Пятница, 13.12.2024
Журнал Клаузура

Александр Лесневский: поэтические перекрестки

Александр Павлович Лесневский – поэт, журналист, живет в Верхней Салде (Свердловская область). Он не любит о себе рассказывать. Поэтому я попыталась восстановить события, где наши пути-дороги пересекались, провести его поэтический образ через свое восприятие.

Пионерский лагерь

Однажды мои родители сделали попытку и уговорили меня на отдых в пионерском лагере им. П. Морозова. Мы с Сашей Лесневским оказались в одном отряде. У него за плечами было восемь классов. За моими – семь. Он поступил в Верхнесалдинский техникум, казался нам, пионерам, взрослым. Он и сам себя таким ощущал. Загорелый, плотного телосложения, со здоровым румянцем на щеках. Симпатичный. Девчонки заглядывались на него. Сохранилась фотография (верхний ряд: я стою у знамени слева, Лесневский – последний справа). Мы знакомы, получается, с 1972 года.

Он не учился в моей Пушкинской школе. Учился в девятой.

Мы простились как будто вчера.

Промелькнули огни полустанков.

Только память осталась подранком,

Где-то там, на краю сентября.

В ярко-желтых разводах листвы

На скамейке, у школьной ограды,

Где писалась под шум листопада

Наша юность с начальной главы.

(«Вечер встречи»)

В пионерском лагере жизнь текла строго по распорядку дня: утром, вечером – линейки, завтрак, обед, ужин, маршировки с песнями, дежурство в столовой, радость, если выпало дежурство у центральных ворот, танцы для старших… Запомнилось, что медленный танец танцевали девочки и вожатые, а начиналась быстрая музыка, и выбегали все. В свободное время от лагерных мероприятий Саша с друзьями обычно играл в футбол. Я сочиняла стихи, искала уединение. Около футбольного поля в беседке никто не беспокоил, из-за деревьев меня ни единый глаз не видел.

Пионерский отдых не был похож на летний отдых в Верхотурье, где у меня была полная свобода. Мое наслаждение и любование Верхотурьем продолжалось часами. Я устраивалась повыше, на чердаке, чтобы обзор был больше. Вокруг белоснежные монастыри, храмы, зеленые улицы, широкие огороды, тропинка у берега Туры, по которой важно вышагивали гуси, индюки, пробегали собаки, кошки, появлялись редкие прохожие. Меня занимало купание ребятишек, увлекали сосредоточенные рыбаки, яркое солнце, таинственный лес на том берегу, пешеходный мост, священник в рясе, семенящий в горку из часовенки. Заслышав знакомый колокольный звон, я могла пропеть его внутри себя.

Пройдут годы, и о моем святом Верхотурье Александр Лесневский напишет стихотворение. Удивительно! Он уловил характер города, используя метафоры, эпитеты, метонимию, нарисовал его портрет, смог увидеть историческое прошлое и возрождение:

Верхотурью

Верховье рек – верховье мыслей,

Кипящих сводов купола.

Веков тугое коромысло

Качает бренные дела.

Уступы дней остры и ломки.

В крови ладони и ступни.

Молчанье давит перепонки,

Как чувство собственной вины.

А грешный век, скрипя зубами,

Нам отмерял иную ширь:

Кресты – земле, а небу – знамя.

Запрет на храм и монастырь.

Всему есть срок и божья милость.

Разлившись половодьем слез,

Святая вера не разбилась

Волной о Троицкий утес.

И все, что истина хранила,

И все, на чем стоит земля,

Росло и набирало силы

У Верхотурского кремля.

Гусиный клин на перелете

Ослабит над тобой крыло,

Священный град в священной плоти,

Где сердце черпает добро.

После пионерского лета я не раз встречала Александра в городе, но мы почти не общались в лагере, поэтому проходили мимо. Иногда я Лесневского замечала на «Бродвее» (Энгельса), на прогулочной улице салдинской молодежи, наверное, и о ней он написал эти строки:

На наших улицах любви

Осенний дождь стучит по крышам,

Смывая старые афиши,

Стирая прошлого следы.

На наших улицах любви.

(«На наших улицах любви»)

Литературное объединение «Голос»

Александр после окончания техникума, учился в УПИ, работал в цехе № 2:

Мой завод, моя жизнь и семья, –

Значит, все, что зовется судьбою,

Как гудок окликает меня,

Пробуждая рассвет над Салдою.

Новостями делясь на ходу,

Разольются людские потоки.

Я опять свои мысли и строки

Твоему посвящаю труду.

Потом у Лесневского была армия, служил в пограничных войсках на Дальнем Востоке. После армии он уехал в Караганду:

И ошалелый, как вокзал,

В часы прощаний,

Ты никого не замечал,

Толкал вещами.

Чужие мысли укачал

Вагон на полках.

А ты ворочался, не спал,

Как на иголках.

В Караганде Александр работал шахтером-проходчиком. В родной город вернулся в 1995– 1996, поступил на службу в пожарную охрану.

Моя семья жила в военном городке больше 12 лет. В редкие приезды в Салду я решала срочные дела и уезжала. Возвращение произошло в 1992 году. А в 1993 я пришла в литературное объединение на занятия. Не помню точно, когда, Александр Лесневский появился в «Голосе». Его по-доброму приняли поэты, некоторые его знали. Саша прочитал кое-что из своего. А стихи у него особенные. В них присутствует глубина мысли. Вроде бы непринужденно и поэтично выразил чувства, а смысл там, внутри.

Саша был редким гостем в «Голосе», да и я не часто появлялась, работала учительницей в школе. И хотя мы жили в разных параллелях с Лесневским, но сочиняли о Салде. Я выросла в центре города, с площадью Агаркова (им. 1 Мая) у меня связано много хороших воспоминаний: мы проходили ее, шагая домой из школы, здесь я встречалась с одноклассниками.  Потому Сашины строки волнуют мне душу:

И, когда над фигурными арками

Голубей освещает восток,

Напиши мне про площадь Агаркова,

Про оживший из камня цветок.

(«Родному городу»)

Только местный житель поймет, о каком цветке идет речь. В Верхней Салде на площади находится фонтан: Данило-мастер держит каменный цветок.

Читаю стихи Александра Лесневского. У него присутствуют личная поэтическая философия, природный дар, обостренное отношение к слову, он умело пользуется накопленным потенциалом, выстраивая каждое стихотворение по собственному понятию. Он стал сочинять лет в 28. Я сочиняла с девяти лет и провела множество экспериментов: пыталась подражать акмеистам, символистам…

В 1998 году в родном городе Лесневский объединил необычных салдинцев, местных бардов, создал клуб авторской песни «В городе С».

Алапаевские встречи

Неожиданно в 1993 году на занятие нашего литературного объединения приехали алапаевцы, с тех пор мы дружим с поэтами из соседнего города. Попал в этот водоворот творческих страстей и Александр Лесневский. Он вспоминает, что первый раз посетил соседнюю провинцию где-то в конце 90-х, когда в Нижней Синячихе проходила выставка картин самобытной художницы Анны Ивановны Трофимовой.

У меня сохранилась фотография за 1997 год, ее мне подарил Ю.С. Трофимов (сын художницы). Лесневский на снимке есть (четкий профиль). Обычно Саша не фотографируется, не любит. И на этот снимок попал случайно.

Звучали в Алапаевске, конечно, его песни о Салде в авторском исполнении Сергея Селезнева. К 220-летию Верхней Салды Александр и Сергей написали песню «Мой город», она заняла первое место в объявленном конкурсе, напечатана в книге «Верхняя Салда» (1998):

Город мой, рябин и сосен, воробьиных стай.

Долгих зим и поздних весен, грусти невзначай.

Город утренних туманов, проливных дождей.

Только, как это ни странно, нет его родней.

С добрым утром, знакомые улицы,

С добрым утром, город Салда!

Что-то в жизни, быть может, забудется,

А рассветы твои – никогда!

В 2001 году в Алапаевске Сергей Селезнев исполнил песню «Верхотурье». Сотрудничество Лесневского и Селезнева началось в 1986 году, до Караганды, а после возвращения Александра в Салду, продолжилось. Вместе они объехали всю страну: Оренбург (1987 – лауреаты), Киев (1988 – лауреаты), Москва (1994, 1998 – дипломанты), Н. Тагил ­– Антоновский (2000- лауреаты)… А на следующей фотографии выступление в 2003 году Сергея Селезнева на алапаевском фестивале. В одной из песен на стихи Александра Лесневского прослеживаются русские народные мотивы:

Песня

Доля, моя доля,                 

Каменные палаты.

Отпусти на волю

Там, где запах мяты.

Отпусти на волю,

Там, где две дороги.

Одна – в чисто поле,

А другая – к Богу.

Доля, моя доля,

То метель, то слякоть.

Не учи от боли

Да прилюдно плакать.

Не учи, не надо.

За себя в ответе

Сыплет листопадом

Пожелтевший ветер.

Текст песни Александром написан по образцу древнерусских плачей, обращение к доле, упоминание воли, палат, дороги, поля, Бога. Поездки Лесневского в Верхотурье и Алапаевск, да и в другие старинные русские города, как видим, не прошли мимо него. В двух последних четверостишиях пересечение древнерусских звучаний с современными. Толкование человеческой грусти на старинный и сегодняшний лад – осеннее настроение поэта. А название простое – «Песня», синоним к слову «плачь». Есть в Сашиной душе потребность к пониманию корней своих, притяжение к древнерусским словам – и все это отражается в его поэтических строках:

Птичьи стаи с полями простились.

На Покров серебра намело.

Срок настал, знать на то божья милость,

Люд потешить своим ремеслом.

(«Мастерам росписи»)

В 2004 мною была организована поездка салдинских поэтов на фестиваль, я руководила уже «Голосом. Организация поэтических и бардовских мероприятий у соседей удивляла нас. Город, в котором годы не работал завод, находил средства на культурную жизнь алапаевцев, да и нашу тоже. Не могу сказать, сколько раз мы с Александром Лесневским встречались на мероприятиях в Алапаевске, мы были по-прежнему в разных параллельных мирах, но пересекались неожиданно. На стихи Лесневского стали сочинять музыку другие барды, мне знакома песня «И тебе приснится, как летит из лета стая журавлей» на музыку Лены Ивановой (Семья).

Ильменский фестиваль

В 2001 году огромный автобус выехал из Верхней Салды на Ильменку. Ильменскому фестивалю исполнилось 25 лет. Салдинцы начали принимать в нем участие с 1997 года. Ехали семьями, везли ребят – детские коллективы. Лесневские – полным составом: мама, папа, две дочери (Оля и Аня). Несколько ночей мы не спали, и днем было не до сна. Бегали от одной сцены к другой. Всех хотелось послушать, поддержать салдинцев. Лесневский и Селезнев были в центре событий:

Занимаю зеленый партер

Под сосной, возле самых кулис…

Не имеет значенья теперь

Кто меня повторяет на бис («Желтый шепот березовых рощ»).

И наши детские коллективы покорили челябинских слушателей. Все получили награды. Нам удалось послушать Бориса Кинера, Михаила Цитриняка и Олега Митяева. Насыщенный был фестиваль, талантливособирательный. Об Ильменке я делала не раз сообщения в «Салдинском рабочем». Да… В жизни нашей просто так ничего не бывает. И здесь перекресток! Живу я теперь в Челябинске. Правда, на Ильменском фестивале больше не была ни разу.

А руководителями салдинцев были на фестивале все понемногу. И Лена Лесневская, Сашина жена. Мы с ней познакомились. Общение было легким. На фотографии запечатлены Лена, я и тагильчане («Зеленая лампа»).

Кто-то валился с ног и засыпал, тогда кто-то другой на костре готовил еду, а нас, едоков, было много. В 2003 году салдинцы ездили на Илдьменку еще большим составом, и вновь звучали песни на стихи Лесневского. .

Антоновский фестиваль

В августе 2001 года наша дружная команда, вдруг ставшая в одночасье огромной-преогромной,  двинулась под Нижний Тагил на Антоновский фестиваль. Лесневские были в полном составе. Я ездила на фестиваль с дочерью Машей, студенткой Нижнетагильского музыкального училища, ей было интересно послушать бардов.

На Антоновский фестиваль был приглашен Леонид Сергеев, с которым салдинцам удалось пообщаться. На снимке Сергей Селезнев задает ему каверзные вопросы, а Леонид – ничего, не растерялся, с юмором отвечает. Время мы провели отлично и с пользой. Стояли теплые августовские деньки. И к Антоновскому фестивалю эти Сашины строчки, пожалуй, больше всего подходят:

Желтый шепот березовых рощ.

Серый шелест осенних небес.

Заливает палатку дождь.

Засыпает палатку лес.

(«Желтый шепот березовых рощ…»)

Нужны были бардовские фестивали Александру Лесневскому, на них шло представление его творчества – своеобразная реализация написанного, он получал вдохновение, двигался вперед.

 «Я в этой жизни главное имею…»

Александр Лесневский родился 1 апреля 1957 года в семье Марии Федоровны и Павла Константиновича Лесневских. Мама его приехала в Салду 16-17 девочкой вместе с эвакуированным заводом № 95 из Сетуни (Подмосковье). Хотела вернуться в Москву после войны, да вышла замуж за Павла Константиновича, а он был из семьи репрессированных. В Москву его не пустили. Так и остались Лесневские жить в Верхней Салде. Марии Федоровны не стало два года назад, она ушла на 97-ом году жизни, последней из тех, кто был эвакуирован в В. Салду с заводом. У Александра есть посвящение самому близкому человеку:

 Матери                                                                     

Не хочу ни ласки, ни уюта.                  

Все, что было, выпито до дна.

С причитаньем плачет по кому-то

У дороги старая сосна.

Не волнуйся – это только ветер,

Раздувает листья в сентябре.

Боже мой, а сколько же отметин,

Оставляют годы на коре.

Не простая близится минута,

Вспомнить то, что в жизни не сберег.

Чувств комок безжалостно опутал

Паутиной пройденных дорог.

Их отмерил. Как?.. И не заметил.

Заключив в объятья тишину.

Что осталось? Попросить, чтоб ветер

Не тревожил старую сосну.

В день рождения Саши, 1 апреля 2002 года, в Доме книги состоялась презентация его поэтического сборника «Я в этой жизни главное имею…». На встрече с поэтом был тесный круг почитателей его таланта – и никого лишнего. Презентация сборника Александра прошла на высоком уровне. Все было продумано от первой минуты. Песни исполнял Сергей Селезнев и не только.

Сборник Лесневского у меня хранится, часто его открываю, на нем авторский автограф: «Рифмы воровать не буду, обещаю». Я поэту после презентации сказала: «Санька, ты крадешь у меня рифмы, как будто знаешь, о чем я пишу». А ведь ничего удивительного. Информационное поле у нас общее, куда уходят сведения о нас, наши слова и рифмы – там все о наших делах. Заимствуем друг у друга потихоньку, находясь даже в параллельных пространствах.

Во вступлении к сборнику слова об авторе. Особенно симпатичны мне эти строки о Лесневском: «В мужчинах Александр ценит порядочность, не терпит скупости. Женщины, по его мнению, должны быть умными, женственными и ухоженными. Считает великим достижением человека сохранить детское восприятие жизни». В этом и есть весь Лесневский. Главное – он имеет порядочность, творчество, семью, память о корнях своих, уважение к собратьям по перу…

На общей фотографии в Доме книги Александр Лесневский в первом ряду (рядом с ним девчушки).

В поэтическом сборнике у Лесневского есть посвящение известному поэту:

Н. Рубцову

Какая грусть во мне найдет приют

Со стороны ушедшего заката?

Уже пора. Вершит свой строгий суд

Распятие пустого циферблата.

Уже пора… во мне ли ты, душа?

Нет времени… как холодно…. Крещенье…

И льется грусть из звездного ковша,

Как плата за людские прегрешенья.

 «Литературная гостиная»

В моей «Литературной гостиной», которую я вела в «Салдинском рабочем», страничка Лесневского вышла 31 мая 2002 года. Александр стал заметным человеком в родном городе, и на просторах нашей страны о нем знали. Он работал в милиции, потом снова на заводе в службе безопасности. Жизнь вносила в его судьбу поправки, корректировала его представления о месте в общем информационном поле, и он сам этот космос ощущал:

Отшумели дождем четверги,

Размывая слова обещаний.

Мы с тобой не друзья, не враги,

Как обрывки стихов без названий.

Мой изгнанник растраченных сил…

Мой избранник ночных сновидений…

Так сближаясь, не сходятся тени

По закону небесных светил.

 Все поэтические публикации за год в газете я объединили в общий сборник, который вышел под тем же названием – «Литературная гостиная». И в 2003 году состоялась его презентация. Из своих параллелей мы вдруг выныривали, шло пересечение с Александром в каком-нибудь общем деле, поэтическом сборнике, на презентациях. Саша немногословен: встретились, сказали приятности друг другу по поводу творчества и разошлись до следующего перекрестка.

«Песочница»

Как-то Александру Лесневскому пришла идея устроить свой салдинский фестиваль для бардов. И получилось ведь! Назвали его «Песочница». То ли название это было связано с карьерами, песочными берегами вокруг водоема, наполненного чистой бирюзовой водой, которое расположено по дороге в сторону поселка Басьяновский, то ли с тем, что постоянный возраст поэтов и бардов всегда детский, из песочницы. Без детского восприятия мира не напишешь ни строчки, в этом Лесневский прав:

Мир совершенства откровенно прост,

Как детский взгляд на облака и звезды.

Осталось развернуть пока что белый холст,

Который для тебя самой природой создан.

(«О творчестве»)

Это был четвертый по счету фестиваль, а он стал традиционным. Начало августа, а ощущение от жары в тот день было такое, что будто разгар лета. Лучшие барды земли салдинской собрались на свою кручу, к ним присоединилась Наташа Колмогорова (Курган). Лесневский давал указания, сам натягивал с помощниками (женой, дочерьми) флаг «Песочницы». Флаг взметнулся – всем стало ясно, что фестиваль начинается, объявили конкурсы, мне понравилось название одного из них – «Генерал песчаных карьеров». Сценой был плотик.

Я за всем происходящим наблюдала, не привлекая к себе чьего-либо внимания. Лесневский был совсем в ином ракурсе – он был руководителем мероприятия и за все отвечал очень серьезно. Барды были на подъеме, они говорили, что загодя готовились к этому фестивалю и, естественно, волновались. Авторская песня была всех тематических направлений и звучаний. Конечно, Лесневский – молодец, и такие местные мероприятия нужны салдинцам.

А еще можно было  позагорать, искупаться в хрустально чистой воде. Статью я, конечно, в местную «салдинку» написала, она так и называлась «Песочница – 2002».

Перекрестки в общих сборниках

В 2005 году моя семья переехала в Челябинск. Но мои пересечения с Лесневским по-прежнему происходят, теперь в поэтических сборниках, а после моего отъезда вышло немало их. И связь моя с родной землей продолжается. Читаю в книгах всех поэтов. Сашины стихи по-прежнему очень нравятся. Пообщалась недавно с ним по телефону и поняла, что Лесневский остался все тем же парнем, увлеченным творчеством. Сейчас он работает в «Городском вестнике», пишет статьи, как когда-то он писал их в заводской газете «Новатор», в которую его пригласили, и где он проработал немало лет, а еще вел рубрику «Поэтический обозреватель».

В сборнике «Голос – 2018» у Лесневского есть строки про поэтические перекрестки:

Твори, дерзай и будь самим собой

На перекрестках мысли, слова, дела…

Нам творчество даровано судьбой,

И нет ему душевного предела.

(«О творчестве»)

Об этом я и написала в своей статье. Мы встречаемся с ним на перекрестках наших творческих мыслей на протяжении многих лет. В 15 лет мною было написано такое стихотворение:

***

Упал уже желтый лист,

Потом поднялся снова ввысь.

Ему еще хотелось жить,

Солнце видеть, зеленым быть.

Ах, почему ему дожди

Напиться вволю не дали?

И почему его теперь топтать должны?

Бессилен он, ведь он не птица!

На мокрый он асфальт ложится,

Трепещет на ветру,

И сердце мое внемлет в такт ему.

А у Лесневского в сборнике «Я в этой жизни главное имею…» есть свое стихотворение:

***

Осень. Листьев кадильный дым.

Где ты бродишь святой угодник?

Дождевою водой охрани

Наше призрачное сегодня.

Липы-вестники сентября.

Первый лист невесомо кружит.

Отражается чья-то заря

В помутневших от грязи лужах.

Саша сочинил свое стихотворение, будучи взрослым человеком: этот наш перекресток – перекресток во времени. Перекресток мыслей может находиться только там, наверху, в информационном пространстве, оттуда прилетают к нам мысли и слова, позаимствованные случайно, может, и нет, Божьей милостью нам даны из общего поля, –  перекрещиваются и возвращаются.

Надежда Лысанова

фото автора


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика