Новое
- Антиох Дмитриевич Кантемир (1708 -1744) — Русский поэт-сатирик и дипломат
- Подведены итоги VII ежегодной Премии в области дизайна Best for Life Design
- Бизнес-сообщество «БизнесСевер» отмечает трехлетие успешной работы
- Если ты такой умный…
- Белые крылья Непрядвы. Литературная премия в стенах Института славянской культуры
- В ожидании премьеры: новая постановка в Театре-студии Всеволода Шиловского
Хотите создать вселенную? Спектакль «Спасите Лёньку!» приглашает к соучастию
09.02.2023В январе Московский драматический театр «Человек» ко дню прорыва блокадного кольца вокруг Ленинграда представил премьеру по одноимённой пьесе Малики Икрамовой «Спасите Лёньку!» в постановке Владимира Скворцова.
Худрук к постановкам театра нередко даёт вступление: «Наша отправная точка – Людмила Рошкован и театр абсурда», напоминая, кем и зачем 49 лет назад был создан «Человек». И неспроста – и в новом действе в жанре «сотворение мира» обязательно будет нечто оригинальное, ни на что не похожее.
История Малики Икрамовой, которой Скворцов заинтересовался два года назад на конкурсе пьес, посвящённых войне, повествует об умирающем от дистрофии 9-летнем мальчике Лёньке Шапиро из блокадного Ленинграда, который, желая спастись от ужасов войны, придумывает истории про африканских зверей, видел которых он только на картинках. Паренёк пишет и запечатывает в бутылку письмо, и в воображении ребёнка дикие звери – Лев, Жираф, Мартышка, Чайка и Акула – находят возможность помочь ему пережить всю жуть положения.
Параллельно с этим сотрудники Института растениеводства героического города заняты спасением драгоценного семенного фонда. И здесь свои переплетения.
«Пьеса довольно трагичная и пронзительная, — говорит Владимир Скворцов, — однако все знают, что любой текст – для режиссёра лишь отправная точка. Здесь для меня открылась другая тема, которая всегда интересовала — тема оживления или оживания наших идей, наших мыслей, которые когда-то возникли или были произнесены нами, поэтому тема материализации наших фантазий, придуманных нами когда-то, может быть, в качестве развлечения, в этом спектакле для меня – одна из основных».
«И, — добавляет драматург, — в постановке историю придумывает не мальчик, его выдумывают звери».
Одним словом, спектакль – сложносочинённый. И от этого ещё более интересный. Часто ли вам кто-то сбивает шаблоны, ведя по драматургической канве замысловатыми путями? Не понимая, что происходит, человеческий мозг обычно злится, хватается за старое, потом от усталости отпускает ситуацию и … начинает мыслить с белого листа, и тогда всё выстраивается как бы само собой.
Для таких штук, конечно, нужна тренировка – и вот она. Не лицезреть, а искать и находить вместе с режиссёром и его командой ответы на сложные, но очень интересные вопросы: «Реален ли наш мир?», «Вдруг и меня кто-то придумал?», «Кто вообще в этом мире кого выдумал?», «Кто у кого в голове?»
Самое интересное, что каждый из актёров в этом спектакле также строит свою версию. Исполнитель роли Льва Дмитрий Филиппов, например, своего африканского героя видит главным богом, для которого прочие божества разыгрывают представление.
А вот играющая Акулу Татьяна Ивановская представляет историю по-иному. «Для меня это, скорее, не боги, — поясняет она, — а общество — пресыщенное, циничное, общество, придумывающее себе какие-то занятия и развлечения, и одно из них — эта история, которая им тут же надоедает и начинает жить своей жизнью».
Сам Скворцов считает, что одно вытекает из другого, потому что боги – они зажравшиеся. «Можно было бы пойти и дальше, — говорит режиссёр, — но от темы развращённости этих сущностей мы отказались».
Как бы то ни было, не заскучает на спектакле никто. Будут всплески энергии, до слёз щемящие моменты, возникнут сомнения и радость от всё-таки случившегося задуманного и, конечно, возможность хорошенько о многом поразмышлять.
«Естественно, чтобы воплотить мою довольно странную фантастическую идею, — продолжает худрук, — потребовалась альтернативная вселенная, которую должны были создать куклы. Никогда ещё на сцене нашего драматического театра артисты с куклами не работали, и потому постановка наша — эксперимент, но эксперимент довольно любопытный, в который мы приглашаем зрителей в качестве соучастников».
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ