Суббота, 23.11.2024
Журнал Клаузура

Татьяна Черниговская – жизнь, как форма мысли

Через образ Алисы и её приключений, перевитых лентами парадоксов и афоризмов, яснее раскроются принципы работы мозга – или мысли…

Ведь это невероятно: в голове человека уложено целое небо: ибо количество нейронов и сложность их соединений не уступают звёздным реестрам…

Если не превосходят их.

Т. Черниговская филолог по первому образованию – и первым достижениям: поэтому, как представитель нейронауки, нейролингвистики и теории сознания, она часто использует образы литературы, её язык.

Собственно, языков у человека множества: помимо словесных: есть язык математики, язык музыки, танца, живописи…

Но Черниговская рассматривает литературу именно как феномен познания реальности: в том числе человеческого мозга, и частые ссылки на многих писателей и поэтов логичны в таком контексте.

Тайн остаётся больше, чем познанного.

Лекции Черниговской увлекают, втягивают, от них не оторваться; всё работает на повышенное внимание: от своеобразных голосовых, очень мягких, интеллигентных интонаций, до – парадоксальности суждений; до – словно совершаемого Алисой повторного путешествия в недрах мозгового аппарата…

Какие сложные лабиринты: ведь именно они дарят мысли, парадоксы, различные, мало кому приходящие в голову варианты истолкования яви.

Черниговская рассуждает… даже не как филолог: как высококвалифицированный читатель, воспринимающий литературу альтернативным миром, хоть и базирующимся на нашем.

Ведь… как утверждал Аксентий Поприщин:

И это все происходит, думаю оттого, что люди воображают, будто человеческий мозг находится в голове; совсем нет: он приносится ветром со стороны Каспийского моря.

И подобное утверждение, проведённое через трагикомические призмы сумасшествия, открывает множество перспектив, сообщая, сколь мало возможно узнать о бездне, заложенной в человеческой голове.

Академик Павлов за употребление слова «сознание» выгонял из своей лаборатории; антипавловски настроенная Черниговская, тем не менее, полагает, что в этом он был прав: сколько бы ни было определений сознания, ни одно из них полностью не объясняет феномен.

…используя который она строит свои лекции, и пишет книги.

Есть два уникальных персонажа: один из мира литературы, другой – из мира, где используется совсем другой язык: физики…

Они родственны: это – Чеширский кот, про которого нельзя утверждать, есть он, или нет, и кот Шредингера, про какого никто с точностью не скажет: жив он, или мёртв…

Плавно покачивающаяся в воздухе, насыщенном электронами мысли, улыбка точно незримыми небесными дугами соединена с умозрительным (никто не мучил живого кота) экспериментом великого физика.

И снова аскетичная улыбка Поприщина проступает на заднем плане…

…человек зазнался, полагая себя единственным мыслящим существом: не представляя себе размаха вселенной, не допуская мыслящих планет, солнц, цивилизации камней (русский провидец, поэт космоса – Циолковский писал об этом)…

Черниговская рассказывает о высочайшем интеллектуальном уровне врановых, дельфинов, слонов…

Дельфины не создали цивилизации?

А зачем?

Ведь они смеются, пляшут, поют, занимаются любовью, и не имеют врагов: при таком наборе данных можно утверждать, что бытование сих морских обитателей есть альтернатива рая…

Бродский возникает в лекциях блестящей Черниговской: со своим избыточным акцентом на языке, с утверждением, что поэзия, как высшая форма оного, является видовой целью человечества…

Софизм?

Конечно.

Но софизм, заставляющий мысль работать на новых оборотах.

Лекции Черниговской пропитаны поэзией: её сложной, своеобразной субстанцией, вовсе не обязательно требующей рифм и размера.

Жизнь Татьяны Черниговской словно является следствием не биологии, но мысли: мысли неустанно пульсирующей, заставляющей видеть иначе, думать иначе…жить?

Вот с этим проблемы.

Тут возникает Пётр Шумахер со своим блестящим четверостишием… о Крылове:

Лукавый дедушка с гранитной высоты
Глядит, как резвятся вокруг него ребята,
И думает себе: «О милые ребята,
Какие, выросши, вы будете скоты!»

Ибо круг этого вырастания повторяется из века в век: но жизнь таких людей, как Татьяна Черниговская работает на то, чтобы осветлить вращение этого круга, сделать его более приемлемым.

Александр Балтин

Фото с сайта Liwli


комментария 3

  1. байрамов руслан ренатович

    МОИ СТИХИ
    Жизнь это чуда а любовь это вечное чувство.
    И надо ценить и уважать да быть добрей.
    И главное быть честным.
    Это главное черта человека.
    И очень хорошее качество.
    Дающая Смысл и понимания.
    И главное человечность.
    Достоинство и счастья.

  2. Генрих

    Да, печальная картина с «работой мозга» у иных интеллектуалов. Вороны у них смеются, пляшут, любовью занимаются и служат примером для подражания деградирующей цивилизации. Вспоминается детская сказка поучительная «Баранкин, будь человеком». Пора бы и нашим интеллектуалам не воронами и дельфинами восхищаться и им уподобляться, а начать хоть немного своими нейронами шевелить, т.е.мыслить. Забыть о благоглупостях «нейронауки» и вспомнить о логике.

  3. Воложин

    А меня Черниговская стала удручать. Она, грубо говоря, отрицательные эмоции в связи с наукой выражает. Всё — неопределённо, всё солишком сложно. Если б не было противоположного толка популяризаторов науки — руки бы опустились.

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика