Четверг, 21.11.2024
Журнал Клаузура

Ольга Несмеянова. «Что есть искусство?»

…. Страшный вопрос. Считается, что на него нет ответа. И действительно нет, потому что те определения что дают энциклопедии, википедии и пр. суть не являются определением (т.е. проведением границ, дефиниций, разделением  областей), а  являются по сути описанием, тех. паспортом к предмету. Не очень хорошим притом. Не страдающим универсальностью.

С другой стороны, считается, что универсального определения искусства после того, что с ним сделано в модернизме-постмодернизме, быть не может. Но простите — эстетика как философская наука  как раз и служит  для того, чтобы всему искусствознанию, всем его дисциплинам определения и категории поставлять, в этом ее задача. Раз наука  философская, то предполагается, что она даст философское же определение, а философское определение — ни универсальным и ни обобщающим быть не может. Иначе оно не философское

Потому что философия — это фундаментальная, всеобщая, универсальная теория обобщений… если кто не знал. И философия искусства тоже само собой.

Выходит, что если обобщающего, универсального, пригодного ДЛЯ ВСЕГО искусства определения дать нельзя, то и с чем тогда работает философия искусства (эстетика) не имея и не зная предмета и его границ? если нет предмета и его границ, то он для нас не существует, не выделяется из бытия? Ну как было с электричеством, к примеру до его открытия – электричество существовало в реальности всегда, но для человека, не знающего  что это такое, его не существовало. О чем речь тогда, о чем ломание копий? …Определенно тогда речь может идти только о разновидности коммерции (торговле картинками) как разновидности культуры, украшенной для вящей привлекательности красивым и почетным словом «искусство»… не имеющим за собой никакого смыслового и сущностного наполнения. Оно нужно только для того, чтобы дороже продать и выдать товар за то, чем он не является. Похоже, кстати, что именно так все и обстоит… Но это уже к антимонопольному комитету и недобросовестной рекламе, имеет отношение, но никак не к искусству.
Из этого вывод — ищите, ученые головы, думайте. За что вы там в  институтах и вузах деньги получаете? Впрочем сколько получаете, на столько и думаете. Наука у нас в целом тоже превращается в коммерческий продукт, а фундаментальная (т.е. не производящая конкретного предмета, а только идеи) тоже вынуждена идти продаваться. Но кому у нас нужны идеи? идей у нас у всех и так полно… особенно философских… навалом.
А как же быть с искусством? ГДЕ оно? где границы,  от которых вот это искусство, а за  пределами — уже нет? Кому это нужно — заниматься осмысливанием предмета, т.е. определением границ искусства? А на самом деле никому не нужно —  ведь если бы они были найдены, то сразу бы часть товара от него бы отпала, причем большая часть. Вы думаете, вам бы это кто-то позволил? и вы бы остались безнаказанными после того как массу кормящихся лишили бы заработка на  невежестве, безвкусице и просто глупости людей?  До той поры, пока общественный механизм работает на всеобщую продажность и получение прибыли от всего, не видать нам искусства и никогда не узнать что это такое. Даже если кто-то об этом уже додумался…

«… в специальном определении, выдвинутом  на XIII международном эстетическом конгрессе, говорится: «Тот или иной  предмет является произведением искусства, если в качестве такового его, кроме автора, оценивает хотя бы ОДИН человек» (Конец цитаты. О.Кривцун. Эстетика, стр. 417,М., 2001).

Но если следовать аристотелевой (т.е. европейской) логике  справедливо и обратное:

«Тот или иной  предмет НЕ  является произведением искусства, если в качестве такового, его… оценивает хотя бы ОДИН человек»

Меня это одиозное определение устраивает. Следуя ему, я никому ничего не должна доказывать, знать и приводить аргументы. И если народу, в массе совей, нравится почему-то один ширпотреб, то я имею полное право не в рамках критики, а просто так назвать вещи своими именами. Только потому, что я так считаю. Могу себе позволить.

А пока, в отсутствие определения и четкого понятия о предмете, остро необходимо,  хотя бы приблизительно, научиться понимать, что предмет искусства в отличие от бытового  предмета или культтовара, обладает, помимо товарной еще и  художественной ценностью. По этому, и будем пока отличать искусство и НЕискусства. Что  такое художественная ценность? Не пытайтесь найти объяснения. Но  могу попробовать  поговорить об этом в следующий раз.


комментариев 17

  1. Татьяна Татьяна

    Слово «клаузура» происходит от итальянского «замок». Просто учеников запирали под замок в одиночестве (чтобы им не помогали товарищи) для создания работ.
    Возможно, что в названии журнала тоже имеются аналогии с замком (на современном искусстве)?

  2. Ольга Несмеянова

    Льву Кропину.»Искусство – это информация передаваемая в художественных образах»
    1) где вы взяли это чудо?)))
    2) Искусство это информация? а информация это что? там меня спец по логике поправляет. Так вот с точки зрения формальной(элементарной) логики это не может быть определением потому что определяется словом, требующим определения. Эта уловка(ошибка) логическая
    3) Получил тот кто придумал ЭТО премию Киото? или еще ждет?
    4)»Соответственно, есть и градация (шкала) мастерства в передаче этой образной информации» прямо-таки шкала? чудны дела твои, Господи! а я и не знала.Сообщите об этом чуде будьте любезны, поржем вместе
    5) МРАК

  3. Игорь

    Очень любопытная тема. Спасибо,что хоть кто-то её поднимает. Думаю,что определение искусства дать невозможно, как невозможно дать определение любви,а это очень схожие чувства…Если я что то делаю, и получаю от этого удовольствие-это искусство…

  4. Лев Кропин

    Философское, т.е. фундаментальное, всеобщее, универсальное определение искусства есть. Искусство — это информация передаваемая в художественных образах. В виде картин, скульптур, театральных постановок, литературных произведений и т.д. Соответственно, есть и градация (шкала) мастерства в передаче этой образной информации. Живописный образ можно нарисовать плохо, а можно и мастерски, непревзойденно. Все просто. Но, как и во многих видах человеческой деятельности, в искусстве существуют жулики — люди не обладающие должным мастерством, но пытающиеся обмануть людей с помощью различных уловок. Такие жулики показаны в сказке Андерсена «Голый король». Это портные, разворовавшие материал на платье для короля и обманувшие его с помощью рекламных трюков. Такими жуликами являются и всевозможные модернисты и Малевич, и Пикассо. Им-то очень не импонирует философское определение искусства. Оно их разоблачает.

  5. Natalia

    «Но если следовать аристотелевой (т.е. европейской) логике справедливо и обратное» — здесь Вы ошибаетесь. Обратное к «хотя бы один» есть «ни один», т. е. никто. Т. о. инверсией определения Кривцуна будет: «предмет не является произведением искусства, если его никто не оценивает в качестве такового». См. modus tollens. Ваш вывод из Кривцуна не следует, его нужно доказывать отдельно.

  6. Несмеянова О.

    Вынуждена послать комент второй раз из-за ошибок. А невозможно самой редактировать? в тексте тоже заметила одну описку

    Лучше поздно чем никогда поздравить всех с начинанием. К сожалению из-за проблем с интернетом в Ленобласти, где я сейчас нахожусь на отдыхе, поздно заметила отзывы. Жаль… интересные собеседники

    Думаю, что раз нет определения предмета искусства главным становится вопрос – что за товар искусство? почем продается? и если это так дорого оценивает хотя бы автор, то почему? видимо это ценность не только товара, но и чего-то еще, имеющему место быть в этом покрашенном куске холстины.

    А товаром может быть все и искусство тоже… запросто. И как здесь писали выше можно и душу продать…

  7. KLAUZURA

    «Словечком импортно-элитным – Клаузура.» — а словечко-то, можно сказать техническое… такое же, как «публицистика», к примеру.)
    И еще, искусство не имеет границ — догма!)
    Рад, Victor, что обратили внимание на наше скромное издание.

  8. Victor

    Ещё, по-поводу вопроса Несмеяны.
    Джексон Поллок, уважаемый мною абстракционист, сказал когда-то:
    «Ценность любого произведения измеряется мерой запечатлённости в нём творческого АКТА.»
    Мудрый человек, однако, хотя и абстракционист.

  9. Victor

    Лит-Худ-Совету Редакции

    «Совсем сошла с ума российская культура,
    Журнал новорождённый так назвать!
    Как рифмо-обрезанья процедуру,
    Словечком импортно-элитным — Клаузура.
    Где ты, антигламурная цензура?
    Эх, мать!…»

    Впрочем, успехов вам в начинании!
    Буду заглядывать.
    Надеюсь вас не только казаки ново-русским языком мучать станут…

  10. Казак Андрей

    люди без Духа Божьего выглядят со стороны как бы так мягче сказать — как обрубки. И ходят и пьют и едят и спят и пишут и как бы засыпают но не просыпаются ДО ТЕХ ПОР ПОКА БОГ НЕ ДАС ХОРОШЕНЬКО ПО БАЛДЕ!
    И думают что думают —
    вот кусок из моего текста

    ……… Парадокс — порядок с Божий.
    Иначе говоря — мы тут льем и льем свои «мыслительные экскременты», а Богу уже, когда делал землю все было известно.
    Ты в лево дернулся, потом вправо, от Его десницы, а Он уже знал что ты дернешься!
    И потому мы видим что Он — Бог!
    Он знал, что на сей день народ будет как обычно, просто фабрикой по переработке пищи на говно.
    Если бы Бог вел нас за ручку и не дал воли нам, то мы были бы овощи. Безмозглые.
    А Он Дал свободную волю.
    Которой, попустил управлять бесам, всегда, когда народ без молитвы! И бесы народу говорят — Электромагнитно — они же электромагнитно разговаривают (как и мы должны, как святые общаться, мысленно).
    \\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
    И органы сегодня и с 1977 года изучающие наши мозги с помощью излучателей, тоже хотят и умеют это делать, внушать и слышать наш ответ. Причем задачи они уже не решают исключительно политические, а уже утилитарные.
    Такой разговор я подслушал —
    — Дай мне на недельку аппарат, мне срочно надо квартирку отмести у лоха.
    — Ты уже задрал, все свои проблемы решаешь, и не делишься! А что сказал Исаич? Работаешь на себя, — делись с коллективом. Который раз уже! Тебе жить надоело? Я то пропущу тебе раз ты про меня много знаешь, а ты думаешь нас не просвечивают, так же как мы?
    Забыл случай с майором? Он думал, что таких крутых уже не раскалывают. Рожу разъел, и не по чину стал брать, а это всегда «КОНТОРА» знает и наказывает…
    ………………………………………….
    А мы думаем что мы думаем.
    Как теракт сделать? Взять больного и довести до помешательства и подсунуть оружие. Или вообще отрубить у него отделы некоторые и он как механизм пойдет и сделает что сказали в микрофон, а он услышал в голове и не мог разобраться откуда голос.

    И вот мы думаем — (это мы решили сами, что мы думаем) а на самом деле вся механика такова — Мы можем думать, но только о том, что надо бы поужинать или надо сходить кое-куда — в домик, где мухи ищут поживу.
    (В городах это да, там домиков нет, там унитазы. Но там и бабы полуголые ходят и простатит провоцируют. И теракты органы делают, чего доброго нарвешься… )
    А у меня по улице, чаще проедет телега с мужиками и плугом, чем автомобиль. Время пахоты же.
    Ну, это лирика.

    Так вот — Все кто был честен, из писателей, все написали — что они не авторы текстов. А кто то, кто рядом стоял. Все писаки писали под воздействием! Вот на сей день стали ставить в школах в программу много разных новых медиумов — писавших как Мохаммед — автоматическим письмом.
    Например — Булгаков — морфинист. Бальзак — кофеман. И так далее и тому подобное.
    Вот взглянем на икону Иоанна Богослова — на ней изображен апостол Господний и лик его направлен к Богу, а рука направлена к пишущему писарю.
    Вот формула всех писаний.
    Вот мое стихотворение года 92 —

    Распоясался я снова, снова я рублю с плеча.
    Жду последнего я слова, что ты скажешь сгоряча.
    Заточу кинжала жало — Пусть живем мы только раз.
    Ты на мне не задержала взгляд своих волшебных глаз.

    Частушка почти.
    И вот проходит много лет, и я понимаю, что это не я сочинил. А сочинил бес и мне подсказал.
    Напоминаю, кто не помнит сценку из постановки 56 года — Там дедушка, появившийся из сосуда говорит отроку Вольке Костылькову прямо в уста. И того отправляют лечиться, за суперзнания географии.
    Кхе Кхе — это я кашляю, а не дедушка — бес.
    Подсказку никто не слышит. Та еще подсказка, но это не наше дело. Наше дело — принцип!
    Итак — вот мы садимся за копм и думаем, что мы сегодня напишем.
    А молились ли мы утром?
    А как молились? Как чесикоп Мрак хабаровский и приамурский? Он перед началом епархиального собрания на котором уже он знает, что отдаст храм Никольский под торговую площадь в самом центре города, произносит молитву «Царю небесный».
    Это звучит у него как «Слава Кпсс!»
    Так вот после молитв мы кушаем. Что мы кушаем? В пятницу кефирчик? Ну ладно, капусту с маслом нерафинированным и хлебом, как я.
    Далее — Когда родился текст, который мы пишем? В секунду написания? Или в момент просыпания? Или в момент потягивания?
    Или в момент чтения текста оппонента?
    Далее — Мы включаем комп. Перекрестились ли мы?
    Перекрестили ли мы комп? Содраны ли со всех его железок полоски с начертаниями сатанинскими? Освятили ли его водой святой?
    Какая стоит винда? Последние ее версии — суперподконтрольные с модулями — влияния и контроля? Какие эмоции бывают у нас?
    Усталость когда наваливается?
    Во время работы мы не забываем взглянуть на иконы стоящие у нас на столе, не забываем ли мы перекреститься время от времени?
    Как мы крестимся? Перевернутым крестом? Или от плеча до плеча?
    И так множество вопросов задаем себе, а после пишем.
    Нет. Так делают немногие.
    В большинстве случаев происходит так — Кто то нас — нашу душу раздосадовал и мы слушая подсказки дедушки из-за левого плеча, автоматически пишем то, что он нам говорит.
    Кстати — когда мы разговариваем, то обратите внимание, — всегда, мы повторяем то, что рождается не у нас во рту. Сначала помысел сказать, что-то в ключе том или другом. Слов подсказки не разобрать, но она явно чувствуется.
    Поэтому святые отцы учили — Остановитесь на путях ваших. ………….

  11. Казак Андрей

    http://fotki.yandex.ru/users/mironandrew/view/398499/?page=0
    вот какой ХУДОЖНИК ЭТО РИСОВАЛ И КАКИЕ МЫСЛИ ПРИ ЭТОМ БЫЛИ И КАКИЕ БЕСЫ ЕГО ОКРУЖАЛИ И КАКИЕ ДЕМОНЫ ГОВОРИЛИ ЕМУ В УХО И КАКИЕ ЕГО РУКОЙ ВОДИЛИ!!!!!!!!!!!!!

  12. Казак Андрей

    чё то все пишуть пишуть
    нет что ба поглядеть на слово исскуство
    и все станет ясно!
    НО НЕТ! СЛЕПЫЕ ВЕДУТ СВОИХ СЛЕПЫХ В ЯМУ!!!!!!!!
    \\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
    ИСКУС — искуситель искушает искушаемых и они искушенные в искушении всех кто попался под руку
    сами идут за самым первым искусителем — сатаной!
    Или вот пример — Стюдент решил пропускать уроки а получать пятерки и подписал договор о продаже души (дешевки все такие) и БАЦ стук в дверь — открывает а там ректор деканы и преподы преподносят ему диплом красный и золотую медаль! И поздравляют с окончанием института и уходят! И бес пришел ли говорит я свою задачу выполнил — давай прощайся с землей пойдешь под землю! Стюдент заплакал и тут казак идет и спрашивает — тот ему все доложил и казак и говорит бесу — ТАк! Меняемся! Я отдаю свою душу за энтого! рви его бумагу!
    Бес обрадовался — Мне грит такую медаль за душу казака дадут —сто кг вести медаль! ДАВАЙ!
    Казак вынул немного шашку порезал палец и кровью на договоре поставил крест ЖИРНЫЙ!
    Бумага вспыхнула и пропала! Бес заорал — ТЫ ЧЁ НЕ МОГ КАК НОРМАЛЬНЫЙ ПОДПИСАТЬСЯ? А казак — А мы НЕХРАМОТНЫЕ! и Пошел себе домой на Дон! И студент вразумился и побежал свечку за казака ставить!

  13. Эдуард

    «Исследование это привело меня к убеждению в том, что почти все то, что считается искусством, и хорошим, и всем искусством в нашем обществе, не только не есть настоящее и хорошее искусство, и не есть все искусство, но даже вовсе не есть искусство, а подделка под него». Л. Толстой

    Время проходит, эпохи сменяются эпохами, а воз и ныне — там!

  14. лидия отарова

    Уважаемая Ольга!

    Тему Вы затронули чрезвычайно основополагающую и глобальную.Существуют понятия в принципе неопределяемые,на мой взгляд, нак и понятие ИСКУССТВО, КРАСОТА и др., которыми мы так часто пользуемся, и для каждого это свое. Думаю, что это правильно. Необходимость дефиниции появляется лишь с приходом рынка и необходимостью продать товар.
    Спасибо Вам за статью. Есть ли где-нибудь еще Ваши публикации на эти темы?
    С уважением,
    Лидия Отарова

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика