Интервью с крымским бардом Владимиром Грачевым
05.11.2021Помимо того, что Владимир – член Союза писателей России, Региональной общественной организации «Союз писателей Республики Крым», Заслуженный работник культуры Автономной Республики Крым, Заслуженный работник культуры Украины, лауреат Премии Автономной Республики Крым (литература и поэзия), он – основатель и руководитель Симферопольской литературно-бардовской мастерской «Таласса», которой октябре исполнилось 15 лет.
Мастерская располагается в подвальчике на территории Дома дружбы Симферополь-Хайдельберг, который известен еще под названием Хайдельберг-центр и находится по ул. Дыбенко, 12, где за 15 лет побывали и представляли свои произведения многие поэты, барды, проходили презентации книг, где и по сей день каждую первую и третью пятницы месяца собираются крымские (и не только) литераторы и барды и делятся друг с другом своим творчеством. Здесь бывают как признанные поэты, так и молодые, начинающие.
Владимир, расскажите о себе: где вы родились, на кого учились, кто ваши родители? Как начался ваш творческий путь: как вы начали сочинять песни и играть на гитаре?
— Я родился в апреле 1958 года в Симферополе. Здесь же закончил среднюю школу N5 и музыкальную студию с семилетним обучением по классу фортепиано. Тогда это было модно – учить детей музыке. Вот родители и определили и меня и мою сестру Аллу в студию, купив пианино. Естественно, знал и нотную грамоту и неплохо играл. И даже сочинял сам пьесы. В конце десятого класса начал осваивать гитару. Во дворе пацаны пели и аккомпанировали себе разные песни. Но настоящие песни и знакомство с жанром, которому я посвятил всю свою дальнейшую жизнь, я стал познавать, а затем и петь их, уже будучи студентом Запорожского машиностроительного института, где я окунулся в романтическую туристическую жизнь с походами на Кавказ, Урал, Карпаты.
Мы с собой носили всегда гитару и пели под нее и хором, и поодиночке. Тогда для меня «открылось» творчество Булата Окуджавы, Юрия Визбора, Александра Городницкого, Александра Дольского, Юрия Кукина, Виктора Берковского, Сергея Никитина и других известнейших авторов, так называемой в те годы «самодеятельной песни». Я побывал на своих первых фестивалях самодеятельной песни – сначала в качестве слушателя, а через несколько лет, когда отслужил уже в Советской Армии, куда я тоже брал с собой свою гитару, и вернулся в Симферополь, – то и участником.
Перечислите все ваши знаковые награды, чины, звания, премии и т.д.
— Добавлю к вышеперечисленным лишь действительно значимые для меня остальные наградные знаки. Это, прежде всего, лауреатство Всероссийской премии по литературе им. Н.С. Гумилева и Диплом им. И.А. Бунина «За верность отечественной литературе» с вручением медали «И.А. Бунин (1870-1953)» Московской городской организации Союза писателей России, а также Диплом крымской Пушкинской литературной премии. Ну, и самая дорогая для меня награда – это «Благодарность Президента Российской Федерации» с формулировкой «За заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность».
Расскажите о «Талассе». Как появилась идея создания литературно-бардовской мастерской?
В 1981 году я со своими друзьями – тоже туристами и бардами, создали в Симферополе свой Клуб самодеятельной песни, название которому «Таласса», что в переводе с греческого означает «берег, взморье», придумал я и стал его первым председателем. В 2006 г. тогдашнее руководство Дома дружбы Симферополь-Хайдельберг приняло вынужденное решение о прекращении работы на его территории неформального литературного объединения «Гель-Гью». У истоков его образования в свое время стояли такие уважаемые поэты, как Валерий Субботенко, Александр Рудь, Валерий Гаевский. Подвальное помещение, облицованное «под старину» гранитными плитами, с уютным камином и с массивными деревянными столами и лавками, до сих пор сохраняет память о тех временах, когда в нем собирались интереснейшие и талантливые люди, хранит вещи, ими подаренные. Так, к примеру, Валерий Субботенко принес туда когда-то старинную пишущую машинку «Ундервуд», Александр Рудь принимал непосредственное участие в дизайнерских работах. Память о тех временах сохранена и поныне: название «Литературный клуб «Гель-Гью» на входе, портрет Александра Степановича Грина на полочке камина, фотографии поэтов, развешенные по стенам, гравюры и керамические изделия в нишах. Но времена менялись – менялись и люди. Но после реорганизации, уже 15 лет в том же подвальчике, но в обновленном составе, продолжает собирать литераторов литературно-бардовская мастерская «Таласса».
Часто к нам приезжают гости — друзья поэты и барды из других городов Крыма: Евпатории, Бахчисарая, Ялты, Алушты, Керчи, Севастополя, Феодосии. Список тех, кто выступал хоть однажды в подвальчике, огромен. Я назову многих, но далеко не всех. Но особо хочется отдельно вспомнить о старейшей и талантливейшей писательнице и поэте Галине Александровне Печаткиной – авторе двенадцати книг прозы и поэзии, которая, несмотря на все трудности своего возраста, находила силы посещать «Талассу» и показывать членам мастерской свои новые произведения.
Частые гости в мастерской художники. Они выставляют в подвальчике свои картины и привносят определенный колорит в общение. Мастерская сегодня увенчана прекрасными фотоработами севастопольца — поэта и Президента молодежного фестиваля Климентфест Константина Свиридова. Бывали у нас художники Вячеслав Кель (Бахчисарай), Александр Кокорин (ныне «ушедший»), Виктор Бабанин (Лауреат премии Совета Министров АРК, Симферополь), Игорь Шипилин (Лауреат премии АРК, Севастополь) — вот далеко не полный список крымских мастеров кисти, бывающих в мастерской.
В составе членов мастерской около 50 человек. Поддерживая сложившиеся традиции, в обновленном виде, но в той же литературной направленности (правда — расширенной и дополненной новыми реалиями) литературно-бардовская мастерская «Таласса» продолжает собирать под сводами подвальчика крымских поэтов и бардов, историков и писателей, просто интереснейших людей, которым есть чем поделиться с другими. В ней царит атмосфера творчества и познания. Как-то незаметно, исподволь, сформировалась своеобразная методика общения: каждая встреча (а они проходят два раза в месяц — первая и третья пятница с 18.00) начинается обменом организационно-творческой информации. Во-первых, что было: какие встречи, чтения, концерты, фестивали или семинары прошли. Те, кто принял в них участие, делятся впечатлениями, рассказывают интересные на их взгляд подробности прошедших событий. Во-вторых, это информация о том, что будет происходить в ближайшей перспективе. Таким образом, члены мастерской всегда могут сориентироваться в «информационном пространстве» и принять участие или посетить те мероприятия, которые им интересны. Затем начинается собственно то, ради чего мы там и собираемся — творческий процесс. Чаще всего это презентации авторами новоизданных книг, новых стихотворений и песен и краткое их обсуждение. Перечислю только некоторых авторов, представивших в мастерской, свои произведения впервые (еще до официальных презентаций перед широкой аудиторией): В. Анфимова — «Labirint», М. Матвеева — «ЭГО-истина» и др., А. Вакуленко — «Веселое ассорти — и не только…», В. Шикалович — четыре поэтических сборника и Т. Светлицкая — «Мои светлые стихи» и др.
Гостями мастерской бывали и заезжие знаменитости: поэт-лингвист из Москвы Вилли Мельников (скончался в 2016 г.), киевлянин — поэт и издатель Дмитрий Бураго; путешественник, врач и поэт, проживающий ныне в Коста-Рике — Александр Крутько, поэт-бард — совесть Донецкой Народной Республики из г. Донецк — Владимир Скобцов. Показывали здесь свое творчество и члены Симферопольского молодежного поэтического объединения «Мы». Бывали в подвальчике с концертами и севастопольский бард Владимир Губанов, Ирина Ермолова (Заслуженный работник культуры РК), и симферопольцы — барды Михаил Митько и Елена Свок — ныне артистку Крымской госфилармонии.
За последние годы в стенах подвальчика ЛБМ «Таласса» появились новые интереснейшие поэтические личности. Из разбомбленного украинскими националистами в ДНР г. Углегорска приехала Нина Волкова, проявила себя и молодой поэт Ольга Анохина, поэт-трибун А. Акульев, поэт-лирик Н. Мазур, композитор О. Сергеева, барды — Ю. Боднар, поэты Э. Капнист, Д. Бронте, А. Третьякова, поэт и художник Т. Лобжанидзе, писатель и поэт (переехавший недавно из г. Иваново в Симферополь — ныне председатель РОО «Союз писателей Республики Крым») В. Смирнов-Шумилов, бард из Одессы, временно проживающий в Крыму — И. Сивак.
Вы приняли активное участие в Крымской весне. И теперь, пожалуй, ни одно патриотическое мероприятие не обходится без вас и ваших вдохновенных песен. Расскажите об этом периоде. Как вы встретили Крымскую весну?
Члены ЛБМ «Таласса» — Валерий Ильичев, Максим Кутяев, Тимур Лобжанидзе, Александр Трунов, Владимир Грачев — приняли непосредственное участие в исторических событиях 2014 г. — известной сегодня под названием Крымская весна, привнеся свой вклад в дело воссоединения Крыма с Россией, за что и были награждены высокими крымскими государственными наградами!
И сегодня многие поэты и барды продолжают борьбу на «литературном фронте» за воссоединение Великого русского культурного и территориального пространства, словом и делом участвуя в ней. Так, в мае и сентябре 2016 года в Луганской и Донецкой Народных Республиках с концертами в воинских частях, высших учебных заведениях и библиотеках побывали Игорь Сивак (награжденный «Союзом ветеранов добровольцев Донбасса» серебряным номерным крестом «Доброволец Донбасса»), Константин Свиридов и автор этих строк — Владимир Грачев, приняв участие и в грандиозном фестивале музыки и песни в г. Донецке «Большой Донбасс». В 2017 году этот фестиваль проводился уже в третий раз и крымская делегация также приняла в нем непосредственное участие, но в несколько ином составе — поэт А. Акульев, барды И. Сивак и В. Грачев. Ездили на Донбасс и в 2019 году, посетив с концертами многие города и поучаствовав в поэтическо-бардовском фестивале в г. Молодогвардейск.
Владимир, сколько у вас сейчас сборников и книг? Как они называются и о чем они?
— Издаваться я начал довольно поздно – лишь в 2003 года появилась моя первая книга, хотя публикаций в журналах и в газетах было предостаточно. Как-то не складывалось – то «перестройка» в последние советские годы, то «лихие 90-е», в которых завтрашний день был на уровне «авось выживем». И лишь в начале двухтысячных я решился на издание первой книги под названием «Письма из Крыма». Затем – в 2005-ом и в 2007-ом появилось еще две поэтические книги. Одна из которых — «Песнь бандуриста», была удостоена Премии АРК.
С 2011 года издавать одну поэзию мне стало не интересно и я решил попробовать себя в новом жанре, который я называю повествовательно-поэтическим. Что это значит? А то, что сначала пишется само поэтическое произведение – баллада, стихотворение. Оно может стать песней, а может – и нет. Но оно появилось ведь не на пустом месте. Ему предшествовали какие-то разговоры, встречи, исторические события, размышления – в конце концов. Вот эту, так называемую, творческую «кухню» я и описываю в своих рассказах-эссе, в конце которого публикуется и «виновник» — само поэтическое произведение.
Кроме вышеперечисленных книг, мною еще издана и проза – «Крымские охотничьи рассказы» (1 часть). Сейчас к изданию готовится их вторая часть – еще восемь рассказов и две повести. В отдельном ряду стоит удивительная краеведческая книга «Живое золото Крыма» («Фазаний рай на Холодной горе») – о самой красивой, пожалуй, живущей в Крыму, птице – фазане и о питомнике, организованном в далеком 1956 г. по личному указанию 1-го секретаря КПСС Н. Хрущева, где до сих пор разводят эту птицу, поддерживая ее поголовье не только в Крыму, но и за его пределами.
Все мы знаем, что такое Крымская весна. Многие участвовали в ней лично. Я тоже участвовал, будучи членом полка Народного ополчения Республики Крым. Много пел в разных местах и подразделениях в те дни. До Крымской весны (да и сегодня) состою в рядах Русской общины Крыма, которая долгие десятилетия готовила приход Крымской весны. Формами ее борьбы и протеста были демонстрации, митинги, издание своей собственной газеты «Русское слово», сайта в интернете, выдвижение членов общины в депутатский корпус разного уровня для решения насущных вопросов крымчан и закрепления на законодательном уровне – права говорить на родном русском языке, учиться и учить на нем, установление памятных дат и проведение мероприятия в Крыму, связанных с российскими праздниками и многое другое.Одним из форм работы было создание и исполнение песен, посвященных неразделимой истории Крыма и России, современной борьбе с украинским и другим национализмом, призывом к мирному решению всех национальных проблем и сохранения исторической памяти и памятников. Вот об этом я писал и пел, начиная еще с начала двухтысячных годов, приближая Крымскую весну своим творчеством. И поэтому, в моих повествовательно-поэтических книгах под общим названием «Пока звучат надежды струны», но разделенные на две части — «Откровения крымского барда» и «До и после Крымской весны» я писал смело и откровенно, потому, что знал, что за мной стоит сила и дух Русского мира, пока еще разобщенного и разделенного, но, я верю – в скором времени объединенного под сенью и дланью великой России.
Я рад, что смог внести свой скромный вклад в подготовку и проведение Крымской весны, написав ряд песен, которые стали неофициальными гимнами Русского движения Крыма и исполнялись мною (или в записи) практически на всех мероприятиях, связанных с Русским движением в Крыму. За участие в событиях Крымской весны был награжден крымскими наградами: медалью «За защиту Республики Крым» (от Госсовета РК) и медалью «За защиту Крыма» (от Главы Республики Крым).
Как авторам связаться с вами, если они захотят поделиться своим творчеством с гостями вашей мастерской?
— Для этого этим авторам нужно просто мне позвонить по тел.
+7978 7559352 или связаться в фейсбуке или по электронной почте – vg500@mail.ru.
Подвальчик маленький по вместимости – всего рассчитан на пребывание в нем около 20 человек, поэтому на заседания я приглашаю только творческих людей – то есть пишущих. Им всегда место найдется. Приходите, познакомимся поближе. Дадим возможность прочесть несколько стихотворений или спеть песен, рассказать о себе. Чай и кофе тоже найдется для всех.
Вы сами состоите в РОО «Союз писателей Республики Крым». Скажите, это вам дает какие-то дополнительные возможности или вы и без статуса члена Союза писателей добились известности и уважения как автор?
— В крымской писательской организации, впрочем, как и в Союзе писателей России, я состою с 2006 года и ценю членство в них уже хотя бы потому, что оно дает возможность близкого общения с самыми известными и интересными для меня писателями, поэтами и бардами (многие из них тоже члены различных писательских союзов), а также возможности публикаций в журналах и газетах. Их вот, кстати, сегодня осталось совсем мало и выходят они мизерными тиражами. Что поделать – такое время, когда интернет заменяет «живые страницы» и книги. Но они, слава Богу, все еще есть. Так, в Крыму у нас одним из старейших издающихся в Симферополе периодических изданий, является журнал «Брега Тавриды», где печатаются члены РОО «СПРК». Печатались мы коллективно и неоднократно в «Литературной газете», издающейся в Москве с тридцатых годов. Проводим свои литературные международные фестивали, самым известным из которых является «Чеховская осень».
Самое тяжелое сегодня для руководства Союза добыть гранты на проведение подобных мероприятий и издание журнала и альманахов. Но наш многоуважаемый председатель Валерий Смирнов-Шумилов и его зам Андрей Чернов с этой задачей успешно справляются. А что касается статуса и известности – то это плод многих обстоятельств и усилий самого пишущего. И одного таланта здесь недостаточно. Надо оказаться в нужное время в нужном месте. Так всегда было и так всегда будет. Кто бы узнал о творчестве Булата Окуджавы, если бы он не работал и жил в Москве, а остался бы в Калуге после распределения учительствовать? Да, пожалуй, никто. Но добиваться и ставить перед собой амбициозные цели будь то писателю, поэту или барду обязательно надо. Вот для этого и существуют различные союзы писателей. Они – как одна из ступенек к известности – литературной, публицистической или бардовской. Как еще одна возможность явить свой талант посредством использования инструментов, находящихся в ведении данных организаций.
Владимир расскажите, какие новости? Читала на фейсбуке, что вы дали концерт личному составу морпехов. Расскажите о прошедших недавно и предстоящих мероприятиях.
— Новостями, как информацией о прошедших событиях, мы всегда делимся при встречах в «Талассе» и посвящаем этому первый блок общения. Мероприятий сегодня, несмотря на всякие «коронавирусные» ограничения проводится много и разных. Вот, отметили 110-летие старейшей симферопольской библиотеке-филиала N9 им. Л.Н. Толстого. Я с 1969 года являюсь ее читателем. Поэтому искренне рад за замечательный коллектив библиотеки, которую уже 37 лет возглавляет Любовь Ивановна Тарахтий. Поздравил, спел, собственно, как и другие писатели и поэты пришедшие на юбилей – чета Голубевых, Константин Свиридов, Владимир Прасолов и другие. Что касается выступлений перед личным составом различных воинских частей, располагающихся на территории Республики Крым, то это работа для меня теперь уже плановая. Я езжу в составе концертной бригады сотрудников Симферопольского гарнизонного Дома офицеров – артистов и являюсь одним из выступающих. Поддерживаем боевой дух солдат нашей Армии и Флота как можем. Не только пою, но и много рассказываю об интересных исторических фактах. Мне интересна такая форма общения.
А что касается новостей – то ждем в «Талассе» презентации новых четырех книг афористиший нашего замечательного поэта и профессора Крымской медицинской Академии Константина Ефетова, а также презентации первой изданной книги лирической поэзии Лады Регушевской. А там уже и Новый Год не за горами и все мы обязательно соберемся за праздничным столом в нашем подвальчике.
Я поздравляю «Талассу» с 15-летием и желаю ей и вам (как ее создателю и руководителю) долгих и интересных лет жизни!
Беседовала Анфиса Третьякова-Федина
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ