Пятница, 29.03.2024
Журнал Клаузура

Рецензия на книгу Алекса О. «Folly»

Эта книга, пожалуй, многое может сказать об её авторе. Задумка книги такова, что читатель  чуть — чуть поплутает по страницам книги, отрешённо прочтёт главы, разрозненность которых погрузит в некую растерянность, а финал книги станет просто бомбой. Итак, исходным событием является короткое замыкание в розетке впоследствии пожар в многоквартирном жилом доме. Странным казалось обстоятельство – паника не возникла при сигнализации в пожарную службу. История запутывалась ещё и тем как петляла сама история расследования. Об остальном можно судить по главам книги. Каждая рассказывала о разном событии, разных временах и эпохе искусства живописи, литературы и археологии. Встрепенулось FOLLY, как бы отряхиваясь и ведя читателя по книжному Лабиринту, повиливая, повизгивая  и размазывая языком эту мутную лужицу — пыталось рассмотреть подводные камни героев.

Оно как собакоподобие виляющее и ухмыляющееся перед лицом читателя. Поначалу всё казалось странным, серым и как пыль, осевшая на эту глянцевую обложку. Вчитываешься и проваливаешься в дебри  «классической русской и зарубежной литературы», которой решил попотчевать любопытнейшую читательскую аудиторию, уже пресытившуюся детективами Дарьи Донцовой и Юлии Шиловой. Читатель жаждет новое литературное  обозрение. Автор дарит шанс прочувствовать все перипетии на себе. Автор задумывал эту книгу,  привнося постепенно коренья и используя атрибутику героев великих литературных произведений: «Игрок» Ф.М.Достоевского, «Приключения Шерлока Холмса и Доктора Ватсона» Артур Конан Дойл и сюжеты известных картин мировых деятелей изобразительного искусства. И конечно, цитата из стихотворения А.С. Пушкина «Звезда пленительного счастья». Что можно сказать об авторе? Он начитан, образован, разносторонняя личность с адреналином и жаждой приключения. Автор «Книги – приключение» — книги нового поколения писателей. «Механизм» запущенный героями книги довёл почти до точки кипения. С первой главы казалось, что автор писал сценарий для сериала или компьютерной игры. Эту книгу нельзя читать быстро и нельзя читать медленно. Средний темп чтения как стрелка весов или часов встала на золотую середину. Чтение данной книги можно сравнить с остановкой поезда и набирания постепенно скорости стальной многотонной машины из стали и жерди. Нельзя перебегать железнодорожные пути перед самым приближением паровоза. Его скорость уменьшается с медленным режущим звуком, от которого сводит зубы ж-ж-ж-з-з-з. Кладя голову или конечность на отсечение на плаху железного палача ты отрезаешь не способность движения или речи, а смысл жизни. Герои пытались запутать следствие использовать нелогическую цепь действий. Глупость, заигрывание, мотив – урвать куш. Я даю весьма осознанную оценку этим поступкам «квартета» — рок «майнинга». Он засосал их в мировую сеть интернета, пережёвывая стальными челюстями, чиркнул спичкой.  Пущенная шальная пуля – дура просвистела навылет. Цепная реакция разрывала эту путаницу как ручная граната.

Опишу собственные впечатления от чтения книги: ощущение, будто с трудом въезжаешь на гору на велосипеде или самокате, отталкиваясь ногой, и преодолеваешь неприятное препятствие, натыкаясь колёсиками на пробоины и камушки. Ты делаешь виражи, петляешь. Катишься и самокат дрезбежит по тротуарной плитке. Тот же самый эффект до скрежета зубов. Но после приключенческой поездки ты, наконец, плывёшь, плавно скатываешься с горки навстречу ветерку и свободе. Эта книга как кадры одноименного детектива в современной интерпретации. «Приключения Шерлока Холмса» старой Англии 19 века теперь имеют новые красочные контрастные повествования. Наш автор «Конан Дойл» нового поколения смотрящий абсолютно свежо и перспективно на мотивы преступников. Он не держит в зубах трубку и не молвит чуть хрипловатым голосом «Друг мой, Доктор Ватсон». Он как одинокий волк не терпит помех на пути расследования дела. Как много разрозненности в книге. Она сбивала с толка, она бурлила, застила глаза, она ослепляла и размывала чёткие линии сюжета, смывала следы. Финиш, казалось, на расстоянии вытянутой руки. Но всё время отдалялся. Казался миражом. Призрачным гонщиком на автостраде. Эту книгу можно сравнить с тем как движется поток транспорта. Одна полоса шоссе свободна, а вторая едва едет. Почти не заметно. Стоит на месте. Казалось, что главы разнятся, а в конце её подвох для читателя – автор обращает внимание на то же место, откуда начал следовать повествование. Хитрая задумка. В том вся интрига.

Изобразительное искусство, драма, трагедия в гибели музы, отвергнутой влюблённой падающей с моста.  Он смешивает в палитре все краски и наносит на чистый холст не запятнанную репутацию оттенки серого дождливого промозглого дня и, меняясь в настроении, рисует   радугу, залитую улицу предзакатным солнцем и фонтаны и купающихся голубей. Смена настроения плавное течение мыслей. Без спешки, без паники.  Автор на то и ориентировал читательскую аудиторию не громогласным, но повелительным тоном. Он режиссёр, продюсер, контрабандист, наркодилер, игроман и казанова и наконец, он искатель приключений,  — авантюрист одним словом. Пускал пыль в глаза, сорил деньгами долларами. Крутил роман на стороне, а у жены под каблуком был жалкий неудачник. Раз следователь пришёл к логическому завершению и отыскал запасные ходы преступного квартета, то его эрудиции можно было бы позавидовать, восхититься умом и смекалкой расторопного опера. Он щёлкал эти задачки как белочка орешки. «Ловкость рук и никакого мошенничества» – заключаю я в свои читательские мысли известную цитату карточных игроков. По прочтению книги можно заверить Вас, автор, что Вы мастер закручивать гайки в нужном месте повествования. Для читательской аудитории эта книга станет истинным кладом. Я специально не стала делать «ход конём» по всем главам по отдельности, поскольку эти вещественные доказательства недосягаемы мне, пусть они остаются тайной. Везде есть экспозиция завязка, развитие действий, кульминация и развязка. Эти тридцать пять глав уместились в небольшую книжицу, каждая глава – открытие для читателя, тайна, интрига, перипетии и рок. Рок  порабощал и прятал лица героев под маской. Завязал любовь морским узлом. Запаситесь терпением читатель, я дойду до истины. Folly – как мёртвая петля ещё не затянувшаяся на чьей-нибудь шее. Она ждёт жертву. Казнь откладывается. Следователь несёт со смирением крест «рыбака без рыбки» пока ещё не пойманной сетью. Он дотошно ищет след. Он упорно продолжает игру, как заядлый компьютерный игрок без сна и отдыха сидит скрупулёзно работает над тактикой. Книга запутывает читателя, поглощает его разум, способность мыслить. Раскладывает карточный пасьянс – паук или косынку. Заставляет работать мозг.

«Игрок» повесть Ф.М.Достоевского упомянута здесь не случайно, поскольку автор пустил в ход эту мысль сопоставляя героев Достоевского: барышни Полины – весьма амбициозной и эгоистичной особы, самодовольного и скупого рыцаря Де-Грие француза и Алексей Иванович весьма зависимый от игры в рулетку. Автор позаимствовал у великого писателя эту сцену в собственном контексте, тем самым поставил карту на «Москву 1802 датируя 14 февраля» предлагая партию  Льву Кирилловичу Разумовскому и Александру Николаевичу Голицыну сыграть. Дуэль двух величайших князей, соперники кидали карты вместо перчаток. Из-за взбалмошной дамы Марии Григорьевны. Посмотрите внимательно автор и читатель на то, как схожи эти прототипы героев. Автор наверняка знал произведение довольно неплохо. Знал, как сопоставить их друг другу по мотивам, по историческим фактам. Читая книгу, мне сразу бросилось в глаза явная картина действий героев. Не оспорить факты. Неопровержимо.

Цель героев проста, очевидна и не несёт никакой загадочности. Она пряма. Цинична, порочна и материализуется в денежном эквиваленте. Дама выбрала того кто в выигрыше. Сама по себе она не интересна. Достоевский в коей мере сыграл не последнюю роль в данном контексте. Он раскрыл козыри, сбросил маски с  лиц, опустошил карманы, и в пьяном  бреду брёл по этим страницам, перелистывая, и переступая пороги безумства и легкомыслия. Нельзя голословно обвинять автора в том,  как он брал литературные постулаты и обогащал ими своё детище. Он не преследовал цели прихватить с собой в писательскую нишу запачканную кляксами чернил сборку литературных эпитетов. Они и так сплошь и рядом. Каждый раз, беря новую книгу в руки — опознаёшь « градусы знаний». Из — под полы текут ручьями ругательств, буквенные станы как бы западающие клавиши, не пропечатанные чётко, а как бы зависшие между строк. «Слова паразиты» норовят выползти из  — под ручки прямо в текст и впиться в эту грамматику. Писатель пишет свой труд. Пусть он не окончил филологического факультета, какого – нибудь гуманитарного вуза. Он ищет, где воздвигнуть фундамент новой литературы. Folly – новое слово в литературе. Приключение. Детектив, путешествие по миру. Прекрасный путеводитель по странам, где заканчивается одна история и начата новая эра. Горы. Вулканы, леса, Исторические артефакты, старинная архитектура и живопись. Где живёт муза, где играет скрипка, тонет неразделённая любовь. Благоухает сад. Как много прекрасного! Просто книги надо понимать, понимать автора. Созидать великому искусству. Не предаваться мелочному, пустому и корыстолюбию. Не истреблять себя.

Возможно, я как читатель могу ошибиться в анализе книги, но не вооружённым глазом видна суть изложенного видения текста. Не стоит повторять упомянутые здесь эксперименты, даже если вы первоклассный электрик. Шучу.  Беспристрастный зритель мог бы уйти и не досмотреть сего фильма с остросюжетным содержанием. Сделав неправильный ошибочный вывод. Следователь, наконец, окончив запутанное как клубок ниток дело изучив все детали, нажал на компьютере «Завершение работы» победоносно выдохнул. Эта книга могла бы научить каким-то положительным качествам человека. Всё пережитое, переосмысленное, проигранное подталкивает к новому неизведанному действу. Какое-то остранение, забытье  и падение в прострацию читательской сущности – значит, ты понял книгу, ты её прочитал целиком. Все главы – как реки. Ты выныриваешь из одного водоёма и ныряешь в озеро. Страница за страницей, глава за главой и вот книга пропиталась энергетикой,  а читатель насытился духовной пищей для ума. Видна цепная реакция как электрический заряд по нервным окончаниям в мозгу и постепенно идёт импульсом в конечности. Книга вразумила действиям. Как проводочки мелкими сосудиками просвечиваются сквозь эту прозрачную оболочку и эти ощущения от книги. Довольно сильный разряд энергии подаренной читателю автором. Каков эффект!

Признаюсь, автор и читатель, книга давалась нелегко.  Читалась медленно, вдумчиво и потихоньку вела к разгадке преступлений и интриг «любовного треугольника», пожалуй, самая детективная литературная новинка, которую можно вставить в #Обзор Лит_новинок книг. Рекомендуется к прочтению любителям детективов. Собственно речь пойдёт о самой книге: Замысел автора заключается в том, что каждая глава как самостоятельный текст. Он специально писал на разную скорость чтения и осмысления и разный формат повествования. Алекс О. создал Folly для того чтобы читатель его принял, перелистал страницы шелестя  пальцами, ощутил эту живую плоть печатного издания.

Полина Шаталова


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика