Новое
- Денис Фонвизин (1745-1792) — русский писатель, прозаик, поэт, переводчик, публицист и великий драматург екатерининской эпохи
- Любовник леди Чаттерлей из Интернета
- Криптовалюта и блокчейн: основы для начинающих
- Западные кинофестивали и основные концепты: от холокоста до «черт возьми»!
- Александр Ралот. «Дама пик и другие прототипы». Рассказ
- Мир науки: Сальвадор Дали и его голограммы
КАРЛ МАРКС И МАГИЯ БОГАТСТВА
10.03.2019
Начнем настоящее краткое, но довольно-таки эмоциональное эссе с тезиса, может быть, несколько максималистского, но зато отличающегося сущностной правдивостью и вполне доказанного самим реальным ходом российской истории прошедшего и нынешнего столетий.
Учение Маркса, марксизм и вообще «феномен Маркса» был с беззаботной наивностью первоначально понят и благосклонно осмыслен русской свободомыслящей интеллигенцией плехановского типа как невинное учение о грядущем торжестве полной социальной справедливости, о грядущем полном равенстве и будущем удивительном братстве людей.
Марксизмом первоначально беззаботно и безобидно увлекались в России (молодые философы и публицисты Струве и Бердяев и очень многие другие, такие же молодые, просвещенные и по молодости мечтательные) как этаким славным «экономико-поэтическим» эпосом о путях построения гармонического общества, в котором всем на радость будет плескаться у ног трудящихся масс море всеобщей любви, ярких весенних цветов и радостного юношеского (или девического — тут все от пола…) умиления благословенной гармонией будущего, которое имеет счастливую историческую возможность стать когда-то настоящим.
На самом же деле все это было зря, — наивно, опрометчиво, глупо и очень опасно, как и многие другие не разрешенные не только пресловутыми властями предержащими, но и здравым смыслом детские игры.
Марксизм — опасен.
В марксизме таятся такие «подводные течения», присутствуют такой силы головокружительные водовороты страстей и потаенных порочных стремлений, что никогда не позавидуешь тому обществу, которое попадает, как муха в паучьи сети, в плен любой из многих и почти всегда далеко не безобидных разновидностей и обличий марксизма.
В своей идейно-психологической сердцевине деле марксизм как на вид ни странно — это соблазнительная утопия и завуалированная мистика, это своего рода мания и одновременно явная магия, причем магия денег, с которой срослась фанатическая вера в мистическое всевластие денег в мире, в их превращение в «идола» некого космического всемирного рынка, жестокие законы которого можно на практике опровергнуть, только уничтожив во имя коммунистических грез всю объективно существующую и исторически сложившуюся реальность.
Да, именно так — марксизм порожден обычным, хотя и несколько извращенным и, причем, магически-мистическим поклонением «Золотому Тельцу», как это явление с незапамятных времен именовалось.
Хотя о господине Марксе как добродетельном защитнике прав, достоинства и мифической исторической миссии пролетариата уже написаны «тонны» разнообразной фактологической и теоретической литературы, важно именно теперь заглянуть в душу идей Маркса, а душа эта — не что иное как слепая и безотчетная вера в мистическую природу и магическую власть над миром денег, наживы, капитала.
Карла Маркса пожизненно преследовала навязчивая идея — ему, долгие годы мучительно, с каким-то плохо скрытым напряжением и даже отчаянием писавшему и так, естественно, и не завершившему свой чудовищно титанический труд , «Капитал», постоянно грезилось, что он скоро найдет некий магический ключ к разгадке великой «тайны денег», по сути своей тайны мистической и лежащей далеко за пределами обычного человеческого опыта.
Маркс, с его, с одной стороны бухгалтерской, а с другой — болезненной жизненной философией и психикой, считал, что все в жизни полностью предсказуемо и предопределено наличием или отсутствием денег, из которого вытекает и счастье, и несчастье, и жизнь, и смерть и вообще едва ли не само мироздание.
Деньги первичны, а жизнь вторична — так можно (иронически, конечно) определить тот основной стержень извращенной жизненной философии Маркса.
И капиталисты как верил Маркс только и делают, что крадут чужие деньги крадут не принадлежащую им часть «прибавочной стоимости» в процессе производства.
Определить «украденную часть» этой самой прибавочной стоимости, а затем отнять ее и правильно распределить — в этом и состоит тот мистический «закон», в существование и огромное значение которого верил добропорядочный бюргер Маркс, любовно называя его неким «законом прибавочной стоимости».
Распределить «в хорошие руки» сей неправедно присвоенный капиталистом «кусок общего пирога» или, точнее, известную «дозу» довольства и счастья — таков вечный пафос Маркса, такова патетика идей этого духовно не вполне здорового человека с большими способностям и теоретика-экономиста.
К сожалению, в общем виде «болезнь Маркса» как одна из форм традиционного поклонения «Золотому Тельцу» вечна как мир и периодически становится среди людей разных эпох, народов и вероисповеданий «чумой века».
На фоне же текущих исторических событий и явлений можно, однако, подумать, что эта старая болезнь человечества «подкосила под корень» нынешнюю, посткоммунистическую Россию.
Конечно, имеет место быть и то, что именно Россия, если повнимательнее вглядеться в истекшие века ее истории, не слишком подвержена (хотя бы в сравнении со странами Западной Европы и США) трудно излечимому «заболеванию деньгами», которые в ней обычно, подобно очумевшим от свободы и счастья вольноотпущенным каторжникам, бегут, летят куда хотят, и гибнут, тонут где придется…
Однако именно потому, что не берегут и не лелеют в России деньги, не хотят и не умеют их расчетливо приумножать, копить, распределять и тратить, может у нас иметь фатальный исход эта опасная «марксова болезнь» — навязчивая и мистическая вера в то, что именно вечно ускользающие , но в тоже время везде и во всем присутствующие деньги и есть заветный магический «кристалл счастья».
Но вернемся к самому Марксу.
В экстазе познания пригрезившейся ему окончательной истины Маркс блаженно писал в своем «Капитале»: «весь мистицизм товарного мира, все чудеса и привидения, окутывающие туманом продукты труда при господстве товарного производства, — все это немедленно исчезает, как только мы переходим к другим формам производства.»
Увы, «мы» (то есть общество и люди, его составляющие) толком никогда не переходили и, вероятно, никогда так и не перейдем к этим загадочным «другим формам производства», чем производство товарное, где никакой мистики, никаких чудес и привидений, которые мерещились Марксу, нет и в помине.
Вне стихии товарного производства, преходящий характер которой с таким навязчивым упрямством стремился всячески обосновать и доказать Карл Маркс, никогда не существовало ничего иного кроме безнадежно примитивного натурального хозяйства или столь же безнадежной экономически распределительно-принудительной системы производства, причем, если она при этом носила исключительно всеподавляющий характер, деля участников такого мрачного бестоварного процесса производства только на две сущностные категории — всемогущих надсмотрщиков-начальников и бесправных рабов.
В разделе первого тома «Капитала» под заглавием «Товарный фетишизм и его тайна» Маркс в соответствии с этим мудреным названием постулировал существование некой «тайны», лежащей в основе обычного превращения того или иного существующего в природе или сделанного человеком предмета в объект торговли, объект купли-продажи, то есть в товар.
Причем, задавая риторический вопрос, в чем же состоит эта мистическая тайна, Маркс давал такой, одновременно и претенциозно-высокоумный, и ошеломляюще детский и смешной ответ: «Формы дерева изменяются, например, когда из него делают стол. И тем не менее — стол остается деревом — обыденной, чувственно воспринимаемой вещью. Но как только он делается товаром, он превращается в чувственно-сверхчувственную вещь. Он не только стоит на ногах, но становится перед лицом других товаров на голову, и эта его деревянная башка порождает причуды, в которых гораздо более удивительного, чем если бы стол пустился по собственному почину танцевать.»
Тщательно объясняя, в чем же, по его мнению, состоит «мистический характер товара», Маркс фактически исходил из того, что происходит обмен-продажа не товара самого по себе, а как имеющей ту или иную денежную стоимость условной «дозы» довольства, благополучия и счастья.
Маркс не переставал удивляться тому, что «лишь в рамках своего обмена продукты труда получают одинаковую стоимостную предметность». Спокойно, без особого мистического трепета осмыслить как это так совсем разные вещи стоят на гипотетическом всемирном рынке одинаково, Маркс решительно не хотел и не мог. Он был столь же глубоко, сколь и подсознательно убежден, что стоимость вещи на всемирном рынке или торжище не только является утвержденным Свыше эталоном ценности данной вещи для человека, но и своего рода высшей пробой этой вещи на способность приносить блага и счастье.
Марксу, что бы он ни говорил и ни думал о своем и чужом бескорыстии (кстати, у него в реальности особо и нет достоверных высказываний на эту трепетную для коммуниста тему), всегда на самом деле верилось, что чем больше счастья может принести та или иная вещь, тем она законным образом дороже и стоит.
Деньги же для Маркса есть некие «купоны счастья», с всевластием которых ему как истинному коммунисту официально трудно было согласиться только потому, что их, этих денег, в изобилии всем нигде и никогда все равно не достается.
Легко можно заметить, что и сам этот «коммунизм по Марксу» приобретает в итоге мистический характер — обретает форму вдруг овладевающей человеком мании достижения вечного блаженства, о котором ранее, до пригрезившейся чудесной, даровой «бестоварной раздачи» вожделенных благ, радостей и счастья, даже и помыслить было невозможно.
Причем, деньги, которые обожествлял в своем сознании достопочтенный Карл Маркс, рождаются фактически «как Венера из пены морской» — в итоге тоже по сути своей таинственно-мистической, вполне сакральной (подобной ритуальному действу) деятельности всемирного и вечного, поистине космического «рынка», где все реально существующее безостановочно, бесконечно, неумолимо продается и покупается, покупается и продается…
Захватит же этот мистически-колдовской «рынок» или, скорее, как мы уже заметили, всемирное торжище, согласно фантазиям Маркса, воинственный и победоносный, подобный в своей миссии Всемирному Потопу мировой пролетариат, захватит, чтобы бесконечно соблазнительное торжище сие, а вместе с ним и породивший это торжище объективный и исторически сложившийся материальный мир навсегда уничтожить и этим судьбоносным «самосожжением мира» принести долгожданную кровавую жертву — во имя избавления от непреодолимого вожделения к деньгам и избавления от жизни неразрывно связанной с добыванием этих денег.
Повторим и подчеркнем: Маркс совершенно явно придает, без всяких колебаний и умолчаний, деньгам неограниченную мистическую силу и магическую власть миром.
Деньги для Маркса — на самом деле не просто какое-то условные «денежные знаки», выдуманные изобретательным человеческим разумом для удобного обмена одних предметов и материальных ценностей на другие в условиях более или менее организованного и слаженно живущего человеческого общества, а воистину мистические по своей природе магические «кристаллы счастья», с помощью которых счастье как и все прочее «в подлунном мире» продается и покупается, увеличивается или исчезает как туман ветреным утром.
Разом взять и завладеть всеми этими сокровищами, всеми этими магическими «кристаллами счастья», за которые люди так отчаянно борются, а потом так фантастически благородно — широким «пролетарским жестом» утопить, похоронить, отправить колдовские деньги эти в небытие навсегда — вот, навязчивая и благородная до умопомрачения, до фанатизма и безумия идея, одолевавшая воспаленное воображение Карла Маркса.
Но что же тогда все-таки будет, что реально случится после этого торжественного «жеста» победившей мировой революции, когда эти загадочные и колдовские, проклятые и вожделенные, бесконечно ценные и всемогущие деньги, наконец, исчезнут?
Тут в контексте правоверного первоначального марксизма далеко не все ясно: то ли тогда всем на радость утвердится некая затянувшаяся на вечность нирвана, то ли навеки установится восхитительное и совершенно неземное, райское блаженство…
По крайней мере, очевидно одно — восторжествует нечто совершенно «заоблачное» по отношению ко всей предшествующей истории человечества — состояние сказочного Зазеркалья, где, как хорошо известно хотя бы со времен Льюиса Кэролла все фантастично, неестественно и вообще «совсем наоборот».
Особо же, как бы для «галочки на полях», заметим в этой связи, что названное Зазеркалье — в данном случае не просто выдумка, а тоже своего рода экстаз или транс, в который можно попасть, «провалиться» в итоге пролетарской мировой революции действительно прямо-таки как кэроловская девочка Алиса вдруг провалилась в волшебный колодец.
Для нас же в России любопытно также то, что мы-то как раз в своем русском мире, как модно говорить сегодня, дно этого волшебного колодца хотя бы отчасти уже и «взаправду» видели — видели не менее отчетливо, чем видела его ошеломленная Алиса в образе странного начальника — Кролика, видели — причем, отнюдь не во сне и не мельком — в образе настоящего друга детей и оставшегося в реальных анналах истории отца народов товарища Сталина, как известно, реально существовавшего коммунистического вождя-праведника и истинного марксиста-ленинца.
***
Карл Маркс как и очень многие просвещенные обыватели разных эпох и народов не хотел и не мог осознать очень простую вещь — благополучие жизни человека и его счастье определяется, прежде всего, внутренним состоянием этого человека, которое, конечно, зависит в той или иной мере от многих внешних по отношению к самому человеку факторов (в том числе и от наличия у него денег и вообще материальных благ), но отнюдь не порождается и не поддерживается исключительно этими внешними для человека факторами самими по себе.
***
Маркс в своем «Капитале» любовно констатировал уже в его время общеизвестное, но лично его всегда необыкновенно озадачивавшее и поражавшее: «Товарная форма и то отношение стоимостей продуктов труда, в котором она выражается, не имеет ничего общего с природой вещей и вытекающими из нее отношениями вещей». Затем же наш многомудрый теоретик марксизма с умиляющим удивлением заявлял: «Чтобы найти аналогию этому, нам пришлось бы забраться в дебри религиозного мира.»
Действительно, как загадочно! Вот, например, мыло и чайник стоят на полке магазина, допустим, рядом и «оба» стоят 100 руб. А, ведь, какие они разные! Чайником нельзя намылить руки, а из куска мыла не налить себе чашку чаю! Вот, уж, чудеса так чудеса! Без погружения в «дебри» религиозного мира и «трущобы» религиозного опыта такое не только Марксу, но и вообще никому не осмыслить.
Однако, если отбросить неуместные шутки, почему же все-таки Карлу Марксу как талантливому экономисту-теоретику так трудно было вполне смириться с тем фактом, что порой совсем разным, несовместимым друг с другом и по разному вписанным в мир и его природу вещам присуждается одинаковая стоимость?
Потому, что стоимость и есть, как был убежден Маркс, мистическая суть вещей, данная им Свыше и потому заслуживающая обожания и поклонения в форме культа денег и магии денег.
Скрытая мистическая подоплека верований Маркса и самого сотворенного им первоначального марксизма, на наш взгляд, такова: своевольный человек-де идет против замысла Творца, сотворившего стоимость вещей, всемирное торжище и правящие этим торжищем деньги, чтобы он, человек, был бы вечно счастлив и пребывал бы в денежном раю, распределяя изначально благословенные деньги если не по совести (вопрос совести казался Марксу сомнительным), то «по труду».
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ