Пепел Клааса
27.05.2023
Я почти всегда начинаю статью с себя. Прислушиваюсь к тонкостям воздействия на меня произведения, предполагаемого, что оно художественное. То есть можно про меня подумать, что я человек чувствительный. Но сам я заметил, что от старости лет, наверно, я стал, как деревянный. Так прочитав рассказ Садовского «Соседи» (самая ранняя его датировка — 27 июня 2013 г.), я лишний раз удостоверился в своей деревянности. Персонаж Фельдман напился от тяжёлых воспоминаний и чувствительность его ещё больше обострилась. И автор предлагает мне поверить, что 66 лет спустя после расстрела его отца (в 1947 году) можно ТАК переживать от несправедливости. Мне это тяжело в мои 85 сегодня. А может, ещё и потому, что я до 18 лет, до 1956 года («разоблачения» культа личности Сталина) не знал о существовании несправедливых репрессий в сталинскую эпоху. В это, может, кому-то теперь трудно поверить (особенно либералам по мировоззрению), но это факт. Я родился в том самом пресловутом 1938 году, но родился в глубокой провинции, которой репрессии не коснулись, наверно, совсем, в семье очень мелких служащих (отец бухгалтер в какой-то производственной артели, мать ретушёр в фотографии). Не только их репрессии не коснулись, но и кого бы то ни было из знакомых или знакомых знакомых. Хотя… Году в 1950-м или позже у нас появился маленький радиоприёмник «Москвич» и по нему раз, возможно, это было в связи со смертью Сталина (в 1953), я поймал какую-то станцию, с которой по-русски говорили о вине Сталина за множество невинно убитых, и мама что-то быстро подлетела ко мне и крутанула ручку, чтоб станция пропала. И сказала: «Не слушай это враньё!». До сей минуты я никогда ни в чём не видел в маме, чтоб она чего-то боялась. И вокруг никто ничего не боялся. Кроме лесных братьев (я к тому времени уже 5 лет жил в бывшей столице Литвы, и по одному знакомому пацану, который ехал на велосипеде, был выстрел). Несколько моих одноклассников имели пап МГБ-шников, но те своих сыновей не посвящали в репрессии. Для меня они – слова, не способные всполошить мою чувствительность так, чтоб я этому Фельдману из рассказа сегодня сопереживал. Да и в 2013-м – тоже. Пусть в 2012-м началось белоленточное движение в России из-за, в общем, поворота политики, грубо, к некому возврату в СССР. Ибо я был против развала СССР и начитался, КАК либералы наврали на Сталина с репрессиями.
Чтоб мне войти в курс дела с этим Фельдманом, я прочёл следующее:
«Историк Леонид Млечин [который мне чисто физиономически подозрителен, честен ли он] утверждает, что первопричиной дела ЕАК [Еврейский Антифашистский Комитет] было ухудшение здоровья Сталина, точнее, то, что о нем писали западные корреспонденты в Москве. Старого диктатора это сильно раздражало.
Основой для спекуляций служили его внешний вид и участившиеся исчезновения из публичного пространства. Но вождя такое объяснение не устраивало. Он был уверен, что кто-то из окружения сливает иностранцам сведения о его медицинских проблемах.
МГБ нашло устроившее Хозяина объяснение: информация уходит через родственников его покойной жены. В конце 1947 года арестовали сестру Надежды Аллилуевой Анну, супругу ее покойного брата Павла Евгению, их дочь Киру и второго мужа Евгении инженера Николая Молочникова.
Получили нужные показания и от Евгении Аллилуевой. Она заявила, что личной жизнью Сталина интересовался ее знакомый доктор наук Исаак Гольдштейн из Института экономики Академии наук.
«Меня стали жестоко и длительно избивать резиновой дубинкой, — показывал впоследствии Гольдштейн. — Измученный дневными и ночными допросами, я стал оговаривать себя и других лиц».
Гольдштейн дал показания на руководителя исторической комиссии ЕАК Захара Гринберга и главу комитета Соломона Михоэлса, который якобы «проявлял повышенный интерес к личной жизни главы советского правительства, чем интересовались американские евреи»» (https://www.bbc.com/russian/features-46225286).
Так подвёрстывается Фельдмановское: «только я сорок седьмой хорошо помню…», — и последовавшее угасание мамы. А также: «справку получили через десять лет, что не виноват он…». (То есть 10-то лет мама ещё жила. Впрочем, если она непрерывно на одном и том же нерве «дрожала мелко-мелко и часто», рассказывая об отце, то это врезалось Фельдману и мыслимо, что действует и 56 лет спустя, в 2013 году. Но более вероятно, что просто автор накручивает себя – ибо интенсивность белоленточного движения падала c 2011 к 2012 году:
sadovsky1.jpg
https://oko-planet.su/politik/politikrus/153096-doklad-novaya-protestnaya-volna-mify-i-realnost.html
Садовский в ужасе от «возврата» в СССР, и отсюда ТАКАЯ странная памятливость и чувствительность у его Фельдмана. Этим же объясняется его нынешняя – в 28.04.2023 – повторная публикация рассказа: СВО на Украине ведь колоссально двинуло общественную жизнь России влево, от капитализма, что Садовскому плохо переносимо, ибо для него капитализм и свобода – близнецы-братья.)
Не верите, что страсть накалена? – Перечитайте:
«Выпил-то он не так уж много и, когда почувствовал, что хмель не берёт его, а только внутри всё сильнее и сильнее жжёт, будто кто-то влил в его сосуды раскалённого свинца, какой он вытапливал на углях в консервной банке, когда мастерил себе блёсны для рыбалки».
«…слова были самым страшным, что можно было себе представить, — хуже ничего не было. В эти два слова входило всё неустройство жизни, от глупости до предательства, от невежества до насилия — всё, что не давало посмотреть любому человеку в глаза, потому что в душе какая-то грязь».
Предложения такие длинные, что аж задыхаешься. Как задыхалась и мама, рассказывая об отце:
«И мама потом никогда не жаловалась, она и об отце спокойно рассказывала… мне… ну, для примера. А когда останавливалась воздуха набрать, или вздохнуть…».
Или вот:
«А я вот забыть не могу, как у меня от этого сжималось всё внутри и холодело, будто меня в прорубь окунали».
Страсти-то мордасти какие, а?
Мне аж вспоминается – как из другой жизни – как я, 48-летний, не понимал, как теперь жить, когда умерла мама, или как я, 65-летний, не мог видеть вообще людей, когда умерла моя жена.
Так это я вошёл в курс дела. А сперва я вообще не понял, чего Фельдман так страстен.
Стал даже искать в интернете про психические эпидемии в истории человечества. Думаю, автор подчёркивает еврейство своего персонажа, а у евреев может быть генетическая память о жизни в местечках, а отсюда «переживания, свойственные деревенским жителям того времени [средневекового, когда было особенно много психических эпидемий]» (https://podcast.lib33.ru/psixicheskie-epidemii-v-istorii-chelovechestva/).
Я года два назад столкнулся с так взбудораженным евреем. Ему дали телефон мой, как человека, родившегося и жившего в Ромнах Сумской области. Человек был взволнован тем же, что и Фельдман («Уговорил местного одного показать мне, где всё было… ну, где их… и где хоронили… Даже изгороди нет. Лес другой. Понимаешь, место накорчёванное было, а не заросло ещё по-настоящему… и холмики кое-где различить можно… они вытаптывают! Знаешь… — он покрутил над полом кистью руки. — Землю вытаптывают, как собака, когда лечь хочет: ходит, ходит кругами на одном месте и лапы так плотно на землю ставит, что видно: это она траву вытаптывает, чтобы плоско было, чтобы улечься и ничего не росло под ней, не мешало покою. И эти так же, а ещё когда вытопчут, как молитву твердят свою партийную [выделено мню]… »). Взбудораженноть его была оттого, что, будучи в отпуске, он услышал, что там, в лесу под Ромнами, собрались срыть следы убийства всех евреев Ромён, убитых в 1941 году (правильная затея нацистского режима Украины). И он хотел поднять общественность, что ли, чтоб что-то сделать для сохранении памяти о невинно убиенных. Он спрашивал нет ли там моих родственников. Я сказал, что точно нет и что очень стар и маломощен. И он отстал. И ничто во мне, деревянном теперь, не шевельнулось.
А в Фельдмане Садовского ого что делается.
«Если говорить широко, то всю древность и средневековье можно назвать затяжной психической эпидемией» (https://darkermagazine.ru/page/epidemii-razuma).
Самые последние конвульсии либерализма наводят на мысль, что история повторяется. Что такое русофобия от СВО на Украине? – Не похожее ли явление? Взбудораженность сегодняшнего Фельдмана не то же ли самое?
Воложин, Соломон Исаакович
фото автора
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ