Почему был и сплыл Русский художественный союз
22.08.2022Я, впрочем, предполагаю, что он сплыл. В интернете о его исчезновении ничего не нашёл. Но чую, что сплыл.
Его организовали в 2017 году. И по его манифесту было видно, что это мёртворождённое дитя. – Почему? – Потому что не вокруг тайны объединялись. Не вокруг ЧЕГО-ТО, словами невыразимого.
Как-то так получается, что, хоть подсознательный идеал художника не принятая категория, но большинство, — художников, по крайней мере, — живут так, словно она общепринята. Только табу какое-то существует на произнесение этого словосочетания. Которое было широко в ходу во время оно. Только другими словами – боговдохновлённостью именовалось.
Ну вот давайте пройдёмся по тексту Манифеста.
«Цель и задачи Союза
Возрождение национальной идентичности средствами искусства. Создание и развитие современной творческой индустрии на основе объединения патриотических сил».
Содержание подсознательного идеала не должно обозначаться словами. Какой тогда это подсознательный идеал? Подсознательный не дан сознанию.
Патриотизм должен родиться из осознания, что произведения страна рождает зачастую – неприкладного искусства. То есть рождённого подсознательным идеалом. Каким – не важно. Важно – что подсознательным.
Я применил слово «зачастую» не зря. Это большая редкость – произведение неприкладного искусства. Вся история искусства есть редкий пунктир, где чёрточка – произведение неприкладного искусства, а длинный пропуск между чёрточками – это произведения прикладного искусства. Понимаемого, как усиление переживаний о в общем знаемом. Идеологическое искусство, к которому примыкает патриотическое, чаще всего оказывается прикладным. Идея – это слова. Вот и… И патриотизм – в общем знаемое. Вот и опять и…
Нет, всё может оказаться в ранге подсознательного идеала, если содержание идеала уплывёт из сознания в подсознание. А пока не уплывёт – имеем то, что написал Пушкин: «Пока не требует поэта К священной жертве Аполлон, В заботах суетного света Он малодушно погружен». И – творит произведения прикладного искусства, в частности, эпиграммы и т.п.
Такое уплывание идеала в подсознание – это неуправляемый акт. И нельзя его от кого-то требовать. Но в «Русский художественный союз» надо принимать, только тех, кто хоть раз создал ЧТО-ТО, словами невыразимое. Так и получится высочайший уровень союза.
А сочиняющих патриотические произведения, в которых нет ЧЕГО-ТО, словами невыразимого, не принимать!
Это и будет возрождением (относительно СССР) национальной идентичности, которая состояла в высоком уровне культуры советской творческой интеллигенции. «Запад опасался не столько военной мощи СССР, сколько его интеллектуального, артистического и спортивного потенциала» (А. Зиновьев).
Произведений неприкладного искусства в стиле соцреализма у советских творцов не было: он был принципиально невозможен, ибо насаждался. Зато было много произведений, не разгаданных властью и критикой, чем, подсознательным, они вдохновлены. И во власть и в критику, видно, был искусственный (идеологический) отбор, и там собирались люди с плохим художественным вкусом, что и обеспечило высокий уровень искусства в стране. Они слышали мнение людей с хорошим вкусом и…
«Высокий стиль как выразитель идентичности
Будучи эмоциональным проводником традиции, социального опыта, искусство обладает огромной силой воздействия на сознание людей. Визитной карточкой нации в каждую эпоху является Высокий стиль. В нем концентрируются идеалы, знания, жизнеспособная философия и технологический уровень».
Надо бы сменить, что именовать Высоким стилем. И называть им произведения неприкладного искусства. Вне зависимости от содержания подсознательного идеала, которым произведение вдохновлено. Перечень типов подсознательных идеалов очень ограничен, в веках повторяется и наиболее характерный цикл такой по стилям: Раннее Возрождение, то, что Лосев назвал обратной стороной титанизма, Высокое Возрождение, Позднее Возрождение, маньеризм, барокко. Характерность обеспечивается сосредоточенностью этих стилей в Италии, которая из-за раздробленности была как бы в стороне от великих общественных идеей Западной Европы, что лучше: папство или империя. Италия была оставлена для частной жизни малых коллективов. В том числе для частного предпринимательства. А неприкладное искусство только в небольших коллективах и может жить. И родилось (синхронно с рождением человека) тоже в стаде. В больших коллективах заботы осознаваемые. Они рождают произведения прикладного искусства.
Поэтому ни знания, ни технический уровень на рождение произведений неприкладного искусства не влияют. Что хорошо для желаемого традиционализма.
«Для Церкви Высокий стиль — проекция Логоса на мирскую жизнь. Для науки — адвокат знаний и высоких технологий. Для государства — проводник патриотизма. Для искусства — реализация идеи универсального, коллективного произведения о совершенной человеческой природе, идеи, которая была близка и Платону, и Вагнеру, и Гегелю, и русским философам начала 20 века. На бытовом уровне Высокий стиль свидетельствует о таком неуловимом качестве, как человеческое счастье».
Тут много красноговорения и мало правды относительно неприкладного искусства как высшего. Особенно мало правды в связи с Церковью, по вышеприведённым причинам.
«Противоположностью Высокого стиля в любой момент истории является пошлость — выражения эгоизма, своекорыстия и потребительства. Именно такой момент Россия переживает последние четверть века. Отсутствие развитого символического поля, внятной культурной политики, авторитета современного искусства и художников мирового уровня – свидетельствует об упадке творческой индустрии. Именно поэтому Россия пока проигрывает Западу на территории так называемой soft power».
Идеал Личной Пользы (эгоизма, своекорыстия) как раз относится к кругу переживаний частной жизни, которые и вызывают подсознательные идеалы. И такое произведение как «Доктор Живаго» как раз и был вдохновлён таким идеалом, что и было почувствовано советской властью и подвергнуто гонению из-за безвкусия власти и критики. У меня, наверно, больше вкуса, если я, сумев преодолеть нестерпимую скуку поначалу, в конце читал – как по облакам ходил.
Пастернак, поймал дрейф идеала Личной Пользы из сознания в подсознание и спознался с Аполлоном. Но вообще это редчайший случай именно для такого идеала. В подавляющем большинстве случаев шкурный интерес не даёт себе из сознания уплыть. И потому из всех типов подсознательных идеалов этот наименее уважаем у художников. И потому манифест в каком-то смысле оказывается правым насчёт причины упадка культуры с торжеством Потребления при реставрации капитализма.
«В разное время в России совершались попытки осмысления и адаптации художественной традиции. Один из ярких примеров прошлого столетия — «Общество возрождения художественной Руси», созданное в 1915 году. Целью общества было «знакомство с русским творчеством во всех его проявлениях и дальнейшее его преемственное развитие в применении к современным условиям». Общество объединило лучших представителей русского «модерна» (Васнецова, Билибина, Щусева, Нестерова, Рериха и др.), видных аристократов, великих князей, архиепископов, крупных предпринимателей».
Заблуждение. Модерн был реакцией на стандартизацию жизни от индустриализации. Реакцией до крайности острой. Вместе с другими бедами времени: скукой свирепствовавшего в науке позитивизма, скукой от упадка религии, скукой всё более сытой жизни для всё расширяющегося среднего класса, — названные художники подсознательно захотели вообще удрать из Этого мира с его порядком и причинностью в принципиально недостижимое метафизическое иномирие. – Как такое выразить? Они нашли, как: противоречием как бы мёртвого одушевлённого и оживляжем неодушевлённого. Столкновение противочувствий от этих «текстовых» противоречий рождало в восприемниках катарсис, а в душах художников успокоение: подсознательный идеал оказывался как бы достигнутым из-за того, что его выразили. – Это было произведениями неприкладного искусства. Но. Это ни было дано сознаниям художников, ни сознания критиков в чётком виде. До сих пор. Раз такой аморальный в некотором смысле идеал ассоциирован с Россией. (Почему аморальный? – Да потому что ничто земное не ценно. И обычно-религиозное тоже.)
От не данности сознанию иные из них церкви расписывали. Но самые чуткие церковники протестовали.
Вот так и можно двигаться от абзаца к абзацу по манифесту и громить каждый из них.
Как такая нечуткая к неприкладному искусству затея могла стать прочной? – Да никак!
Воложин, Соломон Исаакович
фото взято из открытых источников
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ