«Музыка, соответствующая гоголевской стилистике…» К 85-летию Ю. Буцко
28.05.2023Как могут прозвучать «Записки сумасшедшего» в опере?
Как могут превратиться они, усложнённые мыслью, в оперу?
Ю. Буцко показал: ярко и эмоционально, предложив музыку, весьма соответствующую гоголевской стилистике, и вектору мысли, ведущему текст: становящийся текстом музыкальным.
…Буцко интересен, как духовный композитор: сосредоточившись на разработке особой методики ладогармонической и полифонической системы, Буцко добивается именно объёмности звучания, некоторая необычность которого свидетельствует именно о своеобразие дара и мировидения композитора.
Закономерности древнерусских монодических распевов Буцко использовал органически, преобразовав их современностью: насколько она отражается в звуке; крупные инструментальные формы входили в мир значительно – звук тёк, казалось, сплошной серебрящейся рекой, вспыхивая в кульминационных моментах на солнце духа.
Знающий хорошо церковно-песенный обиход, Буцко также постиг до основ древнюю певческую традицию, не прибегая впрямую в своих сочинениях к церковно-песенным формам.
Церковь духа наполнена возвышенной музыкой…
Произведения Буцко ещё консерваторского периода продолжали мощные традиции неистового Мусоргского: камерно звучали «Белые ночи» по Достоевскому; новая фольклорная волна обеспечила появление кантат «Вечерок», «Свадебные песни»…
Бушевала оратория «Сказание о пугачёвском бунте»…
Неистовость сочеталась со звуковой нежностью, гармония отливалась в звуковые волны; и композитор творил свой музыкальный храм, высоко поднимающийся в метафизические небеса.
Александр Балтин
фото из открытых источников
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ