Воскресенье, 24.11.2024
Журнал Клаузура

Герман Беров. «И чем случайней, тем верней слагаются стихи».

Татьяна Протасова – одна из представительниц современной поэзии, основанной, тем не менее, на поэтических традициях и культурном наследии классиков. Из великих мастеров  – ближе всего Ахматова и Бродский. Их искренние переживания любви, естественность и, вместе с тем, чеканное изящество строк,  отсутствие всякой наигранности, позерства перед собой или читателем – вот, что хотелось соединить ей в своей поэзии. Кроме того автор стремится сочетать в стихотворениях два постулата: “ и чем случайней, тем вернее слагаются стихи навзрыд” Б. Пастернака и “ над вымыслом слезами обольюсь” А. Пушкина. Поэзия должна звучать естественно и непринужденно, как “легкое дыхание”, но отличаться лаконичностью, образностью и безупречной поэтической формой.   Литературная деятельность Татьяны Протасовой началась в 2006 г. Именно тогда произошло знакомство поэтессы с издателем публицистического журнала “Хронометр”. Позже стихи и статьи автора публиковались в журналах “Студенческий меридиан”, “Зона риска”, газетах “Молодой”, “Областные вести”, сетевом альманахе “Портфолио”.

Среди стихов Татьяны Протасовой довольно много любовной лирики. В ней есть и переживания страстей и разочарований, и глубокое осмысление жизни, как в стихотворении “Молитва”

Помолюсь и пройду стороной.

 И не стану ни звать, ни тревожить.

 И коней мне твоих не стреножить.

 Не сдержать — как потоков весной.

 Я – подальше от черной воды,

 Налегке, без обид и проклятий.

 Знать бедовою вышел ты статью,

 Удержать тебя – нету узды.

 Оттого тебе вольно так петь,

 Оттого мне так горько молиться.

 Твоим песням, отпущенным птицам,

 Бубенцами в дороге звенеть.

 Далеко разнесутся они –

 Звонче трель от разбега лихого.

 Чтоб от вора да зверя лесного

 Схоронил тебя Бог в эти дни,

 Помолюсь. И пройду стороной.

 Отпустила, неволить не стану,

 Нынче ветру поешь ты осанну,

 Видно весел разлуке со мной.

Некоторые из стихотворений о любви отличаются современной трактовкой, одно из них “Ты и я”

Ты строишь замок на песке…

 Забыт нескладный день вчерашний.

 А я рисую на руке

 Готический портал и башни.

 Какой-то странный боди-арт —

 Весь из несбыточных желаний…

 Наверно, это пьяный март

 В нас будит обостренье маний…

 И кто впотьмах, кто налегке —

 Диагноз я не уточняю,

 И замок на руке (песке?)

 Я ни на что не променяю.

 Он потому и дорог мне,

 Что в непогоду безнадежен…

 И вид, в распахнутом окне,

 Как вера в счастье, не преложен.

Произведение же “Два глотка вина”, из категории стихотворений, посвященных философскому осознанию судьбы и человеческого предназначения, и во многом навеяно восточной поэзией.

Два глотка вина

Я поделюсь с тобою песней нежной,

 Глоток вина – даст глиняный кувшин.

 Вдаль караваны дней плывут неспешно,

 Но их погонщик к нам неумолим.

 Из глины нас слепил Господь однажды,

 Как мой кувшин – неведомый гончар,

 День славлю тот, и нынешний, и каждый…

 Пока я в силах петь – мой дух не стар…

 Мне в лодке жизни – разве много надо?

 Свет солнца, хлеб… Чтоб кровь – не холодна…

 Не вижу в чаше дна, покуда рядом

 Друг и кувшин. В нем – два глотка вина.

Еще одно стихотворение, вдохновлено поэзией Бориса Пастернака, его пронзительными строками: “Февраль, достать чернил и плакать”.

Февраль

 Февраль… достать чернил – и плакать

 От невозможности понять

 Парящий луч, сосновый запах

 И бег мгновений удержать…

 Февраль… достать чернил – и плакать,

 Доверить белому листу

 Промозглый воздух, вечер, слякоть

 И звезд, не спящих чистоту…

 Февраль… достать чернил и плакать

 От “не сбылось”. И дальше жить…

 А горечь слез — смешная плата

 За милость Божию – творить.

Есть среди ее произведений и глубоко личные, полные разочарования и душевной боли, одно из которых стихотворение Рынок надежд. Его вопросы – поэт ли я? И кто судьи?

“Наг, пред всеми стою, кожу-рубище сняв,

 Все сказал, что хотел… Больше нечего петь…

 Но могу я сплясать, Ваш мотив переняв,

 Как на ярмарке пляшет ученый медведь”.

Для поэта очень важно быть услышанным. Без читателя (слушателя) для поэзии нет жизни. Именно поэтому в 2009 г. Татьяна Протасова в сотрудничестве с композитором Тимофеем Леонтьевым решает написать песню “Лист”. Ее текст основан на лирическом стихотворении “Туман”. Песня вошла в репертуар Стаса Пьехи. Возможно, я открою секрет, говорит Татьяна, но хорошая песня рождается “в поте лица”. Вначале долго спорят поэт и композитор, затем уже и сам певец выказывает свое отношение к произведению. Так, изначально, популярный исполнитель  Стас Пьеха не верил в успех композиции “Лист” и неоднозначно отнесся к ее появлению в своем репертуаре. Но позже признал песню, обозначив ее как “народный фьюжн” (от англ. fusion – “сплав”). В том же году была создана и песня “Недолюбила”, исполненная молодой питерской певицей Зарой. Обе песни сразу же стали народными хитами, а в 2010 г. получили премию “Золотой Граммофон”.

Сегодня песни на стихи Татьяны Протасовой исполняют Стас Пьеха, Зара, Татьяна Овсиенко, молодая певица Марта. Но, самая большая мечта поэтессы создавать не просто песни для звезд эстрады, а произведения, которые признает и полюбит слушатель.


1 комментарий

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика