Понедельник, 26.09.2022
Журнал Клаузура

«Отец и сын. Творческая династия Комовых»

С древних времен было принято передавать семейное дело по наследству, от отца к сыну. В наши дни эта традиция не потеряла своей актуальности. Следование детей по родительским стопам всегда приветствовалось в семьях любых профессий. Так что же на самом деле означает словосочетание «творческая династия»? Изначально – это верность призванию, умение и опыт – в нескольких поколениях. По словарю Ожегова: «Династия – труженики, передающие от поколения к поколению мастерство, трудовые традиции».

«Кровь — великое дело», – говорил Воланд в известном романе Михаила Булгакова, и был прав. Ведь, действительно, многое передается по наследству, в том числе и талант. Творческая искра передается детям от талантливых родителей. В результате формируется династия, представители разных поколений которой неразрывно связывают свою жизнь с творчеством и искусством. Так случилось и в нашем случае.

За фамилией Комов скрывается огромная творческая династия, члены которой более полувека создают произведения искусства: от разных форм живописи и скульптуры до архитектуры и дизайна. Каждый представитель творческой династии Комовых по-своему уникальный человек и талантливый художник. Но здесь я хочу рассказать только о родоначальнике династии, скульпторе Олеге Константиновиче Комове (1932-1994) и его старшем сыне Илье Олеговиче.

Работы О.К. Комова знакомы любому из нас, они стали хрестоматийными, ни смотря на уровень наших знаний в области искусства.

Олег Константинович Комов – слава российского искусства советского периода. Скульптор, снискавший целый ряд наград. Лауреат Государственной премии СССР (1981), Народный художник СССР (1987), Действительный член АХ СССР (1988), профессор.

На сегодняшний день стало модным и почетным считать многих художников советского периода отверженными, непризнанными борцами с официозом в искусстве. Однако в случае Олега Комова наличие наград и титулов говорит о том, что его нельзя причислить к тем изгоям, которые находились в то время в тени. Он был признан властью, и еще тогда снискал признание.

В период идеологического надзора скульптору Комову удалось создать целую галерею запоминающихся памятников. Не партийным вождям и лидерам советского государства, пользующихся предпочтением у большинства коллег по цеху, а выдающимся незаурядным личностям, лучшим людям, возвеличившим страну ратными подвигами, творческим духом и величайшими открытиями: Андрею Рублёву, Ярославу Мудрому, Дмитрию Донскому, Петру I, Суворову, Пушкину, Лермонтову, Репину, Салтыкову-Щедрину, Чайковскому, Рахманинову, Блоку, Циолковскому и многим другим.

Олег Комов – потомственный москвич, впитавший с детства облик старой Москвы, с ее архитектурой и многочисленными памятниками. На них он учился гармонии пропорций и непритязательной красоте. Трамплином в профессию для него стало Московское художественное училище Памяти 1905 года, скульптурное отделение которого он окончил в 1953 году и после которого в том же году поступил в Московский художественный институт им. В. Сурикова. В эту пору он начинает свой творческий путь как скульптор и активно принимает участие в выставках. Стоит сказать, что сейчас дипломная работа Комова “Юность” находится в Третьяковской галерее.

Решительно отказываясь от заманчивых штампов «соцреализма», от ложной монументальности и прямолинейных решений, Комов ищет художественное выражение духовной силы человека. Он ставит перед собой задачи, для решения которых нужны и профессиональная смелость, и идейная убежденность, и просто человеческий интерес к индивидуальности своих героев, к простой повседневной жизни, ее трогательным и драгоценным мелочам, которые более правдиво и полно характеризовали человека, чем тысячи лозунгов, плакатов, идеологических клише. Лаконизм форм, камерность масштаба и лиризм создаваемых образов стали яркой отличительной чертой работ Комова.

Большое значение в своем творчестве Комов придает образу великого русского поэта Пушкина. Начиная с середины 1960-х годов, скульптор уделяет внимание и создает галерею станковых и монументальных скульптур, посвященных первому поэту России.

Памятник Пушкину в Твери

С тех пор воплощенные в бронзе памятники Пушкину стоят не только на площадях  российских городов – в Твери, Болдине, Пскове, но и в испанской столице, и в небольшом финском городке, и даже в молдавском селе. Наиболее известным является памятник поэту в Твери, созданный Комовым в 1974 году. Его по праву считают лучшим образцом пушкинианы ХХ века. (Рисунок 1. Памятник Пушкину в Твери)

У набережной, облокотившись на ограду и смотря вдаль на текущую Волгу, стоит Пушкин. Он в задумчивости, в своих мыслях. На правой руке у него плащ, конец которого свободными складками ниспадает на решетку. За его спиной открывается широкая панорама города. Проходя аллеями парка и лишь заметив далеко впереди контуры фигуры, понимаешь, что это Пушкин. Не сомневаясь, веришь, что поэт, бывая в Твери и гуляя в парке бывшего дворянского собрания, любил здесь стоять и любоваться природой.

На композиционную идею памятника Комова натолкнул рисунок, сделанный самим Пушкиным в момент написания «Евгения Онегина», где поэт нарисовал себя рядом со стоящим на берегу Невы главным героем романа.

Неоднократно возвращаясь к образу поэта, скульптор не повторяет себя и не допускает одинакового решения формы и образа. Каждая последующая его работа изначально новая. Мало заботясь о внешнем сходстве, Комов хочет понять мысли поэта, постичь его душу.

 «…Никто не может гарантировать фотографической правильности изображения Пушкина, – говорил О.К. Комов. – Все это – на совести творца. Но вместе с тем нам совершенно ясен искрящийся темперамент Пушкина, понятны перепады его настроения, движения души. Нам интересна его личность, а это самое важное при создании любого произведения». И дальше: «…Я считаю, что, изображая поэта, мы создаем символический образ, изображаем не просто Александра Сергеевича, а гения народа, образ которого уже сложился в сознании людей».

Скульптор сумел согреть традиционную холодность монумента живым теплом человеческого образа.

Тема величия и силы человеческого духа и дальше продолжала свое развитие в творчестве О. Комова. В 1982 году в Москве на площади перед театром Советской Армии был открыт памятник А. В. Суворову. (Рисунок 2. Памятник А. В. Суворову в Москве.)

Памятник А. В. Суворову в Москве

В длинном плаще, держа в руке подзорную трубу и выставив вперед правую ногу, полководец Суворов стоит на постаменте из красного гранита. Слегка наклонив голову, улыбаясь, он пристально смотрит на зрителей и на уникальные старинные орудия, которые лежат внизу перед ним, составляя единый неповторимый ансамбль. Очень реалистично проработано лицо и руки Суворова, детали его одежды. Именно в этой тонкой, мастерски проработанной отделке подлинная созвучность эпохе. Но у Комова это не столько дань модному художественному увлечению, сколько воплощение собственных творческих установок, достижение достоверности и правды исторического образа, документальности.

В облике фельдмаршала Суворова скульптор подчеркивает не силу, а интеллект, духовное начало, его близость к народу и простым солдатам.

Памятник Ярославу Мудрому в Ярославле

Еще одной значимой монументальной работой в творческом списке О. Комова стал памятник Ярославу Мудрому в городе Ярославле, в городе который основал князь. (Рисунок 3. Памятник Ярославу Мудрому в Ярославле.) Памятник был торжественно открыт 23 октября 1993 года в присутствии первого президента России – Бориса Николаевича Ельцина.

Образ князя, созданный скульптором, это образ выдающегося человека, служителя государства, объединителя земель русских, великого правителя, прозванного Мудрым. В одной руке Ярослав держит макет будущего города – так на древнерусских иконах изображали святых основателей монастырей. В другой руке – опущенный меч, который символизирует миролюбивую политику князя.

И здесь О. Комов остается верен себе, выбирая темы, которые его волнуют, находя состояния и характеры, адекватные поставленным задачам.

Памятник установлен на одной из центральных площадей Ярославля, и его графическое изображение теперь мы видим на лицевой стороне тысячерублевой купюры.

Будучи признанным мастером, Олег Комов до последних дней был полон творческих замыслов, продолжал напряженно работать, ставя перед собой все новые и новые задачи. Не отказываясь от официальных заказов, скульптор в своих работах всегда следовал внутреннему позыву, ощущая себя приобщенным к истории своего народа, прошедшего через великие испытания, но сохранившего в целости свои лучшие гражданские и духовные традиции. За время своей творческой жизни Олег Комов создал тридцать один памятник, еще пять были установлены уже после смерти мастера.

Каждый памятник, рожденный талантом скульптора, выдержал проверку временем и занял достойное место в ряду культурного наследия государства.

По стопам отца пошел и старший сын. Илья Олегович Комов родился в 1965 году, в 1983 г., закончил Московскую Среднюю Художественную Школу и МГХИ им. Сурикова в 1989 году. Более 30 лет посвятил изучению технологии живописи в реставрационной мастерской Саввы Ямщикова. Илья в отличие от дела отца, стал не скульптором, а живописцем и уже получил признание на этом пути. Он член-корреспондент Российской академии художеств, а его работы находятся в музейных и частных собраниях в России и за рубежом.

С ранних лет Илья с удовольствием рисовал и лепил, старался как можно больше своего свободного времени провести вместе с отцом за созданием своих художественных шедевров. Это были первые ростки, которые, впоследствии дали глубокие корни.

 «Отец был моим первым учителем, – рассказывает Илья Комов. – Довольно часто я работал рядом с ним, поэтому мог понять его творческий метод, который отчасти, несмотря на другой жанр, я взял на вооружение. У отца был широкий взгляд на искусство, он был пластиком. Что это значит? Он шел от формы, а не от сюжета… Отец мне помог тем, что он мне поставил глаз и руку. Я воспитывался на его личном примере, глядя, как он работает, как строит ракурс в пространстве. В Венеции он водил меня от памятника к памятнику, объяснял выбор пропорций. Всадник, лошадь, постамент, архитектура площади – это все одно целое. Городская площадь с памятником – это единое произведение».

Творчество Ильи Комова ощутимо выражено в четкости, крепости композиций, подчиненных в своей основе нерушимым конструктивным закономерностям. Цвет становится формообразующим живописного пространства. Чистый и насыщенный он придает живописи Комова глубины и острой эмоциональности. Такая система взаимоотношений – натуры и образа, конечно же, существовала и раньше. Она была присуща, в частности, средневековой иконописи, фреске, миниатюре, имела множество проявлений в искусстве нового времени, особенно в наследии русских авангардистов первой половины ХХ века – Михаила Ларионова, Наталии Гончаровой, Аристарха Лентулова, других художников.

Впрочем, основы живописно-стилистического строя произведений Ильи определились, конечно же, не только традициями, а прежде всего характером мироощущения. Собственно, оно-то в первую очередь руководило общей направленностью исканий художника, его отношением к классическим образцам и, наконец, новой их трактовкой.

Центральное место в творчестве Ильи Комова занимают пейзажи. Любое действие, если такое присутствует, выносится на передний план картины, в большинстве случаев, это изображение провинции с повседневным укладом, неторопливо проплывающим перед зрителем. Впрочем, любое описание здесь будет условным, как и сам сюжетный ряд в пейзажах художника. Их разглядываешь более как калейдоскоп символов и знаков, нежели как зарисовки пейзажных сцен. Упрощенные, зачастую сведенные к схематичной простоте, пейзажи Комова, между тем не превращаются в чистую абстракцию, а удивительным образом балансируют на грани собирательного образа и сочетания мастерски подмеченных конкретных примет того или иного места. (Рисунок 4. Пейзаж.)

Илья Комов работает в разных городах и странах мира. Но лучшие его картины – это небольшие окошки в большой мир России. Свое предпочтение он отдает Москве, Петербургу, другим городам и пригородам своей Родины. Он много пишет в Переславле-Залесском и Романове-Борисоглебске (Тутаеве).

Формат его картин, как правило, небольшого размера, в независимости от того, что он изображает. Будь то уютный дворик, камерный кусочек улицы, или размашистые городские и сельские виды, с храмами и пароходами на реке, с мостами, перспективами улиц и площадей.

Работам Ильи Комова свойственна изломанность форм и удивительная пластичность. В них чувствуется увлеченность художника движением, остротой ракурса, динамической композицией. Он компонует пространство таким образом, что его протяженность распространяется не только в глубину, но и в ширину и высоту. Срезая части фигур или предметов, вынося их за пределы рамы, художник заставляет нас зрителей домысливать, что находится там по бокам – слева и справа, сверху и снизу. Давая намек на что-то, что за пределами изображения, он заставляет домысливать то, чего не видит глаз, активируя, таким образом, фантазию. Выводя за раму часть предмета или фигуры, он тем самым ведет глаз зрителя.

Во всех этих смелых, необычных решениях проявляется превосходное композиционное чувство художника Комова. Можно сочинить композицию по всем хорошим и проверенным правилам. У каждого мало-мальски профессионального художника в голове тьма замечательных классических образцов, начиная с эпохи Возрождения. Но сочиненность композиции все равно будет очевидной. И совсем другое дело иметь композиционный глаз, уметь видеть мир, находить неожиданные пространственные отношения, пропорции и каждый раз удивляться. Илья в своих композициях всегда идет от глаза – ему нужно увидеть что-то, чему бы он мог удивиться. Ведь жизнь гораздо богаче и интереснее любых априорных суждений.

Второй излюбленный Комовым жанр – портрет. Работая над портретами, Комов ставит перед собой задачу создания целостного и запоминающегося образа, зачастую переданного всего несколькими ловкими мазками и подчеркнутого яркой цветовой палитрой. Предельно обобщенные по форме, портреты Комова очень «скульптурны» – это и погрудный абрис, сходный с бронзовыми и мраморными бюстами, и значимость силуэта, определяющего взаимодействие фигуры с окружающим миром.

Умением передать характер, глубину и индивидуальность конкретного человека, художник отдает дань отечественной традиции психологического портрета и его главному требованию – обязательной узнаваемости модели.

С 1996 года Илья Комов работает над проектом «Русский портрет».

А в 2005-06 гг. в Индии художник продолжает тему проекта и дополняет ее циклом «Русский портрет Индии», который был отмечен Серебряной медалью Российской Академии Художеств.

В 2011г. Илья Комов стал авторам художественной акции «Музыкальный вернисаж», во время которой он писал портреты на фоне музыкальных произведений  в исполнении участников оркестра Большого театра.

Юлия Рутберг

Помимо этих работ Илья Комов написал еще несколько портретов солистов оркестра, портреты участников Ансамбля владимирских рожечников под управлением Бориса Ефремова, скрипачки Алены Баевой и многих других исполнителей, музыкантов, актеров, писателей и известных личностей.

Широкую известность приобрел проект Комова «Дуэль», посвященный спектаклю «Евгений Онегин» в постановке знаменитого режиссёра Римаса Туминаса в Государственном академическом театре имени Е. Вахтангова. Работы этого цикла были представлены на суд зрителей в 2015 году.

Серия портретов народных артистов России – Е. Князева, Л. Максаковой, А. Кузнецова, Ю. Рутберг, (Рисунок 5. Юлия Рутберг.) запечатленных в сценических образах. Пластический язык сцены, момент слияния личности актёра с предметом воплощения, оказался особенно близок художнику. Характеры героев, накал их отношений предельно точно выражены через экспрессивную композицию, открытый цвет, ритмические контрасты.

Виктор Добронравов в роли Онегина

Дуэль – это наивысшая точка противостояния, его кульминация, трагический, роковой момент, когда окончательно выясняется кто кого… Именно поэтому заглавной картиной этой серии художник считает работу «Дуэль», изображающую сошедших к барьеру Ленского и Онегина в исполнении Василия Симонова и Виктора Добронравова. (Рисунок 6. Виктор Добронравов в роли Онегина.)

Мойка

 

Серию портретов дополняют и другие произведения живописца, связанные с Пушкиным образно, ассоциативно и даже географически, в том числе пейзажи пушкинских мест Москвы, Петербурга и других «заповедных уголков» России. Так, например, его картины – «Мойка» (2017) (Рисунок 7. Мойка.) и «Пейзаж с домом Пушкина» (2018), на которых изображены два вида, из левого и правого окон на дом, в котором после трагической дуэли умирал Пушкин.

Все работы, связанные с именем Пушкина – это внутренний диалог художника, его особый взгляд на творческое наследие великого классика русской литературы. Некоторые работы наполнены тишиной и покоем, а другие – каким-то восторженным упоением жизнью, ничем не омраченным чувством радости и счастья. Настроение может меняться как угодно, но сильный и мужественный душевный темперамент художника сам по себе воспринимается как прекрасная форма творческой энергии.

Время идет своим, не подвластным никому в мире ходом, оно ровняет с лицом земли города, создает и разрушает цивилизации, одинаково расправляясь с ничтожествами и с великими мира сего, кончает с одними эпохами и начинает с другими. Время безостановочно правит и судит, и ничто сущее под луной не в состоянии избежать его неумолимого приговора и, в конце концов, обращается в прах. «Только в искусстве можно прожить на земле вечно, – писал Оскар Уайльд. – Искусство всегда способно подарить эту вечность автору, приумножающему неустанно свой незаурядный дар…» Отец и сын Комовы – художники именно такого ряда. Категория времени в их произведениях теряет свой первоначальный смысл. Таково уж воздействие подлинно высокого искусства, что оно продолжает с новой силой вдохновлять и волновать умы и сердца. Ибо по-прежнему остаются созвучными нашим современникам главенствующие темы утверждающие красоту, любовь, стремления людей к счастью, добру и справедливости.

Творчество художников семьи Комовых уже по праву является неотъемлемой частью истории отечественного искусства конца ХХ века – начала XXI.

Резник Юрий Вячеславович

фото автора


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика