Феномен «Марфы Посадницы» Есенина
16.02.2022
 / 
 Редакция
     
Марфа Борецкая – одна из лидеров новгородской оппозиции к Ивану III, выступавшая за единения с Литвой и отъединение от московской власти…
 …антураж!
Колоссальный исторический антураж, играющий оттенками и их переливами, иные строения, литая монументальность храмов, орнаменты словесных речений; и – Марфа: весьма небедная, прикупавшая земли для увеличения денежных возможностей, судя по всему – сгусток воли, рьяная речь, неистовость убеждённости в правде собственного дела…
И – высыпаются самородные есенинские слова:
Не сестра месяца из темного болота
 В жемчуге кокошник в небо запрокинула,—
 Ой, как выходила Марфа за ворота,
 Письменище черное из дулейки вынула.
Раскололся зыками колокол на вече,
 Замахали кружевом полотнища зорние;
 Услыхали ангелы голос человечий,
 Отворили наскоро окна-ставни горние.
Ранние, не большие по объёму поэмы Есенина проникнуты своеобразным мистицизмом: тут словно смешиваются – православно-крестьянские, сектантские, и даже – природно-эзотерические: исходя из ощущений поэта – слои и пласты действительности; тут ангелы легко приотворяют окна-ставенки, и происходит это…не в Новгороде, кажется, даже – а в Китеже, мистическим образом проступившим из метафизических вод.
Ранний Есенин пел Китеж, даже не называя его.
 Но главное: росный, колокольный, берёзовый, млечный язык: пышущий и дышащий, как подходящее тесто, кружевьём народного глаголанья, испещрённый столь замечательными словечками, что современный утилитарный словарь будто бледнеет от стыда.
 Марфа – «ВозговОрит», именно так: не заговорит, а – сильнее, объёмнее…
 …царь московский ворог: и лют он, раз:
Не чернец беседует с Господом в затворе —
 Царь московский антихриста вызывает:
 «Ой, Виельзевуле, горе мое, горе,
 Новгород мне вольный ног не лобызает!»
Параллель с возможностями чернеца прочерчена не даром: тут – противопоставление в мистических вариантах, и царь, беседующий с Вельзевулом, названным скорее простонародно, чем – под размер, восприемлется… чуть не роднёй Вельзевуловой…
Царь не желает отпускать Новгород.
Марфа будет биться.
Царь – чернеть лицом и злиться.
 …дальше развернётся…эпос, данный в краткости небольшой поэмы:
Вынул он бумаги — облака клок,
 Дал ему перо — от молнии стрелу.
 Чиркнул царь кинжалищем локоток,
 Расчеркнулся и зажал руку в полу.
Именно мотив переогромленности важен, без него не обойтись, он прозвучит должным масштабом – по отношению к замыслу поэмы.
Не говоря – воплощению.
Невероятная, гипнотизирующая пестрота есенинских ранних поэм связана не только с прилагательными, и не столько с ними: тут глаголы активно участвуют, и то, что колокола возмогут плакать, говорить именно о неистовых возможностях речи:
На соборах Кремля колокола заплакали,
 Собирались стрельцы из дальных слобод;
 Кони ржали, сабли звякали,
 Глас приказный чинно слухал народ.
Закраснели хоругви, образа засверкали,
 Царь пожаловал бочку с вином.
 Бабы подолами слезы утирали,—
 Кто-то воротится невредим в дом?
Хоругви цветные качаются, лики смотрят в душу, золотясь.
 …вдруг в Марфе проступит нечто нежно-кипенно-белое, ажник от Богородицы, а отчего?
Оттого, что:
В зарукавнике Марфа Богу молилась,
 Рукавом горючи слезы утирала;
 За окошко она наклонилась,
 Голубей к себе на колени сзывала.
Голубь – символ кротости, чистоты, и он, а не царёв чёрт, соответствует Марфе.
 …через четыреста лет пишется, сказывается, глаголится…
Завершается:
Пропоем мы Богу с ветрами тропарь,
 Вспеним белую попончу,
 Загудит наш с веча колокол, как встарь,
 Тут я, ребята, и покончу.
Ветер – феноменальный онтологический ветер, крепко продувший есенинский текст, сокровенен: вернее – двойственен: явен и потаён; он шуршит массой обветшавших страниц, предлагая вновь и вновь вслушиваться в раздольные песни Есенина, всматриваться в цветовую гамму, предложенную поэтом, соприкасаться с тайнами истории, из которой все мы вышли – сегодняшние, пусто-прагматичные, не слышащие подлинности поэтического слова.
 
 
 
 
1 комментарий
Станислав Федотов
22.02.2022Про поэму хорошо и справедливо.
Вот только автор, пытаясь соответствовать есенинскому языку и размаху, выглядит неестественно. Все-таки время не вернешь.