По музыкальным клавишам-ступеням
24.01.2022
/
Редакция
Ценность нашей жизни определяется теми людьми, с которыми нас свела судьба. Мы дарим друг другу частицы нашей души, и этот взаимный обмен мыслями и чувствами — и есть тот волшебный огонь творческого вдохновения, который ведёт нас по жизни.
Отмечая в этом году 50 лет нашей дружбы с Эмилией, я ещё не совсем свыклась с мыслью, что её нет среди нас. Возможно, это не так, и она смотрит на нас со своей звезды и слышит нас. Не могу говорить о ней в прошедшем времени… Она писала мне до последних чисел октября прошлого года и присылала свои новые сочинения, а я посылала ей свои стихи. Не каждый стих подходил ей для её музыкальных композиций, а только стихи с особым ритмом, в которых она слышала свою мелодию, Она говорила мне, что «идёт от текста»… Внутренним слухом она улавливала интонации и преображала их в звуки. Но и её музыка помогала мне настроится на определённую волну. Сами собой рождались стихи, посвящённые Эмилии или написанные с мыслью о ней.
По музыкальным клавишам-ступеням
Бегут твои танцующие руки,
Рождая горький аромат сирени
И ветра освежающие звуки…
Мелодии листвы и шёпот моря,
Снега и скалы, ледники и фиорды,
Сосновые леса, озёра, зори —
Рождаются в ритмических аккордах.
И города — их гул — как рокот бури,
Гудение песков в зыбучих дюнах,
Эфирные мелодии лазури,
Небесных арф Эоловые струны,
Цветы подснежников и клёкот журавлиный,
И трепет сердца, страсть его, горенье,
Ручьи, весной прорвавшие плотины, —
Всё это музыка твоя и вдохновенье…
Когда-то в юности она играла мне свои музыкальные монологи и рассказывала о своей встрече с Микаэлом Таривердиевым, который очень серьёзно отнёсся к её сочинениям, подчёркивая их своеобразие, и посоветовал ей продолжить музыкальное образование. Но в то время у неё не было такой возможности. Когда дети подросли, Эмилия стала брать уроки композиции у профессора Московской консерватории Евгении Иосифовны Яхниной, а также изучала джаз, часто используя джазовые ритмы в своих произведениях. При всём внешнем благополучии, в её жизни было много горестей и разочарований, но она преодолевала их, уходя в мир искусства, в мир музыкальных фантазий. Я назвала бы её сочинения — музыкальной исповедью, так непосредственно и трепетно звучали они, глубоко проникая в душу. Музыка уводила её в иной мир — мир возвышенных чувств и чистой любви. Музыка была для неё ангелом-хранителем, приютом и спасением от всех жизненных невзгод.
О, бедная душа, она не хочет
Принять бег времени безумный
и страданье,
И сердце бьётся, бьётся, что есть мочи,
В неугасимой жажде созиданья, —
То пламя жизни, мыслей претворенье
И обретенье ангельских пророчеств,
Прозренье, обновленье, восхожденье
И просветленье в непроглядной ночи,
И страсть, и жгучая любви загадка,
Которую никто не разгадает, —
Конфетка, карамелька, шоколадка,
Которая во рту так быстро тает,
Но оставляет привкус горько-сладкий —
Запретный плод потерянного рая…
Мы расстались с Эмилией на несколько лет в 90-е годы, но в 2000-е встретились снова, оказавшись, как прежде, на одной волне — родственные по духу люди… Она дарила мне свои диски и книги стихов и прозы, приглашала на авторские концерты, а я помогала ей составлять музыкально-литературные композиции на стихи поэтов Серебряного века, которые были нам особенно близки. В моём представлении, музыка Эмилии стилистически связана с эпохой русского модерна и ассоциируется с произведениями Сергея Рахманинова.
Классический стиль, многообразие стилистических приёмов, проникновение в музыкальную энергетику разных народов — восхищает и завораживает. Её вдохновению доступны не только жанр песен и романсов, она создавала также инструментальные пьесы — для скрипки и фортепиано, ею написан детский мьюзикл «Бумажный кораблик» на её собственные стихи и стихи Генриэтты Хасиной, записаны альбомы песен «Поэзия на клавишах» с элементами джаза на стихи Германа Гецевича, а также «Жемчужный джаз» — на её собственные стихи. В содружестве с поэтами Наталией Тимофеевой и Радой Полищук написаны вокальные циклы в широком стилистическом диапазоне. Создан музыкальный цикл для фортепианного квинтета к венку сонетов — «Царь Давид» — поэта Александра Кирнова и цикл романсов на стихи Иосифа Бродского.
Интересны и талантливы её произведения в древнерусском, народном стиле, исполняемые в сопровождении ансамбля гусляров «Забава». Её интуиция, несомненные талант и эрудиция позволяли ей чувствовать музыкальные интонации и стили разных эпох и народов.
С годами в нашем содружестве появилась новая нота: Эмилия начала писать музыку на мои стихи и в 2016 году записала диск «Агапантус» — альбом романтических песен, уносящих слушателей в открытый океан фантазии, к неизведанным островам и странам… В сочетании с музыкой Эмилии, стихи приобретают особую ауру и начинают звучать и восприниматься по-новому…
Мне кажется, я поняла её возвышенную душу, которая стремится прочь от всего земного, обыденного — к свету творческих стихий и божественных откровений…
Так, и Любовь она воспринимала как возвышенное чувство, с которым человек улетает в небеса, превращаясь в крылатого, бессмертного небожителя:
У истинной Любви рассудка нет —
Любовь — мечта, а цель — недостижима…
Проходят годы вереницей мимо,
А мы всё ждём и ждём её ответ…
Любовь — тоска, безумие и бред…
Душа страдает, призраком томима…
И в этом смысл Любви, её секрет —
Она, как бабочка, неуловима…
Лишь руку протяни — она вспорхнёт,
Поймаешь — и умрёт, ведь руки грубы…
Ей нужен только воздух и полёт…
Бесплотна, эфемерна, нереальна —
Любовь — не тело, не глаза, не губы,
А лишь души фантазия и тайна…
С тех пор Эмилия сочинила множество романсов и романтических композиций на мои стихи, подготовив их в 2019 году для двух дисков, но по независящим от неё обстоятельствам, осуществить запись ей не удалось. Однако, она продолжала писать музыку все последние годы, и у меня накопилось более ста её песен. Ей всегда было интересно знать моё мнение о каждом произведении, и я старалась передать ей все оттенки моих впечатлений. Она продолжала творить до последнего дня — с необыкновенным мужеством, преодолевая тяжёлую болезнь, и никогда не жаловалась. Всегда приветливая, доброжелательная, искренняя в своих чувствах и их выражении, энергичная, позитивно настроенная, она излучала оптимизм и любовь к жизни, к детям и внукам, к своим многочисленным друзьям и ко всему прекрасному на свете. Она поняла, что только в творчестве человек находит себя, оно возвышает человека, очищает и облагораживает его душу.
Всё, что памятью нашей хранимо,
Что невольно осталось в ней,
Улетает в облаке дыма,
В лёгкой дымке утраченных дней…
Это музыка нашего сердца,
Наших душ окрылённых полёт,
Ветерка мимолётное скерцо,
Что взлетает и к небу зовёт…
Всё, о чём мы в душе мечтали,
Что словами не в силах сказать, —
Наши слёзы, улыбки, печали,
Нашей радости благодать, —
Всё, что с ветром в небо уходит —
Поцелуи, обрывки фраз —
Превращается в волны мелодий,
Словно листья, кружась в хороводе,
Улетая в небо от нас…
Верю, жизнь прошла не напрасно,
Пролетело время не зря…
И я знаю, мечта прекрасна,
Как прекрасна Любви заря…
На крылатых ветрах улетая,
Уплывая с луной в тиши,
Мне поёт мечта золотая,
Мелодичным цветком расцветая, —
Это грёза моей души…
Вновь я слышу мелодию сердца,
Открывая в грядущее дверцу…
Маргарита Берёзкина
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ