Суббота, 22.02.2025
Журнал Клаузура

Ибсен и его пьеса «Йур Габриэль Боркман»: масштабность личности и трепет…

…многослойность, сконденсированность, экспериментальность прозы.

Творчество Ибсена, знаменитого норвежского драматурга, окрашено не только национальным фольклором, древними исландскими сагами, но и особым психологизмом в описании общества и романтического героя.

В своей известной и замечательной статье В.Г. Адмони разъясняет характерные черты Ибсена, упоминая его неразрывную связь с романтизмом, творчеством Байрона, а также присущие драматургу черты искусства, то есть определенного рода сконденсированность, многослойность, экспериментальность. Неслучайно прослеживается и яркая метафора – скрежет пилы, словно олицетворение всей культуры Скандинавии, с ее лесами, тайнами, и внутренними исканиями, скрытыми за сдержанностью внешнего вида.

В.Г. Адмони отмечает, что пьесы Ибсена полны гармонии, несмотря на то, что писатель как нельзя лучше подмечает ощущение диссонанса во всех преломлениях пьесы и ее хода.

Пьесы Ибсена написаны словно поэмы, но структура их четкая. И нельзя не заметить той яркости образов, которые тщательно выписаны.

Творчество Ибсена стоит под знаком норвежской национальной романтика — широкого движения в духовной жизни страны, стремившегося после многовекового подчинения Дании утвердить национальную самобытность норвежского народа, создать национальную норвежскую культуру.  Подобная тенденция – форма борьбы и движущая сила. Одна из главных тем творчества Ибсена – «третье измерение» — мир подлинных чувств и переживаний души.

Однако, для критического мышления невозможно не прибегнуть к тактике сарказма. «Пер Гюнт» – это окончательное размежевание Ибсена с национальной романтикой.  Ибсеновское неприятие романтической идеализации достигает здесь своего апогея. Крестьяне, показанные в «Пер Гюнте» — грубые, злые, жадные. Для описания Норвегии именно фольклор помогает обострить описания уродливого и грязного. Известная музыка Грига к сюжету пьесы – была написана по заказу, но приобрела необычайную популярность.

Об Ибсене пишут, что его проза – сильнейшая драма в мировой культуре, при том, что его чаяния не оправдываются, так как буржуазное общество продолжает развиваться и крах не терпит. Крушение романтических идеалов уступают место описанию каждодневной действительности, словно тотальные проблемы бытия сливаются и разбиваются о сиюминутные мгновения жизни.

Внутреннее неблагополучие и трагизм – вот тематика многих пьес Ибсена. Например, в «Привидениях», на фоне непрекращающегося   дождя   происходит постепенное выяснение подлинного существа той жизни, которая выпала на долю фру Алвивг, вдовы богатого камергера. А также обнаруживается, что ее сын болен, и обнажаются подлинные причины его болезни. Все отчетливее вырисовывается облик покойного камергера, грехи которого — и при жизни его, и после его смерти — фру Алвинг пыталась скрыть.

Обсуждая глубину идей Ибсена, исследуя метод парадокса, критиками отмечается, что Ибсен превозносит «замечательный гнет», царящий в России, который порождает, по логике Ибсена, «прекрасное свободолюбие». По мнению Ибсена, «Россия — одна из немногих стран на земле, где люди еще любят свободу и приносят ей жертвы… Потому-то страна и стоит так высоко в поэзии и искусстве».

«Йун Габриэль Боркман» (1896).  Банкиру и крупному дельцу Боркману, мечтающему стать Наполеоном в экономической жизни страны и покорять все новые и новые силы природы, чужда всякая слабость. Сокрушительный удар ему наносят внешние силы. Его врагам удается изобличить его в злоупотреблении чужими деньгами. Но и после длительного тюремного заключения он остается внутренне не сломленным и мечтает снова вернуться к своей любимой деятельности. Вместе с тем подлинная причина его крушения, обнаруживающаяся по ходу действия пьесы, лежит глубже.

Еще молодым человеком он оставил женщину, которую любил и которая любила его, и женился на ее богатой сестре, чтобы получить средства, без которых он не мог бы приступить к своей деятельности. И именно то, что он предал свою подлинную любовь, убил живую душу в любящей его женщине, приводит, по логике пьесы, Боркмана к катастрофе.

Боркман — человек большого формата. И этим он привлекает Ибсена, издавна   стремившегося   утвердить   полноценную, нестертую человеческую личность. Но реализовать свое призвание они роковым образом могут, лишь потеряв чувство ответственности перед другими людьми. Сходная тематика звучит и в потрясающей по красоте книге Сельмы Лагерлеф «Сага о Йесте Берлинге» (1891). Предательство своей истинной любви, сговор с совестью, следование конвенции словно рушит всю жизнь героине ярчайшей по описанию книги.

По ходу пьесы читатель понимает, что единственная надежда жены Брокмана Гунхильд — это их двадцатилетний сын Эрхарт, она видит его миссию в том, чтобы добиться больших успехов в жизни и восстановить репутацию семьи. Элла Рентхейм, сестра-близнец Гунхильд, на протяжении долгого времени воспитывала Эрхарта у себя в доме, и теперь, неизлечимо больная, она хочет вернуть его, чтобы он скрасил ей остаток жизни. Боркман и Элла раньше были влюблены друг в друга, но Боркман отрёкся от неё и женился на её сестре. Элла считала, что Боркман охладел к ней. Истинную причину разрыва она узнаёт только теперь.

Боркман, нарушая своё уединение, объясняется с женой, утверждая, что он виноват только в том, что позволил унынию овладеть собой, и что с этого момента он снова будет стремиться к своей мечте — создать огромную империю в области добычи полезных ископаемых. Он предлагает сыну присоединиться к себе. Однако Эрхарт отклоняет все эти предложения и уезжает на юг с Фанни Вильтон, тридцатилетней ветреной женщиной. Боркман с Эллой уходят в лес и поднимаются на вершину, где Боркман умирает от сердечного приступа. Теперь, когда его не стало, вражда между сёстрами исчезла.

Сюжет пьесы поднимает различные проблемы, которые лишь прибавляют штрихи к ярчайшему портрету Ибсена, как изобретателя драмы. Тема сестер, реальной, романтической любви, от которой следует отказаться (а значит тема религии). Тема достатка. Тема масштабности личности и ее возможного краха (тематика раскрывает варианты искушений Иисуса Христа) – все эти сюжеты предстают в обличии хорошо продуманной, четкой структуры, делают пьесы Ибсена исключительно узнаваемыми и глубокими по содержанию. Вы не найдете здесь однозначности оценок, слишком сильной идеализации человека, или портретов его слабости и никчемности.

Экзистенциализм, присущий западной культуре, с его якобы безбожием, но верой в каждое мгновение жизни – словно добавляет по кирпичикам тот портрет новой религии, которая была отмечена С. Кьеркегором в его знаковой работе «Страх и трепет». Идея такого экзистенциализма, во-первых, в том, что жизнь человека определяет его суть, а не какая-то внутренняя суть определяет жизненный путь. Жизнь — это свободный открытый выбор каждого, и сила духа в этом выборе пути. Во-вторых, религиозная философия экзистенциализма, намеченная Кьеркегором, поднимает глубинный вопрос отношения к Богу, выбор обертонов этого отношения. Выбирает ли человек страх (подлый и никчемный), или, вслед за ветхозаветными героями, определяет отношение к Богу как трепет перед Богом и его величием.

Нина Щербак

 


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика