Четверг, 18.04.2024
Журнал Клаузура

За пределами скоморошества

Когда произносишь слово «скоморох», сразу представляешь весёлого, симпатичного, задорного человека, который выходит на площадь в базарный день и веселит почтенную публику! Скоморохи, гусельники, плясцы, глумцы, бродячие артисты…на них всегда одежда яркая, необычная, чтобы привлекать народ на потеху. Не было таких городов, сёл, деревень, куда бы не стекались скоморохи, история самого движения скоморошничества началась ещё в дохристианские времена. А это примерно 8-9 век нашей эры. И смею сказать, что до сих пор скоморохи продолжают своё путешествие по городам и весям. Что отличает профессионального артиста наших дней от непрофессионального и все ли скоморохи – это только художественная самодеятельность? Думаю, что процесс взаимопроникновения и похожести прямо-таки на лицо. Например, блогерство это самое что ни на есть скоморошничество. Подписчики – это та самая почтенная публика, а деньги, полученные за «выступление», как раз и есть та самая казна, от которой кормились язычники-скоморохи.

Издавна скоморохи смешили крестьянский, простой народ, а также знатных людей, пользовались их любовью. Но вдруг в один прекрасный момент исчезли, оставив после себя только обряды, шутки, пословицы и поговорки. А ведь эта категория людей имеет свои историю, традиции, тайны, которые и сегодня представляют огромный интерес.

Итак, чем занимались скоморохи? Они развлекали честной народ.

Скоморохи были первыми русскими актерами: певцами, плясунами, дрессировщиками — обычно они водили с собой медведей. Они же сами сочиняли большинство драматических, музыкальных и словесных произведений, демонстрируюемых публике. Скоморохи не просто веселили людей — часто их шутки и прибаутки вскрывали большие и малые проблемы своего времени, были не просто шутовством, а злободневной сатирой. Одинаково талантливо комедианты высмеивали слабости простого люда, сильных мира сего, духовенства. Веселые и меткие слова бродячих шутов запоминались и быстро разлетались по окрестностям.

И танцуют, в круг встав, встроившись. Смешные шутки с козлом, трясущим бородой. Всё это вызывает любовь толпы. Смех. Радость. Улюлюканье. А фокусы, кто их первый придумал? Уж не скоморохи ли? А игрища, небольшие пьесы, сатиру, первый глум или, как сейчас говорят, стендап. Стендапер – это балаганщик-скоморох. И музыка звучала, простая, лёгкая, плясовая.

Можно было и что-то грустное сыграть. Чтобы восплакала публика. А затем вновь весёлое. Немудрёное. Незатейливое. Смешное и примитивное.

Шутки стендаперов – это часто юмор ниже пояса, это незамысловатые сюжеты про «постель», про то, как «сделать мужчине приятно», такой же фривольный подтекст звучал в шутках скоморохов. Медведь – любимец зрителей, а сам скоморох переодет в шкуру козы. Скоморох – это не только потешитель, но и колдун, ворожей. И предрекатель. А разве сегодняшняя Битва экстрасенсов – это не подобие скоморошьих гаданий? Слыхали ли вы легенду о Замри-горе, куда сходились скоморохи на свой ночной шабаш? Языческие обряды?

Это своего рода фестиваль!

Значит конкурсно-фестивальное движение пошло от скоморошьего ритуала. О, эти колпачки, эти бубенчики, эти юбки, шаровары, яркие рубахи, шутовские наряды!

Маскарад! Ряженые! Ритуалы… такие же ритуалы проводились на языческих капищах.

Бог Троян – покровитель скоморошества, он восседает на троне, и тонкие бубенчики позванивают, приглашая к фестивалю юмора и смеха.

Но пора и честь знать! Погуляли и хватит! Священнослужители, аки есть поборники морали, начали активно противодействовать скоморошеству, бродячим актёрам, коих приравнивали к не смирившимся со своей участью языческими жрецам. И как тут смириться? как не воспротивиться? Хотелось оставаться в прошлом. В его нутре.

В 1648 году архиепископ Никон – реформатор, который усердными стараниями добился указа царя о беспрецедентном и окончательном запрете скоморошества. И начались гонения и чёрные дни для скоморошества. Скоморохов били батогами, бросали в тюрьмы, их нехитрый скарб уничтожали, медведя конфисковали, козла тоже.

И то верно!

И сейчас церковь прямо говорит, что о душе надо думать, а не о веселии, что экстрасенсы – это путь ко гибели, что скабрёзный  юмор – это грех.

И этому опора – Византия сама! Она супротив непотребных плясок, псевдо-музыки, переодеваний, других видов увеселений, которые, по мнению византийцев, были связаны с языческими культами и преданиями. А тут возьми да скоморохи самих попов начали высмеивать. Это совсем плохо! Помните, как в атеистические времена культ церкви  высмеивался?

Значит, всё повторяемо. Все по кругу.

Но время шло. Скоморохи тоже менялись, постепенно они превратились в кукольников, балаганщиков, медвежатников, ярмарочных увеселителей. Так развивалось общество. И, что ни говори, а судьба скоморошества отражает развитие русского народа от первоначальных родовых общин до самого современного государства. Это рост! Фольклор — это часть самобытной культуры, рожденной народом, чтобы самовыразиться, объяснить свои претензии. И как ни крути – это путь природного характера, естественного развития творческой стихии народа. Скоморохи веселили да потешали саму Русь-Василису ещё с дохристианских времен. Русь-Марию в христианские времена. Русь-Пелагею и до сих пор. Одни исследователи считают их завуалированными жрецами языческого Велеса, другие приписывают им чисто культурную роль прародителей русского театра, а третьи проводят параллели между скоморошьими ватагами и некой шпионской деятельностью.  Скоморошество, если хотите – это оппозиция, это самовыражение и ярое сопротивление властям! Например, соберётся такая ватага и давай критиковать попов, бояр, царя самого! Частушки. Песни незамысловатые. Баян. Балалаечка. Тот-то весело. То-то потешно. А за этим протест стоит, мнение общественное-таки. Разве блогерство не то же самое? Или почти тоже самое? С пересчётом на несколько веков! Опираясь на слова классиков, например, Максима Горького о том, что скоморохи – это разносители «лицедейства» и «великой смуты», а также песен про Стеньку Разина.

Алексей Толстой писал:

«Из болот да лесов мы идем, Озираемся, песни поем; Нехорошие песни – бирючьи, Будто осенью мокрые сучья Раскачала и плачется ель, В гололедицу свищет метель, Воет пес на забытом кургане…»

Шутки у скоморохов были разными от явно глуповатых, примитивных, но простых и понятных. Но это принималось народом в том виде, в каком эти шутки подавались. Иногда коллективы скоморохов славились и талантливым исполнением, например, скоморохи новгородские.

Сказывают, что Иван Грозный не гнушался скоморошьими представлениями. Не иначе по этой причине был организован потешный двор — предшественник будущего придворного царского театра. Например Иван Грозный упоминла скоморохов в письмах, в  «Сказании князя Курбского». И что греха таить, скоморохи часто были любимцами знати. Иван Грозный в письме, попавшему в плен татарам Василию Грязному,  пишет:

«Писал ты, что за грехи взяли тебя в плен; так надо было, Васюшка, без пути средь крымских улусов не разъезжать; а уж как заехал, не надо было как при охотничьей поездке спать: ты думал, что в окольные места приехал с собаками за зайцами, а крымцы самого тебя к седлу и приторочили. Или ты думал, что и в Крыму можно так же шутить, как у меня, стоя за кушаньем? Крымцы так не спят, как вы, да вас, неженок, умеют ловить; они не говорят, дойдя до чужой земли: «Пора домой!» Если бы крымцы были такими бабами, как вы, то им бы и за рекой не бывать, не только что в Москве…»

Ещё немного документальных исторических слов о скоморошьем движении или, как, говорит молодёжь, движухе, например в «Домострое»: «И аще начнут… смехотворение и всякое глумление или гусли, и всякое гудение, и плясание, и плескание, и всякие игры бесовские, тогда якож дым отгонит пчелы, також отыдут ангели божия от тоя трапезы и смрадные бесы предстанут».

И ещё один документ «Стогалвы церковный собор» 1551 года.

«В мирских свадьбах играют глумотворцы и арганники, и гусельники, и смехотворцы и бесовские песни поют, и как к церкве венчатися поедут священник со крестом будет, а пред ним со всеми теми играми бесовскими рищут».

И ответ:

«К венчанию бы ко святым божиим церквам, скомрахом и глумнцом перед свадьбою не ходити, а священником бы о том запрещати с великим запрещением, чтобы такое бесчиние никогда же неименовалося»

То есть с одной стороны привечали, с другой запрещали. Такова власть русская…В отдельных случаях доходило до епитимьи и запрета причастия. Слуги нечистого, пособники диявола – таки отзывались святые отцы о скоморохах. К началу 17 века усилились гонения на скоморохов. Здесь преследования, запреты… В царской грамоте от 1648 года запрещалось «пущать на порог бродяг с гуслями, домрами, волынками и со всякими играми..», а также применялось наказание скоморохов и их почитателей битьем батогами. Даже музыкальные инструменты изымались и сжигались. В топку пошли гусли-самогудки, дудки берёзовые, волынки кленовые, колокольчики медные, бубны сладкозвучные. И песни медовые…

А ослушавшихся отправляли в ссылки или запирали в монастырские темницы, где им всю оставшуюся жизнь только и оставалось, что у иконок замаливать свои грехи. Постепенно традиционных скоморохов не стало. Они перешли в стан обычных ярмарочных увеселителей, разгуляев-медвежатников и песенников-балаганщиков.

Скоморохи стали кулачниками. Это тоже азарт! Заработок заключался в ставках на чудаков, на известных бойцов, которыми порой были сами скоморохи. Иногда некие отчаянные переходили на самые настоящие криминальные «забавы». Вот тебе и гусляр, вот тебе и гудочник, вот тебе и плясун! Отчаянье тянуло их на разбои. Грабежи.

Сказывают, что скоморохи были легко  вхожи в самые знатные и богатые дома вельмож и государственных деятелей, имея возможность подслушивать откровенные застольные росказни (после третьей рюмки водки да после четвёртого глотка браги на меду язык развязывался!) Отсюда  лангобардский scamar(a), что переводится как «шпион». Но если отбросить всё грустное, то какая же ярмарка без скоморохов, вертепа, Петрушки, неуёмного балагана?  Пестрота, яркость, потехи! На ярмарке менялись купеческие лавки и перемешивались торговцы, привозились товары, однако развлечения традиционно оставались одними и теми же – скоморошьими!

Фото с сайта «История мира» — https://zen.yandex.ru/media/id/608fed01aaf4b252a6f66b3f/rasskazyvaiu-istoriiu-o-tom-kak-poiavilis-skomorohi-na-rusi-60943179b8e935293c783b5d 

Теперь поговорим о танцах. О Хороводах. Это тоже ярмарочные потехи. Это сродни ритуалу языческому, это сакральный момент обозначающий круг, солнце, ярило! Пляски с выкидыванием ног вперёд, это как раз шло от балаганного задора.

Вот обвяжутся кушаками, вот взмахнут кудрями и эх! Весело!

Стихи! Это тоже остатки скоморошьего обряда. Стихи непрофессиональных поэтов тянущихся к профессиональным. Вертепы. Балаганы. Кукольные театры. Раёк!

Это большой ящик, нередко расположенный на колесах и сделан мастерски в виде небольшой избы. На одной из боковых стен была расположена ручка, а на двух других линзы. Вращаешь ручку – и пошло-поехало, задорно, весело.

Князь Долгорукий, увидев представление петрушки в 1813 году отозвался: «Описывать нечего: всякий видел, что это такое; для меня нет ничего смешнее и того, кто представляет, и тех, кто смотрят. …Зрители хохочут и очень счастливы».

Игры! Массовики-затейники существую до сих пор. Дискотеки, народные гуляния, массовые потехи, игрища. Например, особой популярностью была простая забава – сапог на столбе. Взберись! Возьми. Под восхищённые взгляды красавиц Да поцелуй самую пригожую!

Здесь  не только Русь скоморошья, но и запад Швеции, деревушка Кивик: большую часть года её обитатели живут тихой размеренной жизнью, но все меняется в конце сентября, наступает сказка! Здесь проходит ежегодная яблочная ярмарка. Это невероятно! Горы яблок. Строения из яблок. Яблочные домики! На гвозди заранее вбитые в сваи насаживаются тысячи плодов. Разных расцветок от лимонного до красного. От полосатого до звучно зелёного. А наша Масленица. Наша русская зима! Ледовые дома. Детские горки. Езда на тройке лошадей…

СКОМОРОШЬИ ТЕКСТЫ

У них глаза, что синее неба, пшеничьи косы,

у них кафтаны, собольи шапки, козлы, медведи.

О, как бы знать, что у них есть свойство, что есть свой способ:

ты всё отдашь, всю себя и всё, что на белом свете.

Но только чтобы на эту площадь народ собрался!

От каждой строчки на части рвался звенящий голос!

Народ смеялся, народ чтоб плакал, чтоб синеглазо

он потешался. И чтоб сотрясался космос!

 

Иди сюда ты.

Иди ко мне ты.

Какой там Сталин?

Дуда рябиновая моя. Хрипота миндалин.

Да скок-поскок мой. Носочек тянется балеринный.

А после к девкам. А после к бабам. Да на перины.

Натанцевалась до сбитых пяток, мозолей жгучих,

они мои – скоморошьи тексты, как я, живучи!

 

Они себе и дитя, и мати, они объятья.

Они такие, когда ты в церковь идёшь молиться.

И Бог-младенчик в тебе, что верит в своё распятье.

А ты не веришь, ты просто в банку нальёшь водицы.

 

Глоток, глоточек, ещё и ещё, а вода святая.

вот так и тексты мои скоморошьи лежат младенцем.

И видят поле.

И видят небо.

Зрят полотенце.

Сказать не могут. А по ночам, по ночам рыдают.

 

С лица не пить им. Они напьются с простого тела.

Жужжат над ухом. Жужжат над ночью. Жужжат над утром.

Я и сама бы таких нестройных их не хотела.

Могла б – не стала. Но не могу я, легко как будто?

 

Они всё знают, что их распнут. И что гвозди в пальцы.

Они не глупые. Им я ору – доплясались?

Распятье видя своё, они воскресают – паяцы!

И вновь идут они на распятье сами…

Светлана Леонтьева


комментария 3

  1. Лідія

    Побольше бы было таких неравнодушных талантливых авторов и площадок, с которых они могут вещать, грустное будущее уходило бы за горизонт. Россия, держись. Не имеешь права на слабость. Спасибо, Светлана.

    • svetlana LEONTYEVA

      спасибо огромное, Лилия!

  2. Инга

    Очень сомневаюсь, что блогеры и экстрасенсы имеют прямое отношение к теме скоморошества на Руси…
    Скоморохи выступали на больших праздниках, на рынках-ярмарках при большом скоплении народа и веселили, шутили, по-доброму, создавали праздничное настроение и были любимы в народе, настоящий народный театр!

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика