Вы здесь: Главная /
НОВОСТИ /
«…Не ради красного словца…». Вышел в свет юбилейный номер альманаха «Слово Забайкалья»
«…Не ради красного словца…». Вышел в свет юбилейный номер альманаха «Слово Забайкалья»
04.12.2024
/
Редакция
Огромный путь от создания в непростое время преодоления разрухи после Великой Отечественной войны и поныне прошла одна из старейших писательских организаций России – Забайкальская. У истоков ее создания стоял известный и единственный на тот момент в Забайкальском крае профессиональный писатель, член Союза писателей СССР Борис Костюковский и учитель Оскар Хавкин, спасибо им, что заручились поддержкой первого в то время лица региона Геннадия Воронина. А юбилейный выпуск, вышедший в красочном твердом переплете в издательстве «Слово Забайкалья», открывает краткая вступительная статья нынешнего первого лица Забайкальского края — губернатора Александра Осипова: «Читая книги, мы развиваем многие познавательные процессы – память, внимание, мышление. Мы восхищаемся красотами Забайкалья, сопереживаем горестям и радостям героев, неравнодушно относимся к судьбе малой Родины и всей России…».
Значимость литературы, как пути осмысления художественно-исторического и нравственного движения Родины, сегодня все-таки не оценена еще в полной мере, но понимание власти значения живого литературного слова – залог успешного развития России. Забайкалье и моя малая родина, хотя назвать малой родиной огромный край, на территории которого поместится чуть не вся Европа, наверное, будет не вполне правильно – такая вот огромная «малая» родина у забайкальцев! Край славен литературными достижениями. Их настолько много, что, уверен, не все можно вместить даже в многотомник, но еще Чехов призывал писателей стремиться к краткости. Такие жемчужины отечественной литературы, как «Даурия» Константина Седых, «Голубая Аргунь Василия Балябина, «Серебряный капкан» Георгия Граубина, поэзия Михаила Вишнякова давным-давно вышли за пределы Забайкалья. В юбилейном номере одна из знаковых публикаций — эпическая поэма Георгия Рудольфовича Граубина «Вехи», посвященная строителям легендарного БАМа!
А уж про легендарный Читинский семинар молодых писателей, открывший России впоследствии писателя мирового значения – Валентина Распутина – отдельный разговор. Мне посчастливилось присутствовать на этом семинаре еще совсем молодым начинающим писателем. Атмосфера дружества легендарного читинского семинара молодых до сих пор питает сердце теплом и светом. Молодой Валентин Распутин был одним из участников этого семинара, еще не имея в своем творческом активе ни одной изданной книги, но уже тогда пообещавший мне подарить свою будущую книгу с автографом – разве такое забудется? Свое обещание Валентин Григорьевич исполнил спустя десятилетия, поскольку жизнь по молодости развела нас по разным регионам огромной страны, и когда пришла пора встретиться вновь, Распутин уже был всероссийски и всемирно знаменит. И исполнил свое обещание подарить свою книгу, причем, исполнил не раз, присылая мне из Иркутска свои прекрасно изданные книги с автографом. Многие из них были в золотом переплете, какого по праву заслуживает золотое содержанье распутинских книг. Так что путь Распутина в литературу начался именно в столице Забайкалья – Чите. В Чите, которая не просто заметила уникальный талант молодого сибирского прозаика, но и стала стартовой площадкой для его творческого взлета.
Для названия этой статьи я выбрал строку из стихотворения одной из самых именитых в Забайкалье поэтесс – Галины Рогалёвой. Это строка из стихотворении о миссии поэта во все времена, а особенно во времена испытаний.
«Не ради красного словца, // Но ради света // Свой крест до самого конца // Несут поэты».
Галина Рогалёва в 2024 году отметила тройной юбилей. Родившаяся в 1949 году в поселке Ясногорск Оловяннинского района, она в 2004 году выпустила первый сборник стихов «Деревья в городе», а в 2014 году стала членом Союза писателей России. Ее прозрачные кристальные стихи о любви пронизаны поистине евангельским светом – нет в них никакого упрека судьбе даже за те события разлуки и расставания, без которых не обходится ни одна человеческая судьба.
«Когда ты вернешься, //Будет спокойный вечер: //Я расставлю повсюду //Зажженные свечи – //Как в каком-то //Полузабытом кино. //Ты разольешь //По бокалам вино. //Нежно глянешь в глаза – //И без слов, //Соответственно жанру //Сыграем любовь. //А в финале – //Захлопнутся двери… //И тогда не сдержусь – //Закричу: Не-ве-рю! //Вот такое выйдет у нас кино. //Только… это было уже. //Давно».
На красивой глянцевой цветной вкладке юбилейного выпуска — памятные фотографии насыщенной событиями писательской жизни Забайкалья, начиная с коллективного фото 1949 года – уникальной фотографии, где запечатлены поэт Александр Твардовский с литераторами Читинской области на писательской конференции. Цветной фотопортрет одного из самых известных в России выдающихся забайкальских поэтов – Михаила Евсеевича Вишнякова. И, признаюсь, одного из самых любимых мной поэтов…
Отдельная подборка фото разных лет посвящена ветерану Великой Отечественной войны, писателю-фронтовику Арсалану Жамбаловичу Жамбалову, более известному под творческим псевдонимом Жамбалон. Он родился в 1924 году в улусе Куляндуй на территории нынешнего Бурятского округа. Все эти люди на фото – поэт и переводчик Виктор Балдоржиев, писатель-фронтовик Сергей Зарубин, писатель Даширабдан Батожабай, Василий Никонов, Олег Петров, Георгий Богданов, писатели-геологи Роман Амософ и Олег Димов, поэты Вячеслав Вьюнов и Николай Ярославцев, писатель эпического плана Владислав Ляхницкий, прозаик Юрий Мартыненко, Борис и Элеонора Кузник, Евгений Куренной, Жамьян Балданжабон, Николай Ященко, Борис Макаров, Оскар Хавкин, удивительный писатель-краевед-краелюб Евгений Петряев… да разве перечислишь всех, чье живое слово, льющееся из души писателя прямо в душу читателя, легло в художественную летопись Забайкалья? Но, конечно же уникальны фотографии легендарных забайкальских словотворцев – таких, как Георгий Рудольфович Граубин, на произведениях которого воспитаны несколько поколений забайкальцев. Нельзя не назвать автора легендарной «Даурии» Константина Седых. Принятого в Союз писателей РСФСР по рекомендации Александра Твардовского Виктора Брониславовича Лавринайтиса!
Что особенно радует – эстафету легендарных словотворцев принимают писатели нового поколения, и это видно в юбилейном сборнике, который стал не только неким подведением итогов, но и заявкой на будущее. С приятным удивлением открыл для себя нескольких молодых поэтесс Забайкалья – каждая со своим неповторимым голосом и видением мира, каждая патриотична и женственна одновременно, без всей этой, столь модной в столицах, либеральной шелухи в голове. Нельзя на отметить стихи Екатерины Малофеевой, коренной читинки. Потом уже, после стихов, стал читать авторскую справку поэтессы и увидел, что она член Союза писателей России и финалист самой уважаемой на сегодня лично для меня премии молодых авторов – премии имени А.И.Казинцева журнала «Наш современник». Знаю эту премию, как максимально объективную. Когда читаешь творения номинантов и лауреатов премии Казинцева, не остается чувства недоумения: «Как такое можно считать литературой?». В журнале «Наш современник» настолько строгий отбор авторов и, думаю, что сам факт того, что произведения автора отмечены этим журналом, уже говорит о некоем «сертификате качества».
Но сначала я всегда стараюсь читать не ОБ авторе, а именно самого автора, потому что никакие регалии не скажут лучше об авторе, чем его произведения. А поэзия Екатерины Малофеевой приятно удивляет того, кто с ней ранее незнаком. Особенно хочу отметить открывающее подборку стихотворение «Тихая дань любви», которое не откажу себе в удовольствии процитировать полностью. О войне сегодня пишут скорее много, чем качественно, так вот это стихотворение из числа немногого качественного.
Жена мобилизованного Лёхи //Училась в частном доме жить одна. //По дню за раз. Но получалось плохо, //Хоть впереди маячила весна. //Таская в ведрах бесконечный уголь, //Усталой просыпалась и с тоской //Пинала флягу, загоняя в угол, //К колонке собираясь за водой. //И падало кольцо – не по размеру //Ей стало. Кошка хмурила лицо. //И капал кран, и дуло из-за двери, //Скрипело окривевшее крыльцо. //Всё детское сносила в интернат. //Опёршись в магазине на прилавок, //Грустила. Научилась жить одна. //…Но ей не пригодился этот навык.
С такой художественной и в то же время жизненной достоверностью показана судьба современной солдатки, старающейся сохранить отчий дом даже в условиях отсутствия мужской руки! А насколько убедительно выписан быт нашего народа, большинство из которого даже сегодня живет отнюдь не в домах с центральным отоплением и водоснабжением – что сразу выпадает это стихотворение из всего, написанного, как правило, теми авторами, которые сроду не знают, как топить печь углём и как носить воду из колодца. И как могут такие «благополучники» понять условия, в которых воюют сегодня наши ребята на СВО? Отсюда и та художественная неубедительность, когда читаешь тот или иной стих и хочется по примеру Станиславского крикнуть «НЕ верю!». Но особенно восхищает краткая неожиданная концовка стихотворения, так не похожая на натужные победные реляции многописцев-рифмователей! Она возникает в стихе очень неожиданно и так ожидаемо, заряжая читателя верой в лучшее, в победу!
Еще одну поэтессу молодого читинского поколения читинских писателей не могу не отметить – Екатерина Пешкова, автор журналов «Огни Кузбасса», «Москва» «Сибирские огни» и других. Екатерина участник многих семинаров-совещаний молодых писателей, которые сегодня обильно проводятся в России. И думаю, на многих этих семинарах она была если не открытием, то уж точно – находкой, потому что предназначение таких семинаров – не просто в проведении их, а в том, чтобы открыть новые таланты и помочь им встать на крыло. Екатерина Пешкова обладает неповторимой лирической интонацией, некой узнаваемостью этой интонации, что нечасто случается с нынешними молодыми авторами:
«У поникшей ивы на макушке //Желтые облезлые помпоны. //Разошлась по швам реки одежка – //В ледяных лохмотьях берега. //Майским эхом чудится кукушка. //Нам, живущим по земным законам, //Невдомек прислушаться немножко, //Что журчит настойчиво река. //Здесь, у кромки почерневшей льдины, //Жизнь течет обманчиво лениво. //Но легко теперь почуять кожей, //Как тепло опять бурлит в крови. //Мы весенним воздухом едины – //В нас с тобою тоже плачут ивы, //В нас с тобою реки тают тоже. //Век учись. И век еще – живи.»
А сколько в юбилейном выпуске отличной русской прозы – от тех авторов, что жизнь постигают вовсе не за письменным столом и ничего тяжелее, кроме письменной ручки, в жизни не поднимали. Это проза от жизни, от корня, от тех, кто крепко стоит на земле и знает эту землю не теоретически – геологоразведчиков, таежников. Отличная мужская проза, от которой веет крепкой сибирской харизмой и осознанием того, что Сибирь и Забайкалье и есть та потаенная крепость России, которая никогда не подведет нашу страну в трудные времена. Тот же писатель Владимир Павлык, о котором самом можно книгу написать в серии Жизнь замечательных людей! Да разве только он один? Говоря словами Председателя правления Забайкальского отделения Союза писателей России Елены Чубенко: «Вот такие они – люди, которые испытывают истинное счастье и упоение от того, что им подвластно русское Слово… Высокого вам полета, преданного читателя и новых лауреатских званий…». Этой корневой природной основательностью, русской крепостью и одновременно романтичным и прагматичным взглядом на природу человека и окружающего мира стояла и стоять будет Забайкальская литература!
Эдуард Анашкин,
член Союза писателей России.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ