Понедельник, 04.03.2024
Журнал Клаузура

Магия сердца. «С неба упали три яблока» Наринэ Абгарян на сцене «Ведогонь-театра»

Имя русскоязычной армянской писательницы Наринэ Абгарян хорошо известно многим, в том числе и благодаря театру – существует уже не одна постановка по её прозе. Первой  премьерой нового сезона сделал инсценировку романа «С неба упали три яблока» зеленоградский «Ведогонь-театр».

Миру не хватает тепла, скрытого в человеческом сердце, и чистоты,  потому что чистому сердцу открываются истинные смыслы. И в этом вся мистика, вся алхимия, то самое золото.

Но смыслы смыслами, а в жизни это бывает вот как.. Или даже не в жизни, а в придуманном Наринэ Абгарян мире горной деревушки Маран, что на вершине горы Маниш-Кар, где однажды некая Анатолия, покорившись нелёгкой судьбе, собралась умирать. Но не случилось, а произошло совсем иное, да такое, о чём мечтает любой из нас – пришла очищающая любовь. Или даже жила она в Анатолии, да только не имела выхода, разве что в её книжной жизни в библиотеке.

Александр Бавтриков (Василий) и Наталья Тимохина (Анатолия)

На целых четыре часа сможет погрузиться в историю Анатолии и армянской деревушки с её большими бедами и радостями зритель, и проникнуться необычайным теплом этого спектакля, где всё орнамент: текст, актёрская игра и оформление.

«Мне нравится, — рассказывает режиссёр спектакля Татьяна Тарасова, — вычитывать театр из прозы, поэтому пьесы ставлю редко. Драматург, создавая пьесу, уже выступает режиссёром, а в прозе я нахожу именно свой спектакль. И на предложение художественного руководителя театра Павла Курочкина сделать сценический вариант романа Наринэ Абгарян я согласилась без раздумий. Стиль писательницы непростой – такая красивая словесная вязь, и очень хотелось с этой красотой справиться».

Тарасова, по её словам, не любит работать одна, ей ближе театр, который, так или иначе, приближается к горизонтальному, когда каждый из создателей спектакля готов поделиться в контексте постановки своими творческими находками.

«Любой артист, – считает режиссёр, — художник, личность, и ему есть что сказать. Я очень внимательно слушаю каждого, и рада, когда возникает сотворчество. Очень люблю театр, когда на сцене сочиняешь вместе с артистами. И, мне кажется, что тот исполнитель, который придумывал вместе с тобой, спектакль никогда не погубит».

Зеленоградский «Ведогонь-театр» вообще про созидание, про тот творческий огненный порыв, из искр которого ткётся жизнь. Оттого горело здесь всё и кипело во время создания спектакля мощно и вдохновенно.

Елена Шкурпело (Валинка) и Павел Курочкин (Вано)

«Только костюмов, — говорит художник постановки Ольга Галицкая, — было три финальных серии. Экспериментировали много, потому что хотелось не иконографической точности, а виделась стилизация с узнаваемыми армянскими мотивами и особенными характерами».

Так и получилось – изумительный горно-южный коллаж с ситцевыми горами, длинными косами зажигательных армянских женщин и угадываемой сочностью граната. По мнению Галицкой, любой спектакль – это повод узнать про что-то новое, потому что невозможно быть носителем сразу всех знаний, стилистик и культур. И «С неба упали три яблока» как раз такой повод – после спектакля познакомиться с Арменией и её культурой тем, кто ещё там не был, захочется обязательно.

Сцена из спектакля

«Наши актёры, — делится Павел Курочкин, — поют по-армянски и даже по-староармянски на сцене тоже, а как же – артист должен уметь всё». Да и темперамента команде Курочкина не занимать – погружение в мир армянской деревушки получилось полное и очень мудрое.

И всё же не антураж, не колорит и не южная зажигательность оставляют тёплое послевкусие от постановки в первую очередь, хотя прекрасны и незабываемы. Сидя в зале, зрители постепенно начинают зеркалить любовь или открывать в себе её недостаток.

«А любовь, — считает актёр Александр Бавтриков, — играть сложнее всего, тем более скрытую, подобную той, что родилась между моим Василием и Анатолией. И любовь эта удивительная ещё и потому, что герои сошлись в зрелом возрасте, когда существовать вместе поначалу чужим людям достаточно тяжело».

Исполнительница роли Анатолии Наталья Тимонина признаётся, что в ходе работы над спектаклем и после его окончания в зрительном зале хотелось и хочется обнять всех людей без исключения, всех, кто оказывается рядом, потому что и артистов, и зрителей погрузили в какую-то удивительную, красивую, при этом живую историю, которая в человеке прорастает и окрыляет его.

Сцена из спектакля

«Татьяна Александровна, — говорит актриса, — очень хорошо знала, чего хотела, она просто фонтанировала идеями, и задачи перед нами ставила максимальные. Хочется верить, что всё получилось, что та красота и то тепло, что родились в голове режиссёра, нам удаётся передать зрителям».

А они встречают артистов на поклонах стоя, и это говорит само за себя. И четыре часа для них не много, и добраться до Зеленограда и обратно – не кажется проблемой, просто потому, что сработала магия – оделось листьями дерево, открылось сердце и выплеснуло наружу всё лучшее. Герои спектакля стали родными и стало жаль, что всё закончилось.

Наталья Косякова

Фото: Вера Юрокина


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика