Среда, 08.05.2024
Журнал Клаузура

Встреча с летчиком-испытателем Алексеем Сергеевичем Бородаем

25 мая 2022 года на базе библиотеки N8 города Жуковский состоялась встреча с очень интересным человеком — лётчиком-испытателем 1-го класса, космонавтом-испытателем, полковником Алексеем Сергеевичем БОРОДАЕМ.

Родился Алексей Бородай 28 июля 1947 в Волгоградской области. В 1965–1968 обучался в авиационных центрах ДОСААФ. В 1969 окончил Качинское ВВАУЛ, в 1981 — МАИ. В 1969–1976 работал лётчиком, затем — лётчиком-испытателем ГКНИИ ВВС, участвовал в программе «Буран». В 1987–1993 — в отряде космонавтов, командир группы космонавтов-испытателей. В 1994–1996 — лётчик Аэрофлота. С 1998 — методист тренажёрного комплекса ВВА им. Ю. А. Гагарина. Полковник запаса.

За этой краткой биографической справкой о нашем сегодняшнем собеседнике – бурная жизнь, наполненная взлетами и падениями, различными жизненными ситуациями, победами и поражениями, и конечно, верой в будущее.

Военные летчики – люди немногословные, привыкшие действовать не словами, а делами и поступками.

Немного истории. Лётчик-испытатель — это лётчик, прошедший дополнительное профессиональное обучение, выполняющий в рамках лётных испытаний и исследований испытательные полёты на вновь созданных или модифицированных образцах воздушных судов, в том числе путем осуществления специальных режимов и манёвров для проверки характеристик авиационной и другой техники.

Работа лётчика-испытателя может быть связана как с испытаниями опытных образцов воздушных судов или модификаций существующих образцов, так и с проверкой характеристик вновь выпущенных серийных самолётов, вертолётов и т. п. при серийном их производстве. Как правило, многие лётчики-испытатели занимаются и тем, и другим.

Лётчики-испытатели появились с первыми летательными аппаратами, роль испытателей примеряли на себя сами изобретатели. Профессия лётчика-испытателя появилась во время Первой мировой войны в Великобритании, когда был образован Королевский научно-исследовательский авиационный институт и при Центральной лётной школе было создано испытательное подразделение (англ. Experimental Flight). Позднее в США в послевоенные годы первых астронавтов США отбирали из числа высококлассных военных лётчиков.

Профессия лётчика-испытателя относится к числу опасных: в 1950-е годы была особенно высокая смертность среди лётчиков-испытателей новых реактивных самолётов. Со временем уровень безопасности повысился благодаря внедрению новых технологий (в том числе благодаря компьютерному моделированию и симуляциям полётов), более тщательным испытаниям техники на земле, внедрению электродистанционных систем управления и испытаниям БПЛА (Беспилотный летательный аппарат) для исследования новых свойств летательных аппаратов. Тем не менее, пилотирование экспериментальных ЛА (Летательный аппарат) до сих пор является одним из наиболее опасных видов полётов.

Алексей Сергеевич Бородай испытывал разные виды самолетов от МиГ-15 до МиГ-31, от Су-7 до Су-27 (кроме Су-9), Ан-124 «Руслан», Ан-225 «Мрия» и их модификации. Работал лётчиком «Аэрофлота» в Шереметьево. Летал на самолете Ан-124 «Руслан».

В 1978 году Алексей Сергеевич Бородай был отобран в группу летчиков-испытателей ГКНИИ ВВС им. Чкалова (Государственный лётно-испытательный центр Министерства обороны имени В. П. Чкалова) для проведения атмосферных испытаний МТКК «Буран».

«Буран» — это крылатый космический орбитальный корабль многоразового применения самолётной конфигурации. Его разработка началась в 1974-1975 годах на основе «Комплексной ракетно-космической программы», которая была ответом советской космонавтики на известия в 1972 году о том, что США приступило к осуществлению программы «Спейс-Шаттл».

В мире насчитывается ограниченное число специальных учебных заведений — школ, готовящих лётчиков испытателей: в России их две, в США три, в Великобритании и Франции по одной.

Вот какой путь к профессии был у нашего сегодняшнего собеседника. Но для начала еще немного истории.

Набор лётчиков-испытателей проводится из числа опытных лётчиков, которые прекрасно разбираются в аэрокосмической технике и понимают принципы и причины испытания тех или иных самолётов, а также обладают развитыми аналитическими навыками и умеют тщательно следовать плану полёта. Как правило, таковыми могут быть лётчики, окончившие специализированные училища военной авиации.

В 1965 году Алексей Бородай закончил 11 классов средней школы села Лемешкино Руднянского района Волгоградской области. Именно в школе он познакомился со своей будущей женой и живет с ней до сих пор. Это очень показательно в наши дни и достойный пример для молодежи.

Летом 1966 Алексей Сергеевич проходил подготовку в Волгоградском учебно-авиационном центре ДОСААФ. Получил право пилотирования самолета Як-18У. Летом 1967 года там же получил право пилотировать самолет Л-29.

В октябре 1968 года окончил Грозненский авиационный центр ДОСААФ. Получил право пилотировать самолеты УТИ МиГ-15, МиГ-17.

В 1975 — 1976 годах обучался в Хабаровском филиале Киевского института инженеров гражданской авиации на заочном отделении. Затем перевелся на 2-й курс МАИ.

С 1976 по 24 июня 1981 года учился в Ахтубинском филиале Московского авиационного института имени Серго Орджоникидзе (МАИ) на вечернем отделении «Взлет» по специальности «Самолетостроение». По окончании учебы получил специальность «инженер-механик».

В ноябре 1969 года сдал экзамены при Качинском высшем военно-авиационном училище летчиков (ВВАУЛ) им. А.Ф. Мясникова за полный курс среднего военного авиационного училища летчиков по специальности «Пилотирование и эксплуатация летательных аппаратов» и квалификацию «пилот-техник».

Во время своего рассказа Алексей Сергеевич неоднократно подчеркивал, что его жизнь была полна случайностей и совпадений, неожиданностей и нештатных ситуаций. В юности он увидел, как на деревенском поле, неподалеку от его дома, приземлился самолет. Ему тогда было 15 лет. Этот эпизод во многом предопределил его судьбу. С тех пор Алексей «заболел» небом и у него появилась мечта – стать летчиком.  Дорога к мечте была не простой. Пришлось преодолеть много трудностей, прежде чем он поступил в летное училище, совмещая работу на заводе с учебой и летной практикой. Но этот очень талантливый, сильный и целеустремленный человек смог преодолеть все препятствия и в конечном итоге стать прекрасным профессионалом в своем деле.

Во время встречи Алексей Сергеевич вспоминал также и о своей учебе в Качинском высшем военно-авиационном училище, а погрузиться в атмосферу этого училища нам помогла песня, которую исполнил еще один выпускник этого училища, который подчеркнул, что те, кто заканчивали это училище становились профессионалами высочайшего класса.

Во время выступления Алексея Бородая было много вопросов от слушателей, которых интересовали совершенно разные вопросы и темы. Многие вопросы касались космического корабля «Буран», у которого тоже оказалась очень непростая и сложная судьба. Алексей Сергеевич до сих пор прекрасно помнит момент первого приземления «Бурана» в автоматическом режиме, когда вся страна с трепетом следила за этим эпохальным событием. Но у самолетов, как и у людей, судьбы складываются совершенно по-разному. Так и проект «Бурана» вначале складывался очень ярко и перспективно, но потом по разным причинам этот проект был закрыт.

Космический полёт «Бурана» состоялся 15 ноября 1988 года. Ракета-носитель «Энергия», стартовавшая с площадки 110 космодрома Байконур, вывела корабль на околоземную орбиту. Полёт длился 205 минут, за это время корабль совершил два витка вокруг Земли, после чего произвёл посадку на аэродроме «Юбилейный» космодрома Байконур.

Полёт происходил в автоматическом режиме с использованием бортового компьютера и бортового программного обеспечения.

В 1990 году работы по программе «Энергия-Буран» были приостановлены, а 25 мая 1993 года программа окончательно закрыта.

В 2002 году единственный летавший в космос «Буран» (изделие 1.01) был разрушен при обрушении крыши монтажно-испытательного корпуса на Байконуре, в котором он хранился вместе с готовыми экземплярами ракеты-носителя «Энергия».

Сегодня мальчишки и девчонки из школы авиамоделистов при храме Пантелеймона в городе Жуковский с большим удовольствием создают и запускают в небо свои модели «Бурана» под руководством замечательного педагога Сергея Алексеевича Морозова. Значит «Буран» живет, летает, и несомненно его еще ждет новое рождение, возрождение в будущем. Мы очень в это верим. Самое главное – это сохранить память о тех людях, которые строили этот космический корабль и очень верили в его счастливую судьбу.

После «Бурана» Алексей Сергеевич Бородай продолжил свою работу и свои полеты уже на других новых видах и типах самолетов. Он рассказывал об управлении самолетом как о совершенно обычном занятии, это его профессия, его любимое дело и, возможно поэтому, сложилось впечатление, что управление самолетом очень похоже на управление автомобилем. Но это, конечно, совершенно не так. Водителей миллионы, а летчиков-испытателей – единицы. Профессия летчика-испытателя – это действительно одна из самых опасных профессий. Но во многом технический прогресс в области авиации идет вперед благодаря этим бесстрашным и очень образованным и смелым людям.

 С 20 января 1994 года по 8 октября 1996 года Бородай работал летчиком «Аэрофлот» в Шереметьево. Летал на самолете Ан-124 «Руслан». 8 октября 1996 года выполняя рейс на самолете АН-124 «Руслан» в Италию при посадке в Турине попал в авиационную катастрофу и получил тяжелые ранения (потерял обе ноги). Продолжил работу в военно-воздушной академии им.Ю.А.Гагарина.

Встреча с этим сильным и целеустремленным человеком состоялась 25 мая 2022 года.

Именно в этот день, 25 мая 1928 г., началась история спасения экипажа дирижабля «Италия» (Командир – Умберто Нобиле), который 25 мая в 10 часов 33 минуты упал во льдах Северного ледовитого океана при попытке добраться до Северного полюса. Эта трагическая история и совместные операции по спасению выживших членов экипажа показала сплоченность многих стран мира, которые приняли в них участие. До сих пор итальянцы очень признательны советскому ледоколу «Красин», всей команде ледокола, летчикам, которые приняли участие в спасении итальянцев и реально помогли им, тем самым еще раз подтвердив свою дружбу и сплоченность в борьбе с любыми трудностями.

Встреча с Алексеем Сергеевичем закончилась, но вопросов оставалось еще очень много, и никто не спешил расходиться. Тема авиации для меня лично очень близка, так как сама я закончила Московский Авиационный Институт им. С.Орджоникидзе в 1986 году и долгие годы работала на ММЗ им.А.И.Микояна, как и мои родители. Мой отец Борис Васильевич Никишкин проработал на ММЗ им.Микояна более 65 лет. Это была династия. Екатерина Валентиновна Спирова закончила Исторический факультет МГУ им.Ломоносова в 2012 году и именно поэтому исторические темы, связанные с авиацией очень нам близки и понятны.

Пользуясь случаем, хотим поздравить библиотеку N 8 г.Жуковский с Днем библиотек и пожелать дальнейших интересных встреч и продолжения отличной плодотворной работы и конечно же развития сотрудничества с Обществом Данте Алигьери г.Москвы и Обществом «Дружба Италия — Россия».

Спасибо всем, кто принимал участие в организации встречи с Алексеем Сергеевичем Бородаем.

Наталия НИКИШКИНА, президент московского комитета Общества Данте Алигьери

Екатерина СПИРОВА, президент Международного Общества «Дружба Италия-Россия»

фотоматериалы — Заза Зурабашвили, руководитель отдела связей с общественностью.

 


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика