Суббота, 23.11.2024
Журнал Клаузура

Горизонты Марии Утробиной. Новый фильм Киностудии Малого театра

Недавно в Новой Третьяковке Киностудия Малого театра представила премьеру  документальной картины «Кусочек света художника Марии Утробиной» режиссёра Дениса Бродского.

По центру столицы от Малого, по-видимому, в Камергерский быстрым шагом идёт хрупкая миловидная женщина. И никому невдомёк, что у неё внутри в это время рождаются целые миры – может, громадные корабли, а, может, тонкие кружева для героев Бомарше или обстановка квартиры профессора Преображенского. Вполне возможно, что она мысленно листает работы своих студентов, обдумывает обустройство новой музейной выставки или решает, что в первую очередь надо обсудить с мастеровыми в Нагатино, и это без учёта семейных забот.

Вся эта нереальная наполненность — художник-сценограф, художник по костюмам, завкафедрой Технологии художественного оформления спектакля Школы-студии МХАТ Мария Утробина. В её арсенале множество спектаклей и фильмов, работа с лучшими театрами и режиссёрами, созданные ею произведения удостоены многочисленных наград.

Максим Павлов, Денис Бродский и Мария Утробина на презентации фильма в Новой Третьяковке (Фото Кирилла Алексеева)

В Малый театр Мария попала в 2012-м и с тех пор на сцене дома Островского у неё уже 11 сценических работ.

«Чтобы во мне родилось желание снимать, — рассказывает Денис Бродский, — меня буквально должно ошарашить эмоциональное потрясение. Это потом уже, если понадобится, начну всё раскладывать по полочкам. Так вот, меня потряс корабль-громадина в «Петре I», такой непривычный для Малого, относящий, скорее, к ленкомовскому «Шуту Балакиреву». Я понял, что это не эпатаж, не желание произвести впечатление, а именно то, что нужно этому спектаклю. И это очень совпало со мной».

Фильмы Бродского, выпускника Щепкинского и в совсем недавнем прошлом актёра Дома Островского, как раз интересны взглядом изнутри, возможностью видеть каждую деталь работы его героя и желанием поделиться всем этим со зрителем. Рассказывая о сценографе, он отлично понимает, что общее настроение создают не только масштабы, но и детали, совсем не заметные зрителю из зала, но такие функциональные для актёров, их умение становиться верными акцентами, а также создавать исполнителям нужное настроение.

«Такая хрупкая женщина и такой размах, — продолжает режиссёр. – В голове не укладывается. И вот это сильное впечатление родило желание поговорить с Марией и о профессии, и о каком-то пути, предназначении. У меня не было цели детально, предметно проговорить биографию, мне было интересно понаблюдать за ней, как за человеком и мастером».

Кадр из фильма

Хрупкость хрупкостью, а упорства Утробиной не занимать: в детстве чётко решила стать художником и рисовать для журнала «Весёлые картинки», а потом увлёк театр, ей понравилась идея создавать миры из ничего. Никто не советовал даже пробовать поступать в Школу-студию, говорили, что туда простому человеку не пробиться, она никого не слушала и попала на курс к легендарному Олегу Шейнцису.

«Я верю, — говорит Мария, — что художнику кто-то диктует сверху и кто-то ведёт». Наверное, да, но не каждому, а лишь увлечённому своим делом до самозабвения. А ещё, скорее всего, тому, кто находит радость в созидании и любит людей.

Мария любит людей бесхитростных, с открытым сердцем – таким она видит коллектив Малого и очень ему за это благодарна. «Рядом с такими людьми, — продолжает художник, — сердце хочется открывать всё больше и больше. Да и хорошее дело не получится, если не вложишь в него частичку своей души и кусочек сердца. А главная награда для меня – люди, которые начинают расцветать в процессе работы».

И фильм получился у Бродского и его коллег-операторов Евгения Павлова и Януша Адама очень светлым и сердечным. Он уже живёт в интернете своей жизнью и любой желающий может посмотреть картину в свободном доступе.

Кадр из фильма

А Киностудия Малого театра продолжает делать фильмы-портреты и не только. В работе картина о ректоре ВТУ им. Щепкина Борисе Любимове, новые серии проектов «НЕсерьёзный разговор», поездка в Щелыково и работа там над фильмом об А.Н. Островском и проч.

С удовольствием готов продолжать театр кинематографическое сотрудничество с Третьяковкой, тем более, что ему без малого 100 лет. «Дело в том, — комментирует завотделом кинопрограмм Государственной Третьяковской галереи Максим Павлов, — что в 30-е годы прошлого века Малый шефствовал над нашим, знаменитым своими замечательными капустниками под Старый Новый год, Народным театром. Подтверждающие документы мы совсем недавно обнаружили в архиве».

Наталья Косякова


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика