Новое
- Лев Мей — русский писатель (1822-1862)
- Валерий Румянцев. «Трудные дни». Рассказ
- Александр Балтин. «Шок, смешанный с ужасом». Рассказ
- Шедевр постановки пьесы «Материнское сердце» в БДТ, и современная школа
- Отличительная черта графики Эгoна Шиле
- Форум Ed.FUTURE: перезагрузка образования и новые горизонты для карьерного роста
Услышанный монолог. О поэзии Ирины Денисовой
17.07.2024В мире девальвации творческих репутаций, низкокачественных имитаций, в отсутствие строгого редакторского разбора задача читателя не останавливаться, искать и находить стиль, атмосферу, строй близкой души, особое дыхание эпохи.
Стихотворенья – словно облака.
Опустятся серебряным туманом.
Они придут к тебе издалека
Таинственным прозрачным караваном.
Поэт Ирина Денисова пишет о важном. /Наощупь чувствуя цвет/, поверяя уникальное время жизни сильными эмоциональными состояниями, видимыми и актуальными, московский автор осознает феномен индивидуальной свободы и ответственности за нее. Минуют ли ее в поэтических строках страхи, боль потери любимого человека, тревожность перед окончанием земного пути? Нет. Но катастрофа личная, социальная не рождает самоуничтожение – унесенных ветром в России не счесть, мало того, не ведет к появлению жестокосердия. Отвечать «давлением на давление», как выразился бы литературовед и текстолог Борис Эйхенбаум, да просто отсутствует такая способность в самом авторе. В стихах по-новому открывается аккуратность и тщательность: все душевные элементы соединяются в понятном образном порядке, социум проступает весьма деликатно. Это ли не говорящее свидетельство мастерского владения психологическим письмом.
И, растворясь в кромешной темноте,
Взяв дар, который дан тебе беспечно,
Понять на миг, что все вокруг не те,
Почувствовать, что всё вокруг – не вечно.
С ума сойти от самых странных фраз,
Впитав душою творчества истому,
Скосив на нереальность дикий глаз,
Увидеть жизнь внезапно по-иному.
Легкость авторских настроек /…чтоб видеть Альфу и Омегу/ формирует хрупкое, не зажатое рамками придуманных границ, пространство совпадения места, времени, героя. Скажем, три пореформенных десятилетия были для некоторых литераторов слишком травматичным периодом, и только сегодня мы приступаем к его осмыслению. Тогда кто-то потерял ощущение мира, позволив противоречивой обыденности заглушить в себе внутренний свет. Между тем есть время и есть вечность. Чтобы Поэту состояться в «моменте зависания», быть радаром, улавливающим необычные звуки, следует немного уклониться от слепых и чувствительных ударов переломной эпохи. Только так, поверх рутины, он сможет ощутить новую собственную субъектность. /…И множит память, множит, множит, множит/ То морок, то реальность, то обман/. Можно списать данный поэтический прием даже на поиск жизненного маневра, однако Ирина не ищет защиты, не запасается впрок, отгораживаясь от боли времени и обнаруженной в любимом пустоты. Она берет в кавычки людские несовершенства и протекает сквозь них.
Я сумею смолчать про себя, про тебя,
Как искрились горячие зимы,
Где шаги наши, гулкое эхо дробя,
Вновь напомнили жизнь пилигримов.
Или:
Ты знаешь – здесь не ждать тебе измен,
Предательства и скошенного взгляда,
Коварных слов, что забирают в плен –
Товарищ будет неизменно рядом.
Еще:
Так несутся в ночи поезда,
Зреет истина в сумраке спора.
Помолись, затаись, помолчи.
Видишь роста благого приметы?
Оптика Денисовой последовательно сосредотачивается на духовной выдержке человека с памятью о ключевых решениях и поступках, а внешне – с прямой спиной, в партикулярном костюме, легко меняющего в нужный момент на служебную форму. Судьба, быть может, не громкая, но дельная и славная. Судьба русского человека. «Русский человек», «лихой человек» подчас описывается скороговоркой, как социальный ритуал. В то время, как если эта судьба самим человеком не нафантазирована, не проживается в иллюзиях и самообмане, она всегда выстраивается достойно и цельно. Ирина Денисова в историческом цикле, опубликованном в новом альманахе «День поэзии ХХI век 2022/23», и предстающая в качестве очевидца, настаивает на скрытой и крепкой связи времен, поколений, их сердечной, религиозной мощи, с которой русичи раз за разом проходят крутые маршруты. Нисколько не архаичные образы. Эта публикация – заметное достижение автора еще и потому, что для нее важна традиционность в самом высоком и будничном смысле слова. Она живет в духе традиции, а не в ее форме.
Я вновь стою на поле Куликовом
И слышу крики, стоны, свист камчи.
Нет, не хочу увидеть в веке новом,
Как рубят Русь на части палачи!
Благодаря неисчерпаемой внутренней силе русские люди стойко сражались за свою землю – так было и так будет во веки веков. /Только Господь знает то, что кому суждено/… Отринув обиды, жизненные планы, личные интересы, в суровый час нашей Родины мужчины подчиняются зову воинского долга и воинского братства и разбивают врага.
Светел так, спокоен лик молодого бойца.
Ангел летит, несёт на руках его душу.
Преображение нежно коснулось лица,
Возле яблонь жухнет трава, делаясь суше.
Так что же лежит в основе такого сложного и объемного характера, как русский? Как говорил известный прозаик Вячеслав Пьецух, «много русских народов живет на земле Русской». Именно стремление храбростью и смекалкой восславить свою правоту как защитников и явить миру беспощадное великодушие. «Или след со временем сотрется?», – спрашивает читателя уже не летописец, а автор, обращаясь к современнику в одном из стихотворений цикла. Нет, не сотрется. Сила народного духа проявляется в том, что он умеет бороться, способен творить, готов возрождать. И эта работа для нас на многие годы вперед.
Наталья Селиванова,
писатель, драматург,
член МГО Союза писателей России
________________
Справка: Денисова Ирина Викторовна (ред. — на фото к статье) — автор пяти поэтических сборников и множества публикаций в российских и международных альманахах, журналах и газетах. Член Союза писателей России. Лауреат российских и международных фестивалей, обладатель литературных наград и медалей. Ведущая музыкально-поэтического просветительского салона «Velum» в библиотеке им. М.Ю. Лермонтова. Живёт в Москве.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ