Феномен русского Фихте. К 260-летию
19.05.2022Я глядится в зеркало не-я, не в силах выбрать варианты отражения: до периода зрелости Фихте увлекался Спинозой, отвергая свободу воли.
Действительно: коли пристрастно всматриваться в жизнь, становится понятно, насколько человек заложник суммы обстоятельств, и как мало зависит от волевого напряжения оного – подопытного – человека.
Фихте родился в Бишофсверде в историко-географической области Верхняя Лужица.
Он обладал феноменальной памятью – эта его способность обратила на себя внимание местного барона, позаботившегося об образовании мальчика.
Он учится в Земельной школе, потом слушает лекции по богословию в знаменитых университетах.
Он был знаком с Кантом, одобрившим его труды, и подыскавшим издателя для рукописи; хотя при жизни был Фихте больше известен, как лектор, нежели, как философ: ибо развивал философию необыкновенной чистоты: вся она строилась на этическом развитие человека.
Судя по суммам отзывов, Фихте представлял собой характер необыкновенной целостности: прямота, целеустремлённость, редкое самообладание, чары честности: таковы качества, определявшие Фихте, и философия его носит этический характер: не зря же такое влияние на него оказал Спиноза, у которого почерпнул его рационалистический дух.
Фихте был обвинён в атеизме: думается, напрасно – не слишком приверженный церкви, он явно жил в Богом в душе: следует из его философии.
Я и Не-Я – ключевые понятия философии Фихте, разрабатываемой им на протяжение жизни: Я – в нём, как единственном основоположение связываются все точки, и объединяются в единое целое.
Нечто, смутно напоминающее всеобщее дело старого русского философа Фёдорова.
Фихте стремился – алхимически – синтезировать «мыслю» Декарта с «категорическим императивом» Канта, самоочевиднейшая истина должна сходиться с велениями совести, не являющейся, по сути, философской категорией.
Впрочем, тогда всё можно было отнести к этой науке: торжественно сложной, велеречивой, черпающей из математики.
…что значит: Я есмь? Это значит – я есть я: то есть раскрытие ядра своего бытование, не говоря – очищение оного от жизненной чепухи, всяческих наслоений.
Я несомненно сознаю тождество «я» с самим собою.
Совокупность всех внутренних представлений, чувств и восприятий, образующих для меня окружающий мир, и есть Я.
Солипсизм, мерцая тонкими плёнками, отрицает всякую свободу; и косное не-я, работающее коллективно, разрушает иллюзии я…
Философия – отчасти напластование иллюзий.
…в Берлине к Фихте сочувственно относятся и король, и общество.
Он сходится с лучшими представителями тогдашней мысли, и общение, разумеется, производит благоприятный культурный бульон.
В Берлине же Фихте и умирает, заразившись горячкой от жены, посвятившей себя уходу за ранеными в лазаретах.
Войны вечно сопровождают человечество, в сущности история – во многом история войн: что опровергает всякие нравственные ориентиры, одновременно подтверждая их.
Такая двойственность…
Философия Фихте двоится в зеркалах времени: условное я, конкретное не-я…
Или наоборот…
Как ни истолкуй жизнь, она, не зависящая от философии, никак не изменится.
Но образ Фихте ярко высветлен лучшими аспектами истории на протяжение множества лет.
Александр Балтин
комментария 2
Александр
02.06.2022Читая бегло, прочитал: «философия его носит эпический характер» — очень понравилось это показавшееся определение. Эпос куда ближе к этике, чем к логике
Генрих
24.05.2022Фихте показал неизбежность преобразования общества и установление новой общественной системы без войн и страданий людей. Для этого люди должны мыслить, Фихте рассматривал мышление как деятельность — это выдающееся достижение. Он хотел выяснить и схему этой деятельности, её логику. Тут он остановился на пороге открытия диалектики, поскольку деятельности и практической и мыслительной присуща диалектика. Она не осознаётся людьми до поры, её осознание есть выдающееся открытие, меняющее тип мышления, переход от рассудочного мышления к разумному мышлению.