффити, потому что они считают, что ничто не имеет права на существование, если оно не приносит дохода…»

Если допустить мысль, что Бэнкси прав, власти Британии на этот раз крупно просчитались. В 2008 году четыре картины Бэнкси серии Kate были проданы на аукционе в Лондоне за 100 тысяч фунтов. Они созданы по мотивам портретов Мэрилин Монро Энди Уорхола. Вместо кинодивы 50-х Бэнкси изображает Кейт Мосс. За Kate коллекционеры еще не готовы платить столько же, сколько за Мэрилин, но суммы, которые любители современного искусства отдают за работы Бэнкси, тоже весьма внушительны

Популярность работ Бэнкси сначала среди жителей Англии, а потом и всего мира помогла художнику изменить отношение городских служб к своему творчеству. Власти все-таки вынуждены были признать творчество Бэнкси искусством и взяли его настенные полотна под защиту.

Стрит-арт разительно отличается от традиционной живописи несмотря на то, что опирается на те же каноны изобразительного творчества. При этом граффити в прямом смысле слова выходит за рамки обычных картин. Выписанное в классическом стиле полотно «Вышла покурить» с вырезанной фигурой работницы, как бы присевшей на раму в позе курильщицы – прямое тому доказательство. Более четко, более полно проиллюстрировать идею помогает художнику даже форма его «полотен» стены зданий. Угол как бы делит рисунок на две части. На одной стене мы видим мальчика, радующегося снегу, а на заднем плане угадываются размытые очертания новогодней елки. Радостная картинка полярно меняет смысловую нагрузку, как только мы делаем несколько шагов и сворачиваем за угол. Там – горящий мусорный контейнер как продолжение полотна.  Это полярно меняет восприятие: оказывается, ребенок ловит ладошками не снег, а пепел…  «Чем же дышат наши дети?» — возмущается автор, и зрители задаются тем же пока риторическим вопросом. Тема экологии также одна из ведущих в творчестве Бэнкси.  Отличие традиционного художника от граффитиста еще и в том, что граффитист не имеет возможности много времени посвящать прорисовке деталей и вынужден работать быстро, зачастую прибегая к трафаретам. Бэнкси шутит по этому поводу:

«Баланс святого Грааля – это когда ты тратишь на изготовление картины меньше времени, чем люди тратят на ее разглядывание…»

И все-таки это тоже искусство! Искусство нашего времени, сломавшее стереотипы, вышедшее за привычные рамки живописи на улицы современных городов. Однако не каждое граффити – искусство. К сожалению, на стенах и заборах мы наблюдаем большей частью бессюжетные, безыдейные, а то и элементарно безграмотные примеры вандализма.

Лариса Есина

Фото автора


1 комментарий

  1. Владимир Платоненко

    Детство полно чудес.
    Было три года мне.
    «Слава КПСС!»
    надписью на стене.
    Детская голова
    долго глядела ввысь.
    Я прочитал: » Сла-вА»,
    ну, и конечно : «Кпс-с…»
    Было три года мне,
    что понимал я в том?
    Надписи на стене
    были мне букварём.
    Ну, а теперь я — стар
    и не упомнить мне,
    сколько я прочитал
    надписей на стене.
    Там — и официоз,
    там — и народа глас…
    Видимо, повелось
    издревле так у нас.
    Если ты — глух и нем,
    грамотен будь и зряч!
    Надписи на стене
    выдуманы не зря!
    Чтобы по всей стране
    мысль твою знать могли,
    надписью на стене
    сделать её вели!

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика