Пятница, 23.02.2024
Журнал Клаузура

Хотите создать вселенную? Спектакль «Спасите Лёньку!» приглашает к соучастию

В январе Московский драматический театр «Человек» ко дню прорыва блокадного кольца вокруг Ленинграда представил премьеру по одноимённой пьесе Малики Икрамовой «Спасите Лёньку!» в постановке Владимира Скворцова.

Худрук к постановкам театра нередко даёт вступление: «Наша отправная точка – Людмила Рошкован и театр абсурда», напоминая, кем и зачем 49 лет назад был создан «Человек». И неспроста – и в новом действе в жанре «сотворение мира» обязательно будет нечто оригинальное, ни на что не похожее.

История Малики Икрамовой, которой Скворцов заинтересовался два года назад на конкурсе пьес, посвящённых войне, повествует об умирающем от дистрофии  9-летнем мальчике Лёньке Шапиро из блокадного Ленинграда, который, желая спастись от ужасов войны, придумывает истории про африканских зверей, видел которых он только на картинках. Паренёк пишет и запечатывает в бутылку письмо, и в воображении ребёнка дикие звери – Лев, Жираф, Мартышка, Чайка и Акула – находят возможность помочь ему пережить всю жуть положения.

Артём Анашкин (Жираф), Ольга Соколовская (Чайка) и Елена Лотова (Мартышка)

Параллельно с этим сотрудники Института растениеводства героического города заняты спасением драгоценного семенного фонда. И здесь свои переплетения.

«Пьеса довольно трагичная и пронзительная, — говорит Владимир Скворцов, — однако все знают, что любой текст – для режиссёра лишь отправная точка. Здесь для меня открылась другая тема, которая всегда интересовала — тема оживления или оживания наших идей, наших мыслей, которые когда-то возникли или были произнесены нами, поэтому тема материализации наших фантазий, придуманных нами когда-то, может быть, в качестве развлечения, в этом спектакле для меня – одна из основных».

«И, — добавляет драматург, — в постановке историю придумывает не мальчик, его выдумывают звери».

Татьяна Ивановская (Акула), Елена Лотова (Мартышка) и Дмитрий Филиппов (Лев)

Одним словом, спектакль – сложносочинённый. И от этого ещё более интересный. Часто ли вам кто-то сбивает шаблоны, ведя по драматургической канве  замысловатыми путями? Не понимая, что происходит, человеческий мозг обычно злится, хватается за старое, потом от усталости отпускает ситуацию и … начинает мыслить с белого листа, и тогда всё выстраивается как бы само собой.

Для таких штук, конечно, нужна тренировка – и вот она. Не лицезреть, а искать и находить вместе с режиссёром и его командой ответы на сложные, но очень интересные вопросы: «Реален ли наш мир?», «Вдруг и меня кто-то придумал?», «Кто вообще в этом мире кого выдумал?», «Кто у кого в голове?»

Самое интересное, что каждый из актёров в этом спектакле также строит свою версию. Исполнитель роли Льва Дмитрий Филиппов, например, своего африканского героя видит главным богом, для которого прочие божества разыгрывают представление.

А вот играющая Акулу Татьяна Ивановская представляет историю по-иному.  «Для меня это, скорее, не боги, — поясняет она, — а общество — пресыщенное, циничное, общество, придумывающее себе какие-то занятия и развлечения, и одно из них — эта история, которая им тут же надоедает и начинает жить своей жизнью».

Сам Скворцов считает, что одно вытекает из другого, потому что боги – они зажравшиеся. «Можно было бы пойти и дальше, — говорит режиссёр, — но от темы развращённости этих сущностей мы отказались».

Как бы то ни было, не заскучает на спектакле никто. Будут всплески энергии, до слёз щемящие моменты, возникнут сомнения и радость от всё-таки случившегося задуманного и, конечно, возможность хорошенько о многом поразмышлять.

Артём Анашкин (Жираф)

«Естественно, чтобы воплотить мою довольно странную фантастическую идею, — продолжает худрук, — потребовалась альтернативная вселенная, которую должны были создать куклы. Никогда ещё на сцене нашего драматического театра артисты с куклами не работали, и потому постановка наша — эксперимент, но эксперимент довольно любопытный, в который мы приглашаем зрителей в качестве соучастников».

В театральных кругах бытует мнение, что с куклами на сцене могут справиться только артисты кукольных театров. Команда Скворцова эту легенду опровергла. С помощью опытнейшего мага  кукольного царства Вадима Домбровского актёры сделали себе из кукол настоящих живых партнёров.

Говорят, что поначалу было страшновато, но, как известно, глаза боятся – руки делают. «Понимаете, — поясняет Ивановская, — идёт своя эмоция, захлёстывает, а куклу надо играть всё-таки отстраняясь, её нельзя терять. Вот это сложно».

А ещё недоумение – почему куклы здесь люди, а не звери? Интересно было бы прочитать ответы на этот вопрос в зрительских головах.

Для кого спектакль, спросите вы. Для всех, начиная от подростков, и, наверное, в основном для них. А также для молодёжи, что окончила школу недавно и пребывает в том прекрасном состоянии, когда можно почувствовать себя и ребёнком, и взрослым одновременно, а, значит, без труда совместить звериное и человеческое. Потому что именно такого восприятия если не требует, то просит постановка в откровенном и честном разговоре о самом главном — о жизни и смерти.

Наталья Косякова

Фото предоставлены пресс-службой Московского драматического театра «Человек»


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика