К 150-летию великого нижегородца в РАМТе премьера. Олег Долин поставил свой второй в этом театре спектакль, на этот раз по одноимённому рассказу А.М. Горького.
«Решив перечитать некоторые произведения писателя, — рассказывает режиссёр, — я увидел его совсем не таким, как преподносили в школе. «Коноваловым» был совершенно потрясён – глубина, просто эссенция смыслов, которые потом рассыпаются по другим произведениям, в тех же «На дне», «Жизнь Клима Самгина» с их путём интеллигента и его знаниями».
Но смыслы смыслами, а как их вынести на сцену? Тем более, что к рассказу Долин решил добавить ещё кое-что из «Несвоевременных мыслей». В ответ на «Неужели ты знаешь, как это делать?» Алексея Бородина, он ответил: «Да кто его знает, но что-то там меня греет».
Получив добро, режиссёр и его команда истово ринулись в работу тем более, что под премьеру готовилось ещё и новое пространство, названное Белой комнатой.
Антон Савватимов (Солдат) и Тарас Епифанцев (Коновалов)
«Мне очень комфортно работать с ребятами, — признаётся Олег. – Мне нравится, что театр живой, что постоянно что-то репетируется. Оттого актёры в тонусе – с одной репетиции на другую, всегда готовы. Я очень уважаю рабочие актёрские качества – это сразу вселяет какие-то надежды, и хочется что-то пробовать, что-то предлагать – какие-то интересные придумывать с ними штуки».
Спектакль весь на крупных планах, в полуметре от зрителя, с его нешуточными страстями и абсолютно раскрытым нутром главного героя. Где прибавить, где слегка прикрутить – всё на тонких ощущениях тончайших смыслов.
Полина Виторган (Капитолина) и Тарас Епифанцев (Коновалов)
И это не важно, что Коновалов – пекарь-работяга, оттого только искреннее и жарче. «И надо было видеть, как он работал – артист в своём роде — упивался работой». Гигантский ребёнок с такой же страстью ищет выхода из необъяснимой ему тоски, пытаясь нащупать путь, искру, внутреннюю силу, иногда называя это состояние болезнью и решая, что что-то в нём самом не так.
Чувствует чужую боль и бросается на помощь, но помогает ли в итоге? Может ли помочь самому себе или нужна чья-то подсказка? Во что переходит коноваловское «Я сам виноват»?
Сергей Печёнкин (Хозяин пекарни) и Дмитрий Кривощапов (Максим)
«Мы не настаиваем, кто тут прав, — говорит режиссёр, — Горький тоже старается свою позицию и своё мнение отодвинуть. Пускай зритель сам решит – кто ему близок – Коновалов или его оппонент, за кем здесь правда, если она тут вообще имеет место быть, потому что всё это вопросы – как лучше жить – думать, что кто-то тобой руководит или что ты сам хозяин».
Тем ценнее постановка, что смыслы эти проявляют молодые актёры, да и основной зритель в Молодёжном – зритель молодой. «Сами актёры, мне кажется, — продолжает Долин, — могут внутри этой работы и дальше развиваться, есть хороший задел для роста – и жизненного, и актёрского».
И всё же, отчего так мечется душа?
Фото: ramt.ru
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ