Четверг, 25.04.2024
Журнал Клаузура

Геннадий Киселев. «Путешествие Невского альманаха из Питера в Москву.» Очерк

— Окажи любезность, — Владимир Скворцов вручил мне очередной номер только что вышедшего «Невского альманаха» с моим рассказом, — возьми с собой несколько экземпляров и передай в Москве моим друзьям.
Оказать подобную любезность несложно. Я бы сказал, даже приятно. Потому как принимающие этот дар благодарили посланца, передавали дружеские приветы главному редактору и тут же начинали перелистывать страницы, не откладывая это занятие в долгий ящик. А уж когда встречали знакомые имена, предшествующие публикации подборки стихов и прозы, то радовались, как дети, получившие нежданную игрушку.
Один из номеров я решил подарить Пушкинской библиотеке, постоянным читателем которой являюсь уже много лет. Сказано – сделано. И расцвели улыбки на лицах милейших библиоледи. Получать подобные подношения из северной культурной столицы, как стало понятно, им доводилось далеко не каждый день.
— А почему, — простодушно заметил я, — такого журнала нет в вашей библиотеке?
Признаюсь, их ответ обескуражил. Меня заверили, что этого издания, наверняка, нет ни в одной московской библиотеке. Разве что в «Ленинке». И там только потому, что в неё поступает всё, что публиковалось и публикуется в России.
— Так в чём проблема? — удивился я. — Подписывайтесь и дело с концом.
Мне туманно объяснили, что с подпиской в Москве сегодня не так просто. Библиотеки давно лишены возможности выписывать то, что считают необходимым. И сходу предложили устроить презентацию питерского журнала. А уж потом и о подписке поговорить можно будет.
Я нырнул в интернет, добросовестно изучил материал, посвящённый этому легендарному изданию. А через пару недель в уютной библиотечной комнате за круглым столом состоялась встреча с любознательными читателями, и начался разговор о прошлом, настоящем и будущем «Невского альманаха».
Сидящие напротив меня москвичи даже не подозревали о том, что в год трёхсотлетия города на Неве был задуман и воплощён в жизнь проект выхода в свет «Невского альманаха» с актуальнейшим на все времена девизом: «Сейте разумное, доброе, вечное».
«Журнал писателей России», как было указано на его обложке, возглавил поэт, прозаик и талантливый редактор Владимир Скворцов. С первого номера стало ясно: в Петербурге возродился преемник знаменитого «Невского альманаха», появившегося на прилавках книжных лавок тогдашней имперской столицы в далёком 1825 году.
Нелишне будет сказать, что литературная палитра в первой половине девятнадцатого века в России стала меняться в лучшую сторону с появлением альманаха «Полярная звезда», впервые изданного А. Бестужевым и К. Рылеевым в 1823 году. В дальнейшем именно подобные сборники привлекут на свои страницы лучших литераторов того времени, пользующихся огромным спросом читающей публики.
«Издание альманахов, сколько приятно для публики, столько и полезно, — писал П. Плетнев. — Обыкновенно для нового года надобны бывают подарки. Без сомнения, лучше всего подарить кому-нибудь книжку. Она долее займет внимание, больше принесет пользы, никогда не потеряет своей цены и не выйдет из моды, подобно другому подарку. С другой стороны, каждый альманах столько же занимателен в литературном отношении, как выставка художнических работ в отношении к изящным искусствам. Каждогодно предлагается публике несколько образцов, по которым она может судить о направлении вкуса и ума современных писателей».
Что же заставляло будущих издателей вкладывать в незнакомое для них дело свои деньги? Несомненно, реальная возможность получения приличного дохода. И понятно, что у руля, за небольшим исключением, вставали состоятельные господа, имеющие самое далёкое отношения к литературе.
Скорее всего, этим соображением руководствовался и будущий издатель «Невского альманаха» – Егор Васильевич Аладьин. Автор практически никем не замеченной аллегорической поэмы «Союз Любви и Славы» и одного стихотворения, опубликованного в журнале «Благонамеренный». Аладьин вряд ли помышлял о том, что когда-либо попадёт в «цех задорный», поскольку служил чиновником особых поручений в казенной палате. Но в 1824 году произошло событие, круто изменившее его дальнейшую судьбу. За пресечение контрабанды он получил солидную награду – две тысячи рублей, которые решил вложить в издание литературного альманаха. Тем более перед глазами были блестящие примеры того, какую материальную выгоду приносила эта деятельность.
За примером далеко ходить было не надо. Издатели «Полярной Звезды» преподнесли по экземпляру своей книжки Их Величествам Государыням Императрицам. И тут же удостоились Высочайшего внимания: Рылеев получил два перстня с бриллиантами, Бестужев золотую прекрасной работы табакерку и такой же перстень.
Думается, сегодняшние властители страны вряд ли раскошелятся на что-либо подобное, преподнеси им хоть весь тираж «Невского альманаха» за этот и прошлые годы. Не уверен, что они подозревают о его существовании.
И Аладьин не ошибся в своих расчетах. В дальнейшем он тоже получал от императорской фамилии за подношение своего альманаха и перстни, и табакерки.
Рекламы, предвещавшей появление в Петербурге нового издания, практически не было. Лишь на страницах журнала «Благонамеренный» появилась небольшая информация Аладьина о том, что в выпускаемом им журнале примут участие именитые литераторы. Что в первом номере читатель сможет насладиться чтением произведений Пушкина, Жуковского, Крылова.
4 декабря 1824 года цензор А. С. Бируков выдаёт разрешение на печать, и в начале февраля 1825 года альманах увидел свет. Только произведений Пушкина там не оказалось.
Несмотря на это, альманах имел коммерческий успех. Причина проста: он стоил дешевле «Полярной звезды» и прочих изданий. Всего восемь рублей с пересылкой. Несомненно, именно это сыграло немалую роль в его успехе у читающей публики.
Прочитав лживый анонс о своём участии в альманахе, Александр Сергеевич был раздражён беспардонным использованием своего имени:
«Он, Аладьин, каналья, лжет на меня в афишках да мне присылает своё вранье».
Поэт переслал экземпляр альманаха Анне Николаевне Вульф, сопроводив его саркастическим стихотворным комментарием:

Примите Невский Альманах.
Он мил и в прозе, и в стихах:
Вы тут найдете ПолевОва,
Василья Пушкина, МаркОва.
Княжевич – дальний ваш родня
украсил также книжку эту;
Но не найдете вы меня:
Мои стихи скользнули в Лету.
Что слава мира? Дым и прах!
Ах, сердце ваше мне дороже!..
Но, кажется, мне трудно тоже
Попасть и в этот Альманах.

Аладьин тут же обратился к Пушкину с просьбой дать ему любые стихи для следующего сборника, выпуск которого был намечен на 1826 год. Александр Сергеевич в ответ прислал ехидную эпиграмму. Аладьин пришёл в восторг. Получить подобное от короля поэтов…
Этим стихотворением он открывает поэтический раздел второго номера альманаха. За сие творение Егор Васильевич выплатил Пушкину гонорар, равный сумме, которую издатель «Московского телеграфа» Полевой потратил на годовой гонорар всем своим авторам.
Так началось сотрудничество великого поэта и издателя. Оно оказалось весьма плодотворным для обеих сторон. С 1827 по 1829 год в сборниках появляются его новые стихи, печатаются отрывки из «Бориса Годунова» и «Бахчисарайского фонтана».
А в 1829 году Александр Сергеевич отдаёт в альманах сразу шесть отрывков из романа «Евгений Онегин». К текстам Аладьин поручает сделать рисунки Александру Васильевичу Нотбеку. Тот берётся за дело. И на отдельных листах нового номера появляются иллюстрации к роману.
Увы, рисунок «Татьяна с письмом» оказался в художественном смысле провальным. Петр Андреевич Вяземский написал Пушкину, что этот рисунок всех пугает в Москве, и просил прислать альманах в Пензу, чтобы вводить им в краску  местных барышень.
Конечно же для того времени иллюстрация носила вызывающий, эротичный характер. Пушкин тут же реагирует на это:

Пупок чернеет сквозь рубашку,
Наружу титька — милый вид!
Татьяна мнет в руке бумажку,
Зане живот у ней болит.
Она затем поутру встала
При бледных месяца лучах
И на потирку изорвала,
Конечно, «Невский Альманах».

Дальше – больше. Художник, следуя авторскому тексту, добросовестно изобразил на рисунке Евгения Онегина и Александра Сергеевича  возле Кокушкина моста, на фоне Петропавловской крепости. Но, не уяснив авторского замысла, он расположил обе фигуры лицом к зрителю. А к зловещей твердыне – спиной. По поводу этой иллюстрации Пушкин восклицает:

Вот, перешед чрез мост Кокушкин,
Опершись ж…й о гранит,
Сам Александр Сергеич Пушкин
С мосьё Онегиным стоит.
Не удостаивая взглядом
Твердыню власти роковой,
Он к крепости стал гордо задом…
Не плюй в колодец, милый мой.

Но читательский интерес к новому изданию только возрастал. На его страницах появляются произведения Н. Языкова, П. Вяземского, Ф. Глинки, А. Измайлова, Ф. Булгарина, О. Сомова, А. Бестужева-Марлинского, И. Козлова, Д. Ознобишина, А. Шаховского и многих других. Иногда свои сочинения публикует и сам успешный издатель.
Выпуск альманаха на 1833 год стал последним. Впоследствии журнал то возникал, то исчезал, то снова появлялся на книжных просторах России. Так происходило до 1915 года.
В советское время существование альманаха прекратилось.
Но, как уже было сказано выше, в 2003-м – юбилейном году Санкт-Петербурга – Владимир Скворцов возобновил его издание и, претендуя на преемственность с первоначальным «Невским альманахом», указал дату основания – 1825 год.
Сегодня диапазон публикаций на его станицах огромен. Редактор не ограничивается традиционными подборками стихов и прозы. Правда, находятся «советчики», предлагающие сосредоточиться исключительно на этом. Скворцов же предлагает читателю массу интереснейших исторических и публицистических материалов, публикует литературоведческие исследования, хронику литературной жизни, критику, юмор, возродил жанр забытого нынче фельетона. Вслушайтесь в музыку названий постоянных рубрик, которые говорят сами за себя: «Фестиваль одного стихотворения», «Россия многонациональная», «Память», «Молодые голоса», «Летопись патриотизма», «Достоинство поколений». В них рассказывается о личном вкладе конкретных людей в историю России. В подавляющем большинстве случаев герои публикаций – наши современники. Они приумножают славу и процветание нашего многонационального Отечества!
Находят место на страницах журнала и произведения зарубежных авторов.
В первый вторник каждого месяца уже много лет в редакции проходят заседания знаменитого на весь Петербург клуба сатиры и юмора «Музы и конфузы», который приглашает под свою крышу любого автора, умеющего писать смешно. В течение нескольких часов в зале, который всегда забит до отказа, не умолкает безудержное веселье. Какой журнал сегодня может похвастать таким прекрасным и нужным в наше, не самое весёлое житие, времяпровождением? Смею предположить, нет такого издания в стране.
«Невский альманах» не зря называют народным журналом для домашнего чтения. Здесь появляются произведения школьников и студентов. Пройдут годы, и многие из них вполне могут стать известными писателями. Не редкость воспоминания блокадников. Пусть их тексты не отличаются особыми литературными достоинствами, но они – живая летопись того времени.
О Владимире Скворцове можно безо всякого преувеличения сказать: это мудрый и дальновидный редактор. Он находит талантливых авторов по всей России. Будучи прекрасным поэтом, публицистом и прозаиком, не боится конкуренции. Он её приветствует. С радостью открывает новые имена и даёт им творческую путёвку в жизнь. С его лёгкой руки начинающие литераторы становятся профессионалами.
Приведу всего один пример. Рассказы никому не известной сочинительницы из Забайкальского края, проживающей в селе Улёты, Елены Чубенко были опубликованы в журнале. Её заметили в родных палестинах. Недавно приняли в Союз писателей России. И это не первый и не последний автор «Невского альманаха», вступивший в славную когорту членов Союза.
На страницах «Невского альманаха» охотно публикуются известные всей стране авторы: Глеб Горбовский, Валерий Ганичев, Олег Чупров, Николай Коняев, Анатолий Аврутин, Александр Ковалев, Николай Рачков. С ними на страницах соседствуют авторы, не имеющие пока громкого имени: Виталий Хлебников, Ирина Таяновская, Ксения Фирсова, Владимир Морозов – но все они умеют выразить в своем творчестве суть времени, внутренний мир русского человека.
Как видите, в авторском коллективе редакции не только известные литераторы и деятели культуры, но и обычные, «родниковые люди», созидающие не «для собственной славы». Они любят свою землю и свой народ, и эта любовь спасет Россию от духовного растления.
Сегодня журнал читают тысячи людей, миллионы могут ознакомиться с ним в Интернете.
В первый же год своей новой жизни альманах получил на Петербургской книжной ярмарке Диплом лауреата конкурса «От Старой Ладоги до Санкт-Петербурга».
Читатели журнала – люди разного возраста, преданные поклонники качественной современной литературы. На творческие встречи с редакцией и авторами «Невского альманаха» приходит много молодёжи. Ежегодно в Петербурге в ЦПКиО имени С.М. Кирова проводится большой Всероссийский литературно-музыкальный фестиваль-конкурс «Елагин остров – цветок в петлице Петербурга», на котором выступают профессиональные литераторы, артисты, композиторы. Многие из них выпустили свои произведения в серии «Библиотека журнала «Невский альманах». Авторы проводят встречи с читателями в областных и районных библиотеках России, а также ближнего и дальнего зарубежья. Стало замечательной традицией собирать широко известных поэтов и молодых литераторов в исторических местах Санкт-Петербурга, чтобы они могли поделиться своим творчеством перед большой аудиторией. В 2016 году авторы альманаха в летние месяцы провели на книжных аллеях Литературно-музыкальный фестиваль «Петербургские строфы – в стихах и песнях».
Трудную жизнь ведут сейчас в нашей стране литературно-художественные журналы. Оказавшись без государственной поддержки, а главное, без государственной системы распространения, они многократно снизили свои тиражи, сузилась география подписки. И только подвижнический труд издателей, и участие благотворителей не дают окончательно развалиться российскому журнальному делу.
Сколько нынче в стране литературно-художественных журналов? Несколько десятков. А в Петербурге? Их можно перечислить по пальцам одной руки: «Нева», «Звезда», «Невский альманах» …
В этой тройке «Невский альманах» самый молодой.
Вот как отзывается о журнале поэт Олег Чупров: «Даже если бы я не был одним из авторов журнала «Невский альманах», я всегда являюсь его благодарным и заинтересованным читателем. Дело в том, что он, в отличие от многих изданий Санкт-Петербурга, да и России, – поистине «народный», «домашний» журнал для чтения. Теперь, когда, к сожалению, многие духовные ценности девальвировались в глазах молодёжи, обесценились в сознании среднего и даже старшего поколения, «Невский альманах» сохраняет, возводит в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброта».
«Невский альманах» – трибуна виднейших литераторов патриотического направления, — считает доктор филологических наук, член-корреспондент РАН Николай Николаевич Скатов. — На его страницах неоднократно публиковали свои рассказы и статьи Анатолий Белинский, Николай Коняев, Мария Амфилохиева, Валерий Ганичев, Иван Сабило, Валерий Попов, Павел Алексеев, Евгений Лукин, Александр Ковалёв.
Активная патриотическая позиция журнала XXI века обеспечивает ему читательскую поддержку. В то время, когда большинство российских журналов теряло своих подписчиков, «Невский альманах» В. Скворцова их приобретал. Сегодня он имеет подписчиков по всей России, лидирует по росту числа индивидуальных подписчиков среди литературных журналов Санкт-Петербурга. Такому изданию необходимо оказывать всестороннюю государственную поддержку».
Некогда В. Г. Белинский заявлял о журнале, что это издание для мещанского сословия. Есть, мол, журналы – аристократы. А существуют такие, как аладьинский.
Да, материалы в нём, судя по тем текстам, что дошли до нас, ориентированы на подавляющее большинство городского населения России. «Мещанин», как известно, произошло от польского mieszczanin, то есть буквально «местный житель», «горожанин». Таковыми являются ремесленники, домовладельцы, производители, купцы средней руки – по сути те, кто двигает вперед прогресс. Тот же Пушкин причислял себя к сословию мещан:

Не офицер я, не асессор,
Я по кресту не дворянин,
Не академик, не профессор;
Я просто русский мещанин.

И в ту пору, несмотря на ироничное отношение к нему великого критика, «Невский альманах» пользовался заслуженным успехом у российского читателя. Им интересовались все социальные слои населения, начиная с царской семьи и заканчивая мещанами из захолустья.
Кстати, современный «Невский альманах» сразу начал выходить раз в два месяца. И если первые номера выходили всего на сорока четырёх страницах, то сегодня их сто тридцать шесть. А тираж от девятисот девяноста девяти экземпляров поднялся до трёх тысяч. Не каждый литературный журнал России может похвастаться подобными успехами. Некогда распространявшиеся миллионными тиражами «Юность» и «Новый мир» сегодня едва находят подписчиков.
«Что такое литературно-художественный журнал наших дней? — размышлял в свою бытность председатель Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России Иван Сабило. — Прежде всего – друг мысли и чувства, хранитель и охранитель слова. Все лучшее, все самое глубокое из того, что создают прозаики, поэты, публицисты, критики, находит место под его обложкой. На фоне современных массовых изданий высокую планку морали, нравственности и патриотизма держит журнал «Невский альманах». И заслуга здесь его редактора – талантливого петербургского поэта Владимира Скворцова. Хотя ещё есть, над чем работать, что совершенствовать, но мы видим: журнал номер от номера становится все интереснее, лучше. Восхождение продолжается!
В наши дни, когда культура страны фактически стоит на коленях, весьма трудно дать жизнь новому печатному изданию. Но еще труднее сберечь его и укрепить. К счастью, такое издание есть – журнал «Невский альманах».
Без сомнения, у него большое будущее! И есть надежда, что люди, которым дорого русское слово, русская живая речь, поддержат издание, которого все мы долго ждали».
… Встреча с московскими читателями подошла к концу. На вопрос о возможном приобретении журнала, ответил, что «Невский альманах» жители и гости Санкт-Петербурга могут приобрести в «Книжной лавке писателей» и в редакции журнала. А подписаться можно в любом почтовом отделении России. Выходит журнал при очень серьёзной поддержке Союза писателей России и Санкт-Петербурга, Межрегиональной общественной организации «Многонациональный Союз писателей», Российского Союза профессиональных литераторов, Литературного фонда «Дорога жизни», Центра содействия культуре и творчеству.
Итак, журнал добрался до столицы. Первая остановка на пути «Невского альманаха» из Петербурга в Москву завершилась решением библиотеки имени Пушкина оформить подписку этого удивительного издания.
Впереди новые встречи с читателями и почитателями. Пожелаем «Невскому альманаху» счастливого пути!

Геннадий Киселев.

фото взято с сайта dortx.ru


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика