История Новогодней Ёлки
29.12.2020
/
Редакция
Любимые новогодние праздники Новый год и Рождество мы просто не мыслим без желанной гостьи – Ёлочки. И никто не спрашивает, как возник этот прекрасный обычай, откуда пришёл к нам и что символизирует. Оказывается, появился он на Руси относительно недавно, когда в 1699 году Пётр I вернулся из Европы, где уже существовала эта традиция, и очень ему понравилась. Он даже издал специальный Указ, которым повелел вести летоисчисление не от Сотворения мира, а от Рождества Христова, а Новый год праздновать по-европейски – 1 января. Царским указом всем жителям Москвы было приказано зажигать в новогоднюю ночь костры, пускать фейерверки, поздравлять друг друга, украшать дома ветвями хвойных деревьев (сосен, елей, можжевельника).
В указе было предписано хвойные деревья устанавливать в помещении, а снаружи – на воротах, крышах трактиров, на улицах и дорогах. Таким образом ёлка, как вечнозелёное дерево, символ здоровья, долголетия и обновления, превращалась в символ встречи Нового года, а не Рождества, чем она стала намного позже.
После смерти Петра I новогодние ёлки ставить перестали. Лишь владельцы питейных заведений украшали ими свои владения, причём деревья водружали на крыши трактиров или втыкали у ворот, и они стояли круглый од, засыхая, теряя хвою, превращаясь в «ёлки-палки».
Новогодние празднества и традиция ставить ёлки возродилась лишь при императрице Екатерине II, а украшать их стали только в середине XIX века. Говорят, что первую Рождественскую ёлку устроили в Петербурге проживающие там немцы. Этот обычай горожанам так понравился, что они начали устанавливать ёлки и в своих домах.
Но далеко не все русичи были единодушны. Среди крестьян обычай наряжать ёлку приживался с большим трудом – это объясняется тем, что ель у древних славян была символом смерти: под ёлками хоронили, еловыми лапами устилали последний путь человека, еловыми гирляндами и ветками украшали могилы. Крестьяне ездили в лес за ёлками только для своих господ или же для того, чтобы нарубить их для продажи в городе.
Серьёзным противником ёлки была и Православная Церковь, считая этот обычай по своему происхождению языческим. Святейший Синод вплоть до революции 1917 года издавал указы, запрещающие устраивать ёлки в школах и гимназиях.
Действительно, в старину простые люди верили, что в деревьях обитают духи, которых нужно умилостивить. Вечнозелёная ель занимала особое место среди деревьев. На неё ежегодно, в конце декабря (день зимнего солнцестояния) древние германцы вешали разные подарки: ленты, амулеты, яблоки, яйца; у подножия зажигали свечи, задабривая и моля лесных духов даровать им счастливый год.
По преданию, первые Рождественские ёлки появились в Германии в VIII веке. Их вносили в дом и всячески украшали, причём каждое из «даров» имело смысл. Лепёшки из пресного теста символизировали причастие; фрукты – искупление; яблоки – плодородие; яйца – благополучие и гармонию, а орехи – непостижимость Божественного Промысла. Верхушку ёлки всегда украшали восьмиконечной звездой в память о звезде Вифлеемской, которая указала путь волхвам, шедшим поклониться новорождённому Спасителю. Колокольчики на ёлке напоминали те, что подвешивали пастухи на шею своим овцам. Свечи и фонарики были символами звёзд и костров, освещавших путь пастухов в ту Святую ночь.
Тем не менее, к началу ХХ века ёлка становится в России обычным явлением.
После 1917 года несколько лет ёлки ещё сохранялись, но с 1925 года новая власть начала беспощадную борьбу с религией, и в 1925 – м праздновать Рождество запретили. А вместе с православным праздником, отменялась и ёлка, против которой когда-то выступала Православная Церковь. И тогда ёлка «ушла в подполье»: её тайно продолжали ставить к Рождеству, плотно занавесив окна…
Ситуация изменилась в конце 1935 года, после того, как И.В. Сталин произнёс: «Жить стало лучше, жить стало веселей!». И к радости детворы, ёлка не только вернулась к нам, но стала главной, почётной гостьей нового Государственного (наряду с Октябрём и Первомаем) праздника.
В Постановлении Правительства говорилось:
«Новогодняя ёлка – праздник радостного и счастливого детства в нашей стране»
Устройство новогодних ёлок для детей и сотрудников всех учреждений и промышленных предприятий стало обязательным.
Восьмиконечную Вифлеемскую звезду на верхушке «рождественского дерева» теперь заменила пятиконечная – такая же, как на Кремлёвских башнях. Связь ёлки с Рождеством была предана забвению…
Праздновать Рождество Христово в России вновь начали только в 1991 году, и 7 января было объявлено нерабочим днём. Сегодня и Рождество, и Новый год – государственные праздники. Дети и взрослые по-прежнему заранее готовятся к ним, ждут подарков, счастливых встреч и исполнения желаний, собираясь семейным и дружеским кругом за праздничным столом, под душистой новогодней ёлкой.
Интересно, что Православная Церковь забыла о своём некогда неприязненном отношении к ёлке. Теперь зелёные деревца стоят не только в домах верующих, но и в храмах во время рождественского богослужения. А в Воскресных школах дети так же водят хороводы вокруг ёлки и поют любимые песни.
Христиане жили без ёлок 15 веков, и в Священном Писании ничего не сказано о рождественских ёлках (как, впрочем, и о пасхальных куличах, сырных пасхах, крашеных яйцах и т.п.). Но есть традиции, которые укоренились, и все христиане их соблюдают. Вся суть – в нашем к ним отношении.
Если ёлка и подарки под нею для нас – главное, а Христос забыт, и мы ничего не делаем для Него в этот день, тогда, пожалуй, и сама ёлка становится символом язычества. Но если ёлка – символ вечной жизни, свечи на ней напоминают о том, что в мир пришёл Свет – Христос, а подарки под ёлкой, как память, что Бог подарил нам Сына Своего, тогда – всё на своём месте.
Однако, можно прекрасно отпраздновать Рождество и без ёлки, и без деда Мороза. Самое главное, не забывать, ради Кого мы собрались, и Чьё Рождество празднуем.
Ну а ёлочка пусть остаётся в лесу!..
РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ЁЛКА
Великое чудо в ту ночь совершилось!
Спасителя Бог нам послал.
В забытой пещере, в заброшенных яслях
Младенец, Сын Божий, лежал.
Звезда над пещерой, как свет путеводный,
Сияла учёным волхвам,
И громкая песнь пастухов величаво
И стройно неслась к небесам.
С людьми вся природа в ту ночь ликовала:
Шумя на деревьях, листы
Таинственным шёпотом славили Бога,
И пахли сильнее цветы.
Три дерева – пальма, маслина и ёлка –
У входа в пещеру росли;
И первые две в горделивом восторге
Младенцу поклон принесли.
Прекрасная пальма его осенила
Зелёною кроной своей,
А с нежных ветвей серебристой маслины
Закапал душистый елей.
Лишь скромная ёлка печально стояла:
Она не имела даров,
И взоры людей не пленял красотою
Её неизменный покров.
Увидел то Ангел Господень
и ёлке с любовью сказал:
«Скромна и тиха ты, не ропщешь в печали,
От Бога награду сейчас получай!»
Сказал он – и звёздочки с неба
скатились на ёлку одна за другой,
И вся засияла, и пальму с маслиной
Затмила своей красотой.
Младенец от яркого звёздного света
Проснулся, на ёлку взглянул,
И личико вдруг озарилось улыбкой,
И ручки Он к ней протянул.
…Исполнил Спаситель Свой подвиг высокий –
Учил и творил чудеса,
За нас пострадал и, воскресши из мёртвых,
Вознёсся к Отцу в небеса.
А мы с той поры каждый год вспоминаем
и набожно чтим Рождество:
Ребёнок ли, взрослый – все празднику рады,
И в каждой семье торжество.
Где дети – там ёлка, богаче, беднее,
Но вся в золотых огоньках.
И сколько веселья и сколько восторга
В незлобивых детских сердцах!..
1915 г.
(автор неизвестен)
1 комментарий
Инга
03.01.2021Очень интересная публикация; получилось целое исследование вглубь истории страны и народа, а на фоне политических изменений в государстве менялось и отношение к празднованию Нового года и к самой Новогодней Ёлке. И все же лесная красавица полюбилась в России всем, особенно детям! И Новый год и Рождество — самые любимые праздники у нашего народа ещё и потому, что позволяют взрослым вместе с детьми попадать в сказку, где исполняются мечты и все чувствуют себя счастливыми! Вот только культура отношения к Ёлочке пока невысока , поэтому из сохранения нашего лесного богатства соглашусь с Риммой Кошурниковой на ёлочку искусственную, Счастливого всем Нового 2021 года! Спасибо зп публикацию.