Вторник, 03.12.2024
Журнал Клаузура

Сергей Павлухин. «Роман Дмитрия Плынова «Обреченный на бескорыстие». Рецензия»

Каждый человек (с минимальными литературными способностями) может написать, по меньшей мере,  одну книгу: описание собственного жизненного пути. И, чаще всего, начинающие авторы черпают материал из собственной биографии (а откуда же ещё?!).

Начиная чтение текста Дмитрия Плынова, с первой же строки, определяющей жанр произведения, испытал чувство  недоверия. Текст объёмом менее сотни страниц должен был бы носить название повести, а не романа.

Нам привычны романы классической формы – толстенные фолианты, отражающие собой судьбы людей во времена исторических переломов (вспомним хотя бы «Войну и мир» Л.Н. Толстого).

Но если следовать определению Юрия Никитина: «Мера романа – сдвиг в характере героя», то это условие Дмитрий Плынов успешно выполнил.

Первое впечатление — материал замечательный, но ещё сырой. Весь текст недостаточно проработан. Фразы не всегда «играют». Бывает, что автор сбивается на сухой стиль пояснительной записки. По большому счёту — надо было бы не торопясь выровнять сюжетные линии и чуть лиричней раскрыть историю любви главного героя и Аллы. Иногда возникает чувство, что автор так торопился доверить свои мысли бумаге, что у него не оставалось времени на правку текста.

Меня несколько настораживал переход от лаконичного (почти протокольного) описания действий контрразведчиков к многословным описаниям потока мыслей главного героя в мирной жизни. Можно этот приём отнести к авторскому языку данного произведения, но и тогда пишущему требовалось бы ещё раз пройтись по тексту со строгим пером корректора, чтобы добиться звонкого и чистого звучания каждой фразы.

Во вступительном слове автор уведомляет читателя, что некоторые эпизоды заимствованы из собственной биографии.

Роман начинается в провинциальном российском городе, название которого так и останется скрытым от читателя. Действие, судя по всему, происходит в конце семидесятых, начале восьмидесятых годов.

Первая глава ведёт молодого героя к осознанному решению отдать свою жизнь служению Родине. Романтика молодости подсказывает ему, что наиболее достойный путь для осуществления такого решения – связать свою жизнь с армией.

Вторая глава делает решение героя более понятным читателю, показывая службу отца главного героя повествования в рядах «ограниченного контингента». И здесь мне, как читателю, впервые пришлось столкнуться с авторской манерой бытописания происходящего действия. Начисто отсутствует  трескучий шумовой фон, так характерный для молодых  выпускников курсов сценаристов. Нет громоподобных взрывов, трескучих автоматных очередей и сухих щелчков снайперской винтовки. Есть повседневная работа контрразведчиков в непривычном окружении.

А контрразведчики – это такая редкая порода людей, с которыми нельзя пойти в разведку.

Третья глава – период учёбы в военном училище и формирование характера героя.

Четвёртая – описание контрразведывательной операции «за речкой». И тут у меня возникло чувство, что стиль повествования мне знаком. Уже встречал эту скупую на эпитеты речь, сдержанное (будничное) описание сложных контрразведывательных многоходовок…

И я вспомнил!

Несколько лет тому назад я читал документальные воспоминания бойцов подразделения «Каскад», проходивших службу в Афганистане. Тот же самый стиль изложения, где отсутствует малейший намёк на позёрство, показушную браваду. И чувствуется, что за рассказанным скрыта та самая «подводная часть айсберга», которую нельзя предавать огласке ещё лет пятьдесят (а то и вовсе – «не имеет срока давности»).

И опять меня посетило чувство, что именно недосказанное и было бы наиболее интересно читателю. Электронные книги скачать бесплатно

Пятая глава – военных курсантов правительство бросает в «горячие точки».  Глава заканчивается тем, что главный герой, повзрослевший и возмужавший, приступает к выполнению своих служебных обязанностей в штаб-квартире контрразведывательного подразделения, замаскированного под научно-исследовательский институт проблем экономики, политики и права.

В шестой главе прослеживается разоблачение вражеского агента, до поры успешно работавшего в Москве под маской крупного бизнесмена.

Седьмая глава – герой встречает свою любовь. И, как обычно бывает в нашей жизни, далеко не всё идёт гладко…

В восьмой главе главный герой находит отдушину в творчестве. Его увлечение – живопись. А в душе занозой сидит желание написать свой собственный шедевр…

Девятая, заключительная глава романа, показывает поведение героя в конфликтных ситуациях, которые задевают его близких.

И в этот момент творческий кризис, служебные неурядицы, размышления о переменах в обществе и государстве – всё это логично приводит героя к Богу.

Считаю нужным сделать этот краткий пересказ сюжета, чтобы наглядно показать, что формально все признаки формы романа стоят на своём месте. Уж и не говорю тут о темпе развития внутреннего действия в разных эпизодах текста. Только обращает на себя внимание очень разная динамика развития изменения характеров персонажей, динамика развития взаимоотношений, концепций. Но внешние действия героев в различных эпизодах отличаются своим ритмом движения вполне оправдано. Если в молодости герой был склонен к быстрым действиям и поступкам, то с возрастом пришло внешнее замедление действий при нарастании внутреннего напряжения мысли (что можно отнести к творческому успеху автора). Но я так и не смог определить – насколько гармоничной получилась авторская конструкция.

Шаламов говорил, что главная задача писателя  — быть судьёй своего времени. И вот эту задачу Дмитрий Плынов решает достаточно успешно.

Период времени, охваченный сюжетом, никто не назовёт историческим застоем: рушилась советская система, и обломки страны расхватывали шустрые младореформаторы.

Честным и бескорыстным людям только и осталось, что уповать на Господа…

Могу сказать, что главным успехом текста считаю то, что он вызывает чувство ДОСТОВЕРНОСТИ исходного материала.

А это уже очень много.

Купить электронную версию романа можно здесь


комментария 3

  1. Varvara

    Сергей, а Вы читали что-то еще, этого автора?
    Я хорошо знаю творчество Дмитрия Плынова! У меня такое ощущение, что этот автор в ближайшем будущем будет одним из самых популярных. А еще, через лет 10 — вообще классиком!
    Сожалею, что книги писателя Дмитрия Плынова, трудно купить. Только отрывки в интернете…
    А пишет он великолепно! Особенно обожаю его Миниатюры! Что ни слово — то перл!!! Рекомендую всем!

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика