Пятница, 29.03.2024
Журнал Клаузура

Поговорим о Пушкине, друзья!

Меня критикуют за «наивно-реалистическое» восприятие художественного произведения, за то, что не отличаю персонажи от живых людей и сужу  о них не «как об условных приспособлениях, придуманных автором для того, чтоб донести до нашего подсознания подсознательный идеал свой».

Всё  так сложно, господа!  В.Г. Белинский безнадёжно устарел? Он, кажется, тоже  не поднялся до уровня «подсознательного» и « бессознательного»  анализа художественного произведения.  А мне так близки  и понятны его идеи и его реалистический подход. Критиковать других — неблагодарное занятие.  Рассказывать людям о том, какой идеал хотел донести до них автор, ещё и недальновидно. У каждого своя голова на плечах. И где гарантия, что  аналитик преподносит нам истину в последней инстанции?

К. Паустовский справедливо полагал, что анализировать художественное произведение — это то же самое, что, увидев красивую женщину, разрезать ей ножом живот и показать всем, как она устроена.

Не претендую на научное исследование текста и не считаю своё мнение  неоспоримым. Я просто так вижу. Позвольте мне, дорогие друзья, задержаться пока «на детском уровне восприятия искусства» и оставить  Евгения Онегина и Татьяну Ларину живыми людьми. Предоставим магам и чародеям от литературы подниматься до бессознательных высот в борьбе с демоническими силами.

Сегодня Евгения Онегина мы  назвали бы «мажором», человеком,  у которого много денег и очень много свободного времени.  Жизнь его – вечный праздник.  Онегину не  нужно добывать хлеб насущный, подниматься на заре, впрягаться в общее дело.  Ему неведома усталость от труда.

Но, шумом бала утомленный

И утро в полночь обратя,

Спокойно спит в тени блаженной

Забав и роскоши дитя.

Проснётся за полдень, и снова

До утра жизнь его готова,

Однообразна и пестра,

И завтра то же, что вчера.

Так жил Онегин восемь лет. Пушкин пишет, что  эти лучшие годы своей юности Евгений УБИЛ.  Убил не только время, но и  живые чувства. Был ли счастлив Евгений?

Нет: рано чувства в нём остыли;

Ему наскучил света шум;

Красавицы недолго были

Предмет его привычных дум;

Измены утомить успели;

Друзья и дружба надоели…

К двадцати четырём годам Евгений пресытился всеми радостями жизни и  охладел душой. Нет высокой цели, нет любимой женщины, нет преданного друга. В обществе, где люди носят маски и играют   роли,  нет места живым чувствам. Онегин  по натуре искренний  и страстный.

Он в первой юности своей

Был жертвой бурных заблуждений

И необузданных страстей.

Остаётся только догадываться, сколько  мук и терзаний претерпела ранимая и трепетная душа прежде, чем закрыться от мира на семьдесят семь замков и надеть маску равнодушия.

Мы знакомимся на станицах романа с уже разочарованным жизнью Онегиным, который рад  покинуть высший свет и поселиться в  деревне. К чести Евгения надо сказать, что он, в отличие от современных нам богачей, не презирал простой народ и не называл  крестьян быдлом.  Более того, он  улучшил жизнь своих крепостных, заменив для них барщину лёгким оброком, чем вызвал гнев расчётливых соседей.

Разумеется, Татьяна Ларина узнала об «опаснейшем чудаке» Онегине ещё  до личного знакомства с ним.  Такой помещик-освободитель не мог не быть в глазах юной девушки героем. Евгений предстал перед ней уже в лучах славы. И романтическая натура полетела в его объятия, как мотылёк на огонёк. Но Онегин уже постиг «науку страсти нежной» и мог просчитать на несколько\ходов вперёд, как события будут развиваться и чем всё для него закончится.  Ему не нужен больше пожар в крови и разрушающие чувства. Он хочет покоя и свободы.

Кто из мужчин  не желал бы оказаться на месте Онегина, когда  невинное  создание само прыгает к тебе,  как галушка в рот Пацюку? Мог наш герой воспользоваться неопытностью юной девы?  Легко! Некоторые  даже всерьёз полагают, что Татьяна обиделась и стала впоследствии мстить Онегину за то, что он её отверг. Да она молиться должна на своего благодетеля! Он понял её, пожалел и  не сломал ей жизнь.  Евгений   поступил благородно в соответствии со значением своего имени. Евгений в переводе с греческого означает «благородный».

Вряд ли среди современных «мажоров» найдётся хоть один, который станет заботиться о благополучии  простых людей в ущерб своим доходам и  дорожить честью влюблённой в него девушки. Наверное, и во времена Пушкина таких мужчин  было немного. Может быть, поэтому Татьяна «русская душой» отдала  своё любящее сердце именно  Онегину раз и навсегда. Она поняла Евгения, как бы сейчас сказали, на подсознательном уровне и доверилась ему.

Понятно, что с  ужасом вспоминала потом светская львица столь безрассудный свой поступок. О какой мести может идти речь?  Татьяна сама говорит:

Но вас

Я не виню: в тот страшный час

Вы поступили благородно,

Вы были правы предо мной.

Я благодарна всей душой…

Прошли годы.  Теперь уже Онегин готов на всё, чтобы быть рядом с любимой женщиной. Ему безразлично мнение света,  у него хватит сил перевернуть весь мир, он уже не дорожит своей свободой. Но, увы, слишком поздно. Теперь уже Татьяна ничего не хочет менять в своей жизни. Теперь ей не нужны безумные страсти и  сложные перипетии. Женщина выбирает стабильность. А чего хочет женщина, того хочет Бог.

Наталья Николаева


комментариев 9

  1. байрамов руслан ренатович

    МОИ СТИХИ
    Откроется нам тайна бытия.
    Талантливых людей Искусства.
    Писателя талант мышления.
    И суть мысли слова.
    В искусства превращать.
    Писателя талант как откровения.
    В искренности чувств в словах.
    Талант писателя рассказ в романе.
    Красивых нежных добрых слов.

  2. Наталья Николаева

    Спасибо, мои дорогие, за комментарии. Эмоции- самое ценное в нашей жизни. Есть спорные вопросы, но каждый всё равно останется при своём мнении, поэтому нет смысла кого-то переубеждать. Всегда рада общению с Вами. Всех люблю.

    • Татьяна

      Спасибо за статью. Хочу заметить следующее. Татьяна не хотела менять ничего в своей жизни, потому что тоже была благородна: она мужу обещала быть верной весь век — свой, или его.

  3. Воложин

    Белинский не устарел, как и наивно-реалистическое восприятие. Чтоб испытание сокровенного происходило непосредственно и непринуждённо, наивно-реалистическое восприятие необходимо. Но речь -то о последействии искусства, об обсуждении произведения. Оставаться при обсуждении на уровне позапрошлого столетия — как-то всё же стыдно должно быть.

    • Наталья Николаева

      Ребёнок в утробе матери развивается в такие же сроки, как и «в позапрошлое столетии». Люди так же рождаются и умирают, любят и ненавидят, как и в «позапрошлом столетии», и никому от этого не стыдно. Уровень позапрошлого столетия? Есть такой уровень? Какие ещё «уровни обсуждения»? Аж интересно!

    • Наталья Николаева

      Ува Мой друг Воложин! Я очень благодарна Вам за каждый комментарий и очень уважаю Ваше мнение. Постараюсь подняться до Ваших высот в ближайшее время. Будьте счастливы и любимы. Я иногда бываю слишком эмоциональна. Не обижайтесь. У каждого свои недостатки.жаем

    • Наталья Николаева

      Мой друг Воложин! Я очень благодарна Вам за каждый комментарий и очень уважаю Ваше мнение. Постараюсь подняться до Ваших высот в ближайшее время. Будьте счастливы и любимы. Я иногда бываю слишком эмоциональна. Не обижайтесь. У каждого свои недостатки.

  4. Алексей Курганов

    » я сам обманываться рад…». Сегодня- время практицизма и голимого меркантилизма. Так что неудивительно, что Пушкин сегодня МАЛОчитаем.

    • Мансуров Андрей Арсланович

      Отвечу со всей категоричностью: ДА!!! Люди и отношения прошлого и тем более — ещё более ранних столетий КОРЕННЫМ образом отличаются от нынешних! Доказать нетрудно. В средние века что в семьях аристократов-феодалов, что в семьях крестьян старались родить как можно больше детей. Потому что медицина была — в …опе, и до зрелости доживало не больше 3-4 детей из 10-15 рождённых. А в голодные годы мать бедного крестьянского семейства могла ЗАПРОСТО убить младшего ребёнка, и им накормить старших детей: в них вложено больше труда и средств, и их жизни — БОЛЕЕ ценны таким образом для выживания Семьи. Сейчас бы это посчитали варварством, глупостью и антигуманным поступком. Тогда такое поведение было — в порядке вещей. О чём и сообщают, кстати, исторические хроники. Совершенно другим было и отношение к Богу. И к феодалу-помещику. И к небу, солнцу, лесу и вообще — окружающему Миру. Тогда, в те века, человек на полном серьёзе верил, что в жизни и Обществе ничего никогда не меняется, да и не может! Всё движется по кругу, возвращаясь к исходной точке. А сейчас?! Кто скажет, что жизнь вокруг не меняется?! Только слепой! Или упёртый — желающий так и жить по законам 19 века, и верхом мудрости считать сентенции Белинского и Герцена. Прошли их времена! И мораль и приоритеты молодёжи сейчас — сосвем другие!!! Желающих более подробно ознакомиться с древним образом жизни отсылаю к статье Бирюкова «Менталитет фэнтезийного героя». автора особо раздражает, что современные авторы так и позиционируют своих героев: у них и принцессы ведут себя как шлюхи с Тверской, и феодалы — как новые русские, и все вот прямо — такие гуманные, и заботятся об экологии… Нужно ли говорить, что всё это — просто лень, нежелание знакомиться с документами той эпохи, и… Дурь.

Добавить комментарий для Наталья Николаева Отменить ответ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика